ОПОЗНАНИЕ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОПОЗНАНИЕ

следственное действие, состоящее в идентификации объекта по мысленному образу опознающего, который должен быть допрошен до проведения этого следственного действия для выяснения обстоятельств, при которых он наблюдал соответствующий объект, его особенности и приметы.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

Опознание
Категория. Когнитивный процесс.
Специфика. Процесс отнесения воспринимаемого предмета к какому-либо определенному классу, за счет чего происходит построение осмысленного перцептивного образа. В ходе онтогенетического развития перцептивных процессов каталог опознавательных признаков постоянно пополняется новыми, что позволяет классифицировать все большее количество предметов.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Опознание
1. процесс отождествления предъявляемого объекта с одним из заранее фиксированных классов или категорий. Предполагается, что опознание является одной из фаз построения наглядного образа воспринимаемого объекта. Синоним: Категоризация. Ср. Узнавание; 2. узнавание кого- или чего-либо по каким-либо признакам, приметам; 3. установление идентичности личности на предварительном или судебном следствии. Синоним: Опознавание.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ОПОЗНАНИЕ
род суждения, имеющий два вида: общие по первому звену структуры — восприятию опознаваемого объекта и по третьему — суждению о соответствии воспринимаемого идентифицируемому с ним объекту и различные по среднему звену. В первом виде при непосредственном О. происходит непроизвольное сравнение восприятия с образом идентифицируемого объекта. Во втором виде при О. путем умозаключений происходит произвольный ряд сравнений и промежуточных суждений. Первый вид О. имеет, в свою очередь, два подвида, различающихся в первом звене симультанным и сукцессивным восприятием.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ОПОЗНАНИЕ
процесс отнесения воспринимаемого объекта к одному из нескольких заранее фиксированных классов, за счет чего происходит построение осмысленного образа перцептивного. Важнейший момент этих процессов - результат сравнения перцептивного описания объекта (-> восприятие) с хранимыми в памяти эталонами описания соответственных (релевантных) классов. В ходе развития онтогенетического процессов перцептивных каталог опознавательных признаков постоянно пополняется новыми, что позволяет классифицировать все большее количество предметов. Для изучения опознания часто применяются хронометрические методики (-> время реакции).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Опознание
процесс соотнесения непосредственно воспринимаемой окружающей действительности с перцептивными и вербальными эталонами, записанными в памяти индивида. Процесс относится к системе перцептивных действий, составляющих четыре основные операции:
обнаружение объекта — исходная фаза развития любого сенсорного процесса; субъект может ответить лишь на вопрос, есть ли стимул;
различение, или собственно восприятие, т. е. выделение в объекте отдельных признаков в соответствии с задачей, стоящей перед наблюдателем, формирование перцептивного образа;
идентификация, т. е. отождествление объекта с эталоном, записанным в памяти;
опознание знакомых объектов.
Первые две операции относятся к перцептивным, последние — к опознавательным действиям.
Литература
Зинченко Т. П. Опознание и кодирование. Л., 1981.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ОПОЗНАНИЕ
сложный перцептивный процесс, имплицированный с отнесением перцептируемого предмета -объекта -модели к какому-либо кластеру-категории-субклассу; многие иссл. считают, что операциональный феномен, связанный с О., заключающийся в движении от признаков-предикатов к кластерам-категориям и явл. базальной модальностью-характеристикой дифференциальных актов перцепции и может также репродуцироваться-осуществляться не-произвольно-произвольно, осознанно-неосознанно, с учетом актоподсознательных процессов; процессы О. преобразовывают-метаболизируют воздействующее на анализаторы органов чувств экстеросигналы-экстеростимулы в осмысленно-тектонизированно-перцептивные эйдетические модели; а базальным модусом О. явл. аналогизация суммации свойств-предикатов объекта-предмета с парадигмами-эйдетико-энграммами, кои хранятся в блоках-механизмах памяти субъекта; в структурных моделях О. задействованы мультисенсорный анализ и синтез экстеросигналов и интросигналов, механизмы кратковременной и долговременной памяти, ментально-интеллектуальный аппарат индивида.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ОПОЗНАНИЕ
заключительная стадия работы оператора при приеме информации, состоящая в классификации каждого вновь поступающего сигнала по определенной системе. В одних случаях О. завершается отнесением сигнала к соответствующему классу или номеру в алфавите поступившего сигнала. В других случаях дается полное описание каждого сигнала в терминах кодового языка данной системы или на языке реального объекта (О. опосредствуется здесь декодированием). В инженерной психологии проблема О. рассматривается в двух основных аспектах: 1) с точки зрения его результативности оцениваются характеристики входной информации: плотность потока входных сигналов, их вероятностные характеристики, сложность, смысловое содержание, способ кодирования состояний реального объекта. В зависимости от этих особенностей входной информации определяются основные характеристики продуктивности работы оператора — время и ошибки О.; 2) с точки зрения процессуальности оцениваются структура и свойства психических процессов, обеспечивающих выполнение данного режима О. Синонимом рассматриваемого понятия является распознавание.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ОПОЗНАНИЕ
англ. recognition) - процесс перцептивной категоризации, отнесения воспринимаемого объекта к одному из множества классов на основе опознавательных признаков. Син. распознавание, (иногда) узнавание и идентификация. Согласно Дж. Брунеру, операция О. ("движение от признаков к категориям") - одна из главных характеристик всякого восприятия и может осуществляться непроизвольно и неосознанно (см. Категориалъность восприятия). Благодаря О. происходит преобразование воздействующих на органы чувств внешних сигналов в осмысленные перцептивные образы. Один из способов О. - сравнение совокупности свойств объекта с прототипами и эталонами, хранящимися в памяти (см. Теория прототипа, Теория эталона). В О. участвуют сенсорный анализ, процессы памяти и (в некоторых случаях) мышления. (См. Шаг Геффдинга.)
Обычно О. происходит достаточно легко и успешно: мы опознаем, напр., букву "А" вне зависимости от ее размеров, написания, цвета, пространственного положения и пр. Большую роль в процессе О. играют ожидания (перцептивные гипотезы), формирующиеся у наблюдателя благодаря знакомству с контекстом. В ходе онтогенетического развития перцептивных процессов совершается постоянное выделение новых опознавательных признаков, обеспечивающих О. сложных объектов, не выступавших ранее как одно целое.
Различают симультанное (одномоментное) О., осуществляемое как мгновенное "схватывание" системы признаков, и сукцессивное (развернутое) О., являющееся результатом последовательного обследования элементов и свойств объекта. Важное значение имеет О. в структуре деятельности человека-оператора при приеме информации, в связи с чем оно широко изучается инженерными психологами и служит одним из критериев эргономической оптимизации средств й способов отображения информации (см. Информационная модель). О нарушениях О. см. Агнозия. (И. А. Мещерякова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
557.39 кб

Опознание мотивационно значимых объектов при их тахистоскопическом предъявлении

Милов В. И.
Читать PDF
207.16 кб

Вербализация эмоций и опознание лицевой экспрессии в структуре общения подростков и юношей

Иванова Екатерина Сергеевна
В статье ставится вопрос о необходимости изучения субъективных критериев эффективности межличностного общения. Подчеркивается значимость общения для формирования личности в подростковом и раннем юношеском возрасте.
Читать PDF
4.59 мб

Опознание объектов как один из видов психической деятельности, используемых в расследовании преступл

Мазунин Яков Маркиянович, Деришев Юрий Владимирович
В работе рассматриваются вопросы, связанные с процессами, оказывающими влияние на восприятие, запоминание и узнавание объектов, оценку результатов предъявления для опознания при расследовании преступлений.
Читать PDF
1.06 мб

«Опознание локальных текстов культуры»: концепция учебного курса

Люсый А. П.
Предлагаемый в статье спецкурс представляет собой оперативную методологическую реакцию на происходящую в современном гуманитарном знании России текстуальную революцию повсеместное и целенаправленное учреждение локальных «текстов к
Читать PDF
664.53 кб

Функциональная организация произвольного направленного внимания и эффективность зрительного опознани

Петренко Н. Е., Фарбер Д. А.
Комплексное исследование поведенческих и нейрофизиологических показателей функциональной организации мозга при опознании неполных изображений и в период подготовки к выполнению этой когнитивной задачи выявило участие префронтально
Читать PDF
564.65 кб

Некоторые психологические аспекты процесса опознания

Иванова Л. Ф.
Читать PDF
160.79 кб

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РИТМИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ ЭЭГ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ЗРИТЕЛЬНОМУ ОПОЗНАНИЮ У СТУДЕНТОВ

Яковенко И.А., Петренко Н.Е., Черемушкин Е.А., Дорохов В.Б.
Цель исследования выявление особенностей взаимодействия быстрых и медленных ритмических компонентов ЭЭГ в процессе подготовки к зрительному опознанию у студентов, имеющих нарушения сна, по сравнению с контрольной группой хорошо сп
Читать PDF
280.15 кб

Темпераментальные характеристики девушек с различным типом способностей опознания невербальной экспр

Дмитриева Е. В.
В статье приводятся отдельные результаты исследования индивидуально-типологических характеристик девушек 16-19 лет с различным типом способностей к опознанию невербальной экспрессии.
Читать PDF
330.18 кб

Влияние транзиторной физиологической гипоксии на процессы опознания у спортсменов

Бажин А. В., Ахмадеев P. P., Тупиев И. Д.
Выявлено увеличение латентного времени опознания при относительно неизменном количестве ошибок опознания у спортсменов на фоне воздействия краткосрочной физиологической гипоксии и при восстановлении.
Читать PDF
245.67 кб

Исследование опознания в условиях многозначной прайм-стимуляции

Куделькина Н. С.
Статья содержит эмпирические данные, полученные автором в ходе проведения исследования особенностей восприятия человеком многозначной информации.
Читать PDF
90.44 кб

Связь застенчивого отношения и точности опознания стимулов

Кравченко Юнна Евгеньевна, Красоткина Ирма Алексеевна
Исследовались особенности чувствительности человека при опознании изображений ситуаций, вызывающих смущение, и нейтральных. В соответствии с этими особенностями выделены разные типы испытуемых и разные стратегии опознания стимула.
Читать PDF
368.55 кб

Вопросы организации опознания личности большого количества погибших при авариях и техногенных катаст

Казачек Елена Юрьевна
Опознание трупа, несмотря на крайне сложную организацию данного следственного действия как с тактической, так и с психологической точки зрения, является одним из самых эффективных и распространенных средств установления личностей,
Читать PDF
0.00 байт

Анализ вызванных потенциалов в задачах внимания и опознания нефрагментированных и фрагментированных

Шуваев В. Т., Астащенко А. П.
В работе анализировались монополярные вызванные потенциалы (ВП) в лобных, теменных, височных и затылочных отведениях у 16 молодых здоровых испытуемых, при разных задачах зрительного поиска не фрагментированных и фрагментированных
Читать PDF
1.40 мб

Пространственно-временные ЭЭГ-маркеры опознания слуховых образов в норме и при психопатологии

Бельская Ксения Алексеевна, Суровицкая Юлия Владимировна, Лытаев Сергей Александрович
Психофизиологические механизмы развития дисфункций когнитивных процессов остаются недостаточно изученными.
Читать PDF
0.00 байт

Стратегия опознания элементов прагматического содержания текста в методике обучения журналистов

Шабельник А.В.
Статья посвящена методике обучения созданию текстов средств массовой коммуникации с опорой на понимание и реализацию комплекса прагматики текста.

Похожие термины:

  • СИМУЛЬТАННОЕ ОПОЗНАНИЕ

    отнесение воспринимаемого предмета к какому-либо классу одномоментно, как мгновенное схватывание.
  • СУКЦЕССИВНОЕ ОПОЗНАНИЕ

    отнесение воспринимаемого предмета к какому -либо классу в результате развернутого анализа его признаков.
  • ОПОЗНАНИЕ ПО ПРОТОТИПУ

    гипотеза, утверждающая, что опознание некоторого объекта происходит путем установления соответствия порождаемых этим объектом сенсорных стимулов некоторому гипотетическому, идеализированному
  • ОПОЗНАНИЯ ЛОЖНЫЕ

    см. Узнавания ложные.