ОБУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЕ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Проблемное обучение
обучение, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности.

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Проблемное обучение
Система педагогических методов и средств, обеспечивающих творческое участие обучающихся в усвоении новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных способностей личности.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ОБУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЕ
вид обучения, в основе которого лежит создание учебных проблем, постановка перед учащимися и решение ими различных проблемных ситуаций (задач) самостоятельно, при минимальной помощи со стороны учителя. См. ситуация проблемная.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Проблемное обучение
организованный учителем способ активного взаимодействия учащихся с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учатся мыслить и творчески осваивать знания.

Источник: Даукша Л.М., Чекель Л.В. Педагогическая психология. Гродно ГрГу, 2008

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе к–рого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. В П.о. путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащихся. Проблемность реализуется как в содержании учебного предмета, так и в процессе развертывания этого содержания в учебном процессе. Первое достигается разработкой системы проблем, отражающих основное содержание учебной дисциплины; второе – построением П.о. по диалогическому типу, где и преподаватель, и учащийся проявляют интеллектуальную активность и инициативу, обсуждают альтернативные варианты решений.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Проблемное обучение
Словообразование. Происходит от греч. problema - задача.
Категория. Форма обучения.
Специфика. Система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Для этого необходимо действие двух факторов: 1. Возникновения познавательной потребности, локализуемой в определенном учебном материале; 2. Овладения новыми обобщенными знаниями, необходимыми для выполнения определенных задач. Система проблемного обучения включает в себя информационные (не требующие творческой активности личности) и тренировочные (включающие повторение действия и контроль за успешностью выполнения) этапы обучения. Наиболее оптимальным материалом для моделирования проблемных ситуаций является история науки и техники.
Виды:
- проблемное изложение, когда учитель сам ставит проблему и решает ее;
- совместное обучение, при котором учитель ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися;
- творческое обучение, при котором учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Проблемное обучение
передача опыта, при которой обучающийся приобретает новые знания или навыки, разрешая противоречие между тем, что он знал и умел, и тем, что требуется узнать или сделать.
П. о. моделирует в определенной мере путь познания, который прошло человечество, добывая то или иное знание.
Ситуация разворачивается для ученика как учебная, если он:
осознает противоречие, т. е. понимает, что для решения поставленной задачи имеющихся знаний недостаточно и оно связано с трудностями;
имеет мотивацию для разрешения этого противоречия;
формулирует проблему и «видит», высказывает гипотезы для ее решения;
имеет возможность проверить эти гипотезы и выбрать ту, которая оказалась верной.
Проблемные ситуации в обучении, в отличие от таковых в других областях жизни, призваны предоставить ученику возможность через актуализацию имеющихся знаний, проявляя исследовательскую любознательность и инициативу, открыть для себя новые закономерности, алгоритмы действий, правила и т. п. Собственная исследовательская активность ученика при разрешении трудностей служит главным источником получения нового знания, а механизм его обретения базируется на интеллектуальной активности обучающегося и познавательной мотивации.
Ключевой момент в организации П. о. — искусство создания проблемной ситуации. Педагог, методист должен очень хорошо представлять, на какие знания ученик может опираться для разрешения противоречия и какую помощь следует ему в этом оказать. В определенной мере управление учебной проблемной ситуацией представляет собой модель, измеряющую «зону ближайшего развития». Если ученик без посторонней помощи находит пути для разрешения противоречия и получает новые для себя знания, то зона его ближайшего развития шире, чем у тех, кто может разрешить противоречие, воспользовавшись в той или иной мере помощью учителя (учебника и т. п.).
Использование П. о. как метода ограничено особенностями учебного материала. Рекомендуется применять его в тех случаях, когда материал требует исследовательского подхода и направлен на установление закономерностей или решение сложных практических проблем.
Литература
Матюшкин А. А. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М., 1975.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Проблемное обучение
греч. problema — задача, задание] — организованный педагогом способ активного взаимодействия субъектов образовательного процесса с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям науки, социальной и профессиональной практики и способам их разрешения, учатся мыслить, вступать в отношения продуктивного общения, творчески усваивать знания. Стержневым понятием П. о. является проблемная ситуация, с помощью которой моделируются условия исследовательской деятельности и развития мышления обучающихся. Особенности мыслительного взаимодействия субъекта учения с познаваемым объектом зависят от характеристик учебного материала и дидактических приемов организации познавательной деятельности, включающей диалогическое общение и взаимодействие педагога и обучающихся. Тем самым принцип проблемности реализуется в П. о. как в содержании учебного материала, так и в процессе его развертывания в учебной деятельности. Первое достигается разработкой системы учебных проблем (иногда их называют проблемными задачами, заданиями), отражающей реальные противоречия науки, практики и самой учебной деятельности; второе — построением П. о. по диалогическому типу, где и педагог, и обучающиеся проявляют личностную, интеллектуальную и социальную активность и инициативу, заинтересованы в суждениях друг друга, дискутируют по поводу предлагаемых вариантов решений. В П. о. осуществляется косвенное управление познавательной деятельностью, в котором участвуют и сами обучающиеся. Средством такого управления служат проблемные и информационные вопросы, заранее заготовленные педагогом или появляющиеся в ходе порождения, анализа и разрешения проблемных ситуаций. Проблемные вопросы как бы направлены в будущее, указывая на существо учебной проблемы и область поиска еще неизвестного учащимся знания, отношения, способа действия; информационные вопросы обращены к прошлому знанию, известному обучающимся и необходимому для понимания проблемной ситуации и включения в процесс ее разрешения. В совместной деятельности с педагогом и соучениками обучающийся не просто перерабатывает и усваивает сообщаемую информацию, он переживает процесс познания как субъективное открытие еще неизвестного ему знания, как постижение и понимание научных фактов, принципов, закономерностей и условий действия и поступка, какличностную ценность, обусловливающую развитие познавательной мотивации, интереса к содержанию учебного предмета. Поскольку проблемные ситуации могут создаваться не только на материале прошлых проблем, имевших место в истории науки и социальной практики, но и в контексте будущей для учащихся ПТУ, студентов техникума или вуза трудовой деятельности, П. о. способствует трансформации познавательной мотивации в профессиональную. Практика показала, что П. о. не оформилось в самостоятельный тип, охватывающий все виды и формы учебной работы, однако обусловило признание и реализацию принципа проблемности как одного из ведущих и необходимых в любом виде развивающего обучения. А.А.Вербицкий

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

ОБУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЕ
система методов и средств обучения, основой коего выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания ситуации проблемной и управления поиском решения проблемы. Организованный преподавателем способ активного взаимодействия учащегося с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе коего он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. В деятельности совместной с преподавателем учащийся не просто перерабатывает информацию; усваивая новое, он переживает этот процесс как субъективное открытие еще неизвестного ему знания, как постижение и понимание научных фактов, принципов, способов или условий действия; как личностную ценность, обусловливающую развитие познавательной мотивации, интереса к содержанию предмета.
Усвоение новых знаний при этом происходит как их самостоятельное открытие учащимися с помощью учителя. Для этого необходимо действие двух факторов:
1) возникновение познавательной потребности, локализуемой в определенном учебном материале;
2) овладение новыми обобщенными знаниями, нужными для выполнения определенных задач.
В обучении проблемном путем создания ситуации проблемной моделируются условия исследовательской деятельности и развития мышления творческого. Компонентами этой ситуации являются объект и субъект познания и их мыслительное взаимодействие, особенности коего зависят от учебного материала и дидактических приемов организации познания. Средством управления мышлением учащихся служат проблемные и информационные вопросы. Проблемные вопросы указывают на существо проблемы учебной и на область поиска еще неизвестного учащемуся знания. Оптимальный материал для моделирования ситуаций проблемных предоставляет история науки и техники.
В обучении проблемном принцип проблемности реализуется:
1) в содержании учебного предмета - это достигается разработкой системы проблем, отражающих основное содержание учебной дисциплины;
2) в ходе развертывания этого содержания в процессе учебном - это достигается построением обучения проблемного по диалогическому типу, где и преподаватель, и учащиеся проявляют интеллектуальную активность и инициативу, заинтересованы в обмене суждениями, обсуждают альтернативные варианты решений.
В таком обучении с помощью системы проблем учебных и обусловленных ими ситуаций проблемных моделируются исследовательская деятельность, взаимодействие социальное и диалогическое общение ее участников. Так создаются условия для продуктивного мышления, для развития личности учащегося и его социальных отношений.
Система обучения проблемного содержит этапы обучения:
1) информационные - не требующие творческой активности личности;
2) тренировочные - включающие повторение действия и контроль за успешностью выполнения.
Различаются три формы обучения проблемного:
1) изложение проблемное - когда учитель сам ставит и решает проблему;
2) обучение совместное - при коем учитель ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися;
3) обучение творческое - при коем учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
232.96 кб

Проблемное обучение

Русских Вера Леонидовна
В статье анализируется проблемное обучение, которое предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций.
Читать PDF
969.76 кб

Проблемное обучение

Парпиева Нодира Тулкуновна, Якубова Умида Шухратовна
Статья посвящена проблемному обучению в вузах. Рассматривается важность проблемного обучения.
Читать PDF
198.92 кб

О роли проблемного обучения в школе

Абдуллаева Дилсора Нодировна
Читать PDF
866.75 кб

Проблемное обучение на уроках экономики

Македонский П.Д., Уламасова Е.П.
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним сложные и актуальные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть ещё много неизвестного, скрытого.
Читать PDF
788.82 кб

Основные концепции проблемного обучения

О. В. Ендропов
Читать PDF
221.28 кб

Обучение посредством проблемных компетенций

Юлов Владимир Федорович
В статье обсуждаются формы проблемного обучения, способные формировать у студентов творческое мышление.
Читать PDF
360.17 кб

Проблемный метод обучения, как активный метод

Насырова Д.М., Очилова М.Р., Кадырова З.Б.
В данной статье проанализирован проблемный метод как один из основных методов преподавания иностранных языков.
Читать PDF
872.04 кб

Место проблемного обучения в учебном процессе

Мурадов Акрамжон Абдусаттарович
В данной статье рассматриваются место проблемного обучения, его сущность, основные методы и функции, а также вопросы организации методики проблемного обучения.
Читать PDF
747.04 кб

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Митькина Александра Дмитриевна
В статье анализируется проблемное обучение, которое предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций. Одним из способов повышения качества образования является использование технологии проблемного обучения.
Читать PDF
107.58 кб

Опыт проблемно-ориентированного обучения в Дании

Соловьев А.
Читать PDF
473.77 кб

Проблемное обучение: ситуация — вопрос — задание

Анушкевич Ирина Геннадьевна
Читать PDF
259.99 кб

Проблемное обучение: ситуация – вопрос – задание

Куприянова Л.В.
Читать PDF
113.43 кб

Проблемное обучение как способ повышения мотивации

Попова И.В., Подлевских Т.С.
Читать PDF
1.55 мб

Проблемные ситуации в процессе обучения математике

Сарсенова Салтанат Олжабаевна
Для пробуждения интереса к изучению предмета рекомендуется использовать новые методы обучения.
Читать PDF
1.06 мб

Организация проблемного обучения на уроках истории

Черненко Галина Романовна
В статье ставится задача: выявить противоречия в педагогической технологии проблемного обучения, определить проблему, которая при использовании на уроках истории и обществознания традиционных методов обучения, не создаются условия