Обучение руководителей групп

Найдено 1 определение
Обучение руководителей групп

Работа в психотерапевтических группах является очень эффективной с целью реконструкции личностных отношений и роста личностного потенциала. Поэтому подготовке групповых психотерапевтов следует уделять большое внимание (Карвасарский 1990).
Первый этап касается глубинной теоретической подготовки. Терапевт получает информацию о понятии малой группы, группового взаимодействия и динамики группового процесса. Дается понятие роли в группе, рассматриваются различные формы проявлений ролевого поведения. Изучаются нормы группового взаимодействия, цели группы. Подробно излагаются принципы и технология ведения группового процесса, влияние групповой сплоченности, напряжения на его динамику, способность инициирования группы к активному обсуждению. Рассматриваются разные стили поведения руководителя группы, организация психотерапевтической группы и лечебные факторы групповой терапии.
На втором этапе подготовки рекомендуется непосредственный тренинг в группе. Цель второго этапа – исследовать на самом себе все внутригрупповые процессы, напряжение и чувство сплоченности, открыть для себя свои зоны невосприятия, научиться лучше понимать и чувствовать других. Вместе с этим происходит осознавание своего предпочитаемого ролевого поведения, учится видеть себя глазами других. Определяются восприятие лидера в группе, импонирующий стиль поведения в качестве руководителя группы. В целом происходит рост и развитие личности психотерапевта в качестве члена группы и руководителя за счет расширения зоны осознавания. Этот творческий стимул будет в последующей работе совершенствовать личность терапевта и его профессиональные возможности. Тренинговые занятия такого рода позволяют отойти от принципов дидактической психотерапии и понять преимущества групповой терапии. Вместе с этим терапевт познает, насколько большой терапевтической силой в группе обладает принцип аутентичности. Принципиально важно обучение терапевта начинать с групповой терапии, а не с более узких направлений (Александров А. А., 1997).
На третьем этапе психотерапевт наблюдает работу руководителя группы «за кругом». Он фиксирует поэтапно все изменения в группе, определяет роли каждого члена группы, изменения в эмоциональном состоянии группы, вмешательства руководителя группы. Это ему понадобится при обсуждении ключевых вопросов по ведению группового процесса и дает возможность предлагать супервизору свои варианты по ведению группы.
На четвертом этапе обучающийся терапевт сам становится руководителем группы, но под контролем супервизора. Это позволяет с его помощью преодолевать трудности при ведении группы, обсуждать тактику последующих сеансов, определить ролевое поведение участников, выделить скрытые возможности группового процесса путем использования различных технических приемов и стимуляции инициативы тех или иных участников. Супервизор помогает увидеть те аспекты группового поведения, которые ускользнули из поля зрения ведущего. Следует обсудить с супервизором чувства ведущего по отношению к тому или другому участнику группы, а также характер взаимоотношения ведущего и супервизора.
На последующих этапах практической деятельности в качестве руководителя группы рекомендуется периодическое прохождение тренингов у супервизоров.

Источник: Дроздов А.А., Дроздова М.В. Справочник психотерапевта. 2005

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
540.22 кб

Формирование, обучение и развитие группы резерва руководителей

Мякушкин Дмитрий Евгеньевич
Статья посвящена вопросам подготовки управленческого состава организации на современных промышленных предприятиях.