Организационная психология

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
См инженерная/организационная психология.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Организационная психология
прикладная отрасль психологии, изучающая психологические особенности жизнедеятельности человека в социальной организации. Содействует управлению последней с учетом таких критериев, как:
организационная эффективность, достигаемая благодаря оптимизации «человеческой составляющей»;
жизненные интересы членов организации как среды их жизнедеятельности. Для организационного психолога приоритетным выступает второе направление, поскольку именно оно определяет специфичность его задач. Понимание таковой и соответственно спрос на услуги организационных психологов проявляют в первую очередь прогрессивные организации, в которых роль «человеческого фактора» особенно высока.
В настоящее время происходит сближение психологии труда и О. п., появившейся позже и использующей достижения той, а также социальной психологии и психологии личности.
Несмотря на отсутствие единства в представлении о предмете О. п., в настоящее время существуют несколько общих позиций, принимаемых большинством исследователей:
основной объект О. п. — человек в социальной организации;
основу О. п. составляет системный подход;
О. п. служит фундаментом для принятия управленческих решений.
В этом отношении О. п. помимо психологических наук непосредственно связана с социологией организаций, теорией систем, теорией и практикой управления (менеджмента), экономикой. Особенно она близка к организационному поведению. Основное их различие состоит прежде всего в том, что у них разные адресаты: у О. п. — психолог, у организационного поведения — руководитель (менеджер).
Литература
Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб., 2001.
Банковский А. Н. Организационная психология. М., 2003.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
сравнительно новое направление науки и практики, сложившееся на стыке социальной психологии, психологии управления, психологии труда и инженерной психологии, психологии профессий, системотехники, теории оптимального управления. Основной предмет рассмотрения и воздействия в О. п.— организационная реальность. Под ней понимается система взаимосвязей и взаимозависимостей двух и более людей, складывающаяся (отчасти преднамеренно, отчасти стихийно) в ходе их взаимодействия и прежде всего — делового. Помимо изучения организационной реальности О. п. уделяет внимание изучению процессов управления персоналом организаций, подбора и расстановки трудовых кадров преодоления конфликтов и кризисов в профессионально-трудовых общностях (Е.А.Климов). В западных странах (и прежде всего в США) основным направлением в О. п. является индустриально-организационная психология. Ее задачей является способствовать благополучию людей посредством применения психологических знаний и методов во всех организациях, производящих товары и предоставляющих услуги. Работы в этом направлении включают в себя разработку и использование психологической теории и методологии для решения проблем организаций и проблем, с которыми индивидуумы и -группы сталкиваются в организациях. В соответствии с этим работы в области индустриально-организационной психологии включают три круга проблем: 1) работающий человек (набор, отбор и распределение сотрудников; их обучение и социализация; мотивация и удовлетворенность работой; потери рабочего времени, текучесть кадров и преданность организации); 2) работа, профессиональная деятельность, где изучаются вопросы планирования работы и условий труда; здоровья, безопасности и благополучия работников, выполнения работы и ее измерения; профессиографического анализа и оценки трудозатрат; 3) организация, при изучении которой частными вопросами являются: социальная система и коммуникативные связи организаций; групповая деятельность и лидерство в организациях; организационные изменения и развитие (Л. Джуэлл).

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Организационная психология
organizational psychology) О. п. имеет целью повышение производительности труда и удовлетворенности работой в различных орг-циях. Эта дисциплина изучает широкий круг тем: от мотивации труда, морального духа сотрудников и продуктивности их работы до лидерства (руководства) и эффективности организационной структуры, от малых групп до больших многонациональных корпораций. История развития О. п. началась в 1925 г. с обобщений рез-тов классических Хоторнских исслед. Эти эксперименты, помимо прочего, позволили сделать принципиальный вывод: изменения производительности труда рабочих невозможно объяснить одними объективными факторами, такими как материальные условия и режим труда. Для понимания трудового поведения большое значение имеют субъективные факторы, такие как моральный дух, стиль руководства, аттитюды работников в отношении компании и межличностные отношения. Меняющиеся общественные представления о природе труда и об ответственности орг-ций за качество трудовой жизни их сотрудников тж оказывают влияние на развитие О. п. Предмет О. и. частично совпадает с областью интересов психологии персонала, к-рая занимается преимущественно индивидуальными различиями и подбором/отбором кадров. Новые области О. п. включают разраб. и оценку программ профподготовки, оценку деятельности работника, измерение отношения работников к своему делу и их удовлетворенность работой, а тж организационную диагностику и оценку. О. п. имеет множество подобластей, в т. ч.: удовлетворенность работой, трудовые аттитюды, развитие карьеры, мотивация труда, групп. процессы, групп. динамика, деятельность руководителя, принятие решений в орг-циях и совершенствование организационной структуры. Трудовые аттитюды и продвижение по службе Так как индивидуальные процессы играют важную роль в развитии и понимании О. п., ведутся широкие исслед. трудовых аттитюдов, удовлетворенности работой и атрибуций в организационном контексте. Трудовые аттитюды часто отражают реакции сотрудников на свою работу, группы, руководителей и орг-цию в целом, а тж направляют трудовое поведение. В течение мн. лет главной темой исслед. в области аттитюдов была удовлетворенность работой. Разраб. Э. А. Локком таксономия измерений работы отображает такие ее характеристики, к-рые, как правило, связаны с удовлетворенностью работой, включая характер работы, зарплату, продвижение по службе, признание, условия труда, дополнительные льготы, непосредственное начальство, коллег, клиентов и семью. Общая удовлетворенность определяется взаимодействием неск. измерений удовлетворенности работой. Поэтому при оценке удовлетворенности работой следует использовать комплексные показатели. С темой удовлетворенности связана тема атрибуции. На атрибуции внутренних причин (напр., способностей и прикладываемых усилий) и внешних причин (напр., трудности задания и удачи) влияют доступная чел. информ., его убеждения и мотивация. Каузальные атрибуции людей в отношении определенного уровня выполнения работы могут оказывать существенное влияние на их трудовое поведение в орг-ции. Кроме того, большинство людей обнаруживают различные управленческие стили решения проблем, в зависимости от того, что у них преобладает - ощущение или интуиция, и от того, как они оценивают информ. - на основе чувства или мышления. Исслед. в области О. п. показывают, что люди склонны объединять эти 4 психол. функции при решении проблем в различных ситуациях. Э. Г. Шейн идентифицировал 3 осн. модели карьеры в орг-циях: а) карьера инженерного типа с потребностью в перспективных возможностях, предполагающих получение более высоких заработков и повышение в должности; б) карьера научного типа, ориентированная скорее на внутренние стимулы, связанные с решаемыми задачами; в) чисто профессиональная карьера. Исслед. показывают, что на ценность, к-рую люди придают продвижению по службе, влияют как предшествующая ориентация работников, так и их последующая профессиональная социализация. В своей теории карьеры Дж. Л. Холланд описал 6 измерений соотношения личных ориентации и профессиональных сред: реалистическое, интеллектуальное, соц., конвенциальное, предпринимательское и художественное. В теории развития карьеры Д. Супера и Д. Т. Холла предполагается, что профессиональный цикл чел. состоит из шести осн. этапов: исслед., проверки реальностью, экспериментирования, упрочения положения, сохранения положения и спада. Идентификация карьеры строится на основе организационных характеристик и Я-концепции конкретного чел. Мотивация труда Существует 3 осн. группы теорий мотивации: теории потребностей - мотивов - ценностей (need - motive - value theories); теории когнитивного выбора (cognitive-choice theories) и теории саморегулирования-метапознания (self-regulation-metacognition theories). Теории потребностей-мотивов-ценностей претендуют на объяснение мотивационных факторов исходя из устойчивых диспозиций, таких как черты личности, структуры потребностей и ценностей. К таким теориям относятся теория иерархии потребностей А. X. Маслоу и теория существования-отношений-роста (existence - relatedness - growth theory) С. П. Алдерфера. Нек-рые теории интринсивной (внутренней) мотивации ставят в центр мотивы высшего порядка, напр., теория когнитивной оценки Э. Л. Деси, и теория характеристик работы Дж. Р. Хекмана и Г. Р. Олдхэма. Последняя описывает влияние работы и событий, происходящих в орг-ции, на интерес сотрудника к заданию и его восприятие личного контроля, к-рые считаются важнейшими психол. состояниями в трудовом поведении. В созданной Дж. С. Адамсом теории справедливости рассматриваются отношения когнитивного и соц. обмена, осн. на представлениях сотрудника о том, насколько справедливо с ним обращаются по сравнению с остальными. К др. известным теориям этой группы относятся теория мотивирующих и гигиенических факторов Ф. Герцберга и теория мотивации достижения Д. К. Мак-Клелланда. Теории когнитивного выбора ставят в центр когнитивные процессы, участвующие в выборе. Трехфакторная теория В. Врума (валентность - инструментальность - ожидание) - представительный образец используемого в теориях этой группы подхода, придающего особое значение воспринимаемой вероятности успешности деятельности при условии приложения определенных усилий. В трехмерной теории атрибуции Б. Вайнера (локус, устойчивость и подконтрольность) подчеркивается мотивирующее влияние атрибуций на поведение. "Атрибутивная" модель мотивации З. М. Вонга наглядно показывает, что структуры целей (индивидуальные против командных) рабочей системы влияют на характер атрибуций, к-рые, в свою очередь, во многом определяют последующие эмоции, ожидания и трудовую мотивацию работников. Теории саморегулирования-метапознания выдвигают на первый план мотивационные процессы целенаправленного поведения. Разраб. Локком теория постановки целей предполагает возможность повышения эффективности выполнения задач и работоспособности за счет точного описания целей и желаемых рез-тов. Групповые процессы и групповая динамика Исслед. групп. процессов и групп. динамики все еще находятся под влиянием пионерской работы К. Левина. Были тщательно изучены такие переменные, как групп. нормы, групп. давление, межгрупповые конфликты, стили лидерства в группе (демократический в сопоставлении с авторитарным), сплоченность группы и межличностная коммуникация. Социометрическая методика Морено широко используется для измерения сплоченности группы, часто определяемой как совокупность сил, заставляющих индивидуума оставаться в данной группе или покинуть ее. Сплоченность группы считается значимым фактором, влияющим на эффективность группы. Одной из осн. тем психологии групп яв-ся групп. принятие решений. В этой области существует 2 линии исслед.: социально-психол. подход, в рамках к-рого изучают ролевое восприятие, участие, разделение власти и фактор огруппления мышления; когнитивный подход, придающий первостепенное значение структурам целей, креативному решению проблем, использованию когнитивных ресурсов, оценке неопределенности, распределению информ. и поддержке решения. Еще одним аспектом групп. динамики яв-ся межгрупповое поведение. Обнаружено, что к числу главных факторов, влияющих на межгрупповые отношения, относятся конфликты целей, раздел ресурсов, зависимость задач и заменяемость (substitutability). Руководство и принятие решений в организациях Руководство рассматривается как процесс влияния на групп. деятельность в направлении достижения целей. Это влияние складывается из взаимодействий между руководителями, подчиненными и целями орг-ции. Источники власти руководителя: законная (традиционная) власть; власть, осн. на вознаграждении; власть, осн. на принуждении; эталонная власть (или власть примера) и экспертная власть. Эффективное употребление власти зависит от соответствия стилей руководства ситуациям. В О. п. есть 3 вида моделей лидерства. Модели черт ставят в центр важные черты личности, обеспечивающие успешность лидерства, но не учитывают поведение руководителя и ситуационные факторы, к-рые оказывают существенное влияние на эффективность руководства. Поведенческие модели предполагают, что детерминантой эффективного лидерства яв-ся отношения между руководителями и их подчиненными и что достижение целей группы или орг-ции значимо связано с определенными видами поведения руководителей. Начатые во второй половине 1940-х гг. в Ун-те штата Огайо исслед. лидерства привели к созданию двумерной модели поведения руководителя, параметрами к-рого яв-ся внимание к подчиненным (ориентированное на хорошие деловые отношения) и исходная структура (ориентированная на официальные стандарты и правила выполнения работы). Однако в этих моделях уделялось много внимания отношениям и недооценивалось влияние конкретной ситуации, поэтому с их помощью не удалось установить закономерную связь между поведением руководителей и уровнем деятельности орг-ции. В отличие от этих двух видов моделей, ситуационные модели подчеркивают важность совместимости непредсказуемых заранее характеристик руководителей, подчиненных, групп и ситуаций, складывающихся в орг-ции. К числу влиятельных теорий руководства относится ситуационная модель Фидлера. Эта модель учитывает 3 случайные переменные: отношения между руководителем и членами орг-ции, структуру задачи и должностные полномочия. Различные сочетания значений этих трех переменных могут дать 8 потенциальных ситуаций. Модель показывает, как меняется эффективность руководства, ориентированного на отношения, и руководства, ориентированного на задачу, в различных ситуациях. Др. важные ситуационные модели - это модель "путь - цель" Р. Дж. Хауса и нормативная модель Врума - Йеттона. К данной теме имеет отношения др. активно исследуемая в О. п. тема - оценка руководства. Широкой популярностью пользуются меры, учитывающие два измерения: стили руководства, ориентированные либо на задачу, либо на отношения, и стили деятельности, ориентированные либо на производство, либо на уход за оборудованием. Полезным подходом к оценке руководства яв-ся многоуровневая оценка, в к-рой участвуют начальники, коллеги, подчиненные и сами руководители. Теме принятия решений в орг-циях отводится важное место в О. п. Г. Саймон рассматривал принятие административных решений как процесс обработки информ. и анализировал челов. рациональность в пределах психол. среды, используя понятие ограниченной рациональности. Ф. Хеллер и Б. Вилперт приняли на вооружение новый подход и использовали такое измерение, как разделение власти и влияния (influence-power-sharing) в качестве осн. переменной для понимания эксплуатационной компетентности и управленческого успеха при принятии решений в орг-циях. Организационное развитие Важный аспект О. п. составляет быстро растущая область организационного развития (ОР), к-рая включает: вмешательства, направленные на совершенствование челов. отношений; техно-структурные вмешательства и вмешательства, нацеленные на совершенствование управления трудовыми ресурсами. Разраб. много методик ОР, таких как организационная диагностика, тренинг сензитивности, групп. консультации, управленческая решетка и бригадный метод обучения, имеющих целью улучшение морального духа членов орг-ции и повышение производительности орг-ции. Конечной же целью яв-ся совершенствование всей организационной системы. Среди прочих аспектов ОР - гибкое проектирование работ для достижения большего разнообразия задач, повышения их своеобразия, содержательности и стимулирующего воздействия; совершенствование организационных структур, позволяющих оптимизировать распределение влияния, власти и информ. и разраб. более справедливых систем вознаграждений. Осн. подходом к ОР яв-ся исслед. деятельности, к-рое сосредоточено на запланированных изменениях, проводимых в форме циклического процесса, предполагающего тесное сотрудничество между членами орг-ции и психологами. Обычно этот процесс включает диагностику с целью идентификации проблем, обратную связь с главными членами или группами орг-ции, совместную диагностику и планирование действий по внесению изменений и последующую оценку рез-тов. В неск. недавних исслед. предлагаются 3 стратегии ОР, эффективность к-рых доказана: а) стратегия компетентности, сфокусированная на улучшении практ. обучения работников знаниям, умениям и навыкам, необходимым для повышения производительности труда; б) системная стратегия, придающая главное значение совершенствованию сетевых систем управления для обмена информ., коммуникации и достижения более высокой адаптивной способности организационной структуры; в) стратегия участия, способствующая высокой вовлеченности различных групп и работников, находящихся на всех организационных уровнях, в планирование, разраб. и реализацию новых целей пр-ва и технологических изменений. Влиятельным подходом к ОР и внедрению новых технологий яв-ся социотехническая модель, к-рая была впервые разраб. на основе исслед. Тэвистокского ин-та челов. отношений в Лондоне. В этой модели одновременно рассматриваются техническая и соц. системы и подчеркивается значение взаимодействия и соответствия между этими двумя системами для достижения целей орг-ции. Поскольку происходит быстрое развитие междунар. корпораций и многонациональных совместных предприятий, в исслед. О. п. все большую популярность завоевывает подход, осн. на принципах кросс-культурной психологии. З. М. Вонг предложил использовать кросс-культурную социоэкономическую перспективу для понимания организационного поведения и организационной культуры в контексте мирового экономического, соц. и технологического развития. См. также Командная работа, Организационный климат, Административно-трудовые отношения, Полевые исследования, Прикладные исследования, Проектирование рабочей среды, Промышленная психология, Профессиональный стресс, Работоспособность, Эффективность руководства З. М. Вонг

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
82.55 кб

Организационная психология

Аксеновская Людмила Николаевна
Читать PDF
328.29 кб

Рейтинг журналов по организационной психологии

Ловаков Андрей Владимирович
В статье представлен рейтинг научных журналов, публикующих статьи по организационно-психологической проблематике.
Читать PDF
385.26 кб

Литература по позитивной организационной психологии

Мандрикова Елена Юрьевна
Автор аннотирует книги по позитивной организационной психологии: Oxford Handbook of Positive Psychology and Work / P.A. Linley, S. Harrington, N. Page, N. Garcea (ed.). Oxford University Press. N.Y., 2010.
Читать PDF
180.11 кб

Феномен разделения знаний в организационной психологии

Читать PDF
167.91 кб

Организационная психология на съезде психологов России

Липатов Сергей Алексеевич
15 февраля 2012 г. на факультете психологии Московского государственного университета имени М.В.
Читать PDF
225.74 кб

Прикладная психология и организационное проектирование

А. А. Грачев
Читать PDF
480.91 кб

Организационно-психологический контекст общения и доверия

Базаров Тахир Юсупович, Вашурина Екатерина Дмитриевна
В ноябре 2014 года в Москве прошла международная конференция «Психология общения и доверия: теория и практика», в рамках которой была организована секция «Проблемы общения и доверия в предпринимательстве, бизнесе и менеджменте».
Читать PDF
616.76 кб

Организационно-психологические причины техногенных катастроф

Серкин Владимир Павлович
Ситуация разделенности специалистов и заказчиков, в определенной мере аналогичная нынешней, складывалась в годы НЭП (новой экономической политики), в первые годы Советской власти в России.
Читать PDF
480.67 кб

Роль психологических ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ

Макаров Юрий Васильевич
В статье исследуется роль психологических факторов в развитии организационных конфликтов, раскрываются наиболее важные особенности развития организационных конфликтов, даются практические рекомендации по оптимизации психологическо
Читать PDF
413.37 кб

Группа как предмет анализа в психотерапии и организационной психологии

Штроо Владимир Артурович
Сообщается о прошедшем 20-23 ноября 2014 г.
Читать PDF
293.60 кб

Очерк развития индустриальной и организационной психологии в Ярославле

Карпов Александр Анатольевич
В статье выделены основные этапы в истории развития индустриальной и организационной психологии в Ярославском регионе Российской Федерации.
Читать PDF
250.89 кб

Организационная модель психологической экспертизы образовательной среды

Лактионова Елена Борисовна
Рассматривается организационная модель психологической экспертизы образовательной среды. Раскрывается специфика особенности исследования в гуманитарной сфере научного знания.
Читать PDF
599.20 кб

Понятие «Средняя группа» как базовый концепт организационной психологии

Карпов Анатолий Викторович
Представлены результаты теоретико-методологического анализа одного из наиболее важных, но одновременно и наименее изученных понятий социальной и организационной психологии понятия «средняя группа».
Читать PDF
1.00 мб

Организационная психология в коммуникативном пространстве диалога культур

Павелко Надежда Николаевна
В статье рассматриваются проблемы организационной психологии, изучающей все аспекты культурной деятельности и поведения людей в организациях с целью повышения эффективности и создания эффективного коммуникативного пространства.
Читать PDF
278.97 кб

Индустриально-организационная психология: тупик или новый виток развития?

Дениз Онес, Роберт Кайзер, Томас Чаморро-Премузик, Сисек Свенссон
Работа важна. Благодаря работе общество делает все важные вещи, преимущественно через организации — бизнес-корпорации, некоммерческие организации, правительственные структуры и так далее (Hogan & Chamorro-Premuzic, 2013).

Похожие термины: