НОВАТОРСКИЕ ТЕРАПИИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

НОВАТОРСКИЕ ТЕРАПИИ
За последние годы почти любая возможная форма действия, убеждения, исполнения, реагирования, надежды, прикасания, борьбы, любви, движения, переживания эмоций, провоцирования и т.д. были превращены в некоторую форму психотерапии. Этот термин употребляется как общее название для них всех. Некоторые из них доказали свою действенность в контролируемых условиях и с соответствующей оценкой и отслеживанием случаев (например, сексуальная терапия). Другие служат в основном источниками дохода для терапевтов и чем-то новым, что могут попробовать люди, которые мечутся психически в поисках кого-то где-то, чтобы внести какое-то значение в свою жизнь. Все еще существуют некоторые из более экзотических форм (во всяком случае, большинство из них были недолговечными): это телесноориентированная терапия, поэтическая терапия, поддерживающая терапия ребефинг-терапия, терапия травами, терапия энергетическими препаратами и целый диапазон терапий Новой эры, включающий кристаллы, открывание каналов и реинкарнацию. Вряд ли кто-то знает, что делать со всем этим. По существу, не предпринимается никаких попыток ва лидизировать используемые методы. Нет никакого основания для определе ния успешности или неуспешности метода, и, что хуже всего, нет никакого приемлемого теоретического обоснования для признания того, что какой-то v них должен работать – недостаток простого старого здравого смысла. В конце концов поэзия – конечно, хорошая вещь и чтение, написание и понимание поэзии, возможно, имело бы терапевтическую ценность для любого, н для психологии как теоретической и прикладной науки, конечно, не можетбьп полезным то, что называется "южно-Калифорнизацией" общества.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Новаторские терапии
лат. novator – обновитель, therapeia уход, забота, лечение) – за последние годы, указывает А.Ребер (2001), почти любая возможная форма действия, убеждения, исполнения, реагирования, надежды, прикасания, борьбы, любви, движения, переживания эмоций, провоцирования и т.д. были превращены в некоторую форму психотерапии, обозначаемую настоящим термином. Некоторые из новаторских методов терапии оказались действенными в контролируемых условиях и с длительным катамнестическим отслеживанием случаев (например, «сексуальная терапия»), другие, и их немало, служат, в основном, источником дохода для терапевта либо чем-то таким новым, что могут попробовать люди из простого любопытства или чтобы внести какой-то смысл в свою жизнь. Ныне все еще существуют некоторые из более экзотических форм терапии (большинство из них оказывается недолговечным): телесноориентированная терапия, поэтическая терапия, рефебинг-терапия, терапия травами, терапия энергетическими препаратами и целый диапазон терапий «Новой эры», включающий применение кристаллов, «открывание энергетических каналов», «чистку» сосудов, кишечника, печени и чакр, очищение организма от «зашлакованности», лечение «нестаритом», «живокостом» и т.п. средствами с биологическими добавками, магнитотерапия, реинкарнация и многое другое. Широкое распространение получили методы групповой терапии, обещающие своим клиентам «расширение сознания», «личностный рост», «духовное совершенство», достижение «внутренней гармонии» и т.п. привлекательные вещи, причем сами «терапевты» в большинстве своем являются дилетантами в психологии, далекими от психотерапии и медицины, а часто случайными или не вполне адекватными людьми. Под прикрытием упомянутых деклараций нередко орудуют шарлатаны, сектанты и даже сексуальные извращенцы. Так, в 2010 г. в Оренбурге была обнаружена организованная врачом-психиатром «секта» из 150 участников, которая, маскируясь терминологией психотерапии («высвобождение разума», «раскрепощение»), в течение 18 лет под боком и фактически под покровительством властей систематически практиковала промискуитет, педофилию и визионизм, фиксируя все происходившее на видеозаписи. Нередко секту посещали высокие столичные чиновники. Никто, указывает А.Ребер, не знает, что со всем этим делать, во всяком случае, со стороны ученых не предпринимается никаких попыток валидизировать все эти методы оздоровления и исцеления или подвести под них что-то вроде теоретической базы. Скорее всего, продолжает он, во всех таких новаторских инновациях сказывается недостаток простого здравого смысла у тех, кто всем этим занимается и пользуется. Не последнюю роль играют также необразованность, мракобесие, многократно возросшая склонность населения к оккультизму, антисоциальная активность некоторых категорий психиатрических пациентов и, что, вероятно, самое главное, неразвитость инфраструктуры высококвалифицированной и доступной психиатрической помощи.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012