Общение на иностранном языке

Найдено 1 определение
Общение на иностранном языке
взаимодействие двух и более людей, при к-ром происходит обмен информацией предметного и эмоционального характера и к-рое осуществляется посредством иностр. языка. Умение общаться на иностр. языке - одна из осн. целей практически всех существующих методов обучения языкам и, в первую очередь, коммуникативных методов (термин Е. И. Пассова). Однако название «коммуникативный метод» не показывает всей глубины и сути обучения О. на и. я. Термин допускает искаженное толкование сущности метода, когда дело на занятиях иностр. языком не идет дальше искусств. разыгрывания диалогов, слабо мотивированных заданий на обмен информацией, механического получения и передачи сообщений. Это происходит из-за ошибочного отождествления понятий коммуникации и О. Если коммуникация - это смысловой аспект социального взаимодействия, то О. - понятие намного более емкое и многоплановое. Г. М. Андреева (и большинство исследователей) считает, что О. как минимум предполагает троякий аспект: коммуникативный, перцептивный и интерактивный. И акцент на какой-либо одной стороне этого триединства, в т. ч. коммуникативной, вряд ли оправдан. Характеризуя О. на и. я., следует учитывать и познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты межличностного О. на к-рые обращает внимание А. А. Бодалев. Не менее важно учитывать и функции О.: контактную, информационную, побудительную, координационную, понимания, эмотивную, установления отношений, оказания влияния. Иными словами, О. как на родном, так и на иностр. языке - это сложный, многогранный процесс, к-рый, прежде всего, предполагает обмен информацией между партнерами, осуществляемый знаковыми средствами (куда, наряду с языком во всей его полноте, включая просодическую систему - логические ударения, интонацию, ритм, темп, паузы, - входят также голосовые модуляции, степень громкости речи, жесты, мимика, пантомимика и иные пара- и экстралингвистичекие сигналы). Владение параи экстралингвистическими средствами О., к-рые обладают как универсальными свойствами, так и национ. спецификой (осваивать последнюю необходимо вместе с постижением иностр. языка), особенно важно, когда О. происходит на неродном языке и знание его не вполне совершенно. Важно при этом владеть стратегиями и тактиками О., потому что О. - это еще установление и развитие межличностных контактов, к-рые вытекают из потребности людей в совместной деятельности, их взаимодействие, взаимное восприятие и понимание друг друга. Чтобы это стало возможным между представителями разных национально-культурных социумов, необходимы знания не только собственно иностр. языка с его экстралингвистической спецификой, но и особенностей иностр. культуры, традиций, поведения (в т. ч. этикета), менталитета, духовных ценностей представителей др. страны, сведений из ее истории, политики, экономики, а также умение пользоваться такими знаниями. В отеч. школе этому обучают на занятиях по лингвострановедению и лингвокультурологии в рамках учебной дисциплины под названием межкультурная коммуникация (но точнее было бы сказать - межкультурное О.). Существуют комплексные, активные и развивающие методы обучения иностр. языкам, в т. ч. - Интегративный лингвопсихол. тренинг (ИЛПТ), направленный на овладение О. на и. я., в к-ром О. на изучаемом языке проводится во всей многогранности его сторон, компонентов и функций. При этом использование социально-психол. тренинга как методологической основы обучения иноязычной речи развивает способности и навыки О. на и. я., а также делает возможным корректировку и оптимизацию О. Лит.: Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980; Бодалев А. А. Восприятие и понимание человеком человека. М., 1982; Психология. Словарь / Сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990; Румянцева И. М. Психология речи и лингвопедагогическая психология. М., 2004. И. М. Румянцева

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
779.87 кб

Чтение на иностранном языке как средство развития опыта общения учащихся

Ахмедова Гулшод Умарбоевна, Салимова Сарвиноз Фарходовна
В статье говорится об условиях школьного обучения, которое может осуществляться как устно, так и с помощью письменной речи, т. е. в процессе чтения иноязычных текстов, когда общающиеся разделены во времени и в пространстве.
Читать PDF
629.82 кб

Коммуникативная компетенция как готовность учащихся к общению на иностранном языке

Мильруд Радислав Петрович, Максимова Инна Радиславовна
Формирование коммуникативной компетенции учащихся с полным основанием составляет содержание обучения практическому владению иностранным языком.
Читать PDF
497.67 кб

Симуляция как интерактивная технология обучения деловому общению на иностранном языке

Одарюк Ирина Васильевна, Колмакова Валентина Васильевна
Статья посвящена симуляции как интерактивной технологии обучения деловому общению на иностранном языке студентов неязыкового вуза.
Читать PDF
2.13 мб

Из опыта обучения деловому общению на иностранном языке в магистратуре железнодорожного вуза

Одарюк Ирина Васильевна
В статье обосновывается необходимость предъявления новых требований к подготовке профессиональных кадров.
Читать PDF
341.06 кб

Система Станиславского и учебный театр как одна из форм обучения общению на иностранном языке

Процуто Марина Владимировна
В статье рассматриваются основные положения метода психодрамы для организации продуктивного обучения иностранным языкам. Предлагается потенциал учебного театра как комплексного средства обучения иностранным языкам.
Читать PDF
157.23 кб

Обучение продуктивному общению на иностранном языке при рецептивных видах речевой деятельности

Ломакина Н.Н.
Владение иностранным языком как средством общения становится неотъемлемой частью профессиональной культуры современного специалиста в любой области знаний.
Читать PDF
262.39 кб

Формирование компетенции делового общения на иностранном языке в магистратуре неязыкового вуза

Степанова Мария Михайловна
В статье рассматривается проблема формирования компетенции делового общения на иностранном языке в магистратуре технического вуза.
Читать PDF
521.94 кб

Обучение речевому общению на русском языке как иностранном с web-поддержкой в системе LMSMoodle

Щитов Александр Григорьевич, Доан Тхи Кам Чьеу
Статья посвящена описанию авторского опыта создания электронного учебника с web-поддержкой в системе LMS Moodle, который используется в обучении речевому общению иностранных студентов на русском языке.
Читать PDF
259.64 кб

Динамическое обучение деловому общению на иностранном языке студентов будущих менеджеров средствами

Мельченкова Н. В.
Применение динамического обучения в процессе подготовки студентов будущих менеджеров к деловому общению на иностранном языке позволяет сделать процесс обучения столь же разнообразным, как необходимый менеджеру опыт.
Читать PDF
302.07 кб

Модель формирования умений профессионального общения на иностранном языке у курсантов военно-физкуль

Пашута Валерий Лукич, Колоколова Александра Игоревна
В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию педагогической модели формирования умений профессионального общения на иностранном языке у курсантов военно-физкультурного вуза с использованием обучающих игр.
Читать PDF
100.98 кб

Обучение коммуникативному общению на иностранном языке студентов учебных заведений среднего професси

Дербаремдикер Александр Иосифович
Читать PDF
1.73 мб

Учебная дискуссия - эффективный метод развития навыков общения на иностранном языке студентов гумани

Бочкарёва Т.В.
В статье анализируется учебная дискуссия как метод развития коммуникативных навыков студентов гуманитарных специальностей.
Читать PDF
244.48 кб

Научное общение на иностранном языке - важнейшая составляющая профессиональной подготовки выпускника

Акопова Мария Алексеевна, Кукушкина Мария Дмитриевна
В статье рассмотрена проблема обучения студентов технического вуза научному общению на иностранном языке.
Читать PDF
1.67 мб

Обучение профессионально ориентированному общению на иностранном языке как показатель конкурентоспос

Петрова Елена Олеговна
Проведен анализ результативности применения профессионально ориентированного обучения студентов медицинского вуза иноязычному речевому общению при изучении иностранного языка.
Читать PDF
194.24 кб

Формирование профессиональных компетенций студентов в процессе делового общения на иностранном языке

Муртазина Э.М., Батыршина Р.В.
Статья посвящена формированию умений письменного делового общения в Интернете на иностранном языке в рамках образовательных программ системы дополнительного обучения «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», реализуемых