ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
основная отрасль психологической науки, содержащая в себе базовые психологические знания, понятия и законы.

Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩАЯ
основная отрасль психологической науки, в которой решаются главные вопросы получения и использования психологических знаний.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
одна из трех основных психологических наук (стволов дерева психологической науки наряду с индивидуальной и социальной психологией), предмет которой — общие закономерности психики в их фило- и онтогенезе и развитии.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
область психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения человека, разрабатывающая основные понятия и представляющая главные законы, на основе которых формируется, развивается и функционирует психика человека.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

общая психология

отрасль психологической науки, предметом исследования которой являются общие закономерности, тенденции, особенности развития психики в филои онтогенезе, а также теоретические методы и принципы психологии, ее основные понятия и категориальный строй.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
1. Широкое значение – направление в психологии, которое изучает общие, даже универсальные, принципы, применимые ко всем объектам исследования. Ср. с дифференциальной психологией. 2. Еще более широкое значение – вся психология: теории, открытия, принципы и т.д., отраженные в стандартном вводном тексте.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
АГУЛЬНАЯ ПСІХАЛОГІЯ / GENERAL PSYCHOLOGY– психологическая дисциплина, обобщающая результаты теоретических и эмпирических исследований, формирующая методологию изучения различных психических процессов. Предметом О. п. являются структура и функции психики. О. п. рассматривает особенности психических процессов, состояний, свойств личности, деятельности, общения. А. Н. Веракса, Н. Е. Веракса

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Общая психология
греч. psyche – душа, logos –слово, учение, наука) – 1. широкое значение - направление в психологии, которое изучает общие, универсальные принципы, применимые ко всем объектам психологического исследования – в отличие от дифференциальной психологии; 2. более широкое значение – вся психология, включая существующие теории, открытия, принципы, факты, методы исследования и т.д., отраженные в стандартном вводном тексте.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩАЯ
одна из основных отраслей психологических знаний, занимающая центральное место в системе психологических наук. В П.о. ставятся и решаются общие теоретические, методологические, экспериментальные и прикладные (практические) вопросы психологии как науки. В П.о. даются определения основных научных понятий, с помощью которых описываются и объясняются все психологические явления, представляются и обосновываются методы изучения этих явлений, используемые в разных науках и в практике, разрабатываются главные теории и определяются общие законы психологии человека. См. психология практическая, психология прикладная.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
фундаментальная часть психологической науки. Ее цель – найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологией в целом, выработать теоретические и методологические принципы, обосновать методы психологического познания, сформулировать основные закономерности существования и развития психики. Ее наиболее общие проблемы: определить, что такое психика, каковы ее структура и функция, по каким законам она развивается в филогенезе и онтогенезе, как соотносятся психика и мозг, какую роль в психическом развитии играют врожденное и приобретенное, биологическое и социальное, каковы критерии различия нормального и аномального развития психики. О. п. рассматривает особенности психических процессов, состояний, свойств личности, деятельности, общения. Каждая из отраслей психологии (социальная психология, зоопсихология, авиационная психология, военная психология и др.) вырабатывает свои относительно автономные теоретические представления и включает ряд частных дисциплин.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
англ. general psychology) - раздел психологии, теоретически и экспериментально изучающий закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных.
Границы, отделяющие О. п. от др. разделов психологии, очерчены нечетко. Иногда под О. п. понимают изучение психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых), психических свойств (способности, характер, темперамент) и психических состояний у нормального взрослого человека. Распространенным, особенно в западной психологии, является противопоставление О. п. и психологии личности (также дифференциальной или индивидуальной психологии). В отечественной психологии эта т. зр. неоднократно подвергалась критике, т. к. изучение личности относится к числу центральных задач О. п.
Наряду с разработкой конкретных проблем О. п. в качестве фундаментальной научной дисциплины занимается изучением вопросов методологии, теории и истории психологической науки. Общепсихологические понятия, методы и закономерности используются в различных областях прикладной психологии, которые, в свою очередь: 1) "поставляют" новые проблемы и идеи для О. п., 2) осуществляют практическую проверку принципов и теорий О. п., 3) обогащают общепсихологические абстракции живыми фактами.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩАЯ
дисциплина, пытающаяся найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологией в целом, выработать теоретические принципы, обосновать методы психологического познания, сформулировать основные закономерности существования и развития психической реальности. Совокупность теоретических и экспериментальных исследований, выявляющих самые общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй.
Основные понятия психологии общей характеризуют процессы, состояния и свойства психические. Процессы психические охватывают:
1) процессы познавательные - ощущения и восприятия, память, воображение и мышление;
2) процессы волевые - мотивы, стремления, желания, принятие решений;
3) процессы эмоциональные - чувства, эмоции.
К состояниям психическим относятся проявления процессов психических - познавательных (например сомнение), волевых (уверенность), эмоциональных (настроения, аффекты). Свойства психические включают качества ума (способности), устойчивые особенности сферы волевой (характер), закрепившиеся качества чувств (темперамент).
Разделение основных понятий на эти группы условно. Понятие процесса психического подчеркивает процессуальный характер изучаемого явления. Понятие состояния психического характеризует статический момент, относительное постоянство психического явления. Понятие свойства психического отражает устойчивость исследуемого явления, его повторяемость и закрепленность в структуре личности. Так, аффект может рассматриваться и как процесс, ибо в нем выражена динамика чувств, стадиальный его характер; и как состояние, ибо он характеризует психику в данный период времени; и как проявление психических свойств личности - вспыльчивости, гневливости.
Кроме проблем, относящихся к психике в целом, рассматриваются более частные, относящиеся к конкретным психическим процессам, состояниям и свойствам. В первую очередь обсуждаются вопросы, связанные с личностью, деятельностью, общением, познавательными процессами; они изучаются теоретически и экспериментально.
Основные вопросы психологии общей стоят в центре более частных отраслей психологии - относительно самостоятельных областей знания. К ним относятся, например, психология сравнительная, зоопсихология, психология возрастная, психофизиология, нейропсихология, психология специальная, психология социальная, психология труда. Каждая из этих отраслей вырабатывает свои, относительно автономные теоретические представления и, в свою очередь, содержит ряд более частных дисциплин, соотносимых с отдельными аспектами проблематики.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Общая психология
отрасль психологической науки, объединяющая в себе фундаментальные психологические знания и решающая задачи по исследованию индивида — конкретного представителя Homo sapiens. Она объединяет в себе теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия. Вместе с тем знания, накапливаемые О. п., используются во всех прикладных отраслях психологической науки. Основные понятия, рассматриваемые в рамках О. п., — это психические процессы, психические свойства и психические состояния.
Психические процессы — первичные регуляторы поведения человека. У них есть свое начало, течение и конец, т. е. они обладают определенными динамическими характеристиками, к которым в первую очередь относят параметры, определяющие их длительность и устойчивость. К познавательным относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации (ощущения, восприятия, представления, память воображение, мышление, речь). Эмоциональные же определяют эмоциональную окраску или эмоциональный фон происходящего (радость, негодование, злость и др.). К волевым процессам причисляют такие, как принятие решений, преодоление трудностей, усилия в управлении собой и др.
Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они также имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью; влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить активную деятельность. К психическим состояниям относят подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние и др. Основное их отличие от психических процессов заключается в наличии особых характеристик — интенсивности и направленности. Следует отметить, что психические состояния могут быть чрезвычайно сложными явлениями, объективно и субъективно обусловленными, но их общей особенностью выступает динамичность. Исключение составляют психические состояния, которые вызваны доминирующими свойствами личности, в том числе и патохарактерологическими; они бывают весьма устойчивыми психическими явлениями, которые характеризуют личность человека в целом.
Психические свойства — это более устойчивые и более постоянные психические образования. Под ними понимаются наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественно-качественный уровень деятельности и поведения человека (направленность, темперамент, способности, характер, мастерство).
Литература
Маклаков А. Г. Общая психология. СПб., 2000.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
175.05 кб

Общая психология на фоне знаков современности

Братусь Б. С.
В статье проведено сравнение представлений о психологии в современном общественном мнении и реального положения дел в психологической науке.
Читать PDF
419.17 кб

Учебные Задачи в преподавании дисциплины «Общая психология»

Чижкова Марина Борисовна
В статье представлен опыт преподавания дисциплины «Общая психология» на основе ведущих положений деятельностного подхода к учению в отечественной психологической науке и таксономии учебных задач Д. Толлингеровой-В.Я. Ляудис.
Читать PDF
103.63 кб

Общая характеристика феномена активности в отечественной психологии

Белан Е. А.
В статье представлена систематизация основных подходов к исследованию активности личности в отечественной психологии.
Читать PDF
248.58 кб

Общая характеристика психологического здоровья и его основных критериев

Галецкая И.И.
Обоснована актуальность проблемы психологического здоровья, осуществлен анализ соотношения понятий психического здоровья и психологического здоровья. Приведены определение и характеристика психологического здоровья.
Читать PDF
362.35 кб

Психолого-акмеологические факторы саморазвития профессионала: общая характеристика

Багаутдинова Нелли Фаритовна
Статья посвящена рассмотрению основных психолого-акмеологических факторов саморазвития профессионала и их взаимодействию с инструментами изменения личности.
Читать PDF
148.69 кб

Общая схема современной психологии. Место рефлексивных исследований в системе наук

Лефевр В.А.
Cтенограмма дистанционного выступления на конференции «Рефлексивный театр ситуационного центра» 29.11.2016 (Ирвайн, США Омск, Россия). Отредактировано автором.
Читать PDF
158.99 кб

Общая характеристика психологических барьеров в изучении иностранного языка и здоровье студента

Редькина Л. В., Абдалина Л. В.
В статье авторы на основе анализа актуальной психологической литературы формулируют определение феномена «психологический барьер» в изучении иностранного языка студентами и описывают источники его возникновения в учебно-профессион
Читать PDF
449.73 кб

Общая характеристика затруднений в общении у людей с разной социально-психологической безопасностью

Эксакусто Татьяна Валентиновна
Дается определение социально-психологической безопасности, описывается ее соотношение с психологической безопасностью.
Читать PDF
522.25 кб

Психолого-педагогические аспекты преподавания дисциплины «Общая биология» иностранным учащимся подго

Трофимова Екатерина Владимировна, Волощенко Ольга Ивановна, Задорожный Владимир Иванович
В статье обосновывается необходимость использования психолого-педагогических подходов в процессе преподавания общей биологии иностранным учащимся на довузовском этапе обучения.
Читать PDF
408.32 кб

Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития дошкольного во

Рогалева Оксана Олеговна
В статье анализируются специфические особенности психологического развития детей с ЗПР дошкольного возраста, формулируются основные направления коррекционно-развивающего воздействия.