лат. nihil – никто, ничто) – полное отрицание общепризнанного, очевидного безо всяких на то рациональных оснований. В психопатологии это, например, нигилистический бред.
Нигилизм
Нигилизм
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Нигилизм
(от лат. nihil — «ничто») — полное отрицание всего общепризнанного, отрицание любых авторитетов и традиционных ценностей. К Н. более склонна молодежь с ее приверженностью к максимализму.
Нигилизм
от лат. nihil - ничто), отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития. В России термин получил распространение после появления романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" (1862). В русской публицистике XIX в.: у "охранителей" - бранная кличка; у революционных демократов - название участников демократического и революционного движения 60-х - нач. 70-х гг., отрицавших крепостнические традиции.
Источник: Словарь по истории психологии. 2007
НИГИЛИЗМ
(лат. ничто) – полное отрицание всего общепризнанного, непризнание любых авторитетов и традиционных ценностей. Н. лишь отчасти связан с положительными идеалами и решениями: осуждением стяжательства, приспособленчества и потребительства. Нигилистическое отношение к традиционным и официальным ценностям и Н. как мировоззренческая установка обычно предшествуют переломным эпохам и сопровождают их. Носителем Н. по преимуществу является молодежь с ее склонностью к максимализму. Н. религиозный – это своего рода бунт против религии с позиций эгоистического индивида. Н. религиозный на уровне обыденного сознания выражается в бездуховности, сугубо прагматическом отношении к жизни. Черты Н. религиозного обнаруживаются в сочинениях М. Штирнера и Ф. Ницше: противопоставление «сильной личности», стоящей «по ту сторону добра и зла», «серой массе», открыто антигуманная позиция.
НИГИЛИЗМ
НІГІЛІЗМ / NIHILISM (от лат. nihil– ничто)– философия, отрицающая, ставящая под сомнение общепринятые ценности, идеалы, авторитеры, нормы нравственности, культуры, отрицание, негативное отношение к определенным или даже ко всем сторонам общественной жизни. Н. лишь отчасти связан с положительными идеалами и решениями: осуждением стяжательства, приспособленчества и потребительства. Нигилистическое отношение к традиционным и официальным ценностям и Н. как мировоззренческая установка обычно предшествуют переломным эпохам и сопровождают их. Носителем Н. по преимуществу является молодежь с ее склонностью к максимализму. Американский философ Д. Кросби предложил классификацию видов Н.: политический, моральный, эпистемологический, космический и экзистенциальный. Также выделяют религиозный и правовой Н. Нигилизм правовой / Нігілізм прававы / Legal nihilism– это многогранный социальный феномен, диалектически имманентный праву, отрицающий его вообще и отдельные его ценности, устойчивое пренебрежительное или негативное отношение к праву в установке на достижение социально значимых результатов не правовыми средствами или с предельно минимальным их использованием в практической деятельности, отсутствие солидарности с правовыми предписаниями и исполнение их только под угрозой принуждения, в частности имеющий многообразные формы своего проявления, содержащий как деструктивные, так и позитивные качества. Правовой Н. создает условия для формирования противоправного поведения, делинквентного поведения. Нигилизм религиозный / Нігілізм рэлігійны / Religious nihilism– это своего рода бунт против религии с позиций эгоистического индивида. Религиозный Н. на уровне обыденного сознания выражается в бездуховности, сугубо прагматическом отношении к жизни. Черты религиозного Н. обнаруживаются в сочинениях М. Штирнера и Ф. Ницше: противопоставление «сильной личности», стоящей «по ту сторону добра и зла», «серой массе», является открыто антигуманной позицей. В психологии Н. изучал Э. Фромм, который предложил подходить к нему как к одному из механизмов психологической защиты. Фромм утверждал, что развитие человека, его личности происходит в рамках формирования двух основных тенденций: стремления к свободе и стремления к отчуждению, но не каждый человек может воспользоваться путем свободы, тогда возникает «бегство от свободы», для которого характерны деструктивные тенденции, стремление разрушить мир, и, чтобы мир не разрушил человека, возникают механизмы защиты– Н. и конформизм. Т. В. Разина