Ободрение

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Ободрение
фр. encouragement) - базисный аттитюд к жизни, считающийся необходимым для успешного существования. Термин введен А. Адлером и Р. Дрейкурсом. Если детей кто-то из их окружения не будет ободрять, то у них могут сформироваться аттитюды слабости и обреченности на поражение. Ободрение помогает ребенку осознать, что его нынешняя «неполноценность» является преходящей и что у него есть все шансы преуспеть в жизни. Оптимистическое отношение к жизни совершенно необходимо для успеха, тогда как пессимистическое отношение обрекает на неудачу. Дрейкурс утверждал, что: «Дети нуждаются в ободрении так же, как растения нуждаются в воде». Ободрение необходимо и взрослому человеку, испытывающему трудности в социальных контактах, в О. с самим собой, попавшему в кризисную ситуацию. Необходимо использовать все альтернативные пути для создания доброжелательной атмосферы дома, в школе, на работе, в обществе. Лит.: Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб., 2002; Adler A. Individual psychology // C. Murchinson (Ed.). Psycologies of 1930. Worchester, Mass., 1930; Dreikurs R. Individual psychology: the Adlerian point of view // Wepman, J. M. and Heine R. W. (Eds). Concepts of personality. Chicago, 1963. Н. Д. Творогова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Ободрение
encouragement) Понятие О., на к-ром Альфред Адлер и Рудольф Дрейкурс делали особый акцент, указывает на базисный аттитюд к жизни, считающийся необходимым для успешного существования. На всех детей оказывает влияние очевидный факт их более низкого положения ("неполноценности") относительно взрослых, вследствие чего у детей могут сформироваться аттитюды слабости и обреченности на поражение, если кто то из их окружения не будет ободрять их, - т. е. не поможет им осознать, что их нынешняя "неполноценность" является преходящей и что у них есть все шансы преуспеть в жизни. Оптимистическое отношение к жизни совершенно необходимо для успеха, тогда как пессимистическое отношение обрекает на неудачу. Школьники, даже не пытающиеся добиться успеха, как правило, потеряли веру в себя и убеждены в том, что у них ничего не получится, за что бы они ни взялись. Вполне возможно, что именно из таких глубоко обескураженных детей вырастают взрослые с психотическими отклонениями, ибо психотика можно определить как человека, к-рый считает себя не подходящим для об-ва, или, говоря иначе, как совершенно обескураженного человека. Удивительно, что при всеобщем признании крайней важности выбора людьми оптимистического (против пессимистического) взгляда на жизнь, нам очень мало известно об этой теме и еще меньше проведено исслед. в этой области. Лишь адлерианцы, верящие в принципы индивидуальной психологии, по-видимому, подчеркивают важность О. Дрейкурс утверждал, что: "Дети нуждаются в О. так же, как растения нуждаются в воде". Однако, даже когда родители и учителя знают о важности О. детей, очень часто они ведут себя с ними прямо противоположным образом и, пытаясь исправить и улучшить их положение, преуспевают лишь в обратном, еще больше обескураживая их. Осн. причина этого кроется в критике: критикуемые дети склонны относить эту критику к себе, а не к выполнению задания, т. е., они склонны воспринимать критику лично. В отношении критики можно дать несколько советов: 1. Избегайте критиковать (или даже хвалить) человека: связывайте критику (или похвалу) с задачей или с ее выполнением. 2. Даже если что-то плохо сделано, найдите в этом такое, что заслуживает положительного внимания. 3. Подчеркивайте, как важно иметь смелость. Если у ребенка ничего не получилось, скажите: "Ты же действительно очень старался". Т. о. акцент будет делаться на прилагаемых усилиях, а не на качестве выполнения. 4. Избегайте сравнения. При словесном О. детей важно избегать разноголосицы: напр., когда сначала ребенка хвалят за самостоятельный выбор наряда, а потом тут же отпускают язвительные замечания по поводу подобранных не в тон элементов одежды. Важно постоянно наблюдать за индивидуальными достижениями ребенка, а не сравнивать их с успехами и стараниями др. детей. Не следует побуждать ребенка усерднее трудиться, чтобы превзойти других, гораздо лучше уделять внимание его индивидуальному развитию. Необходимо использовать все альтернативные пути для создания доброжелательной атмосферы дома, в школе и в об-ве. Для детей должны быть созданы реальные возможности внести свой посильный вклад в об-во и развить чувство принадлежности. См. также Отношения "родитель-ребенок", Эффект Пигмалиона Дж. М. Платт

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Похожие термины:

  • Формула ободрения

    (от лат. formula - формула, правило, предписание, договор). Словесная формулировка, применяемая врачом при психотерапии или самим больным во время аутогенной тренировки (см.) и направленная на устранени