НОВОРОЖДЕННОСТЬ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Новорожденность
Категория. Возрастной период от рождения до достижения четырех-шести недельного возраста.
Специфика. В этот период происходит первичная адаптация ребенка к окружающему миру.
Динамика. У ребенка к моменту рождения оказываются достаточно развитыми обоняние, тактильная, болевая, температурная, вестибулярная и кинестетическая чувствительность. В первые же дни жизни фиксируются способности слышать и различать звуки по высоте, тембру и громкости, видеть и различать зрительные стимулы по форме, величине, конфигурации. В этот период происходит настройка ребенка на общение со взрослыми. В конце первого месяца появляется "социальная" улыбка, возникающая в ответ на обращение взрослого.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Новорожденность
возрастной этап, охватывающий примерно 4—6 недель после рождения ребенка, на котором происходит первичное приспособление к жизни вне утробы матери. К моменту рождения ни один из органов новорожденного не заканчивает своего развития, но, несмотря на незрелость, ребенок располагает определенными возможностями для восприятия внешнего мира. У него достаточно развиты обоняние, тактильная, болевая, температурная, вестибулярная и кинестетическая чувствительность. Уже в первые дни после рождения ребенок обнаруживает способность слышать и различать звуки по высоте, тембру и громкости, видеть и различать зрительные стимулы по форме, величине, конфигурации, проявляя при этом избирательную чувствительность к воздействиям, исходящим от взрослого человека. В период Н. происходит подготовка ребенка к общению со взрослыми людьми. При правильном воспитании со 2 — 3-й недели возникает слуховое и зрительное сосредоточение, легче всего вызываемые обращением взрослого человека, но проявляющиеся и при воздействиях предметов. В конце первого — начале второго месяца появляется первая «социальная» улыбка в ответ на обращение взрослого, которая знаменует конец периода Н. Благополучное течение периода Н. зависит от степени развития плода к моменту рождения, наличия или отсутствия воздействия вредоносных факторов во время беременности, родов, от условий воспитания. Главное условие воспитания на этом этапе — создание атмосферы любви и заботы, для чего необходимо быстро реагировать на все признаки дискомфорта ребенка, часто брать его на руки, ласково разговаривать, устанавливать контакт взглядов. С. Ю. Мещерякова

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

НОВОРОЖДЕННОСТЬ
англ. newborn) -возрастной период, в который происходит приспособление к жизни вне утробы матери (ок. 4-6 нед после рождения), 1-й этап младенческого возраста. К моменту рождения ни один из органов не заканчивает своего развития (см. Потальный, Пренатальное развитие), но, несмотря на незрелость, ребенок располагает определенными возможностями для восприятия внешнего мира. У него достаточно развиты обоняние, тактильная, болевая, температурная, вестибулярная и кинестезическая чувствительность. При отсутствии в первые дни после рождения слухового и зрительного сосредоточения, новорожденный обнаруживает способность слышать и различать звуки по высоте, тембру и громкости, видеть и различать зрительные стимулы по форме, величине, конфигурации, проявляя при этом избирательную чувствительность к воздействиям, исходящим от взрослого человека.
В период Н. в поведении большую роль играют безусловные рефлексы - сосательный, оборонительный, ориентировочный. Кроме того, ребенок обнаруживает постепенно угасающие рудиментарные рефлексы (Моро, ладонный, переступания, ползания, Бабинского и др.). Быстрота и скорость образования условных рефлексов зависят от условий жизни: при 1-м прикладывании к груди через 20-30 мин после рождения условный рефлекс (на прикосновение, положение тела) вырабатывается после 2-3 подкреплений в течение сут., а через 16-20 ч после рождения - лишь на 10-12-й день после многократных повторений. К концу Н. дети начинают держать голову, а 25 % - самостоятельно переворачиваться.
В период Н. происходит подготовка ребенка к общению со взрослыми. При правильном воспитании со 2-3-й нед. возникает слуховое и зрительное сосредоточение, легче всего вызываемые обращением взрослого человека, но проявляющиеся и при воздействиях предметов. В конце 1-го - нач. 2-го мес. появляется первая "социальная" улыбка в ответ на обращение взрослого, которая знаменует конец периода Н. (см. Комплекс оживления).
Благополучное течение Н. зависит от степени развития плода к моменту рождения, наличия или отсутствия воздействия вредоносных факторов во время беременности, родов, от условий воспитания. Главное условие воспитания на этапе Н. - создание атмосферы любви и заботы, для чего необходимо быстро реагировать на все признаки дискомфорта ребенка, часто брать его на руки, ласково разговаривать, устанавливать контакт взглядов. (С. Ю. Мещерякова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Результаты использования иммуноглобулина человеческого в лечении гемолитической болезни новорожденно

Харченко М. В., Заболотских Т. В., Жданова Г. П., Коломиец О. Е.
Читать PDF

Личность обвиняемой (подозреваемой) в доказывании убийства матерью новорожденного ребенка, совершенн

Лукомская Анастасия Сергеевна
Рассматриваются вопросы характеристики личности обвиняемой (подозреваемой) матери, совершившей убийство своего новорожденного ребенка.
Читать PDF

Исследование ценности новорожденного у несовладающих женщин

Золотова Ирина Александровна
В статье отражены особенности формирования отношения к ребенку у несовладающих женщин;описывается взаимосвязь между психологическим компонентом гестационной доминанты и эмоциональнымкомпонентом отношений как отражение ценности реб
Читать PDF

Признаки алекситимии беременности и психофизиологические показатели новорожденного

Шкуротенко Ольга Степановна
Для успешного ведения беременности недостаточно традиционно оценивать медицинские параметры, важно также учитывать различные психологические данные.
Читать PDF

Адаптация семьи к появлению в доме новорожденного

С. В. Трифаненкова
Читать PDF

Особенности когнитивного развития детей, перенесших в анамнезе судрожный синдром новорожденного

Туровская Н.Г., Алехин А.Н.
Читать PDF

Смерть новорожденного ребенка после получения внутриутробного ножевого ранения

Платонов Е. А.
Читать PDF

Роль сенсорного контакта с матерью в профилактике боли у новорожденного

Коротаева Наталья Владимировна, Ипполитова Людмила Ивановна, Лобанова Ольга Алексеевна, Когутницкая Марина Игоревна
В статье описаны результаты проспективного контролируемого рандомизированного исследования у 336 новорожденных детей, которым с целью уменьшения болевых ощущений при проведении медицинских манипуляций применяли различные методы об
Читать PDF

СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕНЩИН, СОВЕРШИВШИХ УБИЙСТВО НОВОРОЖДЕННОГО, П

Качаева Маргарита Александровна, Русина Виктория Викторовна
В статье анализируются клинические и социальные факторы риска убийства женщинами новорожденных, отмечаются неоднородность рассматриваемого контингента, расхождение имеющихся клинических и криминологических данных.
Читать PDF

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ, ПЛАНИРУЮЩЕЙ ОТКАЗ ОТ НОВОРОЖДЕННОГО

Ярославцева Татьяна Геннадиевна, Лазарева Лариса Владимировна
В статье анализируется многолетний опыт работы организации, работающей с семьями, планирующими отказаться от новорожденного.
Читать PDF

Состоние иммунного статуса новорожденного при осложненном гестозом течении беременности у матери

Яхамова Н. Н., Чеснокова Н. П.
Читать PDF

О повреждении мозга плода и новорождённого при цитомегаловирусной инфекции

Кудашов Н. И., Орловская И. В., Озерова О. Е., Калинина Е. Н.

Похожие термины:

  • АСФИКСИЯ НОВОРОЖДЁННОГО

    комплекс изменений в орга низме новорожденного, развивающейся под влиянием кислородной недостаточности, наступившей в результате нарушения дыхания. В зависимости от причины можно выделить след
  • Рефлекс шейный тонический асимметричный у новорожденного

    Повышение тонуса мышц-разгибателей конечностей на стороне, в которую повернуто лицо ребенка, с одновременным повышением тонуса мышц-сгибателей конечностей на другой стороне. Рефлекс физиологиче
  • ГЕМОЛИТИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ ПЛОДА И НОВОРОЖДЁННОГО

    (m. haemolyticus neonatorum; эритробластоз плода) – врожденное заболевание, характеризующееся усиленным распадом эритроцитов (гемолиз) и рядом симптомов (отёки, анемия), обусловленных токсическим действием п
  • ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НОВОРОЖДЕННОГО

    учетно-оперативный документ, заполняемый на каждого новорожденного в родильном доме, предназначенный для регистрации данных о физическом развитии и состоянии здоровья ребенка, а также о проведе
  • Рефлекс Моро у новорожденного

    При внезапном раздражении (громкий хлопок, удар по постели и т.п.) у лежащего на спине ребенка происходит разгибание шеи, туловища, ног; руки при этом разводятся в стороны и сгибаются в локтевых суст
  • Оценочная шкала поведения новорожденного

    (Neonatal Behavioral Assessment Scale) — стандартизованная процедура оценки статуса развития новорожденных — с ее помощью измеряются как рефлексы, так и ранние формы адаптивного поведения.
  • Рефлекс Переса у новорожденного ребенка

    Указательным пальцем проводят по позвоночнику ребенка, лежащего на животе, от шеи к копчику. В ответ у ребенка возникает задержка дыхания с последующим криком, усилением поясничного лордоза с при
  • Рефлексы новорожденного

    рефлексы, которыми обладает новорожденный ребенок и большинство из которых исчезает к концу 2-4-го месяца его жизни.
  • Рефлекс шаговой у новорожденного

    Если ребенок в возрасте до 3 месяцев приподнимается обследующим таким образом, что ноги его опираются о горизонтальную плоскость (стол, постель и т.п.), то дополнительный легкий наклон его туловища
  • Рефлекс шейный тонический симметричный у новорожденного

    Повышение тонуса сгибателей рук и разгибателей ног при наклоне головы вперед. Физиологический постуральный рефлекс у детей в возрасте до 3 месяцев. В более позднем возрасте – возможный признак де
  • Экстремально низкий вес новорожденного

    (extremely low birth weight) — вес ниже 1000 граммов (2,2 фунта).
  • Крайне низкий вес новорожденного

    (very low birth weight) — вес ниже 1500 граммов (3,3 фунта).
  • Низкий вес новорожденного

    (low birth weight) — дети, которые родились с весом ниже 2500 граммов (5,5 фунтов) и составляют группу риска, включающую преждевременно рожденных детей (недоношенных) и рожденных в срок, но с низким весом.
  • Убийство матерью новорожденного ребенка

    во время или сразу же после родов, а равно убийство матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости, н
  • НОВОРОЖДЕННОСТИ ПЕРИОД

    период времени жизни ребенка от его рождения до 2—3 месяцев. Н.п. выделяется в психологии как период, характеризующийся специфическими особенностями психического развития ребенка, и отличающийся