ОБЪЕКТНОЕ ОТНОШЕНИЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Объектное отношение
взаимозависимость, т.е. влияние субъекта на объекты и обратное влияние - объектов на личность. Проблема объекта и объектных отношений является предметом исследования многих психоаналитиков.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

Объектное отношение
Objektbeziehung). Связанные с аффектами представления и фантазии по поводу отношения субъекта к своему объекту как к объекту удовлетворения определенного влечения (например, оральное объектное отношение). Кроме того, все внутренние модели отношения, оказывающие мотивационное воздействие на ориентацию субъекта и его управление своими действиями при контакте с реальным «миром объектов».

Источник: Хайгл-Эверс А.,Хайгл Ф.,Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии

ОБЪЕКТНОЕ ОТНОШЕНИЕ

Нем.: Objektbeziehung. -Франц.: relation d'objet. -Англ.: object-relationship или object-relation. - Исп.: relaci?n de objeto или objetal. - Итал.: relazione oggetale. - Португ.: relac?o de objeto или objetal.
o В современном психоанализе - отношение субъекта к миру как сложный и цельный итог определенной организации личности, как результат определенного восприятия объектов, в той или иной мере связанного с фантазированием, и выбираемых способов зашиты.
Можно говорить об объектных отношениях применительно к тому или иному субъекту, к тем или иным стадиям развития (например, объектные отношения орального типа) или к психопатологическим явлениям (например, объектное отношение меланхолического типа).
o Понятие "объектное отношение" изредка встречается у Фрейда (1), и потому нельзя считать, будто Фрейду оно неизвестно, но можно с уверенностью сказать, что частью его концептуального аппарата оно не является.
В 30-е годы роль понятия объектного отношения в психоаналитической литературе возрастает: в наши дни оно служит основой многих теорий. Как неоднократно подчеркивал Д. Лагаш, этот сдвиг затрагивает всю историю идей, а не один только психоанализ: речь идет о том, чтобы изучать не организм сам по себе, но его взаимодействия со средой (2). М.Балинт утверждал, что между совокупностью приемов психоанализа, основанных на общении, на межличностных отношениях, и его теорией, по-прежнему остающейся, по Рикману, "психологией индивидуального организма", существует разрыв. Согласно Балинту, который уже в 1935 г. требовал уделять больше внимания становлению объектных отношений, все термины и понятия психоанализа, за исключением понятий объекта и объектного отношения относятся к отдельному изолированному индивиду (3). В русле того же подхода Р.Шпитц отметил, что, за исключением отрывка из 'Трех очерков по теории сексуальности" (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905), где обсуждаются взаимоотношения между матерью и ребенком, Фрейд всегда рассматривает либидинальный объект лишь с точки зрения субъекта (нагрузки, выбор объекта и т.д.) (4).
Возрастание роли понятия "объектное отношение" привело к значительным переменам в области психоаналитической клиники, техники и генетики. Здесь мы не сможем подвести даже краткие итоги происшедшихизменений. Ограничимся уточнением значения терминов, а также попыткой определить, хотя бы в общих чертах, чем отличается современное употребление понятия "объектное отношение" от его фрейдовского применения.
I. Само выражение "объектное отношение" может сбить с толку читателя, не знакомого с психоаналитическими текстами. Слово "объект" здесь следует понимать особым образом - так, как оно понимается в психоанализе (ср. такие выражения, как "выбор объекта", "любовь к объекту"; впрочем, как мы увидим далее, предлог "к", отрывающий субъект от объекта, здесь не подходит). Человек, на которого направлены влечения, рассматривается здесь как объект, и в этом нет ничего уничижительного: это не означает отрицания его субъектных качеств.
"Отношение" здесь понимается скорее как взаимозависимость, т. е. речь идет не только о том, как субъект строит свои объекты, но и о том, как эти объекты формируют его деятельность. Концепция М.Кляйн и ее сторонников усиливают эту мысль: объекты (проецируемые, интроецируемые) в буквальном смысле воздействуют на субъекта как его преследователи, благодетели и т.п. (см.: "Хороший" объект, "плохой" объект).
Говоря об "объектном отношении", а не об отношении к объекту, мы стремимся подчеркнуть этот момент взаимодействия. В противном случае окажется, что объект или объекты существуют еще до того, как субъект вступает с ними в отношения, или же что субъект существует до того, как начинают существовать объекты.
II. Как соотносится теория Фрейда с современным понятием объектного отношения?
Анализируя понятие влечения, Фрейд, как известно, выделял его отдельные моменты - источник, объект и цель, источник - это та область или орган, в котором возникает сексуальное возбуждение. При этом Фрейд подчеркивал значение источника влечения, называя различные стадии либидинальной эволюции именем преобладающей в данный момент развития эрогенной зоны. Что же касается цели и объекта, то их разграничение сохранилось на протяжении всего творчества Фрейда. Так, в 'Трех очерках" он исследовал отклонения от цели (например, садизм) и отклонения от объекта (например, гомосексуальность), а во "Влечениях и судьбах влечений" (Triebe und Triebschicksale, 1915) отличал преобразования влечений в связи с изменением цели от соответствующих преобразований в связи с изменением объекта.
В основе этого различия - представление о том, что цель влечений обусловлена определенным типом частичного влечения и в конечном счете его телесным источником. Например, инкорпорация, поглощение -это способ поведения, обусловленный оральным влечением, которое может смещаться (со рта на другие части тела), превращаться в свою противоположность (пожирать - быть пожираемым), подвергаться сублимации и т.д., однако его пластичность небезгранична. Что же касается объекта, то тут Фрейд нередко подчеркивает его случайность, причем в двух взаимодополняющих смыслах:
а) в первом случае от объекта требуется лишь быть средством удовлетворения желания. В этом смысле такие объекты относительно взаимозаменяемы: например, на оральной стадии значимость любого объекта определяется тем, можно ли его съесть;
б) во втором случае, однако, история субъекта приводит к столь сильной индивидуализации объекта, что лишь один-единственный объект или его замена, обладающая качествами оригинала, могут принести удовлетворение.
Таким образом, становится понятно, как Фрейд может одновременно утверждать, что объект есть "самый переменчивый момент влечения" (5а) и что "... найти объект собственно говоря, значит: найти его заново" (6).
Разграничения между источником, объектом и целью, которые определяют для Фрейда общие рамки мыслительной работы, становятся более гибкими, когда речь идет о жизни влечений.
Когда мы говорим, что на определенном этапе общее отношение человека к объектам обусловлено особенностями функционирования какого-либо органа тела (например, рта), что означает, что данное отношение (поглощение) становится прообразом всех других видов деятельности субъекта -телесных или иных, которые отныне могут приобретать оральное значение. Между объектом и целью также существуют многообразные отношения. Изменения цели влечений обусловлены диалектикой, в которой объект играет важную роль; в особенности при садомазохизме и вуайеризме-эксгибиционизме: "...обращение субъекта на себя [изменение объекта] и перемена отношения с активного на пассивное [изменение цели] соединяются или сливаются" (5Ь). Сублимация* - еще один пример такой соотнесенности между объектом и целью.
Наконец, Фрейду удалось связать типы характера с типами отношения к объекту (7) и показать в своих клинических работах, каким образом одна и та же проблематика может раскрываться во внешне различных видах деятельности одного и того же индивида.
III. А теперь спросим себя: что нового дают постфрейдовские концепции объектного отношения? Ответить на этот вопрос нелегко, так как эти концепции весьма различны и их обобщение было бы натяжкой. Ограничимся здесь следующими замечаниями по этому поводу.
1) Хотя понятие объектного отношения в наши дни используется, казалось бы, независимо от фрейдовской теории влечений, оно все же предполагает некоторые внутренние изменения и в самой этой теории.
Источник влечения - если понимать его как органический субстрат - явно отходит на задний план; напротив, его значение прообраза, признаваемое уже Фрейдом, усиливается. Следовательно, сексуальное удовлетворение в определенной эрогенной зоне перестает быть целью: само это понятие уничтожается понятием отношения. Например, при "оральном объектном отношении" основной интерес вызывают различные перипетии поглощения, а также те пути и способы, посредством которых оно приобретает особый смысл и становится главным стимулом к фантазированию среди всех других возможных отношений субъекта к миру. Что же касается объекта, то многие современные аналитики не признают ни его многообразия в связи с искомым удовлетворением, ни его единственности - в связи с его включением в индивидуальную историю субъекта: они скорее склонны строить концепции типичного объекта для каждого вида отношений (ср. оральный, анальный и другие объекты).
2) Поиск типического на этом не заканчивается. По сути, в объектном отношении этого типа представлена не только жизнь влечений, но и соответствующие механизмы защиты, степень развития Я, его структура и т.д., поскольку все это также характеризует данное объектное отношение (а ). Таким образом, понятие объектного отношения есть одновременно и нечто объемлющее ("холистское") и нечто типическое в эволюции личности.
Кстати, термин "стадия" все чаще заменяется теперь понятием объектного отношения. Такой сдвиг свидетельствует о том, что в любом субъекте соединяются или чередуются различные типы объектного отношения. Напротив, говорить о сосуществовании различных этапов было бы нелогично.
3) Поскольку понятие объектного отношения, по определению, выделяет те отношения, из которых сплетается жизнь субъекта, то возникает опасность увидеть существенное лишь в реальных отношениях субъекта с его окружением. Психоаналитик обязан отказаться от этой ложной трактовки: ведь он должен изучать объектное отношение прежде всего на уровне фантазий, хотя, конечно, и фантазии могут менять наше восприятие реальности и направленные на нее действия.

Источник: Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. 1996

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
6.97 мб

Эссе о субъект-объектном отношении

Золотухина-аболина Е. В.
Читать PDF
272.22 кб

Вещь и телесность: топология субъект-объектных отношений

Муштей Надежда Анатольевна
Рассматривается топология отношений вещи и субъекта. Анализируется феномен «зонда» и пространственное положение вещи, детерминируемое ценностными установками субъекта.
Читать PDF
157.43 кб

Объектные отношения у пациентов с паническим расстройством

Кочетков Я. А., Соколова Е. Т.
Objective: investigating object relations in patients with panic disorders. Subjects: 24 patients (16 female and 8 male) diagnosed as panic disorder (F41.0), aged 19 to 42 years.
Читать PDF
370.81 кб

О субъектно-объектных отношениях в сфере физической рекреации

Рыжкин Ю. Е.
Читать PDF
175.39 кб

Субъектно-объектное отношение в контексте отдавания и принятия

Сергеева А. И.
В статье рассматриваются проблемы развития общественных отношений. Автор считает, что противоречие субъект-объектных отношений преодолевается через отдавание и принятие.
Читать PDF
396.84 кб

Особенности субъект-объектных отношений в историческом познании

Леопа Александр Владимирович
В понимании сущности исторического познания важное методологическое значение имеет характер субъект-объектных отношений.
Читать PDF
396.50 кб

Субъектно-объектные отношения в системе культурно-просветительной работы

Морозова Надежда Михайловна
Проблема взаимоотношений субъекта (познающего) и объекта (познаваемого) является одной из центральных проблем философии.
Читать PDF
170.07 кб

«Франсафрик» и «Новые рубежи» в контексте субъектно- объектных отношений

Нгома Лухуоло Жюниор Голди
С позиций субъектно-объектных отношений в трактовке выдающегося советского философаМ.С. Кагана проанализированы концепции африканского направления внешней политики Франции и США конца 1950-х начала 1960-х годов.
Читать PDF
234.84 кб

Ценность как разновидность субъектно-объектных отношений (системный анализ)

Наумов Петр Юрьевич, Утюганов Алексей Анатольевич
Целью данной работы является рассмотрение сущности и специфики ценностного отношения, с позиций системного подхода.
Читать PDF
88.09 кб

Теория субъект-объектных отношений А. И. Введенского: от Канта к диалогизму

Зиновьев Илья Викторович
В статье рассматриваются основные положения теории субъект-объектных отношений русского кантианца А.И. Введенского (1856-1925).
Читать PDF
225.59 кб

Системный анализ субъектно-объектных отношений в профессиональной деятельности

Пучкова И. М.
В статье представлены подходы к системному анализу профессиональной деятельности. Описано содержание субъекта и объекта профессиональной деятельности как системных образований.
Читать PDF
6.51 мб

Радикальный конструктивизм в контексте современных субъект-объектных отношений

Билалов Мустафа Исаевич
На примере радикального конструктивизма рассматриваются особенности современных субъект-объектных отношений и их ключевого вопроса проблемы истины.
Читать PDF
168.57 кб

Онтологический и гносеологический подходы к содержанию субъект-объектных отношений

Давыдов Андрей Александрович
Исследуется одна из фундаментальных проблем в истории философии – проблема субъект-объектных отношений.
Читать PDF
149.91 кб

Субъект-объектные отношения в социальном управлении: вопросы методологии и обучения

Нарбут Н. П., Фёдоров В. А.
Теория и практика социального управления в современной России свидетельствуют о необходимости новых подходов к формированию субъект-объектных отношений как при осуществлении управления, так и при обучении управленцев в профессиона
Читать PDF
267.34 кб

Профессиональная толерантность и субъектно-объектные отношения в деятельности специалиста

Орехов М. Е.
Рассматривается профессиональная толерантность как особый тип толерантности, свойственный профессиональной деятельности, и выявляется зависимость содержания понятия «профессиональная толерантность» от характера субъектно-объектных