ОЩУЩАЮЩИЙ ТИП ОЩУЩЕНИЕ БОЛЕВОЕ

ОЩУЩЕНИЕ

Найдено 24 определения термина ОЩУЩЕНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Ощущение

sensation). Простая регистрация раздражителя органом чувств.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге

ОЩУЩЕНИЕ

отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Ощущение

Отражение в сознании отдельных качеств, свойств объекта материального мира, воздействующих на органы чувств.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

ОЩУЩЕНИЕ

субъективное отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь психологических терминов

ОЩУЩЕНИЕ

психический процесс отражения элементарных свойств действительности которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

ощущение

отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

ОЩУЩЕНИЕ

sensation) Элементарные частицы опыта, из которых образуются ВОСПРИЯТИЯ и представления, т.е. световые, звуковые, обонятельные, тактильные, вкусовые, болевые, тепла, холода. Ощущения зависят от стимулируемого органа, а не от стимулирующего его объекта.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Критический словарь психоанализа

ощущение

простейший психический познавательный процесс, обеспечивающий отражение в сознании человека отдельных сторон и качеств предметов и явлений действительности. Ощущение субъективный образ объективного мира, начальный источник всех знаний.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Ощущение

Стимуляция рецепторов (например, сетчатки глаза), в противоположность зрительному восприятию, которое является одним из видов восприятия. Некоторые психологи утверждают, что невозможно разделить эти два процесса и что мы не можем испытывать зрительные ощущения без их опознания или интерпретации. Другие полагают, что объем информации, заключенной в сенсорных данных, создает перцептуальный опыт (см. Восприятие).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

Ощущение

Начальный процесс обнаружения и кодирования энергии физического мира. Под ощущениями как таковыми понимают непосредственные, фундаментальные и прямые переживания определенного рода, относящиеся к осознанному знанию о качестве или о таких отличительных признаках предмета, как «тяжелый», «теплый», «громкий», «синий» и аналогичных им, причем это знание является результатом соответствующей стимуляции некоего сенсорного органа.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология ощущений, глоссарий к книге

ОЩУЩЕНИЕ

sensation)- чувство: результат обработки в головном мозге информации об окружающих человека предметах, которая поступает в него в виде сообщений (сигналов) от рецепторов. Сообщения, поступающие от экстерорецепторов, интерпретируются головным мозгом в виде специфических ощущений - зрительных и слуховых образов, запаха, вкуса, температуры, боли и др. Сообщения, поступающие от интероцепторов, обычно очень редко достигают сознания и вызывают возникновение у человека каких-либо ощущений.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Оксфордский справочник по клинической медицине

ОЩУЩЕНИЕ

построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения. По нервно-физиологическому субстрату выделяют экстерорецептивные, проприорецептивные и интерорецептивные ощущения. По генетическому основанию (Г.Хэд,1918) выделяют более древнюю протопатическую и более молодую эпикритическую чувствительность.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий психологических терминов

Ощущение

Категория. Построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними.

Виды. В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения. По нервно-физиологическому субстрату выделяют экстерорецептивные, проприорецептивные и интерорецептивные ощущения. По генетическому основанию Г.Хэд (1918) выделил более древнюю протопатическую и более молодую эпикритическую чувствительность.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

Ощущение

отражение свойств реальности, построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними, в ходе их воздействия на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения. По нервно физиологическому субстрату выделяют экстерорецептивные, проприорецептивные и интерорецептивные ощущения. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью (см. Модальность).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по истории психологии

ОЩУЩЕНИЕ

психический процесс, заключающийся в отражении свойств предметов и явлений объективной действительности, возникающем при их непосредственном воздействии на рецепторы. О. является исходным пунктом, первой ступенью познания. По физиологическим механизмам О. является целостным рефлексом, объединяющим прямыми и обратными связями периферические и центральные отделы анализаторов. Существуют различные классификации О.: по модальности (в зависимости от воспринимающего органа чувств), по классу (в зависимости от места расположения воспринимающего рецепторного аппарата) и др. (см. Ощущений виды)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

ОЩУЩЕНИЕ

Первая ступень познавательной деятельности человека. О. - отражение свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма. Они возникают в результате воздействия предметов внешнего мира на органы чувств. О. представляют процесс чувственно-образного отражения предметов и явлений в единстве их свойств. На основе ощущений формируется процесс восприятия. Ощущения различают по модальности (зрительные, слуховые и т.д.). Три основных класса О.: экстероцептивные (дистантные и контактные); проприоцептивные или кинестетические; интероцептивные или органические. В генетическом аспекте H. Head разделял более древнюю протопатическую и более молодую эпикритическую чувствительность.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Толковый словарь психиатрических терминов

ОЩУЩЕНИЕ

1. Любой непроработанный, элементарный опыт чувства или осведомленности о каких-то состояниях внутри или вне тела, вызванный возбуждением некоторого рецептора или системы рецепторов, сенсорные данные. Это определение представляет своего рода операциональный принцип ряда теорий сенсорного опыта и является тем, что представлено в большинстве вводных учебников, где ощущение обычно различают с восприятием, последнее при этом характеризуется как получаемое в результате интерпретации и детальной разработки ощущений. Однако многие психологи оспаривают само представление о том, что можно иметь какие-либо ощущения вообще без разработки, интерпретации, обозначения или опознавания того, что это за ощущение. 2. В структурализме Титченера – один из трех базовых элементов сознания (наряду с чувствами и образами). 3. Процесс ощущения. 4. Название области психологии, которая исследует эти базовые процессы сенсорного опыта. Основное внимание здесь уделяется исследованию физиологических и психофизических принципов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ОЩУЩЕНИЕ

1. Субъективный класс сенсорных впечатлений, сгруппированных вместе на основе общих элементов; модальность ощущения например, слуховое ощущение, ощущение запаха, зрительное ощущение и т.д 2. Подобная классификация, но в ней за основу принимается скорее общая рецепторная система, чем общий опыт. Этот способ употребления часто встречается в таких определяющих фразах, как "орган ощущения для слушания" Эти два значения не настолько синонимичны, как может показаться на первый взгляд. Можно иметь ощущение в значении1 без рецепторного органа для этого ощущения в значении 2, как при явлении фантомных конечностей; можно иметь два или более ощущений в значении 1, но одно в значении 2, как при синестезии; или можно иметь одно ощущение в значении 1 с участием нескольких анатомически различных рецепторных органов для этих ощущений в значении 2, как это происходит с давлением на кожу и мышцы. 3. Классификация субъективных опытов, не имеющая явной простой связи с каким-либо определенным ощущением (как в значениях 1 и 2), но согласующаяся некоторым сложным образом с измерением физического мира; например, ощущение времени, ощущение пространства и т.д. 4. Форма осведомленности о некотором абстрактном качестве или понятии; например, чувство юмора, ощущение честной игры, чувство справедливости. 5. Суть общего значения предмета, события, эпизода, рассказа и т.д. Во многих составных формах на основе этих значений вместо слова ощущение используются производные от него термины. В общем, сенсорный предпочтительнее использовать, когда обозначаются понятия, основывающиеся на значениях 1 и 2, тоже имеющие отношение к ощущениям и сенсорным процессам; чувствительный (1,2) и чувствительность предпочитаются, когда это касается понятий, основывающихся на значениях 3, 4, 5 и 6, то есть имеющих отношение к эмоциональным, оценочным и интеллектуальным функциям. Ощутимый, к сожалению, используется довольно произвольно в отношении обеих областей, но становится все более и более редким в этих контекстах в специальной литературе. Составные формы, которые не приведены ниже, см. в других статьях.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ОЩУЩЕНИЕ

отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств. О. является исходной фазой в чувственном познании действительности. В образах О. отражаются единичные свойства предметов материального мира — объектов, явлений процессов внешней среды и внутренней среды организма. Как образ любое О. характеризуется следующими особенностями: видом, качеством, интенсивностью, длительностью и пространственными компонентами. Эти особенности определяются процессом взаимодействия органов чувств [анализаторов) с отражаемыми объектами и зависят от характеристик их чувствительности (см. Пороги ощущения). Классификация О. может осуществляться по разным основаниям. По модальности выделяют зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и др. О. Внутри отдельных модальностей возможна более дробная классификация (напр., пространственные, цветовые, яркостные и др. зрительные О.). В зависимости от анатомического положения рецепторов и выполняемой ими функции различают: 1) экстерорецептивные О., возникшие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, которые расположены на поверхности тела; 2) проприорецептивные О. (кинестетические), отражающие движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах и суставных сумках; 3) интерорецептивные (органические) О., сигнализирующие с помощью специальных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма. В свою очередь, экстерорецептивные О. делятся на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные О. занимают промежуточное положение между этими подклассами экстерорецепции. В некоторых случаях О. могут выполнять различные функции: напр., зрительное О. часто несет и проприорецептивную функцию. О. человека опосредствованы его практической деятельностью, всем процессом исторического развития общества. В пользу этого утверждения свидетельствуют многочисленные данные о возможности широких перестроек чувствительности под влиянием предметной трудовой деятельности. На базе синтеза О. возникает более сложная форма чувственного отражения — восприятие.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Ощущение

sensation) – 1. элементарный сенсорный опыт определенной модальности (слух, зрение и др.); 2. процесс превращения информации, поступающей в мозг из органов чувств, в элементарные акты сознания («ощущения»), в которых отражены некоторые свойства материальных объектов (тяжесть, цвет и т.д.). Известны различные модальности чувствительности: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, кинестезия и др. (всего до 12-13) Некоторые виды чувствительности представлены рядом субмодальных ощущений. Например, в зрении это ощущения красного, зеленого и синего цветов (согласно теории Юнга-Гельмгольца), в акустической чувствительности - ощущения высоких и низких тонов, в обонянии таких субмодальностей 8 (камфарный, мускусный, цветочный, мятный, эфирный, едкий, кислый и гнилостный), по другим теориям – от 4 – 9 ; во вкусовой чувствительности различают 4 субмодальности (сладкий, кислый, соленый, горький). Висцеральная или общая чувствительность также имеет ряд субмодальных ощущений (ощущения голода, жажды, сытости, сексуальные ощущения и др.), но точные данные по этому поводу отсутствуют.

Психологическими характеристиками ощущений являются: 1. абсолютный порог чувствительности или лимен (лат. limen – порог, дверь, вход, начало, дом); 2. физиологический порог чувствительности; 3. структурная сложность, любое ощущение образуют рецепторный и эмоциональный компоненты; 4. явления адаптации и габитуации; 5. влияние на психический тонус и 6. чувствительность к различению.

Патология в сфере ощущений проявляется (см.): 1. снижением порога чувствительности (гиперестезией); 2. ослаблением или выпадением чувствительности (гипестезией, анестезией); 3. нарушениями идентификации субмодальных ощущений или интрамодальных отношений (дизестезией); 4. появлением мнимых телесных ощущений (сенестопатией); 5. кросс-модальными чувствительными феноменами (синестезией); 6. фантомными ощущениями (фантомной болью и иными патологическими ощущениями в ампутированной части тела), 7. сенестезиями (различными двигательными нарушениями, не имеющими органической основы) и 8. нарушениями способности осознавать ощущения (явления гипопатии или болезненной психической анестезии, явления гиперпатии или болезненной психической гиперестезии, отчуждение ощущений, чувство их сделанности, удвоение феноменов чувствительности - см. Нарушения самоосознавания). Подробности в тексте.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

ОЩУЩЕНИЕ

Sensation; Empfmdung) - психологическая функция, постигающая непосредственную реальность с помощью органов чувств.

"Под ощущением я понимаю то, что французские психологи называют "la fonction du reel" (функция реальности), которая составляет совокупность моей осведомленности о внешних фактах, полученных мной через функцию моих органов чувств. Ощущение говорит мне, что нечто есть', оно не говорит мне, что это, но лишь свидетельствует, что это нечто присутствует" (АП, с. 18).

"Ощущение следует строго отличать от чувства, потому что чувство есть совсем другой процесс, который может, например, присоединиться к ощущению в качестве "чувственной окраски", "чувственного тона". Ощущение относится не только к внешнему физическому раздражению, но и к внутреннему, т. е. к изменениям во внутренних органических процессах" (ПТ, пар. 775).

"Поэтому ощущение есть прежде всего чувственное восприятие, т. е. восприятие, совершающееся посредством чувственных органов и "телесного чувства" (ощущения кинестетические, вазомоторные и т. д.). Ощущение является, с одной стороны, элементом представления, потому что оно передает представлению перцептивный образ внешнего объекта, с другой стороны - элементом чувства, потому что оно через перцепцию телесного изменения придает чувству характер аффекта. Передавая сознанию телесные изменения, ощущение является представителем и физиологических влечений. Однако оно не тождественно с ними, потому что оно является чисто перцептивной функцией" (там же, пар. 776).

"Следует понимать различие между чувственным (сенсуозным) или конкретным ощущением и ощущением абстрактным <...> Дело в том, что конкретное ощущение никогда не появляется в "чистом" виде, а всегда бывает смешано с представлениями, чувствами и мыслями. Напротив, абстрактное ощущение представляет собой дифференцированный вид восприятия, который можно было бы назвать "эстетическим" постольку, поскольку он, следуя своему собственному принципу, обособляется как от всякой примеси различий, присущих воспринятому объекту, так и от всякой субъективной примеси чувства и мысли, поскольку он тем самым возвышается до степени чистоты, никогда не доступной конкретному ощущению. Например, конкретное ощущение цветка передает не только восприятие самого цветка, но и его стебля, листьев, места, где он растет и т.д. Кроме того, оно тотчас же смешивается с чувствами удовольствия или неудовольствия, вызванными видом цветка, или с вызванными в то же время обонятельными восприятиями, или же с мыслями, например, о его ботанической классификации. Напротив, абстрактное ощущение тотчас же выделяет какой-нибудь бросающийся в глаза чувственный признак цветка, например его ярко-красный цвет, и делает его единственным или главным содержанием сознания, в обособлении от всех вышеуказанных примесей" (там же, пар. 777).

"Ощущение, поскольку оно является элементарным феноменом, есть нечто безусловно данное, не подчиненное рациональным законам, в противоположность мышлению или чувству. Поэтому я называю его функцией иррациональное, хотя рассудку и удается вводить большое число ощущений в рациональные связи. Нормальные ощущения пропорциональны, т. е. при оценке они соответствуют - в той или иной степени - интенсивности физических раздражений. Патологические же ощущения - не пропорциональны, т. е. они или ненормально снижены, или ненормально завышены; в первом случае они задержаны, во втором - преувеличены. Задерживание возникает от преобладания другой функции над ощущением - преувеличение же от ненормального слияния с другой функцией, например от слитности ощущения с еще недифференцированной функцией чувства или мысли (ПТ, пар. 779).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Толковый словарь аналитической психологии

ОЩУЩЕНИЕ

построение образов отдельных свойств предметов внешнего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. С позиций материализма, согласно теории отражения, ощущения - действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешних раздражений в факты сознания - в информацию. Обеспечивают непосредственную связь сознания с внешней средой, отражают свойства предметов объективного мира. Отражение в ощущении - результат не просто воздействия объекта на живое существо, но результат их взаимодействия - взаимодействия процессов, идущих навстречу друг другу и рождающих акт познания; результат взаимодействия организма с физическими и химическими свойствами среды при их непосредственном воздействии на рецепторы.

В акте ощущения через органы чувств устанавливается связь со средой. Именно в нем совершается переход энергии внешнего мира в акт сознания. Образы ощущений выполняют регулирующую, познавательную и эмоциональную функции. Ощущения и сохранение их следов - природная основа психики в филогенезе и онтогенезе.

Центральная закономерность ощущений - существование порога восприятия.

В рамках рефлекторной концепции И.М. Сеченова и И.П. Павлова проводились исследования, показавшие, что по физиологическим механизмам ощущение-это целостный рефлекс, объединяющий связями прямыми и обратными периферические и центральные отделы анализатора.

Проблематика ощущений интенсивно разрабатывается в психофизике сенсорных процессов и различных разделах физиологии. Многообразие ощущений отображает качественное многообразие мира.

Классификация ощущений может проводиться по разным основаниям. Их, как и восприятия, можно классифицировать по модальности, выделяя ощущения зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и пр. Внутри отдельных модальностей возможна более дробная классификация - например, пространственные и цветовые ощущения зрительные. Известные трудности для подобной классификации представляют интермодальные ощущения, или синестезии.

Можно разделить ощущения на контактные и дистантные.

Одна из классификаций выделяет три основных класса ощущений:

1) ощущения экстероцептивные, возникающие при воздействии раздражителей внешних на рецепторы, расположенные на поверхности тела; они в свою очередь делятся на два подкласса: а) дистантные - зрительные, слуховые; b) контактные - осязательные, вкусовые; обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между этими подклассами.

2) ощущения проприоцептивные (кинестетические), отражающие движение и относительное положение частей тела (благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках);

3) ощущения интероцептивные (органические), сигнализирующие с помощью специализованных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма.

Но эта классификация не учитывает известную независимость функции ощущений от морфологической локализации рецепторов. Так, ощущения зрительные могут выполнять важную проприоцептивную функцию.

Известны попытки создания генетической классификации ощущений (Г. Хэд, 1918). Так, выделяются более древняя - яротопатическая и более молодая - эпикритическая чувствительность. Протопатические ощущения, в отличие от эпикритических, не дают точной локализации источника раздражения ни во внешнем пространстве, ни в пространстве тела, характерны постоянной аффективной окрашенностью и отражают скорее субъективные состояния, чем объективные процессы.

Согласно представлениям, разработанным в отечественной психологии, ощущение возникает в филогенезе на базе элементарной раздражимости - как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения, отражая связь между биотическими и абиотическими факторами среды.

В отличие от ощущений животных, ощущения человека опосредованы его практической деятельностью и всем процессом исторического развития общества. С позиций материализма, в пользу понимания ощущения как продукта развития всей всемирной истории говорят многочисленные данные о возможности широких перестроек чувствительности под влиянием предметной трудовой деятельности, а также о зависимости восприятия отдельных свойств объектов от социально выработанных систем сенсорных качеств (как система фонем родного языка, шкалы тонов музыкальных или цветовых).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь практического психолога

ОЩУЩЕНИЕ

англ. sensation) - ^психофизический процесс непосредственно чувственного отражения (познания) отдельных свойств явлений и предметов объективного мира, т. е. процесс отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств, раздражения последних (см. Анализатор), а также 2) возникающее в результате указанного процесса субъективное (психическое) переживание силы, качества, локализации и др. характеристик воздействия на органы чувств (рецепторы).

Первоначально учение об О. возникло и развивалось в философии как часть теории познания. Согласно сложившейся традиции, в философии термин О. трактуется широко, охватывая все явления чувственного отражения (см. Отражение чувственное), включая восприятие и представления памяти. Уже в V в. до н. э. Гераклит и Протагор рассматривали О. в качестве источника человеческого познания. В XVIII в. О. становится центральной темой дискуссий представителей эмпирической психологии и философии. Механистическое понимание О. как элементарных "кирпичиков" психического получило особое распространение в ассоциативной психологии. Так, В. Вундт различал О. и восприятие, при этом восприятие понималось как комплекс ассоциативно связанных О.

В работах отечественных психологов (напр., А. Н. Леонтьева) утвердилось представление об активной действенной природе процессов отражения даже отдельных свойств предметов. В ходе этих процессов происходит "уподобление" динамики движения органов чувств свойствам воспринимаемых предметов (см. Перцептивные действия), причем совершенно очевидно, что подобное активное "уподобление" есть в то же время и реконструкция, восстановление, а не пассивное копирование. Большое значение для преодоления наивно-ассоциативных взглядов на О. имели работы представителей гештальт-психологии, справедливо отвергавших существование изолированных О., из которых в результате ассоциации строится восприятие. Было четко показано, что один и тот же раздражитель не порождает всегда одно и то же О., напротив, он может ощущаться очень по-разному в зависимости от того целого, в составе которого он выступает. В настоящее время проблематика О. интенсивно разрабатывается в психофизике сенсорных процессов и различных разделах психологии.

Многообразие О. отображает качественное многообразие окружающего мира. Классификация О. может иметь разные основания. 1. Широко распространено разделение О. по модальности, в связи с которым выделяют зрительные, слуховые, осязательные и др. О. Внутри отдельных модальностей возможна более подробная классификация на качества или субмодальности, напр, пространственные и цветовые зрительные О. Известные трудности для подобной классификации представляет существование интермодальных О., или синестезий. 2. Англ. физиологом Ч. Шеррингтоном (1906) была предложена классификация О. на основе анатомического положения рецепторов и их функции. Он выделил 3 основных класса О.: 1) эк-стероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, которые расположены на поверхности тела; 2) проприоцептивные, отражающие движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках (см. Проприоцепторы); 3) интеро-цептивные (органические), сигнализирующие с помощью специальных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма (см. Интероцепторы, Ощущения органические). В свою очередь экстероцептивные О. делятся на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные О. занимают промежуточное положение между этими подклассами экстероцепции. Данная классификация не учитывает известную независимость функции О. от морфологической локализации рецепторов. В частности, зрительные О. могут нести важную кинестезическую функцию (Н. А. Бернштейн, Дж. Гибсон). 3. Попытку создания генетической классификации О. предпринял англ. невролог X. Хэд (1918) выделивший более древнюю прото-патическую чувствительность и более молодую эпикритическую.

О. возникает в филогенезе на базе элементарной раздражимости как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения (нейтральные раздражители), отражая тем самым объективную связь между биотическими и абиотическими факторами среды. В отличие от О. животных, О. человека опосредствованы его практической деятельностью, всем процессом исторического развития общества. В пользу исторического понимания О. как "продукта развития всей всемирной истории" (К. Маркс) говорят многочисленные данные о возможности широких перестроек чувствительности под влиянием предметной трудовой деятельности. В качестве источника знаний человека об окружающем мире О. входят в целостный процесс познания, образуя чувственную ткань человеческого сознания. От истинных О. следует отличать разнообразные психосенсорные расстройства. См. также Длительность ощущения, Интенсивность ощущения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой психологический словарь

Ощущение

Согласно моему пониманию - одна из основных психологических функций (см.). Вундт [К истории понятия ощущения см. /78- Bd.I. S.350; 117; 118; 119/] также считает ощущение одним из элементарных психических феноменов. Ощущение или процесс ощущения есть та психологическая функция, которая, посредничая, передает восприятию физическое раздражение. Поэтому ощущение тождественно с восприятием. Ощущение следует строго отличать от чувства, потому что чувство есть совсем другой процесс, который может, например, присоединиться к ощущению в качестве "чувственной окраски", "чувственного тона". Ощущение относится не только к внешнему физическому раздражению, но и к внутреннему, то есть к изменениям во внутренних органических процессах.

Поэтому ощущение есть, прежде всего, чувственное восприятие, то есть восприятие, совершающееся посредством чувственных органов и "телесного чувства" (ощущения кинестетические, вазомоторные и т. д.). Ощущение является, с одной стороны, элементом представления, потому что оно передает представлению перцептивный образ внешнего объекта, с другой стороны - элементом чувства, потому что оно через перцепцию телесного изменения придает чувству характер аффекта (см.). Передавая сознанию телесные изменения, ощущение является представителем и физиологических влечений. Однако оно не тождественно с ними, потому что оно является чисто перцептивной функцией.

Следует различать между чувственным (сенсуозным) или конкретным (см.) ощущением и ощущением абстрактным (см.). Первое включает в себя формы, о которых речь шла выше. Последнее же обозначает отвлеченный вид ощущений, то есть обособленный от других психологических элементов. Дело в том, что конкретное ощущение никогда не появляется в "чистом" виде, а всегда бывает смешано с представлениями, чувствами и мыслями. Напротив, абстрактное ощущение представляет собой дифференцированный вид восприятия, который можно было бы назвать "эстетическим" постольку, поскольку он, следуя своему собственному принципу, обособляется как от всякой примеси различий, присущих воспринятому объекту, так и от всякой субъективной примеси чувства и мысли и поскольку он тем самым возвышается до степени чистоты, никогда не доступной конкретному ощущению. Например, конкретное ощущение цветка передает не только восприятие самого цветка, но и его стебля, листьев, места, где он растет, и т. д. Кроме того, оно тотчас же смешивается с чувствами удовольствия или неудовольствия, вызванными видом цветка, или с вызванными в то же время обонятельными восприятиями, или же с мыслями, например о его ботанической классификации. Напротив, абстрактное ощущение тотчас же выделяет какой-нибудь бросающийся в глаза чувственный признак цветка, например его ярко-красный цвет, и делает его единственным или главным содержанием сознания, в обособлении от всех вышеуказанных примесей. Абстрактное ощущение присуще, главным образом, художнику. Оно, как и всякая абстракция, есть продукт функциональной дифференциации, и потому в нем нет ничего первоначального. Первоначальная форма функций всегда конкретна, то есть смешанна (см. архаизм и конкретизм). Конкретное ощущение, как таковое, есть явление реактивное. Напротив, абстрактное ощущение, как и всякая абстракция, никогда не бывает свободно от воли, то есть от направляющего элемента. Воля, направленная на абстракцию ощущения, является выражением и подтверждением эстетической установки ощущения.

Ощущение особенно характерно для природы ребенка и примитивного человека, поскольку оно, во всяком случае, господствует над мышлением и чувством, но не непременно над интуицией (см.). Ибо я понимаю ощущение как сознательное восприятие, а интуицию как ощущение бессознательное. Ощущение и интуиция представляются мне парой противоположностей или двумя функциями, взаимно компенсирующими одна другую, подобно мышлению и чувству. Функции мышления и чувства развиваются в качестве самостоятельных функций из ощущения как онтогенетически, так и филогенетически. (Конечно, также и из интуиции, как необходимо восполняющей противоположности ощущения.) Индивид, чья установка в целом ориентируется ощущением, принадлежит к ощущающему (сенситивному) типу (см.)

Ощущение, поскольку оно является элементарным феноменом, есть нечто безусловно данное, не подчиненное рациональным законам в противоположность мышлению или чувству. Поэтому я называю его функцией иррациональной (см.), хотя рассудку и удается вводить большое число ощущений в рациональные связи. Нормальные ощущения пропорциональны, то есть при оценке они соответствуют - в той или иной степени - интенсивности физических раздражений. Патологические же ощущения непропорциональны, то есть они или ненормально снижены, или ненормально завышены; в первом случае они задержаны, во втором - преувеличены. Задерживание возникает от преобладания другой функции над ощущением; преувеличение же от ненормального слияния с другой функцией, например от слитности ощущения с еще недифференцированной функцией чувства или мысли. Но в этом случае преувеличение ощущения прекращается, как только слитая с ощущением функция выдифференцируется сама по себе. Особенно наглядные примеры дает психология неврозов, где очень часто обнаруживается значительная сексуализация других функций (Фрейд), то есть слитность сексуальных ощущений с другими функциями.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь терминов

Найдено схем по теме ОЩУЩЕНИЕ — 0

Найдено научныех статей по теме ОЩУЩЕНИЕ — 0

Найдено книг по теме ОЩУЩЕНИЕ — 0

Найдено презентаций по теме ОЩУЩЕНИЕ — 0

Найдено рефератов по теме ОЩУЩЕНИЕ — 0

Вы можете заказать написание реферата: