Профессиональная ориентация
широкий, выходящий за рамки педагогики и психологии комплекс мер по оказанию помощи человеку в выборе профессии.
Источник: В. Толочек. Современная психология труда: глоссарий, 2005 г
профессиональная ориентация
система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии, на оказание помощи ей в этом вопросе с учетом особенностей личности и потребностей общества.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Профессиональная ориентация
Комплекс психолого-педагогических, физиологических и медицинских мероприятий, направленных на целенаправленную подготовку человека к избранной сфере профессиональной деятельности. Полноценная и эффективная П. о. осуществляется на основе предварительного профессионального отбора.
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
профессиональная ориентация
это комплекс психолого-педагогических, медицинских, социальных мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения молодого человека, на оптимизацию трудоустройства человека с учетом его склонностей , интересов, способностей, а также с учетом потребностей общества в специалистах.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
профессиональная ориентация
(от франц. orientation – установка) – комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Профессиональная ориентация
Словообразование. Происходит от лат. profiteor - объявляю своим делом и oriens - восток.
Категория. Система мероприятий по включению индивида к миру труда.
Виды:
- профессиональное просвещение, информирование о мире профессий;
- профессиональное воспитание, выработка профессионально важных личностных качеств (работоспособность, ответственность);
- профессиональное консультирование.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
(от франц. orientation – установка) – комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности общества. Сложились две формы П.о.: 1) П.о. на узкой базе, состоящая в том, что в учебном заведении, готовящем специалистов, учащимся раскрывают все особенности предстоящей им деятельности, указывают оптимальные способы приобщения к данной профессии и т.д. 2) П.о. на широкой базе, состоящая в ознакомлении молодых людей, еще не сделавших свой выбор, с миром профессий и своими возможностями.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
(профориентация) — форма трудовой экспертизы; система государственных психолого-педагогических, медицинских и экономических мероприятий, предусмотренных Конституцией СССР, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно и устойчиво выбрать профессию с учетом нужд общества и своих способностей и призвания.
Различают следующие формы П. о.: профессиональное просвещение, профессиональная пропаганда, профессиональная консультация, профессиональная адаптация. Существуют П. о. «от себя», стихийно или научно обоснованно ведущаяся учебными заведениями, и П. о. «на себя», ведущаяся, кроме того, предприятиями. В процессе активной П. о. формируется профессиональное самоопределение личности.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
ОРИЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
(от фр orientation - направление на восток < лат. oriens (orientis) - восток) - оказание помощи в профессиональном самоопределении личности в соответствии с ее способностями и с учетом запросов на «рынке» профессий, а также задачами формирования конкретных профессиональных качеств.
О.п. преследует две цели: помочь оптимальному выбору профессии; оказать помощь каждому молодому человеку в выборе работы, которая давала бы ему наибольшее творческое, моральное и материальное удовлетворение.
Актуальной является профессиональная переориентация - научно обоснованное исправление ошибок профессионального самоопределения личности, а также профориентация, профессиональная консультация и начальный профотбор лиц потерявших работу и желающих выбрать другую профессию и специальность.
Источник: Акмеологический словарь.
Профессиональная ориентация
лат. professio — род занятий; фр. orientation — установка] — 1) Комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности их будущей специальности. 2) Сознательный выбор человеком профессии, отвечающей его интересам и предполагаемой успешности, в результате ознакомления со спецификой избранной профессии. В отечественной практике сложились две формы П. о. Первая из них— это П. о. на узкой базе, состоящая в том, что в учебном заведении, готовящем специалистов, учащимся раскрывают все особенности предстоящей им деятельности, указывают оптимальные способы приобщения к данной профессии и т. д. Вторая форма — это П. о. на широкой базе, состоящая в ознакомлении молодых людей, еще не сделавших свой выбор, с миром профессий. К. М.Гуревич
Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005
ОРИЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
система мероприятий по включению индивида в мир труда; комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию трудоустройству молодежи соответственно желаниям, склонностям и сформированным способностям и с учетом потребностей народного хозяйства и всего общества. Систематическая работа по ориентации профессиональной - органическая часть воспитательной работы учебных заведений.
Ориентация профессиональная предполагает:
1) профессиональное просвещение, информирование о мире профессий;
2) профессиональное воспитание, выработка профессионально важных личностных качеств (работоспособность, ответственность); .
3) профессиональное консультирование (-> консультация профессиональная).
Сложились две формы ориентации профессиональной:
1) на узкой базе - состоит в том, что в учебном заведении учащимся раскрывают все особенности предстоящей деятельности, указывают способы приобщения профессии, и пр.;
2) на широкой базе - состоит в ознакомлении молодежи, еще не сделавшей выбора, с миром профессий.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Профессиональная ориентация
система мер, направленная на оказание помощи в выборе профессии согласно индивидуальным способностям, интересам человека и потребностям общества в кадрах определенного профиля и квалификации. Идеи П. о. впервые возникли в связи с разделением труда и с необходимостью наиболее целесообразного распределения работников.
П. о. включает несколько направлений работы:
социально-экономическое — анализ ситуации на рынке труда, сведения о перспективах развития профессиональной структуры общества в целом и конкретных регионов в частности;
педагогическое воспитание человека как субъекта трудовой деятельности, формирование ценностей труда, ознакомление с различными видами профессий и миром труда;
формирование способностей и интересов.
Психологическое направление включает в себя анализ и диагностику особенностей развития субъекта, индивидуальное и групповое консультирование (см. Профессиональное консультирование), нацеленное на формирование профессиональных планов, определение оптимальных путей их реализации, обучение правилам принятия решений и поведения на рынке труда.
П. о. должна оказать помощь человеку на разных этапах его профессионального развития, а потому включает школьную П. о., П. о. в среднем или высшем профессиональном учебном заведении, П. о. в службе занятости. Во многих странах (например, в США, Франции и др.) существует государственная служба П. о. молодежи, которая функционирует на принципах общедоступности, бесплатности, добровольности и включена в программу обучения. Работу по П. о. осуществляют школьные консультанты, службы занятости, а также частные бюро. Единая государственная система П. о. в России создается с 1980-х гг. В настоящее время П. о. осуществляется центрами П. о. (городскими и районными), школьными психологами, ППМС (психолого-педагогическими медико-социальными) центрами (по заявкам школ); имеются и немногочисленные профориентационные центры, работающие на хозрасчетных началах.
Литература
Бендюков М., Соломин И., Ткачев М. Азбука профориентации: Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? СПб., 1997.
Климов Е. А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
(от франц. установка) – оказание помощи в профессиональном самоопределении личности в соответствии с ее способностями и с учетом рынка профессий, а также с задачами формирования конкретных профессиональных качеств. П. о. преследует в основном две цели: во-первых, помочь оптимальному выбору профессии; во-вторых, оказать помощь каждому молодому человеку в выборе такой работы, которая давала бы ему наибольшее творческое, моральное и материальное удовлетворение. Возникновение профессиональной ориентации связывают с появлением первого кабинета профориентации в 1903 г. в Страсбурге (Франция) и бюро по выбору профессий в Бостоне (США) в 1908 г. Работа этих профориентационных служб основывалась на известной «трехфакторной модели» Ф. Парсонса, когда у претендента на те или иные профессии выявляли способности и психологические качества, соотносили их с требованиями профессий и уже на основании этого выдавали рекомендацию о пригодности или непригодности человека к данной профессии. В России первое бюро по оказанию профессиональной помощи в выборе профессии возникло в 1927 г. при Ленинградской бирже труда. Центральное место в работе по П. о. отводится школе. Можно выделить три этапа П. о.: подготовительный, основной и завершающий. Подготовительный этап включает в себя профессиональное просвещение учащихся, проводимое в течение всего периода обучения школьников, при этом меняются только его формы. На этом этапе также проводится изучение личности школьников, их задатков, склонностей. На основном этапе П. о. формируются устремления учащихся, их склонности и способности к конкретным видам профессионального обучения и деятельности. На этом этапе, начиная с VI–VIII кл., развертывается работа по профессиональной консультации. Завершающий этап связан с уточнением профессиональных устремлений выпускников школ, с определением степени соответствия их личностных качеств требованиям избранной профессии. Актуальной является профессиональная переориентация – научно обоснованное исправление ошибок профессионального самоопределения личности, а также профориентация, профессиональная консультация и начальный профотбор лиц, потерявших работу в силу тех или иных причин, желающих выбрать другую профессию и специальность.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
ПРАФЕСІЙНАЯ АРЫЕНТАЦЫЯ / VOCA TIONAL GUIDANCE (от фр. orientation– установка)– комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на оказание помощи в профессиональном самоопределении личности в соответствии с ее способностями и с учетом рынка профессий, а также с задачами формирования конкретных профессиональных качеств. Цели П. о.: помочь оптимальному выбору профессии; оказать помощь каждому молодому человеку в выборе такой работы, которая давала бы ему наибольшее творческое, моральное и материальное удовлетворение. Формы П. о. в зависимости от количества участников: индивидуальная (с конкретным учащимся– беседа, консультация, индивидуальная диагностика), групповая (работа с группой– урок, игра, беседа, групповая диагностика, семинар, тренинг) и массовая (работа с большим количеством учащихся– межшкольные профинформационные мероприятия, презентации учебных учреждений, ярмарки учебных мест). Классификация форм П. о. в зависимости от степени включения в процесс– пассивные (информационно-просветительские) и активные (практико-ориентированные). В структуру П. о. входят профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональный отбор и профессиональная адаптация. Центральное место в работе по П. о. отводится школе. Можно выделить три этапа П. о.: 1) подготовительный (включает в себя профессиональное просвещение учащихся, проводимое в течение всего периода обучения школьников, при этом меняются только его формы, проводится изучение личности школьников, их задатков, склонностей) 2) основной (формируются устремления учащихся, их склонности и способности к конкретным видам профессионального обучения и деятельности, начиная с VI–VIII класса, развертывается работа по профессиональной консультации); 3) завершающий (связан с уточнением профессиональных устремлений выпускников школ, с определением степени соответствия их личностных качеств требованиям избранной профессии). Актуальной является профессиональная переориентация– научно обоснованное исправление ошибок профессионального самоопределения личности, а также профориентация, профессиональная консультация и начальный профотбор лиц, потерявших работу в силу тех или иных причин, желающих выбрать другую профессию и специальность. Психодиагностика П. о. может осуществляться с помощью методики диагностики структуры сигнальных систем Э. Ф. Зеера, А. М. Павловой и Н. О. Садовникова– на основе относительного преобладания у человека первой или второй сигнальной системы определяются специфические типы высшей нервной деятельности; дифференциально-диагностического опросника (ДДО)– предназначен для отбора различных типов профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова; методики «Карта интересов» А. Е. Голомштока в модификации О. Г. Филимоновой; матрицы выбора профессии (разработана Московским областным центром профориентации молодежи); методики Л. А. Йовайши– определение склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности и др.Е. Н. Зуева
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.