НЕНАВИСТЬ

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

НЕНАВИСТЬ
чувство, включающее отрицательную оценку его объекта в стремлении причинить ему вред.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

НЕНАВИСТЬ
НАТЕ)
Первопричина или внутренняя сила, которая, как полагают, приводит в действие поведение.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

ненависть

устойчивое активное отрицательное чувство, направленное на обьект (личность, общность и т.д.), препятствующий удовлетворению его потребностей, его убеждениям, ценностям.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

НЕНАВИСТЬ
чувство, сопровождающееся крайне выраженным, агрессивно-отрицательным отношением человека к кому-либо или к чему-либо, а также отчетливо выраженным желанием нанести вред, причинить неприятности соответствующему объекту. См. агрессия.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

НЕНАВИСТЬ
Глубокая, длительная, интенсивная эмоция, выражающая злость и враждебность к человеку, группе или объекту. Обычно считается, что ненависть характеризуется (а) желанием причинить вред или боль объекту эмоции (б) чувствами удовольствия от неудач объекта.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

НЕНАВИСТЬ
стойкое активное отрицательное чувство человека, направленное на явления, противоречащие его потребностям, убеждениям, ценностям. Формированию Н. к оппоненту в конфликте способствуют: эскалация конфликта, его затяжной характер, применение насилия противоположной стороной, полярность ценностей и интересов сторон и др.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Ненависть
Эмоциональное неприятие, враждебность или агрессия в отношении отдельных лиц, социальных групп, прослоек и классов. Противоположное любви и симпатии. Наряду с явлением, вытекающим из интерперсональных отношений, часто наблюдается и при некоторых психических расстройствах как результат болезненных состояний (бредовых, галлюцинаторных и др.).

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Ненависть
чувства враждебности и неприязни в их крайнем выражении. Н. часто выступает причиной гнева. Ее объектом может быть отдельный человек, какая-либо группа, нация, человечество в целом. Наиболее сильно проявляется по отношению к конкретному лицу. Чувство Н. отличается устойчивостью. Основа его, заключенная в установках субъекта, редко им осознается, обычно полностью виновным полагается объект Н.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

НЕНАВИСТЬ
чувство или психическое состояние личности, группы, которое выражает крайний гнев, отвращение к кому-либо или чему-либо. Н. в определенных случаях надо считать оправданной: к поработителям, убийцам и т. д. Человеконенавистничество связано с крайним эгоизмом, себялюбием, непризнанием каких-либо очевидных заслуг или достижений других людей. Н. проявляется в желании зла другому, в отказе помочь ненавистному лицу, противодействии всем его стараниям. Н. к злу предполагает любовь к добру.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Ненависть
рус. не + навидити – охотно смотреть) – интенсивная, длительная и нередко необоснованная враждебность, озлобленность по отношению к кому- или чему-либо. Характеризуется следующими основными признаками: а) страстным желанием и упорными попытками причинять как можно больший вред, ущерб объекту ненависти; б) злорадством, удовольствием от неудач, страдания или разрушения объекта ненависти; в) мстительностью, неспособностью прощать, проявлять снисходительность, великодушие. Ненависть, наряду с другими эмоциями, входит также в состав чувства ревности.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

НЕНАВИСТЬ
негативное чувство субъекта, кот. спроецировано на феномены, явления, других субъектов, противоречащих-оппозиционирующих-противостоящих его ценностям, эго-индексам, социоустановкам, потребностям, убеждениям, замыслам, что сказывается в отрицательной оценке каких-либо объектов, предметов или индивидов, а также сами формы Н. могут быть в негативном порядке направлены против того или иного субъекта, группы, альянса; формы Н. продуцируются-эволюционизируются под воздействием недовольства, каких-либо нежелательных явлений, отрицательных переживаний, фобий, страхов, депрессий, а уже предметом Н. в таких случаях могут быть либо достоверные, либо воображаемые детерминанты, влияющие на критериальность-эго-мерилоизацию самих событий, связанных с экзистенцией-онтологией индивида.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Ненависть
радость от существования другого является основой любви, для ненависти такой основой являются возмущение, негодование и гнев. По мере их накопления возмущение и гнев становятся тотальными и относятся уже не к отдельным поступкам, а ко всему человеку в целом. Таким образом, от любви до ненависти не один шаг, а множество, другое дело, что пройти их можно незаметно. Особенностью возмущения, негодования и гнева является то, что при них имеется ожидание того, что другой все же одумается и загладит вину, компенсирует ущерб. При ненависти также сохраняется надежда, что другой изменит свое поведение. Если ущерб был причинен большой, надежды возлагались огромные, и ждать всего этого пришлось долго, то сила ненависти может удерживать человека в отношениях не меньше, чем сила любви.

Источник: Словарь чувств и эмоций. 2015

НЕНАВИСТЬ
стойкое активное отрицательное чувство субъекта, направленное на явления, противоречащие его потребностям, убеждениям или ценностям. Способна вызвать не только соответственную оценку своего предмета, но и активную деятельность, направленную против него.
Формированию ненависти обычно предшествует острое недовольство, вызванное нежелательным развитием событий, или систематическое накопление более слабых воздействий от источника отрицательных переживаний; тогда предметом ненависти становится реальная или воображаемая причина этих событий.
В практике воспитания контроль за формированием ненависти реализуется путем раскрытия сущности нежелательных явлений и их причин. Для торможения развития нежелательной ненависти ей противопоставляются нравственные убеждения, а также осознание неизбежности неприятных событий.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

НЕНАВИСТЬ
устойчивое, негативное чувство человека активно направленное на других людей или явления, противоречащие его потребностям, ценностям, убеждениям. Н. сопровождается проявлением астенических эмоций, вызывающих отрицательную оценку предмета Н., при этом может вызывать активизацию деятельности, направленной против него. Предметом Н. может выступать реальная или воображаемая причина нежелательных для субъекта событий. Н., как чувство антипатии, доходящая до аффекта, до страсти является противоположностью любви, причём оба эти чувства, по Эмпедоклу, являются движущими силами развития. Поэтому говорят: «от любви к ненависти - один шаг». При этом, чем сильнее любое из них, тем быстрее во времени возможен переход в свою противоположность. Длительные стрессогенные или экстремальные воздействия порождают обострение внутреннего недовольства, накопление и усиление слабых воздействий источника негативных переживаний, повышение степени выраженности фрустрации и, наконец, бурное развитие Н.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

Ненависть
интенсивная и устойчивая враждебность по отношению к кому- или чему-либо. Характеризуется стремлением максимально навредить объекту ненависти (тому, что его олицетворяет), вплоть до его уничтожения, а также удовлетворением, злорадством от вида его страданий и знания о его несчастьях и неудачах. Наиболее распространенными являются следующие формы (виды) ненависти:
- комплекс каина – ненависть ребенка к сиблингам, наиболее любимым родителями;
- мизопедия – ненависть взрослых людей к детям, в т.ч. собственным;
- мизопатерия – ненависть ребенка к своим родителям или лицам их заменяющим;
- мизандрия - ненависть женщины к мужчинам;
- мизогения - патологическое отвращение мужчины к лицам противоположного пола;
- мизантропия - ненависть к людям вообще;
- мизазония – ненависть к некоторым или всем животным;
- мизалиения – ненависть к психически нездоровым людям;
- мизосантроприя – неприязнь некоторых пациентов к здоровым людям;
- мизогамия - патологическое отвращение к браку;
- мизонеизм – негативное, порой ненавистное отношение индивида ко всему новому и неизвестному.

Источник: Словарь терминов агрессии и насилия

НЕНАВИСТЬ
НЯНАВІСЦЬ / HATRED– интенсивное, отрицательно окрашенное деструктивное чувство, отражающее неприятие, гнев, презрение, отвращение и враждебность к объекту Н. (человеку, группе лиц, неодушевленному предмету и др.). Причина Н.– несоответствие объекта Н., его поведения, качеств, внешнего вида и другого системе убеждений и ценностей субъекта, либо объект Н. негативно влияет на жизнь субъекта, препятствует удовлетворению его важных потребностей, провоцирует и т. д. Чувством, противоположным Н., является любовь. Н. в определенных случаях надо считать оправданной (к поработителям, убийцам и т. п.). В ряде случаев Н. может стать довольно устойчивой характеристикой личности– человеконенавистничеством (мизантропия), что связано с крайним эгоизмом, эгоцентризмом, себялюбием, непризнанием других каких-либо очевидных заслуг или достижений. Ненависть социальная / Нянавісць сацыяльная / Social hatred– Н. как чувство одной группы людей (либо человека, который относит себя к определенной группе) к другой группе. Приводит к тяжелейшим конфликтам в обществе (беспорядкам, войнам, экстремизму, геноциду, дискриминации). Группы– объекты Н. выделяются по социально-релевантным признакам (полу, национальности, расе, возрасту, сексуальной ориентации, сословию, социальному классу, страте и т. д.). В си туации социальной Н. различия во внешности, поведении или культуре «своих» и «чужих» преувеличиваются, а точное отграничение «своих» от «не-своих» приобретает большое значение. Чувства, противоположные социальной Н.,– толерантность, терпимость. Т. В. Разина

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Ненависть
Ненависть всегда предметна, ненавидят с уверенностью, которая отсутствует у любви . Ненависть знает, ей хорошо известен ее объект (объект любви неизвестен ); кто охвачен ненавистью, способен на постоянство в существовании, порой на протяжении всей супружеской жизни, в любовных же отношениях постоянство проявляют реже. Ненависть легко ассоциируется с разрушением, забывают, что она является «тонизирующей, она заставляет жить» (Бальзак). Ненависть, которую мы вынашиваем в себе, ненависть, которую мы воспринимаем… Стриндберг писал Гогену: «Мне представляется, что ненависть других вас вдохновляет и укрепляет». Ненависть и любовь способны трансформироваться из одной в другую, однако речь все же не идет о простой симметрии. Ненависть угрожает существованию объекта, но более глубоко очерчивает границы Я, сопрягая свои силы с силами нарциссизма, с любовью Я к самому себе. Различия между Я и другим стремятся к упразднению, если их удерживают искусственно, насильно (между сербом и хорватом, между хуту и тутси), нарциссизм сводится к «небольшим различиям», велика опасность, что ненависть яростно разрушает то, что реальность рискует смешивать. Чистота (расы), депортация, чистка (этническая)… Я, чистота и ненависть обитают на одной территории. Прежде чем стать деструктивной, ненависть разделяет. Мы обязаны ей первым различием между внутренним и внешним: что нравится ребенку – он проглатывает; что не нравится, он отвергает – выплевывает. Я, преследуя собственное удовольствие, интроецирует хорошее и выбрасывает плохое. «Ненавистное, чуждое Я, и внешнее, прежде всего, идентичны» (Фрейд). Ненависть создает объект, она объективирует его, ее парадокс состоит в том, что она позиционирует, утверждает и признает в той же мере, в какой пытается опровергнуть мнение того, в кого она метит.

Источник: 100 слов психоанализа. Когито-Центр. Москва. 2022

Ненависть
от не- и навидеть «охотно смотреть») – глубокая длительная интенсивная злость и враждебность к кому-л., чему-л., часто в сочетании с желанием вреда объекту такой эмоции. Возможное проявление – скрежет зубов, резкий голос (подавляемая сила голоса, напряженность произношения), пристальный взгляд на объект ненависти или, наоборот, намеренное неглядение на него, избегание общения, дисконтакт (дистанцирование). Обусловливается представлениями индивида о том, что объект ненависти опасен, вреден для него, для других людей, для чего-то ценного в его глазах; в частности, ненависть может быть по религиозным или политическим причинам. Ненависть может быть связана с прошлыми отрицательными поступками ее объекта или переходить на объекты, достаточно связанные с ним – его друзей, родственников, сторонников. Типичная реакция – страх, меры безопасности, ответная неприязнь.
Старый муж, грозный муж,
Ненавижу тебя, презираю тебя;
Я другого люблю,
Умираю любя.
(А. Пушкин, Цыганы)
Жак предупредил Северину, что ей надо опасаться Флоры… Он знал, что она ревнива, что в ней живет неженская энергия, что ненависть ее может быть безрассудной и губительной (Э. Золя, Человек-зверь).
Бойся считаться товарищем злых, ненавистником добрых (Гесиод, Работы и дни).
Все люди ненавидят от природы один другого (Б. Паскаль, Мысли о религии).
Слишком лютая ненависть ставит нас ниже тех, кого мы ненавидим (Ларошфуко).
Вполне возможно устрашать и в то же время не стать ненавистным (Н. Маккиавелли, Государь).
Ненависть изображалась в виде разъяренной женщины с кинжалом, вокруг которого вилась змея, шедшей с прикрытым фонарем. Ср. мизантропия, неприязнь, враждебность.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
258.84 кб

Отчуждение от себя: тщеславие и гордость, порождающие зависть и ненависть к ближнему

Мухина Валерия Сергеевна, Хвостов Андрей Анатольевич
Анализируется тщеславие и гордость, порождающие многочисленные негативные личностные образования. Показано, что тщеславие имеет множество обличий, ибо человеку свойственно тщеславиться любыми своими качествами.
Читать PDF
1.53 мб

Ненависть как лингвистическое и психологическое понятие

Колодина Нина Ивановна
Настоящая статья посвящена исследованию нравственного понятия «ненависть» и определению уровня осознанности и уровня нравственной компетентности слышащих и слабослышащих подростков относительно указанного понятия.
Читать PDF
177.81 кб

2011.02.017. ГИТОНГО ДЖ. СТРАХ И НЕНАВИСТЬ В НАЙРОБИ. ПРОБЛЕМА ПРИМИРЕНИЯ В КЕНИИ. GITHONGO J. FEAR

Дворникова А.С.
Читать PDF
114.83 кб

Summa contra connexiones: ненависть к миру и двойная жизнь. Рецензия на новую книгу Э. Калпа о Делёз

Шалагинов Денис Сергеевич
CULP A. DARK DELEUZE. — MINNEAPOLIS : UNIVERSITY OF MINNESOTA PRESS, 2016
Читать PDF
20.67 мб

Любовь и ненависть: Брентано и Штумпф об эмоцияхи переживании эмоций

Физетте Денис
В настоящей статье рассматриваются противоречия в отношениях между профессором Францем Брентано и его учеником Карлом Штумпфом относительно понимания эмоций и ощущения эмоций.
Читать PDF
473.58 кб

Анализ взаимосвязи ненависти, отчуждения и катастрофического сознания

Епифанова Альбина Юрьевна
Статья посвящена связям между феноменами: ненависть, отчуждение, катастрофическое сознание. Актуальность темы обусловлена тем, что проблемы, угрожающие существованию общественных систем и человека в XXI в.
Читать PDF
114.47 кб

Психологические аспекты «Преступлений ненависти»

Ениколопов Сергей Николаевич, Мешкова Наталья Владимировна
Читать PDF
11.34 мб

Национализм: диалектика любви и ненависти (возвращаясь к наследию Б. Андерсона)

Маркедонов Сергей Мирославович
Читать PDF
48.86 кб

Издали Шперка. . . (Федор Шперк. Как печально, что во мне так много ненависти. . . статьи, очерки, п

Артем-александров К. В.
Читать PDF
188.96 кб

ПРЕСТУПЛЕНИЯ «НЕНАВИСТИ» И ПРЕСТУПЛЕНИЯ «СТАЛКЕРОВ» (ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Горинов Виктор Васильевич
В обзорной статье рассматриваются психологопсихиатрические характеристики обвиняемых в преступлениях по мотиву национальной ненависти. Изложены также данные о преступлениях «преследователей» («сталкеров»).
Читать PDF
168.98 кб

Организаторы ненависти и организаторы солидарности: социальная идентичность как основа массовой комм

Стивен Райхер, Ник Хопкинс, Марк Левин, Ракши Ратх
Авторы обращаются к принципам традиции социальной идентично сти с тем, чтобы выработать психологическую модель массовой ком муникации.
Читать PDF
241.53 кб

Проблема выявления и предупреждения преступлений, совершенных по мотиву религиозной ненависти и враж

Кияткина Ирина Александровна
Преступления, совершенные по мотиву религиозной ненависти или вражды представляют собой сложно доказуемую систему. На практике данный мотив преступления заменяют мотивом национальной ненависти или вражды.
Читать PDF
0.00 байт

Разграничение мотива религиозной ненависти или вражды и мотива национальной ненависти или вражды

Кияткина Ирина Александровна
Мотив религиозной ненависти или вражды схож с мотивом национальной ненависти или вражды.
Читать PDF
818.30 кб

Соотношение мотива религиозной ненависти или вражды с преступлениями экстремистской направленности

Кияткина Ирина Александровна
В статье анализируется соотношение мотива религиозной ненависти или вражды с преступлениями экстремистской направленности.
Читать PDF
194.18 кб

Проблема убийств по мотивам ненависти в науке

Чистяков Константин Владимирович
Автор рассматривает одну из основных причин межэтнических конфликтов воинствующий национализм, который, в частности, выражает тенденцию к суверенизации больших и малых этнолингвистических общностей с целью создания независимой гос

Похожие термины:

  • Ненависть к здоровым людям

    болезненная ненависть, которую испытывают некоторые пациенты к здоровым людям по самым разным причинам: из-за зависти к ним, в силу ложного, неадекватого представления психического здоровья или у
  • Ненависть к себе

    Self-hate). Это гнев, который идеализированное "я" чувствует к реальному "я" за то, что мы не те, кем должны быть. Когда мы терпим неудачу в попытке быть нашим идеализированным образом, в нас развивается пр