ПАМЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

память эмоциональная

вид памяти, содержанием которой являются эмоции, чувства.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Память эмоциональная
emotio - волнение, переживание. Лат. - основана на сочетании восприятия образа, объекта, явления и соответствующей эмоциональной окраски.

Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965

ПАМЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
память на чувства, эмоции, вызываемые теми или иными объектами. П. э. полезна в случаях, когда необходимо закрепление единства логического и чувственно-наглядного содержания. П. э. очень активна в стрессогенных ситуациях, в т. ч. в конфликтах.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ПАМЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
сохранение в сознании переживаний и чувств. Впечатлительность и отзывчивость - предпосылка для становления коммуникативных черт характера. Память эмоциональная - непременное условие развития способности к сочувствию и состраданию. Она - основа мастерства в ряде профессий, в том числе - учителя и артиста. Ее отсутствие ведет к тупости эмоциональной.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Память эмоциональная
память на чувства, отношение к тем или иным людям, событиям, явлениям. Является вариантом имплицитной памяти. Воспоминания из хранилища эмоциональной памяти, как указывают когнитивные психологи, возникают только при появлении представлений соответствующих объектов, ситуаций; тем самым исключается возможность актуализации в норме автоматизмов эмоциональной памяти.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Память эмоциональная
Памяць эмацыйная / Emotional memory– П. на чувства (на ситуации, когда человек переживал яркую радость, страх, стыд и т. п.). Как правило, запоминается не только сама эмоция, а вся ситуация в комплексе с той или иной степенью яркости, отчетливости. Эмоциональная П. считается одной из наиболее прочных в плане долговременного хранения информации. Эмоциональная П. выступает мощным регулятором поведения и в том числе выполняет защитные функции: пережитые и сохраненные в П. чувства выступают в виде сигналов– либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Эмоциональная П. воспроизводит ранее переживаемые человеком чувства (вторичные чувства), которые могут не только не соответствовать своим оригиналам (первоначально испытанным чувствам) по силе и смысловому содержанию, но и менять знак на противоположный. Это вызвано тем, что со временем пережитый опыт может переосмысливаться, и те события, которые ранее вызывали негативные эмоции, по прошествии лет воспринимаются нейтрально или даже положительно. Эмоциональная П. в филогенезе проявляется одной из самых первых– уже в возрасте 6 месяцев младенец начинает радоваться или плакать при одном лишь виде того, что раньше доставляло ему удовольствие или страдание. Эмоциональная П. в этом возрасте носит условно-рефлекторный характер, однако в более старших возрастах эмоциональная память становится осознанной. Отсутствие эмоциональной памяти приводит к «эмоциональной тупости» и в том числе является одним из симптомов психического неблагополучия. С. Л. Кандыбович.

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ПАМЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
англ. emotional memory) - память на эмоционально окрашенные события. П. э. имеет важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицат. переживания. П. э. м. б. прочнее др. видов памяти: иногда от давно прошедших событий в памяти остается только чувство, впечатление.
Установлено, что события чрезвычайной важности запускают особый механизм П. э., который производит запись всего, что человек переживает в данный момент. Такие воспоминания назвали -"яркой памятью"-. Последние исследования показали, что в хранении эмоциональных воспоминаний участвуют гормоны адреналина и норадреналина (см. Катехоламины), тогда как в хранении обычных воспоминаний они не участвуют. Т. о., эмоционально окрашенные воспоминания хранятся механизмом, отличным от механизма хранения нейтральных воспоминаний.
Иногда на основе П. э. могут развиваться т. н. безотчетные эмоции, вызываемые неосознаваемыми раздражителями; они могут возникать в экстремальных условиях, при напряженной работе, умственном утомлении и пр. (Т. П. Зинченко.)
Добавление: Яркие воспоминания о событиях, которые вызвали эмоциональное потрясение, и событиях, которые только "сопутствовали" эмо-циогенным событиям, дали основание для образного выражения - мнемическая фотовспышка (англ. flashbulb memory). Подобные эффекты легче объяснить влиянием эмоций на механизмы запоминания и воспроизведения; значительно труднее доказать существование особого механизма хранения эмоционально окрашенной информации (это еще не удалось сделать). (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
241.50 кб

Историческая память в эмоциональном и исследовательском восприятии

Савченко Ирина Александровна, Снегирева Людмила Анатольевна, Устинкин Сергей Васильевич
В статье проводится анализ отношения российских и зарубежных ученых к феномену исторической памяти.
Читать PDF
551.32 кб

Развитие эмоциональной памяти в процессе изучения иностранного языка

Торопко Раиса Викторовна
Автор характеризует особенности эмоциональной памяти, раскрывает возможности различных методов ее развития при обучении иностранным языкам.
Читать PDF
733.76 кб

Роль творческого воображения в развитии эмоциональной памяти студентов-переводчиков

Торопко Раиса Викторовна, Сапига Елена Валентиновна
Авторы статьи характеризуют виды воображения, рассматривают влияние эмоционального фактора на развитие памяти будущих специалистов.
Читать PDF
122.61 кб

Эмоциональная память как индикатор профессиональной адаптивности социального работника

Мокшанцев Р.И.
Жизнь российского населения отличается необычайно высоким уровнем нервно-эмоционального напряжения, обусловленного необеспеченностью существования индивида во всех его жизненных проявлениях в пище, в образовании, в медицинском обс
Читать PDF
1.53 мб

фМРТ-ИССЛЕДОВАНИЕ УДЕРЖАНИЯ В РАБОЧЕЙ ПАМЯТИ ИЗОБРАЖЕНИЙ РАЗЛИЧНОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЕНТНОСТИ

Розовская Рената Исааковна, Печенкова Екатерина Васильевна, Мершина Елена Александровна, Мачинская Регина Ильинична
В статье представлены результаты фМРТ-исследования мозговой организации рабочей памяти в период удержания зрительных стимулов различной эмоциональной окраски.
Читать PDF
280.77 кб

Ионно-молекулярная модель памяти. Ассоциативная и эмоциональная память и производство информации в с

Герасимов И.Г., Яшин А.А.
В статье объектом исследования является ассоциативная и эмоциональная память, а также чрезвычайной важности вопрос производства информации в системе памяти.
Читать PDF
276.31 кб

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ У БОЛЬНЫХ ПРИ ПЕРВОМ ЭПИЗОДЕ ПАРАНОИДНОЙ Ш

Мельникова Т.С., Саркисян В.В.
В статье представлены данные динамики электроэнцефалограмм (ЭЭГ) при воспоминании положительных, отрицательных и нейтральных ситуаций 30 больными параноидной шизофренией (F20.
Читать PDF
240.44 кб

Эмоциональная память и ее роль в обучении младших школьников иностранному языку как средству общения

Соловцова Элла Ивановна
В статье рассматривается такой вид памяти, как эмоциональная память, и ее особенности.
Читать PDF
171.79 кб

Эмоциональная память как индикатор профессиональной адаптивности социального работника на пороге про

Мокшанцев Рудольф Иванович
В статье рассматривается результат экспериментального исследования эмоциональной памяти студентов 1-го курса факультета социальной работы Новосибирского государственного медицинского университета.