Общение: виды

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ОБЩЕНИЕ ВИДЫ
в соответствии с целями и средствами О. делится на виды: материальное и идеальное (рациональное, эмоциональное, образное), непосредственное и опосредствованное, вербальное и невербальное. Материальным называют такое О., при котором люди обмениваются друг с другом или воздействуют друг на друга с помощью каких-либо материальных предметов. Например, люди могут передавать друг другу или обмениваться между собой предметами быта, культуры, труда. Идеальным называют О., которое предполагает обмен между людьми идеями, образами, представлениями и переживаниями. Идеальное О. может быть рациональным (обмен мыслями), образным (обмен представлениями) или эмоциональным (обмен чувствами). В этот вид О. люди могут включаться, например, когда читают книги, слушают радио, смотрят телевизор, работают на компьютере в системе интернет или разговаривают друг с другом.
Непосредственным называют О., при котором общающиеся люди видят и воспринимают друг друга, передают информацию друг другу или воздействуют друг на друга без применения каких-либо вспомогательных средств. Опосредствованным называют О., при котором люди, обменивающиеся информацией или оказывающие влияние друг на друга, не могут непосредственно воспринимать друг друга и вынуждены применять какие-либо дополнительные средства передачи информации кроме тех, которые им даны от природы, например письменные или печатные тексты, технические средства передачи информации. Вербальное О. осуществляется с помощью звучащей речи, а невербальное О.-с помощью различных неречевых средств, например телодвижений, жестов, мимики, пантомимики.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Общение: виды
Существуют разные виды и разновидности О. и их классификации. Обычно рассматриваются такие виды О., как прямое (непосредственное) и косвенное (опосредованное), активное и пассивное, кратковременное и устойчивое, заинтересованное и незаинтересованное, деловое, личное и межличностное раппортное и т. д. А. А. Леонтьев выделяет след. характеристики О. и в соответствии с ними строит классификацию О.: а) ориентация О. (социально ориентированное, личностно ориентированное); б) психол. динамика О. (информирование, обучение, внушение, убеждение и др.); это типы психол. взаимодействия, к-рое рассматривается не со стороны содержания или продукта трудовой деятельности, а в плане ее социальной организации; в) семиотическая специализация О. (какие средства используются в О., напр., материальные или знаковые, речевые); г) степень опосредованности (имеется в виду «социальная» дистанция, отделяющая коммуникатора от реципиента). Выделяется классификация О. в зависимости от меры презентации в нем внутр. мира личности (М. И. Бобнева, К. А. Абульханова-Славская и др.). В. И. Гладышев акцентирует компенсаторное О., к-рое является иллюзорным способом восполнения человеком недостающих социальных связей К одной из самых общих классификаций видов О. относят и разделение его на непосредственное и опосредованное, формальное и неформальное. Рассматривают виды О. в зависимости от профессиональной сферы деятельности субъекта ОВ зависимости от задачи, ради к-рой осуществляется О., выделяют и такие его виды, как: а) социально ориентированное О. (О. реализует обществ. отношения и имеет целью организовать социальное взаимодействие), б) групповое предметно ориентированное О. (наиболее четко в нем обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью, непосредственная задача такого О. - организация группового взаимодействия), в) личностно ориентированное О. (осуществляется в 2 вариантах: либо как деловое, направленное на совместную деятельность, по сути совпадающее с предметно ориентированным, либо как О. типа «выяснения отношений») (Г. М. Андреева). Наряду с вербальным выделяют также и такой вид О., как невербальныое, к-рое выполняет функцию дополнения и замещения речевого высказывания, а также функции регуляции межличностных отношений, репрезентации эмоциональных состояний и т. д. (В. А. Лабунская). В зависимости от средств О. (вербальных и невербальных) могут быть построены специальные классификации видов О. и его форм. Так, при интеллектуальном О. преим. используются такие его средства, как слова, при эмоциональном - эмоции, чувства, при ориентировочном - ощущения и восприятия, при кинетическом - напр., обмен памятными подарками, при волевом - суггестия, контрсуггестия. Разл. виды О. могут принимать те или иные формы в зависимости от субъектов и средств реализации. Выделяют след. формы О.: а) межличностное, б) межгрупповое, в) межсоциальное, г) между личностью и группой, д) между группой и обществом, е) между личностью и обществом. Можно выделить и такую классификацию, рассматривая приятельское, товарищеское, дружеское, супружеское О. Однако, как справедливо отмечается (Б. Ф. Ломов), классификация форм О. - это задача, к-рую психологии еще предстоит решить. Лит.: Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения // Проблемы общения в психологии. М., 1981; Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 1977; Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. Н. Д. Творогова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
452.34 кб

Виды педагогического сопровождения развития готовности студентов к профессиональному общению

Короткова Екатерина Геннадьевна
На основе анализа понятий «профессиональное общение» и «готовность» дается авторское определение понятия «готовность к профессиональному общению».

Похожие термины:

  • Виды общения

    Выделяют следующие виды общения: 1. "Контакт масок" – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливос
  • ВИДЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

    это речь монологическая (греч. monos — один, logos—речь), диалогическая (греч. dialogos — разговор), командная, эпистолярная (греч. epistole—письмо), реплика, беседа.
  • Профессиональное общение: виды

    Эффективность решения профессиональных задач в ходе профессионального взаимодействия во многом обеспечивается релевантностью О. субъектов деятельности. Релевантным (англ. relevant - существенный, у
  • Педагогическое общение : диалог и его виды

    В Пед. О. диалог как обмен репликами, взаимосвязанными по содержанию мыслями - суждениями между 2 и более людьми - и как высшая форма О. особо важен. В диалоге как сложном речевом комплексе, в состав к-
  • Педагогическое общение: конфликт и его виды

    Педагогический конфликт (П. к.) - столкновение несовпадающих или различно понимаемых педагогом и воспитуемым интересов, целей, позиций, мнений, взглядов, установок, отсутствие взаимопонимания межд
  • Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения

    Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация – в переводе с латыни обозначает "общее, разделяемое со всеми". Если не достигается взаимопо