Отношения межэтнические

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
отношения между этносами и этническими группами, преимущественно по поводу этничности и ее элементов.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Отношения межэтнические
субъективно переживаемые отношения между людьми разных национальностей, этническими общностями. В социальной психологии выделяются два уровня О. м. — личностный и групповой. Такие отношения складываются в разных сферах жизни — в области политики, трудовой деятельности, быта, семьи, дружеского, неформального общения. Характер О. м. (дружественный, нейтральный, конфликтный) складывается в зависимости от исторического прошлого, социально-политической обстановки в той или иной стране, от экономических и культурно-бытовых условий жизни, непосредственной конкретной ситуации или заинтересованности в общении. На личностном уровне он в решающей степени зависит от индивидуально-психологических качеств людей. О. м. проявляются в установках и ориентациях на межэтнические контакты в разных сферах взаимодействия, в национальных стереотипах, в настроении и поведении, поступках людей и конкретных этнических общностей. Межэтнические установки и ориентации формируются в процессе социализации личности в семье, учебных заведениях, коллективах, в ходе соседского и дружеского общения. О. м. содержат в себе рациональные, когнитивные элементы, эмоционально-оценочные и регулятивные компоненты. Чрезвычайно важную роль в развитии О. м. играют национальные интересы, осознаваемые народом и личностью потребности в национальном, этническом развитии. Изучение О. м. приобретает особую актуальность в условиях многонациональной страны. Л.М. Дробижева

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
МІЖЭТНІЧНЫЯ АДНОСІНЫ / INTERETHNIC RELATIONS– субъективно переживаемые отношения между людьми разных национальностей, этническими общностями. В социальной психологии и этнопсихологии выделяют два уровня М. о.– личностный и групповой. Такие отношения складываются в разных сферах жизни: в области политики, трудовой деятельности, быта, семьи, дружеского, неформального общения. Характер М. о. (дружественный, нейтральный, конфликтный) складывается в зависимости от исторического прошлого, социально-политической обстановки в той или иной стране, от экономических и культурно-бытовых условий жизни, непосредственной конкретной ситуации или заинтересованности в общении. На личностном уровне он в решающей степени зависит от индивидуально-психологических качеств людей. М. о. проявляются в установках и ориентациях на межэтнические контакты в разных сферах взаимодействия, в национальных стереотипах, в настроении и поведении, поступках людей и конкретных этнических общностей. Основателями изучения М. o. являются Г. Гарфинкель, В. Вундт, Э. Богардус, перешедшие от описательных характеристик этносов к количественным измерениям проявлений национальных особенностей сознания и поведения людей. Благодаря работам основоположников отечественной школы этносоциологов и этнопсихологов (Б. Ф. Поршнева, Ю. В. Бромлея, Ю. В. Арутюняна, Л. М. Дробижевой и др.) в отечественной науке сформировались свои особенности изучения М. о. В советской этносоциологии М. о. так же, как и в мировой науке, рассматривались в широком и более узком– социально-психологическом– плане, но отечественные исследователи изучают М. о. комплексно с учетом этносоциологии, политической социологии и социальной психологии. В. Н. Иванов, И. В. Ладодо, М. М. Назаров, Г. Ю. Семгин рассматривают их в контексте социальной стратификации. А. Г. Здравомыслов анализирует главным образом конфликтные ситуации в М. о. На сегодняшний день исследовательскими центрами реализуется целый ряд проектов по изучению М. о. в «этнопроблемных» регионах России и ближнего зарубежья, особо обращается внимание на проблему гармонизации М. о. В работах российских ученых гармонизация М. о. рассматривается в основном как управленческий процесс. Концепция гармонизации М. о. должна рассматривать данное явление не только в качестве многофакторного, многоуровневого и полисубъектного социального процесса, но и как результат этого процесса– относительно гармоничной модели отношений между этническими группами. В настоящее время для исследования М. о. широко применяют социально-психологические методики, для характеристики М. о. используют понятия и проблематику социальной дистанции и этнических границ. В изучении этнических проблем наметился переход к конструктивистскому рассмотрению этничности как символической категории, продукта межгрупповых отношений. Чрезвычайно важную роль в развитии М. о. играют национальные интересы, осознаваемые народом и личностью потребности в национальном, этническом развитии.Ю. М. Караяни

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Отношения межэтнические
это отношения между этносами как субъектами межнацион., межэтнич. взаимодействия и О. Основателями изучения О. м. являются Г. Гарфинкель, В. Вундт, Э. Богардус, перешедшие от описательных характеристик этносов к количественным измерениям проявлений национ. особенностей сознания и поведения людей. В теориях О. м. амер. социологов важное место занимают проблемы сосуществования этнич. групп на одной территории в ретроспективе истории Америки. Проблемами этнич. меньшинств занимался Луис Вирт, внесший вклад в изучение проблем урбанизма. Он определяет «группу меньшинств» как совокупность людей, обращение с к-рыми является отличным от обращения с др. членами общества из-за характерных для них физич. или культурных особенностей. Группы меньшинств часто являются объектами предрассудков или суждений, соответствующих стереотипным представлениям. В теории расового угнетения, разработанной Р. Блаунером, проводится аналогия между обращением с группой меньшинства и практикой межд. колониализма. Выделены след. 5 компонентов колониальных отношений: 1) навязывание туземцам господствующей культуры; 2) стремление изменить и контролировать культуру туземцев на основе господствующей культуры; 3) полит. господство; 4) эконом. эксплуатация; 5) идеология, оправдывающая власть господствующей группы. Амер. социологи Дж. Симпсон и Дж. Мильтон Уингер, классифицируя др. типы отношений между группами большинства и меньшинства, выделяют 6 категорий отношений: а) ассимиляция, или полное уничтожение группы меньшинства насильственным способом или путем постепенного смешения групп; б) плюрализм, или сохранение различий среди групп меньшинств, а также готовность господствующей группы поддерживать эти различия; в) законодательная защита меньшинств, или «официальная» гарантия самостоятельности групп меньшинства; г) перемещение населения, или меры по изгнанию группы меньшинства из общества; д) порабощение на длительное время, или господство одной части населения над другой, сравнительно малочисленной группой. Благодаря работам основоположников отеч. школы этносоциологов и этнопсихологов: Б. Ф. Поршневу, Ю. В. Бромлею, Ю. В. Арутунян, Л. М. Дробижевой и др. в отеч. науке сформировались свои особенности изучения О. м. В советской этносоциологии О. м. так же, как и в мировой науке, рассматривались в широком и более узком - социально-психол. плане, но отеч. исследователи изучают О. м. комплексно с учетом этносоциологии, полит. социологии и социальной психологии. В. Н. Иванов, И. В. Ладодо, М. М. Назаров, Г. Ю. Семгин рассматривают их в контексте социальной стратификации. А. Г. Здравомыслов анализирует гл. о. конфликтные ситуации в О. м. Большинство отеч. ученых специализируется на изучении О. м. в республиках и областях РФ, поэтому фундаментальные исследования по автономным округам - редкость, среди немногих, кто занимается этим, следует назвать В. В. Мархинина и И. В. Удалову. В последнее время ведутся острые споры о механизмах этнич. политики и моделях нации, позволяющих более эффективно управлять О. м. В 1960-1970 гг. Ин-т этнографии АН СССР (в настоящее время - Ин-т этнологии и антропологии РАН) проводил исследования О. м. в республиках бывшего СССР. Этносоциологи работали над масштабным проектом «Оптимизация социально-культурных условий развития и сближения наций в СССР». В данном проекте используется термин «оптимизация межнацион. отношений», к-рый по своему смыслу близок к термину «гуманизация межнацион. отношений», но его содержание неск. уже, поскольку в контексте советской национ. политики он предполагал в первую очередь создание однотипной социально-классовой системы и уравнивание социальных статусов всех этнич. групп, входивших в состав СССР. На сегодняшний день Ин-том социально-полит. исследований РАН, Ин-том этнологии и антропологии РАН, а также региональными исследовательскими центрами реализуется целый ряд проектов по изучению О. в «этнопроблемных» регионах России и «ближнего зарубежья», особо обращается внимание на проблему гармонизации О. м. Понятие гармонизации О. м. близко по содержанию с понятиями культурного плюрализма, мультикультурализма и интегрированного многообразия, к-рые подразумевают сохранение этнокультурной идентичности не доминирующих групп населения, а также их равную интеграцию в полиэтнич. общество. В работах рос. ученых гармонизация О. м. рассматривается в осн. как управленческий процесс, что в нек-рой степени сужает содержание данного понятия. Концепция гармонизации О. м. должна рассматривать данное явление не только в кач. многофакторного, многоуровневого и полисубъектного социального процесса, но и как результат этого процесса - в кач. относительно гармоничной модели отношений между этнич. группами. Методология и методика исследований О. м. значительно изменилась по сравнению с предыдущим периодом. В настоящее время более широко применяются социальнопсихол. методики, для характеристики О. м. используются понятия и проблематика социальной дистанции и этнич. границы. Изменилась и парадигма изучения этнич. проблем, наметился переход к конструктивистскому рассмотрению этничности как символической категории, продукта межгрупповых отношений. Лит.: Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М. Этносоциология. М., 2006; Кудрин А. В. Социальные проблемы гармонизации межэтнических отношений в «сложносоставных» субъектах Российской Федерации. Пермь, 2005; Семенов Ю. И. Предмет этнографии (этнологии) и основные составляющие ее научные дисциплины // Этнографическое обозрение. 2005, № 2.; Сикевич З. В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 2005. Т. В. Романюк

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
529.46 кб

Межэтнические отношения на Южном Кавказе

Кюрегян Э. , Манукян С.
В статье представлены результаты исследования уровня этнической толерантности в Армении, Грузии и Азербайджане.
Читать PDF
182.01 кб

Специфика субъекта межэтнических отношений

Хафиятуллина Э. Р.
В статье анализируются теоретические основания базовых методологических конструкций современной этнологии – примордиалистской и социально-конструктивистской. Раскрываются достоинства и недостатки, присущие этим доктринам.
Читать PDF
831.16 кб

Межэтнические отношения в современном Омске

Жигунова Марина Александровна
Представленная статья основана на архивных и статистически данных, а также материалах историко-этнографических, этносоциологических и музееведческих исследований, проведенных под руководством автора в 2000-2016 годы.
Читать PDF
650.55 кб

СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ СЕМЬЕ

Сикевич Зинаида Васильевна, Поссель Юлия Альфредовна
Статья посвящена особенностям супружеских отношений в межэтнической семье.
Читать PDF
14.65 мб

Мониторинг межэтнических отношений в регионе

Богатова Ольга Анатольевна, Карьгин Александр Иванович
Мониторинг межэтнических отношений в регионе. Анализируется динамика межэтнических и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия, рассматриваются социальные факторы, влияющие на их развитие.
Читать PDF
51.44 кб

Межэтнические отношения в студенческой среде

Малкова Ирина Александровна
В статье уделяется внимание состоянию толерантности современной студенческой молодежи.
Читать PDF
209.96 кб

Гуманизм и гуманизация межэтнических отношений

Яковлев Георгий Алексеевич, Яковлева Валентина Матвеевна
В статье рассказывается о крупнейших гуманистах, развитии гуманизма, гуманизации общества.
Читать PDF
265.28 кб

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НОГАЙЦЕВ НА ЮГЕ РОССИИ

Казалиева Кистаман Насирдиновна
В статье рассматриваются особенности межэтнических отношений в регионах с ногайским населением.
Читать PDF
118.00 кб

Влияние диаспор на развитие межэтнических отношений

Трофимова Е. Л.
В статье уточняется термин «диаспора», анализируются основные функции диаспоры, прогнозируется их позитивное и негативное влияние на межэтнические отношения, приводятся данные социально-психологического исследования по Иркутской о
Читать PDF
292.00 кб

Проблемы межэтнических отношений в молодежной среде

Гуриева С. Д.
Читать PDF
280.95 кб

Проблема межэтнических отношений: региональный аспект

Шилов В.В., Семёнова М.Н., Сергеева Т.Н., Симанова Н.А.
Рассматривается сложнейшая проблема современности межнациональных отношений, которая в XXI веке обострилась не только в «толерантных» обществах Западной Европы и США, но и в некоторых регионах Российской Федерации.
Читать PDF
123.74 кб

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ОЦЕНКЕ ДАГЕСТАНСКИХ НАРОДОВ

Верещагина Анна Владимировна, Шахбанова Мадина Магомедкамиловна
Интенсивные социокультурные изменения в российском обществе, последовавшие за распадом СССР и сменой социального порядка, привели к смене модели межэтнических отношений, принявшей откровенно конфликтный характер, специфический для
Читать PDF
93.09 кб

2001. 01. 021022. Межэтнические отношения в Казахстане

Кузнецова С. И.
Читать PDF
434.48 кб

Культура мира, толерантность и межэтнические отношения

Маркович Данило Ж.
Читать PDF
202.68 кб

Некоторые правовые аспекты межэтнических отношений в РФ

Кузнецова Кристина Анатольевна
Задача формирования и дальнейшего развития новой национальной политики предполагает активную политику урегулирования межэтнических конфликтов, учет национальных интересов, умение наладить отношения с представителями разных этничес

Похожие термины: