Ориентировочная основа действия

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ
процесс и результат ознакомления человека с условиями, в которых должно выполняться формируемое действие, и с требованиями, предъявляемыми к этому действию. Понятие из теории поэтапного, планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. См. действий умственных поэтапного (планомерного) формирования теория.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ориентировочная основа действия (оод)

система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия; первый этап обучения в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий (термин введен П.Я.Гальпериным). На этом этапе происходит предварительное ознакомление с действиями, овладение ООД, то есть системой внутренних указаний о том, как выполнять то или иной действие.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ
система пред ставлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия. Термин «О. о. д. » введен в связи с возникновением концепции поэтапного формирования умственных действий. Содержание О. о. д. во многом предопределяет качество действия. Так, полная О. о. д. обеспечивает систематически безошибочное выполнение действия в заданном диапазоне ситуаций. О. о. д. следует отличать от схемы О. о. д. как совокупности указаний и ориентиров, задаваемой субъекту. Форма и способы задания схемы О. о. д. диктуются целями обучения, возрастными и индивидуальными особенностями обучаемых. Выделяют три типа построения схемы О. о. д. и соответственно три типа обучения. При первом типе субъект имеет дело с принципиально неполной системой условий и вынужден дополнять ее с помощью метода проб и ошибок; окончательная структура действия устанавливается медленно, осмысливается далеко не всегда и не полностью; велик разброс индивидуальных показателей, а сформированное действие крайне чувствительно к сбивающим действиям. При втором типе субъект ориентируется на полную систему ориентиров и учитывает с самого начала его безошибочность. При этом схема О. о. д. либо задается в готовом виде, либо составляется обучаемым совместно с обучающим. Третий тип характеризуется полной ориентацией человека уже не на условия выполнения конкретного действия, а на принципы строения изучаемого материала, на единицы, из которых он состоит, и законы их сочетания. О. о. д. такого рода обеспечивает глубокий анализ изучаемого материала, формирование познавательной мотивации.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Ориентировочная основа действия
лат. oriens (orientis) — восток] — система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия. Термин введен П.Я. Гальпериным. О. о. д. как таковую следует отличать от схемы О. о. д. — совокупности ориентиров и указаний, задаваемых субъекту извне (в виде образцов действия, схем, планов, орудий). Переход от действия на основе содержания схемы О. о. д., заданной субъекту внешним (материальным или материализованным) образом, к действию, совершающемуся идеально, и представляет собой процесс формирования О. о. д. Применительно к конкретному предметному содержанию действия и требованиям к его осуществлению, к конкретной задаче, на решение которой направлено действие, можно говорить о полноте О. о. д. как объективной, но относительной характеристике. О. о. д. может считаться полной, если построенное на ее основе действие выполняется систематически безошибочно в заданном диапазоне проблемных ситуаций. П.Я. Гальпериным выделены три типа построения схемы О. о. д. и, соответственно, три типа учения. При первом типе субъект имеет дело с принципиально неполной системой условий и вынужден в силу этого действовать на основе метода проб и ошибок. Окончательная структура действия устанавливается при этом медленно, осмысляется и осознается далеко не всегда и не полностью; велик разброс индивидуальных показателей, а сформированное действие крайне чувствительно к сбивающим воздействиям. При втором типе субъект ориентируется на полную (в указанном выше смысле) систему ориентиров и указаний и учитывает всю систему условий правильного выполнения действия, что гарантирует безошибочность действия, заданный диапазон его обобщенности, высокий уровень осознанности, критичности и других первичных и вторичных свойств действия. При этом схема О. о. д. либо задается в готовом виде, либо составляется учащимся совместно с обучающим. Объем материала, доступный для усвоения на основе такого способа задания схемы О. о. д., может варьировать от отдельно взятого умственного действия или понятия до системы единиц человеческой деятельности, покрывающих целые разделы учебного материала. Третий тип задания схемы О. о. д. характеризуется полной ориентацией уже не на условия выполнения конкретного действия, а на принципы строения изучаемого материала, на предметные единицы, из которых он состоит, и законы их сочетания. О. о. д. такого рода обеспечивает глубокий анализ изучаемого материала, формирование познавательной мотивации. А.И.Подольский

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
257.51 кб

Теория ориентировочной основы деятельности П. Я. Гальперина при обучении технике двигательных действ

Галимов Геннадий Яковлевич, Стрельников Валерий Александрович, Цыремпилов Виталий Борисович, Багадаев Анатолий Владимирович
В современных условиях развития физической культуры возрастает роль применения новых методик, учитывающих теоретические разработки ведущих специалистов в области психологии и педагогики. Теория П.Я.

Похожие термины: