Обучение психотерапии

Найдено 1 определение
Обучение психотерапии
psychotherapy training) О. п. принимало различные формы в зависимости от номенклатуры специальностей, складывающейся в рамках психологии с течением времени. На ранних этапах развития психологии, когда профильные дисциплины еще не были так дифференцированы, формальной подготовке уделялось меньше внимания. Определенному типу психотер. можно было обучиться в рамках более формальной программы, проводимой в специальном учебном учреждении в течение нескольких лет с использованием как теорет., так и практ. подготовки. После Второй мировой войны психологов стало больше, психология расширила область своего распространения и специализацию своих приложений. Между 1947 и 1965 гг. Американская психологическая ассоциация (АПА) провела несколько конференций для оценки программ подготовки психологов. Модель ученого-практика В рамках этой модели дипломированный психолог в течение первых 2 лет обучения участвует в ограниченном выполнении практ. лечебных задач, наблюдая работу опытных клиницистов с больными. На третьем и четвертом году последипломной подготовки уч-ся включается в практикум, в ходе к-рого за сто работой с больными наблюдает супервизор - представитель учебного заведения, в к-ром он обучается, или клиники, в к-рой находится больной. Выполнению курсовой (квалификационной) работы и экзаменам на получение степени доктора предшествует год клинической интернатуры, в течение к-рого обучающийся обычно проводит супервизируемую психотер. с различными типами пациентов. Параллельно с клинической подготовкой программа интерна предусматривает научно-исследовательскую деятельность, такую как подготовка магистерской и докторской диссертации, цель к-рой - формирование у обучающегося установки на научное изучение клинических проблем. Обучение. Уч-ся получают 1 час работы с супервизором на каждые 3 часа проводимой ими психотер. с больным. Преобладающим стилем супервизии является индивидуальная беседа, в ходе к-рой уч-ся рассказывает о содержании предшествовавших сеансов психотер.; часто используются аудиовизуальные материалы и групповые обсуждения. Этапы супервизии. Предложено несколько стадиальных теорий супервизии, включ. теорию М. Райача, согласно к-рым молодой психотерапевт сначала учится справляться со своей тревогой новичка, затем - использованию технических приемов помощи клиенту справиться и, наконец, узнает себя со стороны помогающего агента для клиента. С. Йогев выделяет 3 последовательных этапа, первый из к-рых посвящен усвоению роли психотерапевта, второй - приобретению технических навыков, а третий - закреплению полученного на первых двух, когда эмпирические (основанные на опыте) и дидактические навыки совершенствуются в ходе супервизии. Модели обучения психотерапии Разработано несколько типов моделей. Один тип представлен моделью "учитель-ученик", в к-рой учитель считается знающим и передает важные умения и навыки новичку. Приобретение умений и навыков имеет результатом накапливания обучающимся мастерства психотер. Др. тип представлен моделью "анализа случая болезни", в рамках к-рой уч-ся выступает скорее в роли подмастерья, старающегося подражать опытному клиницисту и представляющего ему результаты собственной работы на производственных совещаниях. Здесь также вес приобретенного опыта плюс соответствие требованиям формальной программы обучения имеет результатом приобретение новичком статуса квалифицированного молодого специалиста. Третья модель является более коллегиальной по своей сути. Она относится к последним этапам программы подготовки, на к-рых устанавливаются менее формальные, коллегиальные отношения между обучающим и учащимся. Эта модель представляет континуальную ситуацию обучения, поскольку, простираясь за пределы формальной программы, дает возможность специалисту получать необходимые консультации в течение длительного времени. Лишь недавно в обучении психотер. стали выделяться различные аспекты, такие как построение теорет. базы, профессиональная практика и различение потребности в научных исслед. Элементы системы О. п. - супервизоры, обучающиеся, отношения между ними, обстановка обучения, процесс обучения, модальности (видеозапись, группы) и модели подготовки - все это лишь начинает теорет. осмысляться и эмпирически исследоваться. В конечном итоге, исслед., в к-рых варьируются эти аспекты подготовки психотерапевтов, могут быть соотнесены с данными об эффективности оказываемой клиентам психотерап. помощи. См. также Психотерапия, Супервизия психотерапии А. К. Хесс

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
190.18 кб

Осознание как инструмент психотерапии, обучения и воспитания

Кайдановская И.А.
Предмет исследований З. Фрейда, К. Г. Юнга и А. Адлера бессознательные психические процессы, вызывающие невротические состояния.
Читать PDF
6.09 мб

Интерактивное обучение на кафедре психиатрии, психотерапии и наркологии

К.Т. Сарсембаев, Б.А. Шахметов, Ж.Д. Калиева
В данной статье рассматриваются формы и методы интерактивного обучения на кафедре психиатрии, психотерапии и наркологии направленные на компетентностно ориентированное обучение студентов.
Читать PDF
901.70 кб

Обучение будущих врачей технике психотерапевтической беседы и общения с больными

Лозовая Г.Ф., Демьянчук С.В.
Статья посвящается проблеме обучения врачей психотерапевтическим приемам взаимодействия с пациентами.
Читать PDF
160.33 кб

Эффективные методы диагностики, обучения и психотерапии детей с аутистическими нарушениями

Эстербрук Светлана, Эстербрук Ричард
Представлен обзор современных исследований по проблеме нарушений аутистического спектра отклонений в США.
Читать PDF
493.48 кб

Особенности обучения в образовательных программах по диалогово-феноменологической психотерапии

Погодин Игорь Александрович
Статья помещает в фокус внимания различные аспекты обучения и освоения в практике диалогово-феноменологической психотерапии.
Читать PDF
286.70 кб

Супервизия в программе обучения системной семейной психотерапии специалистов, работающих с детьми

Романов Д. В., Хайретдинов О. З., Бебчук М. А.
Нервно-психические расстройства у детей и подростков часто связаны с функционированием семьи (семейной системы).
Читать PDF
64.62 кб

Как обучение студентов-медиков психотерапии может помочь им узнать о взаимоотношениях между врачом и

Шонберг П.
Читать PDF
531.14 кб

Способы оптимизации процесса обучения иностранному языку (современное применение психотерапевтическо

Курбакова Марина Андреевна
Изучение методов обучения иностранным языкам позволяет лингвисту, оценив достоинства и недостатки каждого, использовать их преимущества и, приняв за базис обучения грамматический аспект, тем самым увеличить эффективность обучения
Читать PDF
165.92 кб

Значение супервизии в психотерапевтическом образовании (на примере обучения методу понимающей психот

Щукина Юлия Владимировна
Читать PDF
2.37 мб

Обучение клинических психологов навыку концептуализации клинического случая в различных психотерапев

Балашова Светлана Владимировна, Якиманская Ирина Сергеевна
В статье представлен навык концептуализации случая как вид компетенции клинического психолога.

Похожие термины: