ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
проблема, имеющая два аспекта: 1) учет возрастных особенностей детей при построении обучения; 2) роль обучения в развитии детей. Взаимоотношение О. и р. противоречиво. О., строясь не только на завершенных циклах развития психики, но прежде всего на тех психических функциях, к–рые еще не созрели, двигает вперед их формирование (Л.С.Выготский).

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
совместная учебная деятельность педагога и учащихся, направленная на усвоение учащимися знаний, на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, овладение ими способами и приемами добывания знаний.
Р. - процесс возникновения на каждой степени новых качеств, «новообразований», подготовленных всем предыдущим ходом Р., но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях, а также достижение личностью более высокого уровня. Психическое Р. включает необратимые, закономерные, направленные, качественные (прогрессивные и регрессивные) изменения психологических функций и систем.
В психологии существует несколько подходов к соотношению О. и Р.:
- О. пассивно следует за Р. и приспосабливается к его уровням; Р. определяется стадиями биологического созревания; отрыв Р. от О.;
- О. отождествляетсяс Р., когда отрицается качественное своеобразие возрастных периодов и различная сенситивность к обучающим воздействиям на разных этапах Р.; предполагается, что человек становится тем, чему его обучали;
- О. ведет за собой Р., преломляясь через его внутренние условия; О. актуализирует наличный уровень Р.; зона ближайшего Р. - способ Р., который вначале возможен только в сотрудничестве с другим человеком, а затем становится внутреннем достоянием самого человека. При этом О. может обеспечивать функциональное Р. (усвоение его отдельных знаний, способов действий, умений а также парциальное изменение психических свойств и функций) или приводить к возрастному, стадиальному Р- (переход к новому плану отражения действительности, изменение детерминаций личности, образование нового психофизиологического уровня, радикальное преобразование психики;
- Р. имеет свою внутреннюю логику движения и самодвижения, роль которого возрастает по мере взросления человека и обретения им зрелости.
Акмеология выявляет оптимальные условия профессионального О. как планомерной организации деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на овладение ими профессиональными знаниями и умениями, а также изучает закономерности профессионального Р. человека, состоящие в актуализации всех возможностей уже сложившегося уровня способностей и знаний, в мобилизации внутренних потенций и зоны ближайшего профессионального и социального Р., в специализации возникших социальных и профессиональных способностей, в изучении неравномерного и асинхронного Р. психических функций как источников профессионального Р., в усилении источников социального и профессионального саморазвития человека.

Источник: Акмеологический словарь.

ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
англ. education and development) - широко разрабатываемая в психологии проблема, выясняющая взаимоотношение этих двух различных процессов (см. Педагогическая психология, Развитие психики, Учение).
В отечественной психологии эта проблема была впервые сформулирована Л. С. Выготским в нач. 1930-х гг. Он обосновал ведущую роль обучения в развитии, отметив, что обучение должно идти впереди развития, быть источником нового в развитии. Введенное им понятие "зона ближайшего развития" раскрывает это общее теоретическое положение: ребенок, обучаясь с помощью взрослого, успешно начинает выполнять то, чего он до этого не мог выполнить самостоятельно. Мера этой помощи (способность ее воспринять) выступает как показатель потенциальных возможностей ребенка к обучению (см. Обучаемость). То же, чего ребенок уже достиг к моменту обучения, характеризуется Выготским как "зона актуального развития".
Вместе с тем он подчеркивал, что развитие влияет на обучение и имеет свои собственные закономерности. Выготский подверг критике 2 против, направления, представленные в 1930-х гг. в зарубежной психологии: 1) рассматривающее развитие в отрыве от обучения (Ж. Пиаже) и 2) отождествляющее развитие с. обучением (Э. Торндайк).
Дальнейшее развитие эта проблема получила в трудах П. П. Блонского, показавшего сложное соотношение между знанием и мышлением: овладение знаниями, с одной стороны, - необходимое условие развития мышления, а с др. - вне мыслительного процесса не м. б. усвоения знаний. Интенсивные исследования в 1940-60-е гг. способствовали дальнейшей разработке проблемы О. и р., прежде всего по линии выявления условий, при которых обучение становится развивающим, определения конкретных форм обучения, обеспечивающего более высокое умственное развитие уч-ся в условиях как индивидуальных, так и групповых экспериментов (с целыми классами). При этом одни психологи придавали решающее значение изменению содержания образования (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов; см. Развивающее обучение), др. достигали развивающего эффекта обучения г. о. посредством усовершенствования методов обучения (Л. В. Занков), третьи пытались средствами обучения изменить способы умственной деятельности уч-ся и тем самым повысить эффективность усвоения (Я. А. Менчинская, Д. Н. Богоявленский, Е. Н. Кабанова-Меллер и др.).
В ряде исследований было установлено, как влияет на интеллектуальное развитие поэтапное формирование умственных действий {П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина), какое воздействие на него оказывают разные методы обучения (Б. Г. Ананьев, А. А. Люблинская и др.), какую роль в этом развитии играет проблемное обучение (Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин). В работах Г. С. Костюка и его сотрудников специально рассматривались различные формы взаимозависимости О. и р.
Т. зр., признающая ведущую роль обучения в развитии (при всей сложности их соотношения) и широко представленная в работах психологов разных стран, противостоит взглядам Ж. Пиаже и Б. Инельдер, утверждающих, что обучение лишь пассивно следует за психическим развитием, приспосабливаясь к его наличному уровню, что развитие имеет законы, независимые от обучения. Наиболее четко эти различные позиции были представлены на XVIII Межд. психологическом конгрессе (М., 1966).
Многие вопросы, касающиеся решения данной проблемы, еще требуют разработки. Актуальны, в частности, вопросы о стадиях развития мышления в различных условиях обучения, о критериях умственного развития в процессе обучения. Особую актуальность имеет вопрос о воздействии различных форм обучения на развитие личности уч-ся, на становление ее мировоззрения, убеждений.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено схем по теме — 14

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
306.34 кб

Развитие мышления в процессе обучения

Леонтьев Алексей Алексеевич
Читать PDF
222.60 кб

Электронное обучение: вектор развития

Соловов Александр Васильевич, Меньшикова Анастасия Александровна
Рассматривается ряд направлений развития электронного обучения: использование мобильных устройств, массовые открытые онлайн-курсы, компьютерное моделирование, системы автоматизации профессиональной деятельности, компьютерные игры,
Читать PDF
801.44 кб

Обучение ведет за собой развитие. Куда?

Цукерман Галина Анатольевна
Ответ на вопрос, вынесенный в заглавие, дается на основании анализа минимальных единиц предметного взаимодействия ученика и учителя на уроках, построенных в двух разных образовательных традициях. Показано, что система Д. Б.
Читать PDF
890.30 кб

Влияние обучения на развитие креативности

Верещагина Лилия Петровна, Анисимова Татьяна Семеновна
В статье изложены результаты сравнительного анализа креативности учащихся 1-х и 7-х классов и студентов педагогического вуза.
Читать PDF
620.38 кб

Развитие методики обучения русскому языку

Азметова Гулзода Эргашевна
В данной статье раскрыто развитие методики обучения русскому языку. Подготовка человека к общению на изучаемом языке сегодня приравнивается к подготовке к межкультурному диалогу.
Читать PDF
2.01 мб

Развитие дистанционного обучения в России

Чибисова Изабелла Станиславовна
Современный мир ставит свои условия, определяет критерии, проходя которые мы можем считаться успешными людьми. Одним из таких критериев является образование.
Читать PDF
133.23 кб

Развитие саморегуляции в процессе обучения

Маликова Л. А.
Излагаются теоретические и методические аспекты формирования и развития приемов целеполагания, планирования, самоконтроля и самооценки в процессе обучения студентов
Читать PDF
369.97 кб

К вопросу об обучении и развитии персонала

Серикпаев Ерлан Акпанбаевич, Ковшова Татьяна Петровна, Цапова Ольга Александровна
Рассмотрены такие виды деятельности HRM, как обучение и развитие персонала. В следующих моментах: понятия обучение и развитие, процесс разработки обучения, подходы к развитию персонала.
Читать PDF
481.75 кб

Развитие познавательных интересов в обучении

Г. И. Петрова
Читать PDF
194.79 кб

Основные модусы развития личности в обучении

Котова И.Б.
В статье дан обстоятельный анализ основных модусов развития личности в обучении, которое является одним из значимых факторов формирования ее психических и личностных новообразований.
Читать PDF
553.54 кб

Развитие субъектности курсантов в ходе обучения

Марков Алексей Сергеевич, Хисамбеев Шамиль Раисович
В статье приведены результаты исследования, в которых в качестве индикаторов развития субъектности использовались такие личностные показатели, как мотивация учения, агрессивные реакции и выбор стратегии поведения в конфликте.
Читать PDF
129.70 кб

Модель развития обучения как процесса управления

Джига Надежда Дмитриевна
Редакция публикует данную статью с некоторыми исправлениями, в целом же сохраняя особенности стиля и правописания автора.
Читать PDF
67.42 кб

Акмеологические модели развития детей в обучении

Рубцов Виталий Владимирович
Читать PDF
329.09 кб

Интернет-средства развития информального обучения

Золотухин Сергей Александрович
В статье подробно рассмотрен ряд инструментальных средств развития ин-формального обучения в киберсреде или Интернете.
Читать PDF
263.95 кб

Эвристический метод обучения в развитии творчества

Миронова О. А.
Рассматривается одно из главных направлений государственной политики России поддержка талантливой молодежи.

Похожие термины:

  • Развитие программ обучения

    curriculum development) Признание того, что структурирование занятий и достижение целей обучения являются важнейшими компонентами программы обучения, способствовало широкому принятию определения ее Джон
  • ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНОМАЛЬНОГО РЕБЕНКА

    целенаправленный коррекционно-педагогический процесс, организуемый и осуществляемый в специальных детских учреждениях (детских садах, школах-интернатах и др.) с целью оказания помощи детям в овл