Оценка программ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Оценка программы
program evaluation). Прикладное исследование, направленное на оценку программы от ее планирования до завершения.

Источник: Гудвин Дж. Исследование в психологии методы и планирование. 2004

ПРОГРАММ ОЦЕНКА
изучение с целью оценки определенной медицинской программы, действующей в определенном учреждении. Проводится с целью получения основания для принятия ре шений относительно выполнения программы.

Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.

Оценка программ
program evaluation) В исслед. по О. п. используются аналитические инструменты из соц. наук для исслед. соц. программ, выбираются критерии выполнения и оценивается эффективность программы. О. п. проводится с целью оказания помощи в принятии рациональных решений по соц. программам заказчиками, руководителями программы и политическими деятелями. Исслед. по О. п. наиболее часто применяется к финансируемым мероприятиям, проводящимся под эгидой официальной организационной структуры с назначенным штатом, соответствующими полномочиями, определенным бюджетом и т. д. Исслед. по О. п. применялись ко многим из программ Нового курса (New Deal) эпохи Ф. Д. Рузвельта, однако наиболее сильный толчок к своему развитию они получили в 1960-х г. под влиянием программ Великого общества (Great Society) Линдона Джонсона. В тот период федеральное правительство приступило к финансированию массированных программ по ликвидации нищеты, устранению ветшания городов и улучшению образования меньшинств и экономически неблагополучного населения. Необходимость в оценке этих программ предписывалась большинством поддерживающих законодательных актов, и были заказаны многочисленные исслед. для оценки альтернативных новых программ и, в некоторых случаях, для получения политической поддержки новым предложениям. Подходы и методики. Исслед. по О. п. не представляют собой единой области. Они не имеют концептуальной или методологической парадигмы и характеризуются лишь некоторыми согласованными принципами и практиками. Сообщество исследователей-оценщиков программ объединяет скорее общая цель, нежели общие методы. Водораздел между различными подходами к исслед. по О. п. проходит между теми, кто придает главное значение оценке, и теми, кто делает упор на исслед. Согласно оценочной перспективе, для того чтобы адекватно оценить значение некоторой программы, надлежит изучить все стороны этой программы, к-рые вносят вклад в ее полезность. К ним относятся цели, результат, персонал, организационная структура, бюджет, мораль и потребность. Столь широкое исслед., однако, выходит за пределы возможностей методологии традиционной социол., по крайней мере за пределы ее более жестких требований к строгости эксперим. планов и валидности количественного измерения. Поэтому внутри оценочной перспективы наблюдался неуклонный рост в применении более широких и более гибких, хотя и менее точных, методов. Такие подходы позволяют осуществлять то, что было названо "реагирующей" оценкой - т. е. изучение конкретных проблем, с к-рыми сталкиваются лица, принимающие решения (ЛРП) и потребители программы, и регулярное оповещение о результатах, дабы обеспечить их оптимальную полезность. Исследовательская перспектива видит свою задачу в том, чтобы, используя как можно более надежные методы, определить, действительно ли некоторая соц. программа приносит ожидаемые эффекты. В рамках этой перспективы соц. программы рассматриваются как случаи организованной соц. инженерии, имеющей целью достижение специфических результатов. Подобная причинно-следственная концепция полностью согласуется с методологией контролируемого экспериментирования и количественного измерения, исповедуемой социол. Надлежащим образом реализованные, такие эксперим. сравнения позволяют получить относительно недвусмысленные оценки влияния соц. программы на предполагаемых получателей ее благодеяний и, следовательно, ответ на осн. оценочный вопрос: "Принесла ли эта программа желаемый эффект?" В дополнение к этим относительным крайностям контролируемого экспериментирования и качественного этнографического изучения заслуживают упоминания несколько др. специфических методов О. п. Иногда, напр., возникает вопрос о том, соответствует ли некоторая программа потребностям об-ва, охватываемого района или целевых пользователей. Для такого рода ситуаций был разработан ряд процедур, известных под общим наименованием "оценки потребностей". Ее наиболее распространенными компонентами являются опросы различных групп населения или ключевых информаторов, изучение агентств, предоставляющих услуги, и анализ соц. индикаторов (напр., данных переписи населения). Другого рода вопрос, возникающий в связи с О. п., может быть связан с тем, в какой мере данная программа яв-ся сама подходящим кандидатом для оценочного исслед. "Оценка способности поддаваться оценке" (evaluability assessment) используется для формальной квалификации программы и определения тех оценочных подходов, если таковые имеются, к-рые могли бы для нее подойти. Другой специализированной процедурой яв-ся анализ издержек и выгод (benefit-cost analysis), заимствованный из области экономики. Его целью яв-ся определение выгод от программы в их денежном выражении и сравнение их с затратами на различные альтернативные программы или внедрение программы. Наконец, существует целый ряд ориентированных на управление подходов, к-рые различаются по своей пригодности к решению оперативных задач управления, с к-рыми сталкиваются администраторы программ. Анализ решений (decision analysis) использует статистическую теорию решений с целью поддержки принятия управленческих решений в ситуации неопределенности. Мониторинг достижения целей (goal-attainment monitoring) и аналогичные процедуры классифицируют цели программы и обеспечивают системы информ. обратной связи, которые регулярно информируют руководителей программ о продвижении в направлении этих целей. По мере накопления результатов многочисленных оценочных исслед,, проводящихся в конкретной области программ, образуется ценный архив информ. в отношении различных подходов к оценке и их общих эффектов. Одна из разновидностей исслед. по О. п., известная как "метаанализ", адресуется к проблеме интеграции исслед. и выявления общих паттернов полученных результатов. Организационные аспекты. В течение 1970-х гг., исслед. по О. п. начали приобретать черты организованной области специализации. Возникли различные профессиональные орг-ции и образовались менее формальные оценочные группы в ряде существующих профессиональных орг-ций. Появились профессиональные журналы, посвященные исключительно исслед. по О. п. и связанным с ними вопросам. Вместе с возросшей академической идентичностью стали разрабатываться программы обучения, предназначенные специально для исслед. по О. п., преимущественно как области специализации в рамках традиционной учебной программы по социол. Несмотря на свою возросшую дисциплинарную идентичность, О. п. по-прежнему остается междисциплинарной областью с т. зр. первичной профессиональной принадлежности ее специалистов. Более того, в ней не наблюдается к.-л. одной преобладающей дисциплины, хотя большинство членов яв-ся специалистами в области общественных наук, прежде всего социол. Т. о., исслед. по О. п. остаются связующей дисциплиной - разнообразным, не поддающимся четкому определению набором понятий и методов, охватывающим традиционные соц. науки и мир соц. программ и проблем, к к-рым они адресуются. См. также Прикладные исследования, Измерение, Обсервационные методы, Организационная диагностика М. Липси

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
139.75 кб

Оценка эффективности программированных релапаротомий

А. С. Шевченко
Great importance in the complex treatment of purulent peritonitis is given to adequate sanitation and drainage of the abdominal cavity.
Читать PDF
1.59 мб

Компьютерные программы для оценки фактического питания

Есева Т. В.
Разработаны программы для ЭВМ «Модуль расчета рациона» и «Индивидуальная пищевая пирамида».
Читать PDF
1.46 мб

Вопросы оценки эффективности программ коммерциализации

Алибекова Г.Ж.
В связи с ограниченностью ресурсов в развивающих странах остро встает вопрос об эффективности государственных вложений в сферу науки и инноваций.
Читать PDF
306.70 кб

Инновационная образовательная программа: оценка студентов

Ортин Алексей Владимирович
В программе социально-экономического развития страны «Стратегия 2020» говорится о том, что сегодня необходимы специалисты с инновационным мышлением, инновационным опытом поведения; специалисты, способные участвовать в инновациях и
Читать PDF
1.61 мб

Модернизация учебных программ: метод оценки эффективности

Картвелишвили Василий Михайлович, Лебедюк Эдуард Андреевич
В статье излагаются методологические и методические основы исследования адаптации образовательных программ высших учебных заведений к современным требованиям научно-технического прогресса.
Читать PDF
20.71 мб

ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МАГИСТЕРСКИХ ПРОГРАММ

Трубченинова Ирина Анатольевна, Газизов Тальгат Рашитович
Рассматривается реализация магистерских программ. Проведена оценка качества реализации магистерских программ на примере кафедры телевидения и управления Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники.
Читать PDF
569.11 кб

Основные уроки программы национальной оценки Sim ce в Чили

Вальдман Игорь Александрович
В статье обсуждаются особенности чилийской программы национальной оценки SIMCE и рассматриваются такие вопросы, как цели национального мониторинга SIMCE, группы пользователей результатов мониторинга, стратегия распространения инфо
Читать PDF
128.33 кб

Оценка качества освоения основной образовательной программы

Фримучкова Г.В.
В статье рассматривается актуальный вопрос оценки качества дошкольного образования в современных условиях. Сегодня в науке и практике активно происходит разработка направлений, критериев и эффективных инструментов данной оценки.
Читать PDF
1.86 мб

Программа формирования базы данных и оценка знаний обучаемых

Локтионова Надежда Николаевна, Добрица Вячеслав Порфирьевич
В статье излагается алгоритм определения уровня обученности студентов, который реализован компьютерными средствами.
Читать PDF
454.45 кб

Программное обеспечение оценки адаптации развивающихся систем

Гергет Ольга Михайловна, Берестнева Ольга Григорьевна, Титаренко Екатерина Юрьевна
В статье рассмотрены материалы и методы исследования. Приведено описание программного продукта, который существенно ускоряет и облегчает работу медицинского персонала в оценке адаптационных возможностей развивающихся систем.
Читать PDF
6.84 мб

Оценка стоимости лечения по программе медицинского страхования

Рязанов М. В.
This paper exploits several economic and mathematic models in order to estimate treatment costs for insured persons. The proposed models take into account various features of medical insurance programs.
Читать PDF
186.43 кб

Пакет прикладных программ для оценки радиационных рисков RADRAS

Горский А. И., Корело А. М.
Читать PDF
480.68 кб

Оценка состояния здоровья населения г. Якутска по программе CINDI

Кривошапкин Вадим Григорьевич, Климова Татьяна Михайловна
Проведена оценка распространенности поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний по протоколал{ Международной программы ВОЗ-CINDl среди женского и мужского населения г.Якутска.
Читать PDF
91.72 кб

Внешняя оценка и эволюция программ подготовки специалистов в вузе

Чучалин Александр Иванович
На примере Томского политехнического университета (ТПУ) рассматриваются актуальные вопросы совершенствования образовательных программ подготовки специалистов в вузе для их адаптации к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.
Читать PDF
6.73 мб

Применение программных средств для оценки компетентности экспертов

Величко Олег Николаевич, Гордиенко Татьяна Богдановна, Габер Антонина Анатолиевна, Баранов Павел Федорович
Рассмотрены особенности оценки компетентности экспертов в сфере высшего образования, полученные с помощью, как универсальных статистических программных средств, так и специального программного средства.

Похожие термины:

  • ТЕХНИКА ОЦЕНКИ И АНАЛИЗА ПРОГРАММ

    метод планирования работ с использованием алгоритмов и явным применением общих принципов процедуры распределения ресурсов. Требует составления перечня задач и необходимых ресурсов (персонал, о