ОБРАЗ-ЦЕЛЬ

Найдено 1 определение:

ОБРАЗ-ЦЕЛЬ

идеальное представление будущего результата деятельности оператора. Цель деятельности оператора выступает как образ (в широком смысле) заданного состояния объекта управления: того состояния, в который этот объект нужно перевести. Являясь идеальным представлением конечного результата деятельности, О.-ц. выступает и в качестве предпосылки, определяющей ее начало. Сложная деятельность не может быть ни спланирована, ни тем более осуществлена, если такая предпосылка не сформирована. Формирование О.-ц. тесно связано с понятием опережающего отражения. Оно выступает в двух различных формах: предвидение (прогнозирование, антиципация, экстраполяция) и целеполагание. Эти формы близки друг к другу и могут превращаться одна в другую. Однако первая более относится к опережающему отражению объективного хода событий, взятых безотносительно к субъекту. Вторая" характеризует опережающее отражение, включенное в деятельность субъекта: цель выступает как опережавшее отражение будущего результата деятельности. В О.-ц., формирующемся в процессе целеполагания, объект отражается как изменяющийся не просто сам по себе (по своим законам), а в результате деятельности. Напр., заданное состояние объекта управления представляется как такое состояние, которое должно возникнуть в результате управляющего воздействия оператора. Установлено, что О.-ц. определяет критерии селекции информации о текущем состоянии объекта, а также ее интеграции. Характером О.-ц. определяется, какие сигналы из общего потока будет выбирать оператор и как он будет их объединять. Этот образ определяет также способы перекодирования поступающей информации, ее оценку, формирование гипотез и принятия решений. О.-ц. не остается неизменным на всем протяжении деятельности. По ходу ее выполнения он может трансформироваться, уточняться, детализироваться. Большая роль в этом принадлежит сигналам обратной связи, несущим информацию о текущих результатах деятельности. Сформированный в начале деятельности О.-ц. должен сохраняться в памяти человека до ее окончания, выступая в роли ведущего регулятора всей системы действий. Возможны случаи, когда оператор имеет не одну, а несколько целей, а следовательно, и выполняет несколько деятельностей. Необходимость совмещать различные деятельности, переключаться от одной к другой создает определенные трудности и вызывает сильное нервно-психическое напряжение. Это создает трудности для сохранения О.-ц. в памяти оператора, использования его оператором в нужное время. Поэтому при разработке СЧМ и организации труда операторов необходимо предусмотреть специальные средства, помогающие оператору сохранить О.-ц. Одним из вариантов этого может быть отображение О.-ц. на индикаторных устройствах. Другим вариантом могут быть речевые команды, передаваемые оператору в сложных условиях и напоминающие ему об основной цели деятельности (Б. Ф. Ломов).

Оцените определение:

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Цель, задачи, принципы и этапы социально-психологического изучения семьи

Иванова Любовь Константиновна
Обращается внимание на усиливающуюся роль семьи в трудных и быстро меняющихся социально-экономических условиях современной жизни, вызванные этим проблемы.
Читать PDF

Процесс трансформации педагогической цепи в субъективную цель студента

Гинзберг Э. А ., А. М. Рогова
This work developed a mechanism of formation for the pedagogical goal as the process of the interpenetration of students goals through the necessities providing his life activity m the future with the
Читать PDF

Этномузыкальная компетентность учителя музыки как приоритетная цель современного педагогического обр

Москвина И. В.
В статье обосновывается направленность современной подготовки учителя музыки на формирование этномузыкальной компетентности.
Читать PDF

Разработка понятия «Цель обучения» в педагогическом знании конца XIX начала XX в

Николаева Ирина Владимировна
В статье рассматриваются вопросы, относящиеся к разработке отечественными педагогами понятия цели обучения. Автор обосновывает взаимосвязь понятий «образование», «обучение» и «цели обучения».
Читать PDF

Разработка понятия «Цель обучения» в педагогическом знании конца XIX начала XX в

Николаева Ирина Владимировна
В статье рассматриваются вопросы, относящиеся к разработке отечественными педагогами понятия цели обучения. Автор обосновывает взаимосвязь понятий «образование», «обучение» и «цели обучения».
Читать PDF

Информационно-технологическая компетентность личности как цель и ценность современного высшего профе

Аниськин Владимир Николаевич, Ярыгин Анатолий Николаевич
В статье рассматриваются проблемы и пути формирования и развития информационнотехнологической компетентности специалистов, как необходимого компонента их общей профессиональной компетентности, являюще
Читать PDF

Информационно-технологическая компетентность личности как цель и ценность современного высшего профе

Аниськин Владимир Николаевич, Ярыгин Анатолий Николаевич
В статье рассматриваются проблемы и пути формирования и развития информационнотехнологической компетентности специалистов, как необходимого компонента их общей профессиональной компетентности, являюще
Читать PDF

Нужна ли всесторонне развития личность как цель образования в российском постиндустриальном обществе

Глебов Александр Александрович
Обосновывается социальная ценность всесторонне развитой личности как образовательной цели в постиндустриальный период в условиях качественного социально-экономического преобразования российского общес
Читать PDF

Нужна ли всесторонне развития личность как цель образования в российском постиндустриальном обществе

Глебов Александр Александрович
Обосновывается социальная ценность всесторонне развитой личности как образовательной цели в постиндустриальный период в условиях качественного социально-экономического преобразования российского общес
Читать PDF

Развитие качества человека как приоритетная цель образовательного процесса в вузе

Белова С.Н.
В статье обоснована актуальность проблемы моделирования качества человека, изучения культурных традиций в рефлексии качества человека и определения задач прогрессивного развития человека в единстве с
Читать PDF

Штабная культура как цель военно-профессиональной подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД Ро

Козорог Юрий Юрьевич
В статье автор раскрывает основные характеристики штабной культуры, определяет их истоки и намечает пути их научного изучения. Статья представляет интерес для широкого круга военных специалистов.
Читать PDF

Штабная культура как цель военно-профессиональной подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД Ро

Козорог Юрий Юрьевич
В статье автор раскрывает основные характеристики штабной культуры, определяет их истоки и намечает пути их научного изучения. Статья представляет интерес для широкого круга военных специалистов.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!