ОПОСРЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

деятельностное опосредование

методологический принцип, отражающий детерминацию умственных процессов в сознании индивида (А.Н. Леонтьев), а также межличностных процессов в группах (А.В. Петровский) содержанием, целями и социальной ценностью осуществляемой деятельности.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ОПОСРЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ
методологический принцип, отражающий детерминацию умственных процессов в сознании индивида, а также межличностных процессов в группах содержанием, целями и социальной ценностью выполняемой деятельности. Опосредование деятельностное понимается как системообразующий признак коллектива, определяющий его важнейшие социально-психологические характеристики.
Принцип опосредования деятельностного по отношению к отдельному индивиду позволяет понять и объяснить некие принятые им решения, а также поведение индивида в деятельностной ситуации. По отношению к группе - понять и объяснить принятие решений групповых, причины поведения группового, процессы дифференциации и интеграции групповой. На базе этого принципа и идеи уровневой организации развития группы была построена типология групп (-> концепция опосредования деятельностного отношений межличностных).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Деятельностное опосредование
в детском возрасте)— детерминация сознания, личности и межличностных отношений деятельностью, в которую включен ребенок, ее содержанием, целями и ценностными характеристиками. Специфика Д. о. в детском возрасте определяется целевыми характеристиками совместной деятельности, ее функциями в детской группе. В совместной деятельности реализуются отношения детей друг к другу (в том числе и дружеские привязанности), опредмечиваясь в конкретных действиях, обмене информацией, взаимопомощи. Д. о. целями совместной деятельности проявляется в отношениях недоброжелательства, зависти, если цели конкурентны, и в отношениях содействия, кооперации, коллективистской идентификации, если цели социально и индивидуально значимы для всех и каждого. В детской группе старшего дошкольного — младшего школьного возраста сама внешняя структура совместной деятельности выступает как важный фактор опосредования отношений детей: чем выше степень кооперативного, тем интенсивнее протекает в ней процесс коллективообразования, рельефнее проявляются сотрудничество и взаимопонимание. Положительное или отрицательное стимулирование (наказание или награда) совместной деятельности является также важным фактором Д. о. в детской группе, причем положительное побуждение оказывается намного более эффективным средством регуляции деятельности, чем страх перед наказанием. И, наконец, содержательные характеристики совместной деятельности, т. е. то, ради чего, во имя каких ценностей она осуществляется, опосредуют проявление межличностных отношений и формирование личности. Д. о. межличностных отношений в детской группе, т. е. то, какие взаимоотношения возникнут и укрепятся в ней, какой будет сама эта группа, в какой мере она будет способна формировать личность ребенка, определяется тем, какая совместная деятельность объединяет детей в группу, каковы ее цели (индивидуальные или коллективные), каково ее содержание (социально позитивное или негативное), какова степень ответственной зависимости всех ее участников. Только через совместную деятельность, особым образом организованную взрослым, возможно создать и преобразовать сами отношения между детьми. В.В.Абраменкова

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
418.19 кб

От теории деятельностного опосредования к теории деятельного присутствия

Петровский Вадим
Теория деятельностного опосредования межличностных отношений А. В. Петровского получает свое продолжение в разработке концепции деятельного присутствия человека в человеке мультисубъектной модели личности.

Похожие термины: