ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Долговременная память
(remote memory) — память на события далекого прошлого.

Источник: Миллер С. Психология развития, методы исследования. 2002

ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ
память, рассчитанная на длительное хранение и многократное воспроизведение информации при условии ее сохранения.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Долговременная память
вид памяти, благодаря которому человек способен длительное время сохранять и воспроизводить полученную им информацию.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

память долговременная

одна из разновидностей памяти, обеспечивающая продолжительное (от часов до десятилетий) сохранение и последующее воспроизведение той или иной ранее воспринятой информации.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Долговременная память
long-term memory (LTM)). Устойчивая память, являющаяся хранилищем воспоминаний, доступ к которым открыт в течение всей жизни (за исключением случаев мозговых травм, и которые составляют наш общий информационный запас).

Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005

долговременная память
также называется вторичной памятью; память на переживание, которая сохраняется надолго после того, как состоялось это переживание. Если кратковременная память обычно измеряется секундами, то долговременная память может измеряться годами.

Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004

Долговременная память
Один из видов памяти, отличительной особенностью которого является длительное по времени хранение информации. Д. п. – хранилище опыта человека, приобретенного индивидом в процессе познавательной и практической деятельности.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ
основной вид памяти, обеспечивающий длительное сохранение (иногда «на всю жизнь») обычно повторно запечатленного кратковременной памятью после более или менее сложной переработки и определяющий опыт личности.
Синоним (устаревающий) — опосредованная память.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ
форма памяти, обеспечивающая продолжительное (от нескольких часов до многих лет) удержание зна ний, сохранение умений и навыков и характеризующаяся огромным объемом сохраняемой информации. Основным механизмом П. д. счи тается повторение, осуществляющееся на уровне памяти кратковре менной

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Память долговременная (ДВП)
память на информацию, которая ранее была в достаточной степени обработана и и затем прочно интегрирована в систему знания индивида. Объем этой памяти практически ничем не ограничен, как и время хранения информации (многие впечатления сохраняются в памяти и используются до 70-80 лет и более). Синонимы: Долговременное хранение, Вторичная память, Постоянная память.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ
память, в которой объединены и представлены в устойчивой системе знания и умения человека, приобретенные им в процессе жизни и способные сохраняться в течение жизни человека. П.д. не имеет известных ограничений по объему или по времени сохранения в ней информации, если, конечно, это не выходит за пределы жизни человека, Иногда П.д. также называют долговременным хранилищем информации, вторичной или устойчивой памятью. См. память ассоциативная, память лексическая, память семантическая, память эпизодическая.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Долговременная память
Часть памяти, связанная с информацией о событиях, случившихся в отдаленном прошлом. Противопоставляется краткосрочной памяти, связанной с информацией о событиях, случившихся в недавнем прошлом. Существует несколько категорий для более узкого определения долговременной памяти: эпизодическая память (память о личных событиях), семантическая память (память об усвоенных знаниях), декларативное знание (память о том, что...) и процедурное знание (память о том, как...). См. также Модель памяти Аткинсона-Шиффрина.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Долговременная память
Категория. Элемент трехкомпонентной модели памяти.
Специфика. Блок обработки информации, характеризующийся практически неограниченными временем хранения и объемом хранимой информации. К этой памяти нет прямого доступа, поэтому индивид должен специально считывать требующуюся информацию. Ее эффективность определяется за счет систематического повторения семантически закодированной информации, приводящего к установлению ассоциативных связей между элементами, по которым отдельная информация может быть восстановлена из всего информационного поля. Фактором, препятствующим воспроизведению из долговременной памяти, является интерференция.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Долговременная память
вид памяти, обеспечивающий удержание и хранение информации продолжительное (практически не ограниченное) время, а также сохранение умений и навыков. Как правило, Д. п. задействуется человеком, когда необходимо прочно и надолго сохранить актуальную информацию. При этом могут быть использованы специальные мнемические приемы. Простейший из них — повторение. Эффективность заучивания материала зависит от желания субъекта запомнить, от того, насколько новая информация осмыслена и осознана, а материал интересен для человека и др. Д. п. не следует рассматривать отдельно от других видов памяти. Например, Р. Ч. Аткинсоном, разработавшим трехкомпонентную модель памяти, было показано, что существует связь между уровнем развития Д. п. и кратковременной памяти.
Литература
Аткинсон Р. Ч. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980.
Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.
Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ
один из видов памяти, отличительными особенностями которой являются практически неограниченное время хранения материала и неограничиваемый объем удерживаемой информации (объем памяти). Основной механизм ввода и консолидации информации в Д. п . — повторение. В Д. п. осуществляется семантическое кодирование поступающих сообщений. Посредствам ассоциативных связей элементы Д. п. образуют определенную структурную организацию. Восстановление из Д. п. осуществляется посредством ассоциативного поиска. Если требуемая информация подвергается интерференции со стороны других элементов в Д. п., то восстановления не происходит. Д. п .— хранилище опыта человека, приобретенного им в ходе практической и познавательной деятельности. В последнее время исследования Д. п. приобрели важное значение в связи с развитием вычислительной техники. Некоторые исследователи рассматривают Д. п. человека в качестве прототипа базы данных вычислительных В контексте такого подхода предложено несколько моделей, интерпретирующих Д. п. как сетевую структуру, узлами которой являются когнитивные единицы, а связи между ними — их признаки.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ПАМЯТЬ, ДОЛГОВРЕМЕННАЯ (ДВП)
Память на информацию, которая была хорошо обработана и интегрирована в общие знания, хранящиеся в памяти у человека. Если входящая информация была обработана или интерпретирована достаточно глубоким способом, то ее основное содержание откладывается в этой так называемой долговременной системе. Таким образом, предполагается, что ДВП в отличие от хранения сенсорной информации или кратковременной памяти не ограничена ни по объему, то есть способности вмещать сохраняемую информацию, ни по длительности ее сохранения. Большинство исследований ДВП очень специализировано. Исследуются организационные принципы и форма (формы) представлений памяти, знание которых поможет развивать память вообще, но имеется тенденция в работах сосредоточиваться на определенных типах хранения информации. Чтобы оценить это и получить представление о терминологических различиях, которые часто проводятся, см. семантическая память, эпизодическая память, лексическая память, ассоциативная память и образ, все эти понятия, как предполагается, являются частными случаями системы обработки долговременной памяти. Также называется долговременным хранением, вторичной памятью и постоянной памятью.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ
одна из форм памяти, специфическими свойствами кот. являются неограниченные психопотенциалы индивида, временного порядка, для хранения-удержания того или иного объема информации-материала; основным механизмом ввода и консолидации-корреляции информации в Д.п., является повторение; в мех. Д.п. осуществляется, в основном, лингво-знако-семантическое кодирование, поступающих референций-сигналов-сообщений-кодов-индексов-знаков, а посредством ассоциативных связей-когеренций ингредиенты Д.п. конституируют определенную модельно-структурную организацию (конститутивы-модели-эйдетические схемы); сама же репродукция моделей Д.п. осуществляется при помощи динамично-ассоциативного поиска, усилий индивида что либо восстановить-припомнить-репродуцировать в качестве той или иной потребности для гностических актов или переработки информации; Д.п. является ящиком-домом-континуумом, где хранится опыт индивида, кот. был приобретен им в ходе эмпирической-практической-гностической-креативной деятельности; при репродукции тех или иных моделей эмпирической абрисности-конфигурации происходит, как правило, дополнение-детализация тех или иных ассоциатив-знаков-символов-индексов, посредством подключения других ассоциативно-знаковых моделей.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ
подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное - от часов до десятилетий - удержание знаний, сохранение умений и навыков; ей свойствен огромный объем сохраняемой информации. Физиологически связывается с изменением структуры белка рибонуклеиновых кислот.
Основным механизмом ввода данных в память долговременную и их фиксации обычно считается повторение, реализуемое на уровне памяти кратковременной. Но чисто механическое повторение не приводит к устойчивому запоминанию. К тому же повторение служит необходимым условием фиксации данных в памяти лишь в случае вербальной или легко вербализуемой информации. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и уже известным. При этом может теряться внешняя, поверхностная форма запоминаемого сообщения, но смысл его удерживается длительное время.
Поскольку объем хранящихся в памяти долговременной сведений громаден, успешный поиск информации возможен лишь при условии ее высокой организованности. Судя по экспериментальным данным, в ней одновременно действует несколько форм организации знаний. Одна из них - организация семантической информации в иерархические структуры по принципу выделения более абстрактных (родовых) и более специфических (видовых) понятий. Другая форма организации, характерная для житейских категорий, - это группировка отдельных понятий вокруг одного или нескольких типичных представителей категории - прототипов. Так, стол скорее может служить прототипом категории мебели, чем шкаф или диван.
Семантическая информация в памяти долговременной содержит и понятийные, и эмоционально-оценочные моменты, отражающие личностное отношение субъекта к конкретным сведениям (-> значение; смысл личностный). Поэтому исследование организации информации в памяти долговременной - важное средство диагностики личности и ее сферы познавательной.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ
англ. long-term memory) - вид памяти человека и животных, характеризующийся прежде всего длительным сохранением материала после многократного его повторения и воспроизведения. Функциональные и структурные характеристики Д. п. наиболее изучены у человека, тогда как основные данные о нейрофизиологических механизмах памяти получены в экспериментах на животных (см. Памяти морфологический субстрат, Памяти физиологические механизмы). Нейрофизиологической основой Д. п. служат консолидированные следовые состояния мозга, которые формируются в процессе разных видов обучения. При образовании следов Д. п. временные последовательности преобразуются в структурно-пространственные, в силу чего они являются не процессом, а структурой. В этом причина устойчивости Д. п. ко многим внешним воздействиям и существенное отличие от следов кратковременной памяти, которые по сути своей являются процессами.
Эффективность Д. п. оценивают отношением числа символов, которые сохранились в памяти спустя некоторое время (более 30 мин), к числу их повторений, необходимых для запоминания. Этот показатель зависит от количества информации в запоминаемом материале.
Различают 2 формы Д. п.: эксплицитная (декларативная) память - сознательное восстановление прошлого, память на факты, события, и имплицитная (см. Память процедурная), которая проявляется в условных рефлексах, привычках, навыках (моторных, перцептивных, речевых и пр.). Отчасти это деление аналогично прежнему делению на память духа и память тела (в терминах А. Бергсона). Имплицитная память, в отличие от эксплицитной, не подвержена амнезии. Е. Тульвинг (1972) различает в структуре эксплицитной Д. п. 2 вида хранилищ, которые соответствуют делению памяти на семантическую и эпизодическую (в т. ч. автобиографическую). В семантической памяти содержится вся информация, необходимая для того, чтобы пользоваться речью (слова, их символические репрезентации, правила манипуляции с ними). Эта память содержит все известные человеку общие знания (безотносительно к месту и времени их получения). В эпизодической памяти, наоборот, сведения и события "привязаны" к определенному времени и/или месту их получения. Информация, хранящаяся в семантической и эпизодической памяти, в различной мере подвержена забыванию: в большей мере - находящаяся в эпизодической памяти, в меньшей мере - в семантической. Модель Д. п. А. Пайвио (1971) предполагает дифференциацию познавательных процессов на вербальные и невербальные, которым соответствуют 2 различные системы памяти. В процессе решения субъектом мнемических задач эти системы функционируют совместно, хотя могут в неодинаковой мере определять успешность запоминания. Вербальные механизмы играют некоторую роль в запоминании зрительного материала. Однако основные закономерности этого процесса определяются специфическими невербальными механизмами, которые способны самостоятельно обеспечить высокую эффективность запоминания. М. Познер (1978) разработал модель Д. п., в которой постулируется существование 3 уровней мнемических структур: уровень следов, копирующих физические свойства стимуляции в модально-специфической форме; уровень понятийных структур, в которых отображается прижизненный опыт субъекта; уровень глобальных когнитивных систем в виде семантических сетей и субъективных пространств, необходимых для отражения окружающей действительности с требуемой степенью полноты.
Наиболее разработанная структурная модель Д. п. предложена Р. Аткинсоном (1980). Структурные компоненты этой модели: перцептивное хранилище с временем хранения информации до 1 с; кратковременная память с временем хранения до 30 с; Д. п. с практически неограниченным временем хранения информации. В модели памяти Р. Аткинсона детально представлена динамическая иерархическая организация всей системы памяти, в т. ч. процессов управления потоками информации (кодирование, внимание к стимулу, распознавание, поиск в памяти, повторение и пр.). См. Трех-компоненпгная модель памяти, Семантические сети. (Т. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
2.54 мб

Особенности воспроизведения из долговременной памяти лично значимой информации

Романов К.М., Никишов С.Н.
Читать PDF
289.51 кб

Изучение влияния различных доз реамберина на долговременную память у крыс в челночном

Гордеева Н. В.
В настоящей работе продемонстрированы поведенческие показатели у экспериментальных животных, полученные при введении различных доз реамберина.
Читать PDF
714.95 кб

Процессы актуализации долговременной памяти при отмеривании интервалов времени у человека

Ходанович Марина Юрьевна, Бушов Юрий Валентинович, Вячистая Ю. В.
Исследованы связанные с событиями потенциалы мозга (ССПМ) при отмеривании интервалов времени. Испытуемым предъявлялись цифры (1, 3, 4, 5) разных цветов на экране монитора.
Читать PDF
5.17 мб

Некоторые закономерности воспроизведения психологической информации из долговременной памяти

Романов К.М., Никишов С.Н., Уваров А.А.
Читать PDF
1.11 мб

Исследование роли оксида азота в восстановлении долговременной памяти при реконсолидации у виноградн

Х. Л. Гайнутдинов, В. В. Андрианов, Т. Х. Богодвид, И. Б. Дерябина, Л. Н. Муранова
Проведено исследование эффектов воздействия блокаторов нейрональной и индуцибильной NO-синтаз на формирование обстановочного условного рефлекса (ОбУР) и процесс реконсолидации долговременной памяти после обучения.
Читать PDF
436.78 кб

Индукция долговременной т- и В-клеточной иммунологической памяти к вирусу гриппа а (H5N1) у людей, п

Лосев Игорь Владимирович, Донина С.А., Петухова Г.Д., Кореньков Д.А., Ерофеева М.К., Стукова М.А., Руденко Л.Г., Найхин А.Н.
В последние годы в мировой вирусологии активно развивается новая стратегия вакцинации людей против потенциально панденмических вирусов гриппа А: комбинационная вакцинация (prime-boost vaccination).
Читать PDF
4.17 мб

Особенности навигационного научения и долговременной пространственной памяти у крыс, перенесших комб

Тихонов Владимир Владимирович, Ширшов Олег Валерьевич, Исенгулова Айнагуль Акимкереевна
Изучали влияние длительного потребления воды с повышенным содержанием бензола, хрома и их смеси на формирование пространственной карты, долговременную пространственную память в водном лабиринте Морриса.