Общение как лечебный фактор

Найдено 1 определение
Общение как лечебный фактор
использование механизмов и разл. форм О. для профилактики и преодоления отклонений в психич. функционировании и личности субъекта. Использование О. как лечебного фактора имеет 2 осн. аспекта: 1) групповые формы психол. профилактики при внебольничной психол. помощи и 2) групповые формы психол. коррекции в медицинской практике. Групповая и индивидуальная психопрофилактическая работа находит в последние годы все более широкое применение в самых разл. формах внебольничной помощи: группы социально-психол. тренинга, деловые и организационноуправленческие игры, клубы, группы и вечера О., семейная психотерапия, игровая психол. коррекция О. «проблемных» дошкольников и школьников, психол. консультации, телефон доверия и др. Все эти формы деятельности ставят задачу воспитующего и духовно развивающего О. через формирование и развитие навыков диалогического открытого, аутентичного и адекватного ситуации О., а также коррекции стихийно сложившихся неэффективных и неадекватных способов и форм О. В групповой психопрофилактической работе используются разные виды групповой деятельности: групповые дискуссии, ролевые игры, тренинг сенситивности и эмоциональной децентрации, групповое художественное творчество, драматизация, библиотерапия (обсуждение образов и обобщений из литературных произведений), психогимнастические невербальные упражнения, элементы релаксации, рисунок, пантомима, схемы (напр., симпатий - антипатий), широко используются ассоциации, образы, метафоры, музыка, танцы-импровизации и др. методы групповой арт-терапии. В результате социопсихол. тренинга у участников группы формируется активная установка на гуманное отношение к окружающим, к-рая становится основой самовоспитания в деле достижения адекватной социальной адаптации и важнейшим фактором профилактики межличностных конфликтов (семейных, производственных, школьных и др.), а также профилактики невротических конфликтов личности, повышения резистентности к неудачам и трудностям, формирования готовности и обеспечения успешности школьного обучения, к-рые зависят не только от сформированности познавательных умений, но и от овладения навыками О. Нарушенное О. лечится организацией полноценного диалогичного межличностного О. Лит.: Глозман Ж. М. Общение и здоровье личности. М., 2002; Мясищев В. Н. Психология отношений. М.-Воронеж, 1998. Ж. М. Глозман

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011