Олпорт Гордон

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Олпорт Гордон | Allport, Gordon Willard (1897- 1967)

С точки зрения Гордона Олпорта, личность является одним из важнейших объектов изучения психологии. Его подход был эклектичным, основанным на использовании всех возможных источников информации о личности.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Олпорт Гордон
1897 – 1967) — американский психолог, специалист по психологии личности. Развивал теорию личности на основе понятий Я и самоактуализации, обозначающего стремление личности к достижению чего–то осмысленного и значительного в жизни. Показал, что мотивы, имеющие истоком биологические потребности, при их удовлетворении могут приобретать достаточно независимый от биологической основы характер (принцип функциональной автономии мотивов).

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Олпорт (Allport) Гордон

(11.11.1897, Монтесума, Индиана - 9.10.1967, Кембридж, Массачусетс) - американский психолог, специалист по психологии личности.
Биография. В 1919 г. защитил докторскую диссертацию по философии в Гарвардском университете. С 1942 г. - профессор кафедры психологии Гарвардского университета. Президент Американской психологической ассоциации (1939). Редактор журнала Journal jf Abnormal and Social Psychology (1937-49).
Исследования. Развивал теорию личности на основе понятий Я и самоактуализации, обозначающей стремление личности к достижению чего-то осмысленного и значительного в жизни. Показал, что мотивы, имеющие истоком биологические потребности, при их удовлетворении могут приобретать достаточно независимый от биологической основы характер (принцип функциональной автономии мотивов).
Сочинения. Personality. N.Y., 1954;
Becoming. New Haven, 1955;
Personality and Social Encounter. Boston, 1960;
Pattern and Growth of Personality. N.Y., 1963;
Person in psychology. Boston, 1968

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Гордон Олпорт
Гордон Олпорт родился в 1897 г. в многодетной семье врача, в штате Индиана. В Кливленде он заканчивает государственную школу и поступает в Гарвардский университет, где уже учился его старший брат Флойд на факультете психологии. Гордон же изучает философию и экономику. В 1919 г. он получает степень бакалавра по этим наукам и начинает работать преподавателем социологии и английского языка в колледже. Однако спустя год Гордон Олпорт возвращается в Гарвард и готовится получить докторскую степень по психологии. В 1922 г. он ее получает, но продолжает пополнять свое образование в других городах: Берлине, Гамбурге и Кембридже. Такой насыщенный академический опыт в разных странах оставил глубокие впечатления. Возможно, поэтому Олпорт так интересовался в дальнейшем международными отношениями. Этот интерес явно прослеживается и в его работах. Через два года, вернувшись из Европы, Олпорт устраивается на должность преподавателя в департамент социальной этики Гарвардского университета. Его волнуют социально-этические проблемы мирового сообщества. Он уделяет много внимания исследованию развития личности отдельного индивида в обществе. В работах Олпорта исследуются сложность и уникальность поведения человека. Спустя еще два года Гордон Олпорт занимает должность ассистента по психологии в Дармутском колледже, но в 1930 г. вновь возвращается в Гарвард, где он остается уже до конца жизни. В 1930-х гг. Олпорт со своими сотрудниками проводит ряд исследований по экспрессивному поведению. Он выделяет два компонента, присущих любой человеческой реакции, - адаптивный и экспрессивный. Первый определяется моментом и зависит от волевого усилия или навыков личности. Второй же является более глубинным, проявляется бессознательно и без усилий, он определяет манеру и стиль действия. Экспрессивная часть реакции в поведении человека является более свободной и неограниченной, нежели адаптивная, поэтому она более интересна для изучения, к чему Олпорт и призывает других психологов. В сотрудничестве с Э. Верноном он проводит исследования, изучающие проблему согласованности экспрессивного движения. В результате они приходят к выводу, что экспрессивные движения не являются диссоциированными или не связанными друг с другом, а наоборот - хорошо организованными и достаточно согласованными. В паре со своим коллегой Кентрилом Олпорт провел исследования по оценке точности суждения, основанного только на голосе. В эксперименте принимали участие около 600 судей, оценивавших 16 говорящих. В результате исследователи пришли к определенным результатам: 1) соотношение голоса и личностных характеристик превышает уровень случайности; 2) более точна оценка организованных черт и интересов, нежели каких-либо физических качеств. Олпорт делает обобщение своих данных и исследований других психологов в области экспрессивного движения в поведении личности. Он пишет, что экспрессивные акты не являются независимыми, однако их согласованность не абсолютна, экспрессивные мотивы никогда не повторяют друг друга. Их согласованность находится в рамках той согласованности, которой обладает личность человека в целом. Структурирование экспрессивных движений - весьма сложный процесс, сложными являются и исследования в этой сфере. К изучению комплексных феноменов нужно подходить на комплексном уровне. В 1937 г. Олпорт публикует свою работу «Личность: физиологическая интерпретация», в которой исследуется развитие личности в тесной взаимосвязи с психофизическими процессами организма. По определению Олпорта, личность является чем-то средним между ментальным и нервным, связывающим воедино телесное и психическое в человеке, организуя согласованные действия организма как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Олпорт провел различие между общими и индивидуальными чертами. Последние он назвал «личными диспозициями», от общих черт их отличает принадлежность определенному индивиду. Олпорт делит личные диспозиции на кардинальные, центральные и вторичные. Далее он проводит исследование влияния личных диспозиций и общих черт на поведение человека: участвуют ли они только в управлении поведением человека или же проявляются также в его инициировании и побуждении. Олпорт выявляет различия в степени влияния на индивида отдельных черт и диспозиций, а также приходит к заключению, что их внешнему проявлению всегда предшествует какой-нибудь стимул. Он пришел к выводу, что различные черты тонко переплетены и невозможно провести между ними четкую границу. Они влияют на поведение человека согласованно, и поэтому очень трудно выработать метод их классификации. Олпорт отмечает, что его теория не предполагает полной согласованности. Напротив, одновременная активизация нескольких разных черт личности предполагает в поведении видимую рассогласованность, которая, однако, может быть на самом деле отражением сложной внутренней организации. Ее трудно отследить и обнаружить обычными методами психологического исследования, но тем не менее глубинная внутренняя согласованность существует. Намерения относительно действий индивида в будущем в данной своей работе Олпорт назвал «интенциями» и предположил, что они значительно определяют поведение человека в настоящем. Эта теория вызывает многочисленные споры у современных психологов. Для определения настоящего многие современные теоретики обращаются к прошлому, а не к будущему, в отличие от Олпорта. В 1940-х гг. Олпорт использует в своей преподавательской деятельности письма, написанные женщиной среднего возраста (Дженни Мастерсон) в течение 12 лет молодой супружеской паре. Они помогали стимулировать дискуссии по психологии личности. Олпорт вместе с учениками применил к ним несколько видов анализа для определения главных черт Дженни. 36 человек, прочитав ее письма, попытались охарактеризовать эту женщину. Были предложены 198 наименований ее личностных черт, сгруппированных по 8 критериям. Среди всех суждений наблюдалось значительное согласие, что наиболее характерными для нее чертами являлись: подозрительность, центрированность на себе и автономия. Далее Олпорт дал задание вьщелить какую-нибудь одну объединяющую тему, которой, можно сказать, отмечено все ее вербальное поведение. Ответы получились весьма разнообразные. Данная оценка была построена на контент-аншшзе, и, по мнению Олпорта, результаты этого анализа помогают сделать достаточно надежные первичные выводы относительно структуры личности Дженни. В 1943 г. выходит его труд «Эго в современной психологии», а в 1955 г. - «Становление: основные положения психологии личности». В них освещается проблема «эго» человека и понятие «самости». Оба эти понятия Олпорт представляет как собственные функции личности, можно сказать - ее реальные части, а не отдельные сущности. Все собственное (проприум) является не врожденным, а приобретенным и развитым с течением времени. Проприум, по определению Олпорта, включает в себя 7 аспектов: 1. Чувство себя телесного. 2. Чувство непрерывной самоидентичности. 3. Самоуважение (эти три аспекта начинают проявляться на протяжении первых трех лет). 4. Самопротяженность. 5. Образ себя (эти два аспекта появляются в возрасте от четырех до шести лет). 6. Самоосознавание (развивается между шестью и двенадцатью годами). 7. Интенции, долговременные планы и отдаленные цели (развиваются в отрочестве). В 1961 г. Олпорт публикует работу «Модель личности и ее развитие», в которой исследует развитие личности человека. Сначала он вводит понятие «функциональной автономии», за которой стоит противоречивая теория человеческой мотивации. Сущность этой теории заключается в том, что поведение человека, первоначально обусловленное определенными мотивами, затем функционирует и развивается независимо от них. Это вытекает из склонности нашей психики сохранять определенную реакцию, даже когда причина, ее вызвавшая, уже перестала существовать. Впервые Олпорт сформулировал этот принцип еще в 1937 г., за что подвергся серьезной критике со стороны других исследователей. Некоторые важные вопросы, заданные критиками, побудили Олпорта к более широкому исследованию выдвинутой им теории. Он выделил два уровня функциональной автономии: персеверативный и проприативный. Первый включает в себя привычки, повторяющиеся действия, сложившиеся стереотипы; второй - приобретенные интересы, ценности, чувства, интенции, главные мотивы, личные диспозиции, образ себя и жизненный стиль. Уникальность принципа функциональной автономии заключается в том, что он допускает относительный разрыв с прошлым организма. Это дает возможность исследователю больше сосредоточиться на настоящем и будущем индивида. В раннем детстве человеку присуще некое внутреннее единство, которое затем дифференцируется, а позже замещается интеграционными процессами. Растет его «эго», расширяется структура индивидуальных черт, появляются зачатки будущих целей и притязаний. Важную роль в это время играет принцип функциональной автономии. То, что сначала обслуживало определенные биологические цели, становится автономным мотивом, направляющим дальнейшее поведение с первоначальной силой. Зрелая личность, по определению Олпорта, должна обладать «самопротяженностью». Жизнь человека не может быть привязана только к потребностям и обязанностям. Человек должен получать удовольствие от жизни, и очень важную роль в этом играет его отношение к себе и внешнему миру. Зрелая личность предполагает более терпимое отношение, чему способствует реалистичный взгляд как на себя, так и на окружающую действительность. Основными компонентами подобной самообъективизации являются юмор и инсайт. Юмор помогает находить радостное и хорошее в обычных ситуациях, что благотворно сказывается на отношениях с близкими и любимыми людьми. Инсайт помогает человеку понимать самого себя, правильно оценивая, вырабатывая самоприятие, что способствует положительным внутренним эмоциям и относительной удовлетворенности жизнью. Еще одна характеристика зрелости личности - наличие определенной жизненной философии. Существование человека должно быть наполнено смыслом, который определяет его серьезное отношение к жизни. Одним из значительнейших, хотя и не единственным, источников развития философии индивидуума Олпорт называет религию. Ученый признает, что подобная картина становления личности слишком идеализирована и далеко не все взрослые достигают полной зрелости. Заслуги и выдающийся вклад Олпорта в психологическую науку общепризнаны. В 1963 г. его отличают Золотой медалью Американского психологического фонда, в 1964 г. - наградой Американской психологической ассоциации, президентом которой он являлся. Он также был президентом Общества психологического изучения социальных проблем и участвовал в соавторстве двух широко используемых тестов. Умер Гордон Олпорт 9 октября 1967 г. в американском городе Кембридж, штат Массачусетс.

Источник: Яровицкий В. 100 великих психологов. 2004

ОЛПОРТ Гордон
Виллард (1897—1967)— американский психолог, специалист в области психологии личности, общей и социальной психологии, психологии религии. В сферу его интересов входило также преподавание психологии и поддержка идей гуманистической психологии. Создатель диспозициональ-ной концепции личности. Д-р психологии (1922). Профессор кафедры психологии Гарвардского ун-та (1942—1967). Президент АРА (1939). Ред. журнала Journal of Abnormal and Social Psychology (1937— 1949). Награжден премией АРА За выдающийся научный вклад (1964). По настоянию старшего брата Флойда Олпорта, бывшего в то время аспирантом в Гарвардском ун-те, поступает после окончания школы в тот же ун-т. Прослушав несколько курсов по психологии, О. переориентировался на экономику и философию. После окончания в 1919 г. ун-та преподавал социологию и английский язык в Роберт-Колледже в Константинополе (Турция). Вернувшись в 1920 в Гарвард, публикует совместно с Ф. Олпортом статью Черты личности: их классификация и измерения (Personality traits: Their classification and measurement, Journal of Abnormal and Social Psychology, 16, 1921). В 1922 г. защищает докт. дис. по психологии, посвященную первому в США исследованию черт личности. Последующие два года О. занимался исследовательской работой в ун-тах Англии и Германии, а вернувшись из Европы, два года преподавал на фак-те социальной этики Гарвардского ун-та первый в США курс Личность: ее психологические и социальные аспекты. С 1926 по 1930 г. работал в Дартмутском Колледже, а с 1930 г. по 1967 — на фак-те социальных отношений Гарвардского ун-та, где оказал большое влияние на несколько поколений студентов и получил признание как старейшина американских научных изысканий по проблемам личности. С самого начала своей исследовательской деятельности О. рассматривал личность как сложную развивающуюся систему привычек, установок и личностных черт. В своей первой монографии (Personality: A Psychological Interpretation, 1937) он описал и классифицировал более 50 разных определений личности и дал свое определение: Личность— это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление. Не соглашался с теми, кто характер и темперамент использовали как синоним личности. Характер, по мнению О., есть понятие этическое (плохой характер — хороший характер), т.е. это оцененная личность. Соответственно, личность — это неоцененный характер , поэтому характер не следует рассматривать как некую обособленную область внутри личности. Темперамент же, напротив, является первичным материалом (наряду с интеллектом и физической конституцией), из которого строится личность. Представляя собой один из аспектов генетической одаренности личности, темперамент, по мнению О., может ограничивать развитие индивидуальности (Pattern and Growth in Personality, 1961). Разрабатывая концепцию личности, О. основывался на трех общих идеях: 1) Люди обладают широким набором пРедрасположностей реагировать определенным образом в различных ситуациях. Это означает, что люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий и жизненного опыта. 2) Нет двух людей, в точности похожих друг на друга, каждая личность уникальна и понять ее уникальность можно через определение конкретных черт личности. 3) Индивидуум представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Опираясь на эти идеи, он выделил черту личности как наиболее валидную единицу анализа для изучения того, что люди представляют собой и как они своим поведением отличаются друг от друга. Определяя черту как предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций, проводил различие между общими и индивидуальными чертами. Кроме того, большое внимание уделял тому, каким образом на поведение человека влияют когнитивные и мотивацион-ные процессы (The functional autonomy of motives / American Journal of Psychology, 50, 1937). Общие (еще называемые измеряемыми ) черты включают в себя, по определению О., характеристики, присущие некоторому количеству людей в пределах данной культуры, поскольку они испытывают на себе сходные эволюционные и социальные воздействия, и у них развиваются сравнимые модели адаптации (например, владение языком, политические и социальные установки, ценностные ориентации, тревога, конформизм). Измеряемость таких общих черт позволяет сравнивать одного человека с другим по значимым психологическим параметрам. Индивидуальные (или морфологические ) черты обозначают такие характеристики индивидуума, которые не допускают сравнения с другими людьми. В более поздних работах О. обозначал их как те подлинные нейропсихологи-ческие элементы, которые управляют, направляют и мотивируют определенные виды приспособительного поведения (The Person in Psychology; Selected Essays . 1968). Эта категория черт, проявляющихся уникально у каждого конкретного человека, наиболее точно отражает его личностную структуру. Конкретизируя впоследствии ответ на вопрос: Что такое черта личности?, О. в статье Traits revisited (American Psychologist, 21, 1966) описал восемь основных критериев ее определения (черты черт, по его выражению): 1) реальность черты (это не только номинальное обозначение, но реально существующие обобщенные стремления к действию); 2) черта— это качество более обобщенное, чем привычка; 3) черта является движущим элементом поведения; 4) существование черты можно установить эмпирическим наблюдением или исследованием; 5) черта личности лишь относительно независима одна от другой; 6) она не является синонимом моральной или социальной оценки; 7) черту можно рассматривать как в контексте отдельной личности, у которой она обнаружена, так и по распространенности в обществе; 8) то, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой личности не является доказательством отсутствия данной черты. Впоследствии О. пришел к осознанию затруднительности использования термина черта личности для описания как общих, так и индивидуальных характеристик и потому изменил терминологию, назвав индивидуальные черты индивидуальными диспозициями , оставив название черты личности только за общими чертами. О. был глубоко увлечен изучением индивидуальных диспозиций, но со временем понял, что не все они в равной мере присущи человеку и не все они являются доминирующими. Поэтому предложил выделять три типа диспозиций: кардинальные (столь значительные, что практически все, что делает человек, определяется их влиянием); центральные (не столь всеобъемлющие, но все же довольно яркие характеристики человека — строительные блоки индивидуальности); и вторичные диспозиции (менее заметные и устойчивые, такие, например, как предпочтения в одежде, еде и т.п.). Как и другие персонологи, О., конечно, не считал, что личность это лишь набор не связанных друг с другом диспозиций. Понятие личности включает в себя единство, структуру и интеграцию всех аспектов индивидуальности. В этой связи О. предположил, что должен существовать некий принцип, организующий установки, оценки, мотивы, ощущения и склонности в единое целое, кот-рый он обозначил новым термином — проприум. По мнению О., проприум представляет собой позитивное творческое стремление к росту, осознаваемое как наиболее важное и центральное, и что это не что иное как самость. В книге Pattern and Growth in Personality (1961) он выделил восемь аспектов самости, участвующих в развитии проприума с детства до зрелости, так называемые проприотические функции. В результате их постепенного эволюционирования и окончательной консолидации формируется Я, как объект субъективного познания и ощущения. Аспекты самости (проприум) у развивающегося индивида появляются в следующей последовательности: 1. Ощущение своего тела (образует телесную самость, которая остается на протяжении всей жизни опорой для самосознания); 2. Ощущение самоидентичности (обнаруживает себя наиболее очевидно посредством языка, когда ребенок отождествляет себя со своим именем); 3. Чувство самоуважения (начинает проявляться на третьем году жизни ребенка как чувство гордости при самостоятельном и успешном выполнении каких-то заданий); 4. Расширение границ самости (примерно с 4-х лет постигается значение мой, осознание, что мне принадлежит не только мое тело, но и элементы окружающего мира (мама, игрушка, собака и т.д.); 5. Образ себя (развивается с 5-6 лет, когда ребенок начинает узнавать, чего от него ожидают родители и другие люди, каким они хотят его видеть; в это время ребенок начинает понимать различие между я хороший и я плохой); 6. Рациональное управление собой (между 6 и 12 годами ребенок начинает понимать, что способен находить решение проблем и справляться с требованиями реальности, но еще не доверяет себе настолько, чтобы быть морально независимым. Полагает, что семья, религия, ровесники в группе всегда правы и потому этот период проприума отражает сильный конформизм, моральное и социальное послушание); 7. Проприативное стремление (в подростковом возрасте центральная проблема — выбор карьеры и других жизненных целей. Планирование будущего означает приобретение чувства самости, которое совершенно отсутствовало в детстве. Постановка целей, поиск путей их достижения, ощущение, что жизнь имеет смысл — в этом суть проприотивного стремления. Однако в юности это стремление развито не полностью, потому что развертывается новый этап поиска самоидентичности, новое самосознание. Как и Эриксон в его концепции эго-идентичности, О. полагал, что стремление к самосовершенствованию требует обобщенного чувства самости. Оно приходит лишь в зрелости, когда все аспекты Я уже сформировались); 8. Познание самого себя (этот аспект стоит над всеми остальными, синтезируя их). По мнению О., познание себя представляет собой субъективную сторону Я, но такую, которая осознает объективное Я. На заключительной стадии своего развития проприум соотносится с уникальной способностью человека к самопознанию и самоосознанию (1961). О. полагал, что созревание человека — это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления, качественно отличающийся у зрелой (здоровой) личности и незрелой (невротической) личности. В отличие от многих персо-нологов, чьи теории построены на изучении нездоровых или незрелых личностей, О. не считал, что клинические наблюдения можно использовать при построении теории личности. Поведение зрелых субъектов, по мнению О., функционально автономно и мотивировано осознанными процессами, Тогда как поведение незрелых лиц преимущественно направляется неосознанными мотивами, проистекающими из переживаний детства. По О. психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами: 1) имеет широкие границы Я (может смотреть на себя со стороны); 2) способен к теплым, сердечным социальным отношениям (дружеская интимность и сочувствие); 3) демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие (имеет положительное представление о себе; выражая свои мысли и чувства, считается с тем, как это повлияет на других); 4) демонстрирует реалистическое восприятие, опыт и притязания; 5) способен к самопознанию и имеет чувство юмора; 6) обладает цельной жизненной философией (имеет систему ценностей, содержащую главную цель или тему, которая делает его жизнь значимой). Всю жизнь О. вел борьбу с теми, кто утверждал, что именно их системы дают правильный способ понимания человеческого поведения. В частности, он находился в разногласии с представителями психоанализа и бихевиоризма, критикуя недооценку ими уникальных, осознанных и динамических аспектов личности. Свои представления о человеческой сущности и критичное отношение к психоанализу и бихевиоризму О. представил в монографии Becoming: Basic Considerations for a Psychology of Personality (1955). Представления, касающиеся человеческой природы, он анализировал по девяти основным положениям: 1) Свобода — детерминизм (поддерживал концепцию свободы; рассматривал личностный рост как активный процесс становления, в котором индивидуум берет на себя определенную ответственность за планирование хода своей жизни; полагал, что на поведение человека преимущественно влияют ситуационные детерминанты; признавал за человеком значительно большую свободу, чем это принято в психоанализе или бихевиоризме. 2) Рациональность — иррациональность (считал, что разумный, зрелый человек действует рационально, опровергал мнение Фрейда о главенствующей роли неосознаваемых иррациональных элементов человеческого поведения, хотя соглашался, что такие силы могут доминировать в жизни людей-невротиков). 3. Холизм— элементализм (хотя единицей анализа личности у О. является черта личности, положения холизма у него выражены сильнее: он утверждал, что черта должна быть соотнесена с общей структурой личности, проприумом, что личность — непрерывно устремленное единство, направленное на достижение целей и идеалов, а не статичное единство в какое-то данное время). 4) Конституционализм — инвайроментализм (в своей концепции природы человека О. подчеркивал почти совершенный баланс между конституцией (наследственностью) человека и окружающей средой; считал, что оба фактора имеют одинаковое значение в функционировании человека). 5) Изменяемость — неизменность (присутствуют в равной мере). 6) Субъективность — объективность (считал особо важной не столько субъективность, сколько уникальность как динамическую организацию индивидуальных склонностей. Мир субъективного опыта — лишь один из многих компонентов, составляющих личность. Психология, по его мнению, станет истинно научной лишь тогда, когда она сможет разрешить проблему индивидуальной уникальности). 7) Проактивность — реактивность ( приверженность О. принципу проактивности сильна и недвусмысленна. Люди живут в мире перспективных целей, амбиций и устремлений, генерируемых изнутри. Функциональная автономия служит для того, чтобы разорвать реактивные связи с прошлым, а присущая человеку устремленность отрицает любое обьяснение поведения лишь посредством реакций на поступающие стимулы). 8) Гомеостаз — ге-теростаз (признавая гомеостатическую составляющую потребностей и мотивации человека, О., тем не менее, считал, что снижение напряжения не объясняет всего поведения человека. И ребенок, и взрослый человек постоянно накапливают напряжение и выходят за пределы гомеостаза к положению гетеростаза) 9) Познаваемость — непознаваемость (как и большинство других гуманистически ориентированных персонологов, О. считал неосуществимыми попытки научными методами разгадать тайну человеческого поведения и заявлял, что личность можно изучить лишь эмпирически, поскольку черты личности недоступны прямому непосредственному наблюдению, а лишь выводимы посредством анализа результатов конкретных процедур исследования). Ряд работ О. посвящен не только психологии личности, но и проблемам психического здоровья, суеверий, религии и основным методологическим проблемам психологии. Он демонстрировал твердую веру в образный и систематический эклектизм, считал свои теоретические изыскания открытой системой. Разработал идеографический метод изучения личности, основанный на стремлении понять характерную модель поведения конкретного человека через изучение с помощью контент-анализа его писем, дневников, текстов, формулировок, языка, т.е. через все, что характеризует его уникальность (Letters from Jenny, 1965). В то же время О. применял альтернативные методы при изучении соотношений между чертами личности и поведением. Полагая, что усилия человека найти порядок и смысл в жизни определяются ценностями, принимал активное участие в разработке Теста изучения ценностей (впервые опубликован в 1931 г., третье издание — 1960 г.: A study of values/ with Vernon P.E., Lindzey G). Этот тест иллюстрирует попытку О. разложить такую сложную составляющую личности как ценности на измеряемые опытным путем элементы. Тест состоит из 45 вопросов и подобно другим многофакторным тестам дает оценку по каждому фактору (ценности), на основании которых строится профиль ценностных ориентации человека. Хотя в настоящее время этот тест уже не столь популярен, как прежде, он точно отражает положение О. о том, что ценности представляют собой существенную часть личности. О. опубликовал сотни статей и около двадцати монографий. Далеко не все психологи разделяли разработанную им диспозициональную концепцию личности, утверждая, что поведение человека с течением времени и обстоятельств обнаруживает лишь незначительное постоянство личностных проявлений. Кроме того, были еще две причины, из-за которых его теория привлекла немногих приверженцев: 1) недостаточная четкость используемых понятий (например, усилия личности, проприативные стремления , Я как рациональный регулятор и индивидуальная диспозиция); 2) О. не определил, каким образом концепция черт личности связана с развитием самости (проприума), в связи с чем оказалось весьма сложным сконструировать адекватные эмпирические тесты для его теории. Тем не менее идеи О. оказали значительное влияние на исследователей личности, особенно за счет внедрения метода идеографического изучения человека. В рус. пер. изданы труды О.: Личность: проблема науки или искусства?/ Психология личности. Тексты. М., МГУ, 1982; Становление личности. Избранные труды, М., Смысл, 2002. Л.А. Карпенко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

Похожие термины:

  • Олпорт Гордон Уиллард

    {1897-1967) — американский психолог. Инициатор разработки системного подхода к изучению личности. Разрабатывал теорию личности на основе понятий «Я» и «самоактуализация». Последнее обозначает стрем