Нравственное развитие

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Нравственное развитие
процесс, предполагающий усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения.

Источник: Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. 2001

Нравственное развитие
В наиболее общем смысле термин обозначает процесс, с помощью которого дети интернализируют общественные понятия о правильном и неправильном. Психологические объяснения нравственного развития склоняются либо к «моральному релятивизму» (понятия о правильном и неправильном зависят от изучаемой культуры, универсальных стандартов не существует), либо к «моральному универсализму» (определенные ценности, такие как сохранение человеческой жизни любой ценой, имеют универсальное значение для любой культуры и каждого человека). Как и во многих других областях психологии, сторонники различных теорий дают весьма разные интерпретации нравственного развития: 1. Теория социального обучения рассматривает нравственное развитие в терминах выработки у ребенка морально приемлемых видов поведения, которые усваиваются в результате прямого подкрепления и наблюдения за поступками взрослых людей. Ожидание награды или наказания направляет ребенка к такому поведению, которое считается приемлемым в обществе (заметим, что это позиция морального релятивизма). 2. Теория психоанализа: в результате Эдипова комплекса и комплекса Электры дети идентифицируется с родителями того же пола и интернализируют их жизненные ценности в своем Супер-Эго. Супер-Эго одновременно играет роль проводника и «голоса совести», направляя личность к социально приемлемому поведению и удерживая ее от конфликтов с людьми, олицетворяющими власть и возможность наказания. 3. Теории когнитивного развития (например, теория Кольберга) рассматривают нравственное развитие как отражение способа детских рассуждений о моральных дилеммах, что в свою очередь является продуктом их интеллектуального раз-вития. Согласно Кольбергу, эта схема развития присуща всем людям без исключения; следовательно, его теория является примером морального универсализма.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Ребенок в онтогенезе эволюционирует от эгоцентрического отношения к окружающему, когда поступок оценивается им в соответствии с общественными нормами, до более гибкой позиции, когда в суждениях о других людях он начинает придавать все большее значение своим личным критериям. Если до 7-летнего возраста ребенок судит о поступках по важности последствий для него, то в последующие возрастные периоды он судит о них по намерениям людей, совершивших эти поступки. В связи с этим говорят о гетерономной морали, замещающейся автономной моралью к подростковому возрасту. Различают уровни Н.р. (по Л. Кольбергу): Преднравственный уровень (с 4 до 10 лет), на котором поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей в расчет не принимается. В этом уровне выделяют две стадии. А-стадия - суждение выносится в зависимости от того вознаграждения или наказания, которые последуют вслед за поступком. Б-стадия - суждение выносится, исходя из той пользы, которую можно извлечь из состоявшегося поступка. Конвенциальный уровень (с 10 до 13 лет), на котором подросток ориентируется на поступки окружающих его людей, придерживаясь условной роли (играя эту роль). В-стадия - суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение референтной группы сверстников или нет. Γ-стадия - суждение выносится в соответствии с установленным порядком, уважением к власти и предписанным ею законами (нормативными актами). Постконвенциальный уровень (с 13 лет и старше) на котором, если он достигнут, юный гражданин судит о поведении, исходя из собственных критериев, что возможно только при высокоорганизованном сознании. Д-стадия - оправдание поступка основывается на уважении прав человека и демократически принятом решении. Е-стадия - поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью или чувством вины независимо от его законности или общественного мнения. По подсчетам Л. Кольберга до постконвенциального уровня в своем Н.р. вырастает меньше трети человечества; на Д-стадии останавливаются 25-27% людей, а высшей Е-стадии достигает менее 10% человечества в возрасте 15 лет и старше.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Понимание ценностей общества, в котором мы живем, и контролирование своего поведения согласно этим ценностям являются важными аспектами развития личности. Представления детей о том, что хорошо и что плохо, меняются со временем; данный процесс нравственного развития служит объектом психологических исследований.
Одна из наиболее влиятельных теорий нравственного развития была разработана американским психологом Лоренсом Кольбергом. Кольберг учился вместе с Пиаже, идеи которого повлияли на становление его собственной теории. Кольберг анализировал нравственное развитие при помощи придуманных им моральных дилемм. Типичная дилемма вынуждает испытуемого сделать выбор между соблюдением законности и нарушением закона в пользу каких-то конкретных гуманных целей. Например, в одной дилемме речь шла о мужчине, жена которого умирает от рака. Существует лекарство, которое может спасти ее, но компания, производящая это лекарство, просит за него 2000 долларов, хотя его себестоимость составляет всего 200 долларов. Мужчина пытается занять деньги, но ему удается собрать всего 1000 долларов. Он приходит в компанию, сообщает о том, что его жена умирает, и просит продать лекарство подешевле или позволить ему заплатить часть денег позже. Представители компании отвечают отказом. Тогда мужчина приходит в отчаяние, вламывается в здание компании и крадет лекарство для жены. В данной (и подобных ей) дилемме существуют аргументы как за, так против того, чтобы мужчина крал лекарство. На основании того, как дети отвечали на подобные дилеммы, Кольберг разработал свою теорию нравственного развития. Он предположил, что дети проходят три стадии нравственного развития. На первой стадии, стадии дотрадиционной морали, дети определяют, что хорошо и что плохо, исходя из последствий поступков. На второй стадии, традиционной морали, важнее становятся взгляды и намерения других людей. На последней стадии, стадии посттрадиционной морали, дети признают, что существует различие между тем, что правильно по закону, и тем, что правильно по моральным соображениям.
См. также статьи «Когнитивное развитие», «Пиаже, Жан», «Психология развития», «Социальное развитие».

Источник: 101 ключевая идея психологии

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
22.38 мб

Критерии нравственного развития

Каташев Илья Александрович, Линьков Виктор Владимирович
В статье выявлены особенности понимания критериев нравственного развития в современных научных концепциях. Установлено, что критерии нравственного развития в педагогических концепциях не всегда выражены в явном виде.
Читать PDF
130.09 кб

Развитие нравственности учащихся

Шафикова Г. Р.
Значимое влияние на становление нравственности ребенка оказывают специфика организации учебной деятельности и нравственность окружающих взрослых.
Читать PDF
174.12 кб

ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Бикмурзина Наталья Сергеевна, Рутковская Марина Ильинична, Давыдов Денис Геннадьевич
В статье рассматривается проблема нравственного развития детей.
Читать PDF
63.89 кб

Развитие нравственных чувств у глухих детей

Третьякова Н. Ю.
Читать PDF
185.35 кб

Когнитивно–нравственное развитие дошкольника

Вавилова И. Н.
Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания» ощущений, восприятий, представлений.
Читать PDF
980.90 кб

Нравственное развитие будущего сотрудника МВД

Радоуцкий Владимир Юрьевич
В современном обществе понятие нравственного воспитания связанно с понятием морали или нравственности, под которыми понимают нормы поведения человека в обществе, сложившиеся в ходе его исторического развития.
Читать PDF
300.75 кб

Нравственное развитие в подростковом возрасте

Плужникова Т.С.
В статье исследуются аспекты формирование нравственности в подростковом возрасте. Акцентируется внимание на важности сопровождения нравственного развития подростков родителями, педагогами и психологами.
Читать PDF
314.79 кб

К вопросу о духовно-нравственном развитии личности

Вавилова Ирина Николаевна
Проблема нравственного совершенствования общества в целом и конкретной личности может быть отнесена к категории общечеловеческих, общенаучных и вечных.
Читать PDF
652.40 кб

Особенности нравственного развития младших школьников

Лещенко Н. В.
В статье раскрываются сущность, особенности нравственного развития младших школьников. Новизна статьи в рассмотрении механизма нравственного развития с точки зрения всевозрастнои концепции развития.
Читать PDF
241.52 кб

Оценка уровня духовно-нравственного развития общества

Устинова Оксана Вячеславовна, Дейнеко Станислав Владимирович
Средства массовой информации являются чрезвычайно значимым институтом социализации, способным трансформировать общественные ценностные.
Читать PDF
1.05 мб

Перспективы развития духовно-нравственного образования

Коростелева А. А.
Рассматриваются вопросы развития современной системы духовно-нравственного образования, а также необходимости разработки философии воспитания как методологии современной педагогики в целом, так и системы духовно-нравственного обра
Читать PDF
127.83 кб

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся

Попугаев Владимир Ильич
Автор рассматривает патриотическое воспитание и духовно-нравственное развитие личности.
Читать PDF
591.91 кб

Методологические предпосылки к развитию нравственности

Мельникова Нина Васильевна
В статье представлена психологическая характеристика личности исследованиями зарубежных и отечественных ученых, дано обоснование методологических предпосылок к её развитию.
Читать PDF
668.10 кб

Нравственность - основа воспитания и развития личности

Сихаева Акгуль Мейрхановна
В данной статье рассмотрены проблемы нравственного воспитания.
Читать PDF
242.11 кб

Психотехнология духовно-нравственного развития личности

Каверин Станислав Борисович
Статья рассчитана на методическую помощь учителям и школьным психологам, сохранившим настрой не на обучение, а прежде всего на желание быть технологом по формированию личности, быть не учителем-предметником, а в полном смысле слов