Общение оперативного работника с гражданами: ролевое поведение

Найдено 1 определение
Общение оперативного работника с гражданами: ролевое поведение
В социальной психологии роль понимается как представление о шаблоне поведения, ожидаемого от человека, занимающего опр. позицию в данной ситуации контакта. В деятельности оперативного работника роль есть прежде всего «маска», надеваемая при О. с разл. людьми в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений. Ролевые маски оперативного О. носят двоякий характер: изменяя подлинные качества личности, отношения и намерения оперативного работника, сохраняют признаки его принадлежности к правоохранительным органам. Линия или отдельные приемы такого ролевого поведения направлены на обеспечение условий достижения целей контакта. Пример ролевых масок - варианты поведения, рассчитанного на установление психол. контакта (формирование представления партнера об общности увлечений, личных проблем и пр.) с целью создания у него требуемого представления о говорящем, к-рый не раскрывает своих замыслов и информированности о конкретных фактах. Др. часть масок предназначена для сокрытия принадлежности к правоохранительным органам (ПОО), для исполнения роли представителя какой-либо социальной группы. Маски, скрывающие принадлежность оперативного работника, имеют более сложную технол. природу. Ролевое поведение требует знания содержания роли, ее сложности, а также точности заданности, определенности (напр., просто инженер или же инженер конкретного института и т. п.). Содержание роли должно соответствовать не только имитируемой групповой принадлежности и особенностям индивидуального стиля поведения, но подчас и внешности оперативного работника. Ролевое поведение предполагает умение воспроизвести жесты, мимику, речь, манеру поведения и психол. особенности др. человека. В юрид. психологии отмечается необходимость специальной подготовки к такому поведению. Любое О. сотрудника ПОО регулируется официальными и неофициальными правилами поведения, принятыми в контактах с конкретными типами людей и в типичных ситуациях. Расчет на выполнение принятых правил поведения в конкретных взаимодействиях людей связан с их социальным ожиданием. В ролевом О. важно определить позицию партнера, чтобы избрать необходимую линию собственного поведения, к-рое зависит от ситуации контакта, реальных или ожидаемых со стороны партнеров трудностей На ролевое поведение оказывают влияние личностные особенности сотрудника, а также его статус. Лит.: Носков В. А. Психотехника общения в работе оперуполномоченного БХСС. Горький, 1989. Е. Г. Самовичев

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011