ОРГАНИЗМ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Организм
(от лат. organismus — «орудие, инструмент») — живое тело, живое существо, особь, индивидуум; реальный носитель жизни, характеризующийся всеми ее свойствами.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ОРГАНИЗМ
organism) - живой объект, который может быть одноклеточным (см. Микроорганизм) или многоклеточным, состоящим из группы различных, но взаимосвязанных между собой клеток.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

ОРГАНИЗМ
1. Организм живой - живое тело, живое существо (растение, животное, человек).
2. Совокупность духовных и физических свойств человека.
3. Сложное организованное единство.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Организм
Отдельное живое существо, рассматриваемое как открытая саморегулирующаяся биологическая система, все части которой неразрывно связаны между собой, поддерживающая обмен веществ и энергии с окружающей средой, способная к воспроизведению себе подобных и к непрерывному приспособлению к условиям окружающей среды.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ОРГАНИЗМ
от лат. organismus] - 1) живое тело, живое существо (человек, животное, растение); 2) любая биологическая или биокостная целостная система, состоящая из взаимозависимых и соподчиненных элементов, взаимоотношения которых детерминированы их функционированием как целого; 3) совокупность физических и духовных свойств человека

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

ОРГАНИЗМ
(от лат. organism) - биологическая единица, имеющая характерные анатомические и физиологические признаки. О. может состоять из единственной клетки (одноклеточный организм), из множества одинаковых клеток (колониальный организм) или из различных по функции клеток (многоклеточный организм). О. могут быть прокариотическими или эукариотическими, в зависимости от того, какие клетки участвуют в их построении. Новый О. возникает от предшествующего О. благодаря способности к размножению. Для О. характерны упорядоченное строение, раздражимость, обмен веществ, подвижность, рост, размножение и приспособленность к условиям среды.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

Организм
Термин, который часто используется в психологии (включая и эту книгу) для описания человека или любых животных. В более широком смысле относится ко всем живым существам, но последние не имеют непосредственного интереса для психологов. Термин вошел в употребление после выхода первых работ в области бихевиоризма, где он указывал на то, что все животные проявляют одинаковые основные способности к научению, поэтому открытия, совершенные при исследовании «низших» животных. можно распространить и на человека. В наши дни термин чаще используется для того, чтобы подчеркнуть объективное отношение психолога к предмету исследования. Организмы — это просто «живые единицы», определенным образом реагирующие на внешние и внутренние стимулы.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ОРГАНИЗМ
Свободное значение: любое живое существо, будь то растение или животное, бактерия или вирус. Этот вид определения удовлетворителен только в некоторой степени, так как он представляет собой немногим больше, чем перечень тех единиц, которые обычно рассматриваются как относящиеся к организмам. В идеале нужно иметь ясное определение того, что подразумевается поджиеым, и таким образом обходиться без нашего перечня – а также избежать обсуждения того, какие именно предметы заслуживают быть внесенными в этот список; не все поместили бы в него вирусы. Трудность, однако, состоит в том, что попытки иметь дело с определением жизни сами по себе представляют перечни; например, живое существо – то, которое осуществляет некоторые (или все) основные физиологические функции приема пищи, выделения, репродукции, передвижения и т.д. Так как к настоящему времени нет никакого согласованного критериального набора свойств для определения того, что является живым, нет и никакого строгого определения того, что квалифицируется как организм. В психологии этот термин обозначает животное, особенно то, которое используется в эксперименте или другом научном исследовании. Это оказалось полезным термином для многих бихевиористов, которые, работая прежде всего с крысами, голубями и т.п., предпочитали формулировать свои результаты и заключения, подразумевая, что их открытия могут распространяться на всех живых существ. Естественно, не удивительно, что одной из основополагающих работ, выполненных^ этой традиции, была работа Б.Ф. Скиннера 1938 г. "Поведение организмов

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Организм
греч. organon – орудие, инструмент) - 1. вообще – любое живое существо, от человека до вируса. Краткость данной дефиниции, образованной по принципу Наполеона («говори кратко и непонятно»), не компенсирует, увы, существенных ее недостатков. Неясность определения в первую очередь связана с тем, что до сих пор не установлен определенный критериальный набор свойств, отличающий собственно живое существо от неживых объектов, не установлены также четкие наборы свойств, отличающие один тип живого существа от другого. Для устранения этой нясности было бы неплохо необходимо для начала определиться с тем, что представляет собой сущность процессов жизни, но ни философы, ни естествоиспытатели этого сделать пока что не в состоянии. Некоторые мыслители надеются на то, что этому сможет помочь тенденция перехода научных исследований на атомный и субатомный уровень организации структур живого организма. Так, Дж.Бернал указывает: «Жизнь есть частичная, непрерывная, прогрессирующая, многообразная и взаимодействующая со средой самореализация потенциальных возможностей электронных состояний атомов». Это очень похоже похоже на иллюзию того, что изучение нейрохимических процессов и их самореализации в мозге проливает свет на понимание сущности сознания. Во вторых, любой организм является элементом биосферы, границы которой остаются неустановленными, но совершенно ясно, что вне контекста последней не могут быть осмыслены проявления его жизнедеятельности. 2. в психологии – обозначение любого животного, которое используется в эксперименте или ином научном исследовании. Ученые, занимающие такую позицию, могут включать в класс живых организмов также вирусы и не усматривать при этом сколько-нибудь существенных различий между крысой или собакой, с одной стороны, и человеком, с другой. В бихевиоризме, например, экспериментальные данные, полученные в опытах над крысой или голубем, беспрепятственно переносятся на другие организмы, включая человека. Не кажется поэтому удивительным, что одной из основополагающих работ, выполненных в традиции бихевиоризма, была работа Б.Ф.Скиннера «Поведение организмов» (1938). Повидимому, недалек тот день, когда, при таком подходе, роботы-андроиды также будут причислены к живым или даже мыслящим существам; 2. в психопатологии – общее название биологических структур и процессов у человека человека, нарушение которых неизбежно влечет развитие психической и личностной патологии, но которые, в свою очередь, могут страдать и в силу социально- психологической дисфунуции (например, в условиях неадекватного в том или ином отношении общества.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Организм
от позднелат. organizo, organizare — устраиваю, сообщаю, стройный вид) — сложная морфологически и химически организованная система, жизнедеятельность которой обеспечивается взаимодействием его клеток, тканей и органов с различными факторами — внутренними и внешними. На О. постоянно оказывают влияние питательные вещества, состав воздуха, бактериальная среда, некоторые химические реакции, условия географического нахождения и пр. Особенность О. в значительной мере определяется его наследственностью, средой пребывания и производимой деятельностью. Характеризуется постоянным обменом веществ, самообновлением, раздражимостью и реактивностью, саморегулированием, движением, ростом и развитием, наследственностью и изменчивостью, приспособляемостью к условиям существования. Чем сложнее О., тем он в большей мере сохраняет постоянство внутренней среды — гомеостаз (температуру тела, биохимический состав крови и пр.) независимо от внешних воздействий, приобретает социально-экономические черты. Благодаря вариабельности моментов, диктующих условия существования О., каждый человек всегда отличается от других строением и функциями. Таким образом, существует индивидуальная изменчивость физического типа, но одновременно имеют место и возрастные изменения (от раннего зародышевого развития до старости включительно) и явления полового деморфизма. Морфология О. включает: 1) мерологию (от греч. "meros" — часть), изучающую как вариации отдельных органов и тканей, так и их связи, и 2) соматологию (от греч. "soma" — тело), когда изучается тело в целом, вариации его роста, массы, пропорции и т. д. В буквальном переводе с латинского "сома" равнозначно русскому "тело" и фиксированному на нем аппарату конечностей. В древности для греков понимание личности было неотрывно от хорошо организованного живого тела, а в какой-то мере и тождественно ему. Однако исторически сложилось так, что "сома" и "тело" не во всем эквивалентны. Под телом в биологии понимается чаще всего организм, объединяющий как сому, обладающую определенной протяженностью, величиной, поверхностью и рельефом, так и висцеру (т. е. внутренние органы, которые делят по системам: пищеварительную, дыхательную, мочевую, половую, железы внутренней секреции; кроме того, выделяют пути, проводящие жидкости и раздражение). При употреблении прилагательного соматический, как правило, подразумеваются телесные свойства, явно отличающиеся от явлений психического характера. В частности, элементами сомы признаются кости, суставы и связки, мышцы. Уже одноклеточные О. (прокариоты) обладают совокупностью основных жизненных свойств, обеспечивающих им возможность жить, осуществлять различные целостные явления (обменные процессы, движение, приспособляемость и пр.). Все это те признаки, которые отличают О. от неживой природы. Эукариоты — многоклеточные организмы. Они также имеют тело, дифференцированное на различные ткани, и представляют собой целостную систему, своеобразное "клеточное государство", чутко взаимодействующее с внешней средой. В О. человека выделяют четыре типа тканей: (1) ткани эпителиальные (от греч. epi — на теле выступ; термин введен в 1708 г. анатомом Рюишем), покрывают поверхность тела, выстилают слизистые оболочки, отделяя организм от окружающей среды (покровный эпителий) и образуют железы (железистый эпителий); различают также сенсорный эпителий, видоизмененные клетки которого воспринимают специфические раздражения в органах слуха, равновесия и вкуса. Для эпителия характерно обилие клеточных элементов; (2) соединительные ткани, сформированные из многочисленных клеток, представляют собой обширную группу. Она включает рыхлые и плотные волокнистые ткани, а также ткани со специальными свойствами (ретикулярная, пигментная, жировая), твердые скелетные (костная, хрящевая) и жидкие (кровь и лимфа). Соединительная ткань выполняет опорную, механическую (плотная, волокнистая соединительная ткань, хрящ, кость), трофическую (питательную) и защитную (фагоцитоз и выработка антител) функции; (3) мышечная ткань, которая осуществляет движение, и способна сокращаться. Существуют две ее разновидности: гладкая (неисчерченная) и поперечно-полосатая (скелетная и сердечная); (4) нервная ткань образует центральную нервную систему (головной и спинной мозг) и периферическую (нервы с их концевыми приборами, нервные узлы). Она состоит из нервных клеток (нейронов) и нейроглии, которая создается глиоцитами. Систематическая анатомия группирует все ткани организма в системы: I) учение о костях — osteologia (osteon — кость, logos — слово, учение); 2) учение о связках и суставах — syndesmologia, arthrologia (syn — вместе, desmao — связываю; arthron — сустав); 3) учение о мышцах — myologia (mus — мышца); 4) учение о внутренностях — splanchnologia (splanchna — внутренности); 5) учение о сосудах — angiologia (angion — сосуд); 6) учение о нервной системе — neurologia (neuron — нерв); 7) учение об органах чувств — esthesiologia (греч. aisthesis — чувство). В. Даль указывал, что слово "организм" происходит от слова "орган" ("орудие"). В связи с этим сложилось представление, что орган (печень, сердце, матка и пр.) — это обособленная часть целостного организма, выполняющая определенные специфические функции. Любому органу свойственны своя форма и строение. Каждый орган имеет характерные признаки. 1) Топографический — расположение органа в определенных полостях тела: грудной, брюшной, тазовой (некоторые органы вынесены из этих полостей: гортань на шее, яички — в мошонке). 2) Генетический — развитие различных органов из единой системы (к примеру, почки и половые железы). 3) Функциональный — неразрывное функциональное сотрудничество систем пищеварения, дыхания и выделения. Нарушение функций в одной из систем неизбежно вызывает реакцию в других системах организма. Каждый орган состоит из одной (кость) или нескольких (желудок, почки, матка и пр.) тканей, т. е. он объединяет различные элементы, выполняет специфические функции. Элементами любого органа являются клетки, межклеточное вещество, ткани, лимфоидные образования, кровеносные и лимфатические сосуды, нервы. Обычно орган представлен остовом — стромой (состоит из соединительной ткани) и паренхимой — специфической тканью органа (эпителий в железах, мышечная ткань в мышцах), а также сосудистой и нервной системами. Различают также органы гомологичные — происходящие из одинаковых зачатков, и аналогичные — сходные по функциям. Выделяют и рудиментарные (лат. rudimentum — зачаток) органы, не получившие полного развития у человека (зачаток хвоста, молочные железы у мужчин, мышцы ушной раковины, жаберные щели и пр.). Органы как бы дополняют функционально друг друга: рот — глотка — пищевод — желудок — тонкий и лишь затем толстый кишечник. Другие не имеют прямой анатомической связи (к примеру, эндокринная система). Существуют паренхиматозные (греч. par?nthyma — "изливая возле", подразумевается специфическая ткань) органы: печень, почки, и полые: матка, мочеточники, глотка. Органы располагаются в полостях тела. Каждый из них закладывается в строго определенное время, имеет конкретные этапы роста, время максимального функционирования и увядания. Для точной ориентации органов используют дополнительно следующие критерии: скелетотопию — отношение органа к конкретному участку скелета; синтопию — отношение органов друг к другу; голотопию — проекция органа на внешние покровы и на стенки полостей в пределах установленных топографоанатомических областей. При оценке формы, размеров, строения и топографии органов во внимание принимаются половые, конституциональные, возрастные и индивидуальные различия. Тело человека также подчинено двусторонней симметрии, что расценивается как универсальный признак позвоночных. Но такая симметрия имеет место при оценке скелета и мышечной системы, а желудок, кишечник, сердце, печень, селезенка и другие органы расположены асимметрично. Рассматривается это как вторичное явление, как следствие перемещений органов в процессе их развития.

Источник: Клиническая психология. Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
133.23 кб

Воздействие цвета на организм человека как основа развития у детей эмоционально-чувственной сферы

Ческидова Ирина Борисовна
Рассматривается воздействие цвета на организм человека через зрительные, слуховые, тактильные ощущения и эмоциональная реакция организма на ощущение цвета.
Читать PDF
78.45 кб

Влияние музыки на человеческий организм

Зиннатова А. А.
Читать PDF
571.89 кб

Влияние аудиовизуального воздействия посредством фелинотерапии на организм человека

Ряскова Ксения Анатольевна, Шмарина Яна Геннадьевна, Севрюкова Полина Леонидовна
Читать PDF
237.04 кб

Механизм информационного воздействия слабых электромагнитных полей на живой организм

Сидоренко В. М., Кутько А. В.
Читать PDF
6.59 мб

Сочетанное влияние аэротехногенного загрязнения и социальных факторов на организм ребенка

Тулякова О. В.
Читать PDF
484.37 кб

Повреждающее воздействие на организм электромагнитного излучения с длиной волны 30 см («Лэмбовская ч

Субботина Т. И., Яшин М. А., Яшин А. А.
Читать PDF
2.40 мб

Влияние опасных и вредных производственных факторов на организм инженера-строителя и противодействие

Бумарскова Наталья Николаевна
В процессе трудовой деятельности человек подвергается воздействию различных опасных производственных факторов.
Читать PDF
250.59 кб

Стресс и его влияние на организм сотрудника полиции в процессе обучения стрельбе из пистолета

Таран Александр Николаевич, Напалков Юрий Андреевич
В статье описано влияние стресса на мыслительные способности обучающегося, его работо-способность, память, двигательные реакции.
Читать PDF
781.16 кб

Иммунологические аспекты влияния табакокурения на организм женщин

Борисенко Л. В., Штаркова H. A.
Читать PDF
106.30 кб

Отдаленные результаты влияния на организм человека экстремальных факторов внешней среды

Волчек И. А., Новоженов В. Г., Коломоец Н. М., Горелов А. И.
Читать PDF
724.46 кб

Транскраниальная электростимуляция как новый метод воздействия на организм животных и человека

Сеин О. Б.
Читать PDF
161.32 кб

Воздействие паразитов на организм млекопитающих и человека при беременности

Бекиш В. Я., Гидранович В. И., Бекиш Л. Э., Коневалова Н. Ю., Зорина В. В., Пашинская Е. С.
В обзоре приводятся современные данные литературы и собственных исследований, характеризующие эмбриотоксическое, фетотоксическое, тератогенное, генотоксическое и цитотоксическое воздействие паразитических простейших, плоских и кру
Читать PDF
343.60 кб

Уровень кортизола как маркер хронического стресса и его влияние на организм спортсмена

Жуков Юрий Юрьевич
Стресс является одной из основных причин снижения результата конкретного спортсмена. В статье рассмотрены не только причины стресса, но и проблемы его прогнозирования и способы преодоления.
Читать PDF
148.08 кб

Анализ влияния персональных компьютеров и мобильных телефонов на организм человека

Ященко С. Г., Рыбалко С. Ю.
Читать PDF
0.00 байт

Мезенхимные стволовые клетки, экспрессирующие чужеродный ген, отторгаются при переносе в организм

Сац Н. В., Шипунова И. Н., Костюшев Д. С., Дризе Н. И.

Похожие термины:

  • ЗАБОЛЕВАНИЕ ПЛЕВРЫ, РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ВСЛЕДСТВИЕ ПОПАДАНИЯ В ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА АСБЕСТОВОЙ ПЫЛИ

    asbestos-related pleura! disease) - любое заболевание плевры, вызываемое попаданием в дыхательные пути человека асбестовой пыли, но не затрагивающее легких (см. Асбестоз). К разновидностям этого заболевания отно
  • ЭРГАТИЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ

    понятие теории эргатических систем; многоцелевая эргатическая система, обладающая при изменяющихся условиях среды, в которой она функционирует, свойствами функциональной активности и функциона
  • Гетерозиготный организм

    греч. heteros – другой, zygote – соединенная в пару) - организм, обладающий двумя разными аллелями для одной черты фенотипа. Таких пар аллелей может быть несколько. См. Генная пара.
  • Гомозиготный организм

    организм, обладающий двумя одинаковыми или сходно функционирующими аллелями для какой-либо черты фенотипа. См. Генная пара.
  • Детский организм

    особенности влияния неблагоприятных факторов — См. Окружающая среда и детский организм.
  • ОРГАНИЗМ: ОРИЕНТАЦИЯ

    субъективная локализация в системе временных и пространственных координат, производимая по определенным признакам (температурного, оптического, акустического, электрического характера) с испол
  • Поле организм / среда

    термин   «поле» был позаимствован гештальт-психологом  Куртом Левином из  физики для описания психологических явлений. Им же было введено понятие психологического поля. В гештальт-терапии испол
  • ПУСТОЙ ОРГАНИЗМ

    Фраза, часто используемая иронически противниками бихевиоризма для того, чтобы охарактеризовать нежелание этой системы делать логические выводы относительно внутренних состояний или выводить
  • Семейный организм

    Семья в целостности, а не как простая совокупность отдельных индивидов.
  • Механизм поступления ксенобиотика-поллютанта в организм

    путь поступления вещества в организм: 1) ингаляционно, вдыхая загрязненный воздух; 2) алиментарно, с пищей и водой; 3) транскутанно (из воздуха, воды, при контакте с предметами), через кожу; 4) через слиз
  • Окружающая среда и детский организм

    особенности контакта ребенка с неблагоприятными химическими факторами (токсикантами) среды и причины повышенного воздействия химических факторов. 1. У детей больше скорость основного обмена, чем
  • ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

    одна из двух подструктур человека, взятого как целое при системном подходе к нему. Вторая его подструктура — личность. О. ч.— объект изучения антропологией, анатомией, гистологией, физиологией и б
  • Пути поступления химических веществ в организм

    1. Алиментарный, с пищей и водой. 2. Ингаляционный, путем вдыхания. 3. Транскутанно, через кожу. 4. Через открытые слизистые. См. Механизм (путь) поступления ксенобиотика-поллютанта в организм.
  • Способы введения психоактивных веществ в организм

    (англ. method of drug administration) — разнообразны, причем индивидуальное предпочтение того или иного способа для получения наркотического эффекта зависит от типа наркотика, его физической формы, традиции и
  • Влияние ксенобиотиков на организм

    ксенобиотики вызывают негативные эффекты в организме человека, вступая в химические реакции с молекулярными структурами организма. Различают основные химические реакции: 1) электрофил-нуклеофил
  • Женские организации

    см. Женское движение
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ФОРМАЛЬНАЯ

    См. организация (2).
  • ОРГАНИЗАТОР КОНФЛИКТА

    субъект (личность, группа), планирующий конфликт, намечающий и обеспечивающий (организационно, материально, идеологически) его развитие. О. к. может входить в состав основного участника конфликта,
  • ЛИЧНОСТИ, ОРГАНИЗАЦИЯ

    См. интеграция личности.
  • ПОСТОЯНСТВО ОРГАНИЗМА

    См. гомеостаз.