ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
совокупность действий человека, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения (см. также Ориентация)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Ориентировочная деятельность
Словообразование. Происходит от лат. оrientis - восток.
Категория. Форма поведения.
Специфика. Основана на обследовании окружающих предметов в целью формирования образа того пространства, в котором должно осуществляться предметное действие.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Ориентировочная деятельность
совокупность действий субъ¬екта, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обсле¬дование и планирование поведения. Основными и самыми общими за¬дачами О.д. являются: анализ проблемной ситуации, установления от¬ношения между элементами ситуации и их актуальных значений, по¬строение плана действия - его контроль и коррекция. Существенное отличие О.д. животных состоит в том, что при планировании и регули¬ровании поведения человек опирается на накопленные обществом зна¬ния о предметах и способах действия с ними, их социальном значении и общественные формы отношений.

Источник: Гроголева О. Зоопсихология и сравнительная психология. 2004

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
– совокупность действий, деятельность, направленная на обследование окружающей действительности, её предметов и условий получения информации и ориентировку в ситуации; планирование поведения для решения поставленной перед человеком цели. Уровень развития О.д., во многом базирующейся на опыте, имеет большое значение в эффективности и надёжности выполнения деятельности в экстремальных условиях, так как субъект, обладающий высоким уровнем её развития, способен быстро, чётко, несмотря на имеющиеся помехи, сориентироваться в возникшей ситуации, оценить, без лишних отрицательных эмоций последствия её воздействия на себя и активизировать свои действия на выполнение поставленной задачи.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ
деятельность познавательного характера, направленная на то, чтобы разобраться в сложившейся ситуации, получить о ней сведения, необходимые для успешного решения какой-либо задачи, возникшей в этой ситуации или связанной с ней. Ориентировочной также называют активность живого организма, направленную на обследование окружающей среды, на изучение того, что в ней происходит. Механизм осуществления Д.о. в ее элементарных формах – это ориентировочный рефлекс. Он является генотипически обусловленным и ближе всего связанным с работой нейронов-детекторов новизны. Более сложные формы ориентировочно-исследовательской, познавательной деятельности человека формируются в процессе научения. См. деятельность, деятельность ориентировочно-исследовательская, нейроны-детекторы новизны, рефлекс ориентировочный (реакция ориентировочная).

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ
поведение, основанное на обследовании окружающих предметов в целью формирования образа того пространства, где должно выполняться действие предметное; совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения. Следует различать рефлекс ориентировочный - настройку анализаторов на лучшее восприятие раздражителя, торможение предшествующей активности; и деятельность ориентировочную (ориентировочно-исследовательскую). Основные и самые общие задачами деятельности ориентировочной таковы:
1) анализ ситуации проблемной;
2) установление актуальных значений элементов ситуации и отношений между этими элементами;
3) построение плана действия, а при выполнении - контроль и коррекция действия. Необходимое условие осуществления деятельности ориентировочной - наличие различных форм отражения психического, обеспечивающих реализацию ее функций: подготовку, регулирование и контроль поведения субъекта в индивидуально-изменчивых ситуациях. Существенное отличие деятельности ориентировочной человека и животных - в том, что при планировании и регулировании поведения человек опирается на накопленные обществом знания о предметах и способах действия с ними.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
англ. orienting activity) - деятельность, направленная на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для решения стоящих перед субъектом задач.
Различные виды О. д. в своей развитой форме представляют собой складывающиеся прижизненно сложные функциональные системы. На 1-м этапе развития О. д. путем обследования условий задачи и использования прошлого опыта у субъекта формируется образ ситуации и тех условий, которые должны быть в ней выполнены для достижения поставленных целей. В дальнейшем функция О. д. заключается в ориентации и регуляции поведения на основе сложившегося образа.
Начало психологическому изучению О. д. положили работы, показавшие роль исследовательских реакций в образовании навыков и при интеллектуальном поведении животных. В дальнейшем изучение О. д. у человека (Я. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эль-конин и др.) позволило установить существенную зависимость формирования двигательных навыков, сенсорных процессов, запоминания материала, усвоения понятий от особенностей ориентировки испытуемых в условиях задания. Были выделены различные типы ориентировки (Гальперин), в зависимости от которых изменяется эффективность и качество усваиваемых субъектом знаний и умений. При 1-м типе ориентировка осуществляется на случайные признаки, в результате чего обучение идет медленно, путем ошибок и проб и дает низкие результаты (см. Метод проб и ошибок). Для 2-го типа характерна ориентировка на признаки и отношения, которые подбираются эмпирически и достаточны лишь для выполнения данного задания. Процесс обучения идет в этом случае значительно организованнее и быстрее, чем в 1-м, однако результаты получаются ограниченными, т. к. перенос сформированных знаний и умений возможен лишь в пределах узкой зоны предъявляемых заданий. 3-й тип отличается ориентировкой на существенные свойства и отношения, которые специально выделяются путем анализа внутренней структуры данного объекта и его положения среди др. объектов того же рода. При 3-м типе ориентировки происходит не только повышение темпов обучения, но усваиваемые знания и умения легко переносятся в новые, измененные условия. См. Теория поэтапного формирования умственных действий, Умственные действия.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
1.02 мб

Ориентировочная основа совместной деятельности дошкольников

Смирнова Яна Константиновна
На примере дошкольного возраста рассматривается феномен ориентировочной основы совместной деятельности как один из механизмов организации и регуляции индивидуальных операций в групповом действии.
Читать PDF
519.50 кб

Инварианты знаний в культурологическом цикле как ориентировочная основа учебной деятельности

Рябова Светлана Владимировна, Штейнберг Валерий Эмануилович
Читать PDF
610.39 кб

Ориентировочная деятельность студентов на практических занятиях по курсу «Сопротивление материалов»

Вешуткин Владимир Дмитриевич, Моисеева Татьяна Владимировна
Для достижения одной из основных целей учебного процесса – развития самостоятельного продуктивного мышления студентов, будущих специалистов в области конструирования и ремонта технических объектов, преподавателями кафедры «Динамик
Читать PDF
19.45 мб

Половой диморфизм ориентировочно-исследовательской деятельности и эмоционально- поведенческой реакти

Ж.Б. Айтбаева, Л.Н. Ерментаева, М.Б. Тохаева, К.К. Ниязбекова, К.М.Мухаметжанова
В статье єѓучены половые раѓлєчєя орєентєровочно-єсследовательскоѕ деятельностє є эмоцєональноповеденческоѕ реактєвностє молодых реанємєрованных крыс.
Читать PDF
197.59 кб

Формирование социально-бытовой ориентировочной деятельности учащихся с умеренной умственной отсталос

Дашевская Е. Ю.
Читать PDF
68.80 кб

Элементы информационно-образовательной среды в формировании ориентировочной основы деятельности студ

Баженов Анатолий Александрович
В статье поднимаются вопросы совершенствования методической подготовки практических занятий по рисунку в системе высшего и среднего профессионального образования.
Читать PDF
257.51 кб

Теория ориентировочной основы деятельности П. Я. Гальперина при обучении технике двигательных действ

Галимов Геннадий Яковлевич, Стрельников Валерий Александрович, Цыремпилов Виталий Борисович, Багадаев Анатолий Владимирович
В современных условиях развития физической культуры возрастает роль применения новых методик, учитывающих теоретические разработки ведущих специалистов в области психологии и педагогики. Теория П.Я.
Читать PDF
1,021.37 кб

Ориентировочная деятельность студентов в процессе формирования умений при построении эпюр по курсу «

Моисеева Татьяна Владимировна, Вешуткин Владимир Дмитриевич
В статье приведен алгоритм ориентировочной деятельности студентов технического университета при изучении курса «Сопротивление материалов» при формировании умений построения эпюр внутренних усилий при деформации изгиба элементов ко

Похожие термины:

  • АКТИВНАЯ ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    формирование навыка у животных в результате анализа животным ситуации, отбор адекватных движений, которые соответствуют достижению «цели» (Э.Толмен, В.П.Протопов, И.Ф.Дэшнелл, К.Спенс).