О педагогическом общении: Макаренко А. С О ПРИРОДЕ-ВОСПИТАНИИ, ДИСКУССИЯ

О педагогическом общении: Сухомлинский В. А

Найдено 1 определение:

О педагогическом общении: Сухомлинский В. А.

Более четверти века В. А. Сухомлинский работал руководителем в системе образования (1942-1970), на практике реализуя принципы Пед. О. Защищенная в 1955 г. канд. дис. «Директор школы - организатор учебно-воспитательного процесса» легла в основу книги «Павлышская средняя школа» (1969), где вопросам организации взаимоотношений в пед. коллективе и с учащимися отведено много страниц, как и в серии статей «Разговор с молодым директором», опубликованных в журнале «Народное образование» (1965-1966). Он подчеркивал: от того, как общается учитель с учащимися на уроке и вне его, как он с ними говорит и как понимает их, во многом зависит успех обучения и воспитания, т. е. вся работа учителя должна рассматриваться как Пед. О. Осн. принцип педагогики Сухомлинского - человечность О. с ребенком и вера в силу воспитания. Вслед за А. С. Макаренко Сухомлинский говорил о воспитательной силе коллектива и требовал от педагогов «уметь объединять своих питомцев» и помнить, что «коллектив исключительно сложная духовная общность». Этой теме посвящена книга «Мудрая власть коллектива» (1975). Анализируя проблему психол. воздействия в советской педагогике, Л. А. Петровская отмечала, прежде всего, единство принципов гуманизма и коллективизма в пед. системе Сухомлинского: здесь обосновывается позиция активной доброты, активного сочувствия; требование, «чтобы уже в детстве каждый человек вкладывал свои силы в др. человека…». Педагог, воспитатель, родитель должны в О. с ребенком помнить: «Самый верный путь навсегда оградить от одиночества - это научить соучастию души и мысли в судьбе ближнего». И сила, объединяющая людей в коллективе, - это тоже «забота человека о человеке». Важнейшей составляющей в формировании личности по Сухомлинскому является развитие эмоциональной культуры, чему способствует «очеловечивание знаний» и хорошее психологическое самочувствие человека в ходе обучения. Это возможно только при целенаправленной подготовке учителя к О. Диалогическую природу «О. по Сухомлинскому» Л. А. Петровская видела в признании «определенного равенства позиций воспитанника (ученика) и воспитателя (учителя) - прежде всего имеется в виду признание и принятие активной роли воспитанника (ученика) в процессе познания, воспитания, а также реализация этой активности, в частности в виде самопознания, самовыражения, самовоспитания»; человек не должен и не может быть объектом воспитания. Одним из первых в нашей стране А. В. Сухомлинский начал работу с 6-летними детьми, создав для них «Школу радости», - об этом его первая и самая известная книга «Сердце отдаю детям». Осн. призыв к педагогу здесь - «понимать движения детского сердца», «войти в мир детства», быть искренним и через сказку, радость и красоту вести детей к доброму. Педагогика Сухомлинского очень поэтична, но при этом предъявляет высокие требования к учителю, заставляя изучить «азбуку чувств» растущего человека. Прежде всего - знание возрастных особенностей ребенка: с младшими - уметь видеть мир глазами ребенка; с подростками - побуждая к труду души и формируя гражданские качества, - об этом книга «Рождение гражданина», где подчеркивается, что «в годы отрочества перед человеком открывается целый мир». В О. со старшеклассниками педагог своим поведением должен, прежде всего, демонстрировать «единство убеждений и деятельности» и формировать у них «высокую потребность в человеке» - без этого трудно воспитать настоящую личность. И работая со всеми возрастными группами, учитель должен помнить: «без самовоспитания нет воспитания», а «тончайшим способом влияния на юную душу являются… слово и красота», - Сухомлинский особо выделял эти понятия. Он обращал внимание на речь педагога, требуя, «чтобы не было обесценивания слов, и наоборот - чтобы цена слова постоянно возрастала», чтобы в школе не было «педагогического косноязычия» и «крика педагога». Слово учителя, по мысли Сухомлинского, должно снимать у школьников эмоциональное напряжение. Пед. культура, по его мнению, связана с уровнем культуры человеческих взаимоотношений. Книга Сухомлинского «Сто советов учителю» (как, впрочем, и все остальные) - не «технология» Пед. О., а призыв к учителю быть не только профессионалом, но личностью. Лит.: Сухомлинский В. А. Избр. соч. в 5 т. Киев, 1976-1977; Он же. Соч. в 3 т. М., 1979; В. А. Сухомлинский о воспитании / Сост. и авт. вступ. ст. С. Л. Соловейчик, 1988; Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. М., 1981; Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 1996; Лиханов А. А. Драматическая педагогика: Очерки конфликтных ситуаций. М., 1983; Петровская Л. А. Общение-компетентность-тренинг: Избр. тр. М., 2007. Н. Л. Карпова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме О педагогическом общении: Сухомлинский В. А — 0

Найдено научныех статей по теме О педагогическом общении: Сухомлинский В. А — 0

Найдено книг по теме О педагогическом общении: Сухомлинский В. А — 0

Найдено презентаций по теме О педагогическом общении: Сухомлинский В. А — 0

Найдено рефератов по теме О педагогическом общении: Сухомлинский В. А — 0

Вы можете заказать написание реферата: