ОТЦЕУБИЙСТВО

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ОТЦЕУБИЙСТВО
parricide) Убийство отца. В аналитической литературе термин встречается либо в связи с ЭДИПОВЫМ КОМПЛЕКСОМ индивида, который сопровождается желаниями смерти отца, либо в связи с убийством ПЕРВОБЫТНОГО ОТЦА в ПЕРВОБЫТНОЙ ОРДЕ. См. также ТОТЕМ.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

Отцеубийство
Посягательство на жизнь отца (или другого близкого родственника по прямой и восходящей линии). Кроме случаев, когда доходят до О. из-за конфликтов, возникших по разным причинам между психически здоровыми людьми, гораздо чаще можно наблюдать О. психически больными и по болезненным мотивам (бредовые состояния, галлюцинации или другие болезненные переживания). В некоторых подобных случаях родитель, на которого посягают, воспринимается больным как «враг», «противник», человек, угрожающий жизни больного субъекта, и О. является предохранением от такой «угрозы». В некоторых случаях родитель воспринимается не так, а совершенно посторонним, чужим человеком. При совершенных таким образом убийствах, после ликвидации болезни и восстановления возможности правильной оценки содеянного, наступает истинное сожаление о совершенном, а в некоторых случаях отцеубийца может дойти до самоубийства, чтобы искупить свою вину.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Отцеубийство
в психоанализе – проявление ненависти к отцу за его обладание матерью, желание смерти отца, связанные с Эдиповым комплексом либо в связи с убийством первобытного отца в первобытной орде; 2. в психопатологии – проявление ненависти к отцу в силу инверсии аффекта, то есть обращения любви в ненависть к нему, если эта любовь воспринимается менее ожидаемой или воспринимается неадекватно. Такая ненависть может быть отражена в бреде, галлюцинациях, импульсивных действиях пациента с кататонией, известны случаи агрессии пациентов в отношении отца; 3. в криминологии – желание смерти отца, а иногда и его убийство, вызванное стремлением обладать его собственностью; существуют и иные мотивы отцеубийства, так что ныне в РФ дележ собственности и вражда между близкими людьми на этой почве являются, кажется, главным занятием значительной части населения. Дети убивают не только отцов, но даже своих матерей, хотя последнее встречается, повидимому, несколько реже.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ОТЦЕУБИЙСТВО
реальное или воображаемое событие, вызванное к жизни сексуальным соперничеством, желанием сына устранить своего отца. В классическом психоанализе отцеубийство рассматривалось в качестве основного и древнейшего преступления как отдельного человека, так и человечества в целом.
   З. Фрейд придерживался гипотезы, согласно которой первоначальное состояние людей представляло собой первобытную орду. В этой примитивной организации вся власть принадлежала сильному отцу. Он обладал единоличным правом на всех самок и жестоко подавлял любые посягательства на них со стороны своих сыновей. Первобытный отец изгонял из орды своих подрастающих сыновей, чтобы избавиться от сексуального соперничества.
   Однажды изгнанные из орды братья объединились между собой и убили отца-тирана. Устранив тирана и утолив свою ненависть, они попали под власть нежных чувств, так как все же любили отца и восхищались им. Это привело к раскаянию, возникновению чувства вины, к становлению запретов на убийство и инцест. Таким образом, было положено начало человеческой истории. По выражению З. Фрейда, с тех пор общество покоится на соучастии в совместно совершенном преступлении, религия – на сознании вины и раскаяния. Такое понимание роли отцеубийства в истории развития человечества было изложено им в работе «Тотем и табу» (1913).
   Тема отцеубийства находит свое отражение в художественной литературе. Так, в основе сюжетов «Царя Эдипа» Софокла, «Гамлета» У. Шекспира, «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского лежит момент отцеубийства. З. Фрейд считал, что это не случайно. Три шедевра мировой литературы наглядно иллюстрируют психологическое значение отцеубийства в жизни человека.
   Отцеубийство является, по словам З. Фрейда, тем великим событием, которое так или иначе затрагивает всех людей. Вот почему разрабатывающие тему отцеубийства шедевры мировой литературы Софокла, У. Шекспира и Ф.М. Достоевского не оставляют никого равнодушным. Каждый переживает трагедию героя и как бы вспоминает о своих собственных преступных намерениях, таящихся в глубинах психики.
   Даже если человек вытеснил свои преступные намерения в бессознательное, чтобы не отвечать за них, все равно он испытывает чувство вины от неизвестной ему причины. Персонажи Софокла, У. Шекспира и Ф.М. Достоевского вызывают у него сопереживание. Литературный герой как бы берет на себя вину, которую испытывает каждый из нас. Он совершает преступление, тем самым освобождая других от необходимости совершения реального отцеубийства. В этом состоит терапевтическая ценность шедевров мировой литературы, оказывающих сильное эмоциональное воздействие на человека.
   Для психологии безразлично, кто в действительности совершил отцеубийство. Важно, кто желал его в душе. С точки зрения классического психоанализа, каждый человек имеет влечения к убийству и является потенциальным преступником. Он не может освободиться от того чувства вины, которое связано с реальным или воображаемым отцеубийством.
   На заре становления человечества отцеубийство было реальным событием. В современном обществе желание убить отца не обязательно должно сопровождаться свершением реального преступления. Оно может вылиться в различного рода фантазии и находить свое отражение в сновидениях. Не совершая преступления, цивилизованный человек тем не менее настолько остро ощущает свою виновность, что она оказывает существенное воздействие на его жизнь. Бессознательное чувство вины терзает человека, приводит к душевным страданиям, может обернуться психическим расстройством.
   Главным источником чувства вины современного человека с точки зрения психоанализа является отцеубийство, уходящее своими корнями в древнюю историю. Оно дает знать о себе и сегодня, проявляясь в бессознательных желаниях ребенка, которые выступают в психоанализе под названием эдипова комплекса. Речь идет об амбивалентных чувствах ребенка, когда он испытывает одновременно ненависть и любовь к родителю одного с ним пола. Мальчик хочет устранить отца, чтобы он не мешал установлению эротических отношений со своей матерью.
   З. Фрейд полагал, что некогда совершенное преступление (отцеубийство) находит свой отклик в душе каждого человека. Оно предопределяет его судьбу, так как в своем индивидуальном развитии человек в сокращенном виде повторяет ход истории развития человечества.
   Отцеубийство, по З. Фрейду, вплетается в ткань человеческой психики. Независимо от того, выливается ли оно в преступное деяние или вытесняется в бессознательное под воздействием нравственной максимы «не убий», влечение к отцеубийству становится психической реальностью. Той психической реальностью, которая, с психоаналитической точки зрения, оказывается подчас более действенной и предопределяющей жизнедеятельность человека, чем физическая реальность.
   Сновидения и фантазии об отцеубийстве ведут к глубоким переживаниям человека, не понимающим механизмов функционирования своей психики. Усиливающиеся по мере обострения неизвестно откуда возникшего чувства вины, эти переживания могут вызвать далекоидущие последствия, в том числе неврозы.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001