Оценка потребностей

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ПОТРЕБНОСТЕЙ ОЦЕНКА
методически строгая процедура определения причин и тяжести проблем определенной популяции, прямо или косвенно влияющих на состояние ее здоровья. ПО использует эпидемиологические, социальнодемографические и качественные методы для описания проблем, связанных со здоровьем, и их экологические, социальные, экономические и поведенческие детерминанты. Цель ПО — выявление неудовлетворенных потребностей в медицинской помощи и создании рекомендаций о путях решения этих вопросов, прояснение, относятся ли они к очевидным проблемам, связанным со здоровьем, таким, как нелеченные болезни, или к «проблемам, ожидающим решения», таким, как плохие жилищные условия, невежество из-за низкого уровня грамотности, домашнее насилие, отсутствие доступа к длительному лечению и т.д. Во многих местных отделах здравоохранения ПО — стандартная процедура, повседневная или проводимая применительно к специальным ситуациям.

Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.

Оценка потребностей
needs assessment) О. п. - инструмент прикладных исследований, использующийся в качестве вспомогательного средства в планировании соц. услуг. Ее возникновение относится к примерно 1975 г., периоду, связанному с появлением целого ряда новых, связанных между собой, направлений в области прикл. исслед., в т. ч. оценки программ, общественной психологии, соц. эпидемиологии и соц. индикаторов. Этот период также характеризовался заметным сдвигом в сторону появления более чувствительных и продуманных подходов к реализации соц. услуг в об-ве - часто реализуемых во исполнение соответствующих законодательных постановлений. Наконец, возросло общественное осознание многих соц. и психол. проблем, сформировавшее ожидания, что для их решения будут предприняты соответствующие шаги. Существует несколько препятствий в планировании и обеспечении услуг, более чувствительном к нуждам общества. Как отмечают Уоргейт с коллегами, к ним относятся инерция или активное сопротивление со стороны части об-ва или поставщиков услуг, большое разнообразие общественных проблем, споры вокруг того, какие проблемы яв-ся наиболее неотложными, и динамический характер изменений в об-ве. С целью преодоления таких препятствий, оценка потребностей привлекает эмпирические методы к измерению общественных проблем, существующих услуг, характера их использования и потенциальных услуг. Такие данные позволяют отличать серьезные проблемы от мнимых, идентифицировать пробелы в услугах и обнаруживать препятствия на пути их использования. Общая цель О. п., т. о., заключается в привлечении эмпирических данных о потребностях для оказания помощи в принятии решений о том, где, когда и какого рода услуги надлежит предоставлять тем или иным группам клиентов. Определение потребности. В основе О. п. лежит имплицитное допущение о существовании проблемы, имеющей решение; фактически, Мак-Киллип определяет потребность как "субъективную оценку того, что некоторая группа имеет проблему, которая может быть решена". Кроме того, ни один из компонентов проблемы не яв-ся непосредственным. Осознание проблемы обычно зависит от воспринимаемого различия между текущей ситуацией и некоторым ожиданием. Ожидания могут вытекать из стандартов, устанавливаемых экспертами (напр., официальные нормы), представлений целевой популяции (напр., взгляды жителей на преступность), активного использования существующей услуги (напр., списки очередников), или результатов сравнения (напр., высокие показатели употребления наркотиков у подростков). Брэдшоу определяет их соответственно как нормативные, испытываемые, проявляемые и сравнительные потребности. Проблемы могут быть серьезными, но неразрешимыми, или умеренными, но легко разрешимыми; как замечает Мак-Киллип, идентификация решений - слишком часто игнорирующаяся в процессе О. п. - включает оценку их затрат, действенности и осуществимости. Короче говоря, эмпирические данные по потребностям могут облегчить процесс принятия решений, но в конечном итоге этот процесс связан с использованием оценочных суждений. Модели оценки потребностей. Мак-Киллип описывает 3 модели О. п., отражающие различные концептуализации потребности. Модель расхождения (discrepancy model) акцентирует роль нормативных ожиданий, широко используется и адаптирована к множеству контекстов оценки потребностей. В целом она предусматривает измерение 3-х элементов: целей, актуального выполнения и расхождения между тем и другим. Как правило, для определения того, какое из предварительно выработанных решений будет внедряться, используется величина или оценка значимости расхождений; т. о., этот подход фокусируется скорее на самих проблемах, нежели на решениях. Поскольку цели обычно устанавливаются экспертами, этот метод подвергался критике за элитаризм и нечувствительность к испытываемым потребностям. Маркетинговая модель (marketing model) акцентирует роль испытываемых и проявляемых потребностей и яв-ся сравнительно новой для соц. услуг. Маркетинговая стратегия предполагает нахождение рыночной ниши и предложение диапазона, ассортимента и качества услуг, к-рые максимизируют "потребление", т. е. пользу. Осн. достоинство этого подхода состоит в том, что он избегает ограничений, связанных с использованием экспертов, и адресуется непосредственно к самим нуждающимся. Его осн. недостатком яв-ся то, что он продвигает неэффективные услуги тем, у кого отсутствует выбор, или предлагает только прибыльные услуги. Очевидно, полезность этой модели зависит от контекста - наличия альтернативных услуг, информирования потребителей, и т. д. Модель принятия решений (decision-making model) применяет к О. п. анализ многомерной полезности (multiattribute utility analysis, MAUA). Анализ многомерной полезности - это метод, используемой для минимизации ошибок в принятии сложных решений. Каждый выбор (альтернативная проблема или услуга) оценивается по множеству атрибутов (индикаторов потребности, таких как удельное потребление, распространенность проблемы, и данные опросов); оценки атрибутов преобразуются в полезности (напр., употребление сигарет и кокаина характеризовалось бы различными шкальными оценками); каждому атрибуту приписывается вес (показывающий ценность, придаваемую ему экспертами, поставщиками и/или др.); для определения потребности производится суммирование взвешенных оценок атрибутов для каждого варианта решения. Технически эта модель способна отражать отдельные или все аспекты потребности, в зависимости от конкретной ситуации применения, являясь сложной, но весьма гибкой стратегией. Стратегии оценки потребностей. Для реализации О. п. был предложен ряд методологических подходов, каждый из к-рых обладает сравнительными преимуществами и недостатками. Ряд методов фокусируется на существующих услугах и их использовании. Инвентари ресурсов (resource inventories) позволяют обеспечить исчерпывающее описание ресурсов услуг - официально зарегистрированных агентств, имеющегося обслуживающего персонала, типа и объема предоставляемых услуг, типов и числа обслуживаемых клиентов, и т. д. - в границах некоторого региона. Инвентари ресурсов ориентированы на решение; они могут выявлять недостаточно используемые или активно используемые виды услуг или пробелы в услугах (напр., отсутствие услуг, доступных для детей или клиентов с низким уровнем дохода), но не позволяют идентифицировать новые потребности. Анализы использования услуг различаются по своей сложности. Наиболее полезным яв-ся сравнение показателей предоставляемого объема услуг и прогнозируемого использования, последние извлекаются из эпидемиологических оценок, использования услуг в сопоставимых агентствах или стандартов экспертов. Соответствующие анализы могут показывать, что некоторая группа сталкивается с препятствиями в получении необходимой услуги; к проблемам относятся информированность, доступность и приемлемость услуг. Устранение препятствий может способствовать увеличению использования услуг и уменьшению потребности. Однако, как замечает Мак-Киллип, использование и потребность могут быть связаны положительно, отрицательно или вовсе не связаны между собой. Без информ. по неиспользуемым услугам, данные по одним только используемым услугам могут оказаться уводящими в сторону от истины индикатором потребности. Другие подходы к оценке потребностей пытаются фокусироваться на проблемах, лежащих в основе потребности. Когда более прямая информ. по проблеме оказывается недоступной или ее сбор требует слишком больших затрат, часто используются сод. индикаторы. Соц. данные в отношении некоторой геополитической области (зачастую доступные из правительственных источников) могут находиться в прямой или косвенной связи с изучаемой проблемой. Напр., данные национального обследования средних школ по употреблению алкоголя и статистике смертности (включая смерти, связанные с алкоголем) могут служить основными и вспомогательными индикаторами проблем злоупотребления алкоголем. Косвенные индикаторы риска могут включать демографические, социально-экономические и соц. факторы, известные своей связью с проблемами алкоголизма. Применение существующих данных к специфической целевой области или группе часто требует привлечения оценочных методик (estimation techniques). Проблемный фокус этого подхода служит дополнением к рассмотренным выше подходам, фокусирующимся на выработке решений. К его недостаткам относятся сомнительные допущения, иногда кладущиеся в основу оценочных методик, и выводы через уровни агрегирования (сравни, экологическая ошибка). Вопросы О. п. лучше всего решать более непосредственным путем, через опросы с использованием обзоров (обозрений) потребностей. При условии четко изложенных, пункт за пунктом, проблем, можно сконструировать обзоры потребностей, позволяющие получить релевантные данные на релевантных выборках. Эти обзоры могут фокусироваться на проблемах, ожиданиях, лежащих в основе потребностей, использовании услуг, предпочтениях, препятствиях к использованию услуг и т. д. Могут применяться самые различные методы сбора данных - почтовые, телефонные и персональные опросы. Данные могут собираться от формальной выборки из конкретного сообщества, от специфических групп клиентов или от представителей сообщества, предположительно отражающих весь спектр релевантных мнений, как это происходит в опросах ключевых информантов. Альтернативные методы позволяют выяснять мнения менее формальным образом - через общественные форумы и структурированные группы, такие как фокус-группы, дельфийские панели и номинальные группы. Эти методы значительно различаются между собой в отношении временных и иных затрат и качества получаемой информ.; при осмысленном применении каждый из них может быть полезным инструментом в О. п. См. также Активное исследование, Клиническая оценка, Общественная психология, Полевые исследования, Социальная работа с неблагополучными семьями и лицами, нуждающимися в материальной или моральной поддержке, Обзоры А. Во

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
65.71 кб

Принцип ratio в оценке человеческих потребностей

Туев Василий Афанасьевич
Рассмотрена система потребностей личности. Исследована деятельностная концепция развития потребностей личности. Выявлены проблемы, возникающие в процессе целенаправленного формирования потребностей личности.
Читать PDF
149.31 кб

Опыт внедрения оценки потребностей пожилых в услугах гериатрической службы

Бондаренко Т.В., Трофимова С.В.
Читать PDF
59.02 кб

Оценка влияния различных признаков на познавательную потребность студентов

Лазеева Мария Петровна, Неупокоева Галина Валентиновна
Проведен анализ влияния различных признаков на познавательную потребность студентов с использованием пакета прикладных программ "ПРОИС" версии 2.0.0.
Читать PDF
325.98 кб

Оценка образовательного учреждения общественностью: потребности и критерии

Гусаров В. И.
Анализ социального заказа школе является в настоящий момент основой для внедрения общественного участия в оценке образовательного учреждения.
Читать PDF
337.61 кб

Социально-экологические подходы в оценке потребности в уходе за пожилыми людьми

Голубева Е. Ю., Данилова Р. И., Соловьев А. Г.
Обсуждены современные зарубежные методики функциональной оценки лиц пожилого возраста, применяемые при назначении различных видов стационарного и амбулаторного социальномедицинского ухода.
Читать PDF
3.03 мб

Оценка потребности в амбулаторно-диагностических услугах у лиц от 50 лет и старше

Фомина А.В., Жданкина Анна Олеговна, Мударисов Р.Р.
На базе отделения лучевой диагностики амбулаторного центра с применением социологического опроса были изучены социально-демографические характеристики пациентов: уровень образования, материальное положение, наличие льгот, степень
Читать PDF
300.08 кб

Система критериев оценки уровня сформированности культуры потребностей студентов вуза

Щебельская Эльвира Геннадьевна
На примере диагностики социально значимых потребностей в самоутверждении и самовыражении, познании и общении рассматривается система критериев и показателей оценки сформированности культуры потребностей студентов вуза
Читать PDF
1.38 мб

Оценка информационных потребностей радиослушателей муниципальной радиостанции "Север-FM"

Шатецкая В.А.
В статье представлен анализ деятельности радиостанции "Север-FM" с точки зрения концепций и миссий СМИ, а также оценка этой деятельности главным редактором и радиослушателями, проведен анализ полученных показателей.
Читать PDF
271.65 кб

Оценка социальной потребности населения в получении высшего профессионального образования

Молчанов И. Н.
Читать PDF
224.50 кб

Компьютерное моделирование сложных динамических систем. Оценка потребности в специалистах

Рыжов Владимир Александрович, Сениченков Юрий Борисович, Шорников Юрий Владимирович, Достовалов Дмитрий Николаевич
Проведен анализ рынка труда с точки зрения востребованности выпускников университетов с инженерной подготовкой в сфере информационных технологий.
Читать PDF
130.14 кб

Оценка больничными пациентами своих потребностей и удовлетворенности психиатрической помощью

Любов И Группа Исследователей Евгений Борисович
Опрос 378 больничных психиатрических больных подчеркнул необходимость улучшения переносимости и эффективности фармакотерапии, а также необходимость целевой психосоциальной работы.
Читать PDF
136.63 кб

Оценка в потребности и прогнозирование развития рынка образовательных услуг Ростовской области

Синявская И. А.
Читать PDF
586.93 кб

Оценка потребности в дополнительных учебных местах в системе общего образования РФ в 2014–2025 гг.

Башев Вячеслав Владимирович, Дехант Дмитрий Климентьевич, Лозинг Вячеслав Рудольфович
Анализируется перспек-тива нарастания дефицита учебныхмест в системе общего образова-ния Российской Федерации в пери-од с 2014 по 2025 г.
Читать PDF
98.79 кб

Оценка распространенности и потребности в инвазивных методах лечения аритмий на базе стационара обще

Самородская И. В., Козырев О. А., Батрова Ю. В.
В статье представлены результаты изучения частоты отдельных видов аритмий, выявленных с помощью стандартной ЭКГ и при холтеровском мониторировании (ХМ) среди 667 пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ), и оценка потре
Читать PDF
92.92 кб

Маркетинговая оценка потребностей в продуктах питания специального назначения больных сахарным диабе

Полякова Е. Д., Иванова Т. Н.