Общение: мотивация

Найдено 1 определение
Общение: мотивация
Потребность в О. является одной из ранних в процессе онтогенетического развития и высоко значимых потребностей личности, эффективное ее удовлетворение обеспечивает успешное психич. развитие ребенка, а низкий уровень удовлетворения, депривация потребности приводит к существенной задержке психич. развития. На последующих этапах психич. развития, в подростковом и юношеском возрасте актуальной становится потребность в признании другими, особенно личностно значимыми лицами, в формировании личностной позиции, создании позитивного имиджа, в самореализации в ближайшей социальной среде, потребность в социальной идентификации, активном включении в разл. референтные группы, стремление снять тревогу, переживание неопределенности своего статуса, избежать психол. изоляции. В период старости, в ситуации одиночества обычно актуализируется потребность в эмоциональных контактах и соответствующих формах О., включая нередко незнакомых людей. Мотивация О., как и др. видов психич. активности, выступает в 2 осн. типах: функционально обусловленной потребности в самом процессе О. как реализации соответствующего потенциала - и потребностях результативно-целевого типа (потребность в получении информации, оказании опр. влияния на др. людей и т. д.). Мотивация, логика и феноменология рутинных, нормативных форм О. существенно отличается от мотивации и логики процесса О. в особых, экстремальных, стрессовых условиях, ситуации неопределенности, дефицита времени: в последних ситуациях мотивация О. характеризуется высокой значимостью, нередко выходящей за пределы функц. возможностей личности, что приводит к интенсификации, аффективному характеру О., неадекватности нек-рых реакций. Низкий функц. уровень реализации процесса О. (зона депривации функц. потребности - профессии типа оператора) актуализирует высоко значимую потребность в процессе О., а очень высокий уровень функц. перегрузки (публичные профессии), как правило, приводит к актуализации потребности в функц. покое, отдыхе, переключении на др. деятельность. Оптимальной в акмеологическом плане является нек-рая средняя зона, к-рая характеризуется относительной гармонией мотивационных образований и функц. возможностей, потребностей и способностей и является зоной продуктивного поступательного развития личности в О. Образ жизни с гарантией успешного удовлетворения потребности в О. приводит к существенному снижению субъективной актуальности такой потребности при сохранении объективной важности, а затруднения, преграды, психол. барьеры реализации О. приводят к актуализации высокой субъективной значимости потребности в О. Однако осознанная человеком устойчивая блокада возможности норм. О., практическая невозможность его в течение нек-рого периода времени также может по логике адаптивного процесса привести к существенному снижению субъективной значимости данной потребности, что позволяет снизить негативные переживания и соответствующие функц. затраты. Структура мотивации О. в значительной степени зависит от типологического склада личности. Экстраверты ориентированы на более интенсивное и широкое по кругу лиц О.; интроверты ориентированы на менее интенсивное О. и относительно узкий круг лиц доверительного О. Лит.: Асеев В. Г. Личность и значимость побуждений. М., 2005; Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. В. Г. Асеев

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
227.99 кб

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К РЕЧЕВОМУ ОБЩЕНИЮ У БЕЗРЕЧЕВЫХ ДЕТЕЙ

Д. Л. Болдырева, Л. С. Дмитриевских
В работе рассмотрены особенности мотивации к речевому общению в норме и у безречевых детей, также проанализированы различные источники и представлены компоненты и параметры речевого общения.
Читать PDF
1.76 мб

Детерминация межличностного общения: потребностно-мотивационный аспект

Васильева Т.В.
Представленное исследование посвящено изучению особенностей человеческого общения и его психологических детерминант.
Читать PDF
501.81 кб

Мотивация усвоения иностранного языка – важный фактор при обучении иноязычному речевому общению

Багрова Алифтина Яковлевна
Для оптимальной организации учебного процесса важно глубокое знание мотивов учения школьника и умение правильно выявлять их и разумно управлять ими. Существуют различные мнения и решения данной проблемы.
Читать PDF
241.98 кб

Связь мотивационной готовности к школьному обучению и содержания общения дошкольников с близкими взр

Гонина О.О.
В статье рассмотрено понятие мотивационной готовности к обучению в школе, приведены результаты экспериментального исследования по изучению связи мотивационной готовности к обучению и содержанием общения дошкольников с родителями.
Читать PDF
226.63 кб

АНАЛИЗ СПОСОБОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ

Л. С. Дмитриевских
В статье представлен анализ существующих подходов к формированию мотивации речевого общения. Описаны основные функциональные особенности коммуникативных ситуаций, эффективных в обучении речевому общению.
Читать PDF
405.00 кб

Проективная методика «Квартира» как диагностика эмоционально-мотивационных компонентов общения в мал

Перевозкин Сергей Борисович
Рассматривается роль психометрических показателей в проективных методиках. Предложена рисуночная методика «Квартира», предназначенная для диагностики эмоционально-мотивационных компонентов общения в малой группе.
Читать PDF
65.76 кб

Стилевые и мотивационные составляющие общения как факторы резистентности к СХУ и СЭВ (на примере пед

Слободчиков Илья Михайлович, Таранова Ольга Владимировна
Статья раскрывает тему влияния коммуникативной сферы, а также мотивационных особенностей инструкторов автовождения на развитие симптомов СХУ и СЭВ.

Похожие термины:

  • Аффилиативная мотивация общения

    мотив аффилиативного О. носит ярко выраженный социальный характер, т. к. достижение целей, побуждаемых этим мотивом, может быть осуществлено лишь во взаимодействии с др. людьми. Потребность в О. явл
  • Опросник социальной мотивации общения

    СМО). Г. Ю. Айзенк. Модификация М. Л. Кубышкиной. Методика предназначена для выявления параметров социальной мотивации О. Мотивационный опросник содержит 156 суждений, отражающие согласно Г. Ю. Айзенк
  • Нарушения мотивационного звена общения

    нарушения, рассматриваемые в нейропсихологии О. с позиций структурного подхода, к-рый выделяет след. компоненты мотивационного звена О. (Глозман, 2002): 1) ориентировку в ситуации О.; 2) коммуникативное