НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
Подраздел физиологической психологии, в котором основное внимание сосредоточивается на взаимосвязи неврологических процессов и поведения.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Нейропсихология
ветвь психологии, которая изучает отношения между психологическими (когнитивными) процессами и мозгом, особенно у пациентов с повреждениями мозга.

Источник: Ревонсуо А. Психология сознания. Питер. 2013

Нейропсихология
подраздел физиологической психологии, изучающий взаимосвязи неврологических процессов, с одной стороны, и психической деятельности и поведения, с другой.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Нейропсихология
(Neuropsychologia) (от греч. neuron, psyche - душа и logos - наука, учение). Раздел психологии, изучающий связь психических процессов с определенными структурами головного мозга.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Нейропсихология
(нейр(о)- + психология) — раздел психологии, изучающий психическую деятельность человека в связи с функционированием центральной нервной системы в определенных условиях. Нейропсихологические исследования.

Источник: Анатомия и физиология нервной системы Словарь-справочник 2003 г.

нейропсихология

отрасль психологии, изучающая мозговые, нервные механизмы высших психических функций, их связь с отдельными системами головного мозга. В нашей стране основоположник н. – А.Р.Лурия.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
нейро + греч. psyche - душа, logos - учение, наука). Раздел медицинской психологии, изучающий психологическими методами психические нарушения вследствие очаговых органических поражений головного мозга, связь психических процессов с определенными системами головного мозга. Отечественная Н. базируется на исследованиях А.Р. Лурия и его школы, посвященных разработке концепции локализации в коре головного мозга высших корковых функций.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
см. нейро- и психология] - отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (нейрологии, нейрохирургии) и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Научной основой Н. является теория системной динамической локализации психических процессов, разработанная основоположником отечественной Н. А.Р. Лурия. Н. подразделяется на следующие направления: клиническое, реабилитационное, экспери ментальное, психофизиологическое, Н. детского возраста

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Нейропсихология
Словообразование. Происходит от греч. neuron - жила, нерв + psyche - душа + logos - учение.
Категория. Раздел психологии.
Специфика. Посвящена изучению мозговых механизмов высших психических функций на материале наблюдений за локальными поражениями головного мозга. Основы отечественной нейропсихологии были заложены А.Р.Лурия, который разработал теорию системной динамической локализации психических процессов.
Методы. В качестве ведущего исследовательского метода в нейропсихологии используется синдромный анализ нарушений высших психических функций, в котором дается качественная квалификация этих нарушений и топический диагноз поражения мозга.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
область психологической науки, в которой представлены знания и ведутся исследования, касающиеся связи психологических явлений с устройством и функционированием мозга человека. Одна из основных задач Н. заключается в том, чтобы точно определить и описать те анатомические структуры и физиологические процессы, которые непосредственно связаны с различными психологическими явлениями: познавательными процессами, психическими состояниями и психологическими свойствами человека. Одним из создателей Н. считается русский ученый А.Р. Лурия. См. Лурия Александр Романович, нейропсихология когнитивная, процессы психологические (процессы психические), свойства психологические, состояния психические (состояния психологические).

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Нейропсихология
отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Основоположник Н. в СССР, А.Р. Лурия, разработал теорию системной динамической локализации психических процессов, являющуюся теоретической основой Н. Современная Н. подразделяется на ряд направлений: клиническое, реабилитационное, экспериментальное, психофизиологическое, Н. детского возраста. В Н. используется синдромный анализ нарушений высших психических функций, направленный на качественную квалификацию этих нарушений и диагноз поражения мозга. Методы анализа, разработанные А.Р. Лурия, представляют набор специальных проб, адресующихся к различным познавательным процессам (разным видам восприятия, памяти, речевым функциям, мышлению), произвольным движениям и действиям. С помощью этих методов изучены различные нейропсихологические синдромы - закономерные сочетания нарушений высших психических функций при поражении различных мозговых структур. Н. имеет большое значение для развития общих методологических и теоретических основ психологии, для диагностики локальных поражений головного мозга и восстановления его нарушенных функций.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
отрасль науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии. Изучает мозговые механизмы функций психических высших на материале локальных поражений мозга головного (-> функция психическая: компенсация). Рассматривает соотношение мозга и психики.
Основоположник отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия, развивая идеи Л.С. Выготского о социальной детерминации и системном строении функций психических высших, разработал теорию системной динамической локализации процессов психических - теоретическую основу нейропсихологии.
Нейропсихология подразделяется на ряд направлений: клиническое, реабилитационное, экспериментальное, психофизиологическое, нейропсихология детского возраста. Она использует анализ синдромный (-> синдром) для квалификации этих нарушений и диагноза поражений мозга. Методы анализа являют собой набор специальных проб, адресуемых к различным познавательным процессам, произвольным движениям и действиям. С помощью этих методов изучены различные нейропсихологические синдромы - закономерные сочетания нарушений функций психических высших при поражении различных мозговых структур.
Нейропсихология играет большую роль в развитии общих методологических и теоретических основ психологии, в диагностике локальных поражений мозга головного и восстановлении его нарушенных функций.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
раздел псих. науки, на стыке психологии, неврологии, медицины, нейрохирургии, физиологии, кот. изучает мозговые процессы-функции-механизмы высших психофункций на материале локальных аберраций коры бол. пол. гол. мозга; основоположником Н. в России, явл. Лурия, кот. эволюционировал концепции Выготского о социодетерминации и модельно-системном построении высших психофункций и разработал концепцию системно-динамической локализации психофункций-психопроцессов, послужившей теоретическим базисом для современных иссл., связанных с Н., кот. подразделяются-дифференцируются на такие направления как экспериментальное, психофизиологическое, клиническое и др.; в модусах Н. используются специфико-синдромные анализы нарушений-деформаций высших психофункций, кот. сынтенционированы на экстенсивно-аналитическую квалификацию этих дефектов и диагнозы поражения мозга, сами модусы-методики анализа, предложенные Лурия, есть комплект спецпроб, спроецированные на различные когнитивно-гностические процессы — разные формы памяти, восприятия) вербальные функции, акты ментальности, произвольные кинетики и т.д., а уже при помощи этих модусов-методик иссл. дифференциально-нейропсихологические симптомы, выявляются закономерности-импликации нарушений высших психофункций-психопроцессов, в связи с поражением локально-мозговых имманентных структур (см. соч. Цветкова Л., Хомской Е.); оригинальные научные интерпретации Н. имеют большое значение для эволюции общеметодологическо-практическо-концептуально-теоретических основ психологии, а также для диагностики локально-структурных аберраций коры бол. пол. гол. мозга и устранения его дефектных функций, для изучения синдромов аберраций-поражений медиальных и базальных отделов, в основном, левого полушария мозга.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Нейропсихология
раздел клинической психологии. Сформировалась на стыке психологии, неврологии и нейрохирургии. Интенсивно развивающаяся область психологической науки, формирование которой связано с достижениями в нейрохирургии и внедрением в практику современных технических методов исследования мозга человека. Н. помогает решить одну из методологических проблем «мозг и психика», вокруг которой до настоящего времени ведутся острые дискуссии.
Н. изучает мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга. Объект исследования Н. — мозг больного человека, а предмет — психические процессы, нарушенные в результате болезни мозга. Развитие Н. определялось практической потребностью в диагностике локальных поражений головного мозга и восстановлении нарушенных функций.
Основатель отечественной Н. А. Р. Лурия разработал нейропсихологические методы изучения высших психических функций, которые позволяют более точно определять зоны поражения мозга. Они способствуют изучению познавательных психических процессов, произвольных движений и действий, особенностей личности, которые отражаются в поведении больного. Также помогают определить состояние изучаемых функций и тех мозговых структур, которые обеспечивают их протекание.
Нейропсихологические методы нашли широкое применение в клинике сосудистых, травматических, опухолевых, воспалительных заболеваний мозга, они используются для оценки динамики высших психических функций в операционном и послеоперационном периодах заболевания.
Н. кроме решения диагностических задач занимается восстановлением высших психических функций вследствие локальных поражений мозга. Разработаны методы восстановления нарушенных психических функций, которые изложены в трудах А. Р. Лурия, Е. Д. Хомской и др. В восстановительном лечении сегодня нуждаются больные, перенесшие инсульт, различного рода черепно-мозговые травмы, а также больные после удаления опухолей головного мозга.
Литература
Клиническая психология / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 2002.
Хомская Е. Д. Нейропсихология. М., 1987.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
англ. neuropsychology) - отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке нескольких дисциплин - психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), физиологии - и направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Основоположник Н. в России - А. Р. Лурия. Развивая идеи Л. С. Выготского о системном строении высших психических функций, Лурия разработал теорию системной динамической локализации высших психических функций, являющуюся теоретической основой Н.
В Н. используется синдромный анализ нарушений высших психических функций, направленный на качественную квалификацию этих нарушений и топический диагноз поражения мозга. Для синдромного анализа в Н. применяются методы, разработанные Лурия (см. Методы Лурия). С их помощью описаны различные нейропсихологиче-ские синдромы (см. Синдромы нейропсихологические), представляющие собой закономерные сочетания нарушений высших психических функций, а именно синдромы поражения конвекситальных, медиальных и базальных отделов преимущественно левого полушария мозга, а также синдромы поражения глубоких структур мозга.
Современная Н. подразделяется на несколько направлений, которые решают основную теоретическую задачу Н. - изучение мозговой организации высших психических функций с помощью своих методических приемов. Клиническая Н. изучает особенности нейропсихологических синдромов при поражении различных мозговых структур левого и правого полушарий и подкорковых структур. Экспериментальная Н. исследует с помощью методов экспериментальной психологии различные формы нарушений психических процессов, эмоциональных состояний и личности больного. Реабилитационное направление изучает механизмы восстановления высших психических функций, нарушенных при локальных поражениях мозга, с помощью специальных методов и приемов восстановительного обучения. Психофизиологическое направление изучает методами психофизиологии физиологические механизмы нарушений высших психических функций (см. Психофизиология локальных поражений головного мозга). Н. детского возраста исследует особенности нарушений высших психических функций у детей разных возрастов с помощью специальных методов, адаптированных к детскому возрасту (см. Детская нейропсихология). Н. имеет большое значение для развития психологической теории, а также для практики диагностики локальных поражений головного мозга и восстановления нарушенных функций. См. также Блоки мозга. (Е. Д. Хомская.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Нейропсихология
отрасль психологической науки, изучающая мозговую организацию высших психических функций, эмоционально-личностной сферы человека на материале локальных поражений головного мозга и других заболеваний ЦНС, а также на материале сравнительного исследования здоровых лиц. Н. сложилась на стыке нескольких дисциплин: психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии) и физиологии. А. Р. Лурия — основоположник Н., развивая идеи Л. С. Выготского о системном строении высших психических функций, разработал теорию системной динамической локализации психических процессов, являющуюся теоретической основой Н. В Н. используется синдромный анализ нарушений высших психических функций и эмоционально-личностной сферы, направленный на их качественную квалификацию и тонический диагноз поражений мозга. Для синдромного анализа в Н. используются методы, разработанные А. Р. Лурия, которые представляют собой набор специальных проб, адресующихся к различным познавательным процессам (разным видам восприятия, памяти, мышления, речи), а также к произвольным движениям и действиям. С помощью этих методов изучены различные нейропсихологические синдромы — закономерные сочетания нарушений высших психических функций при поражении различных мозговых структур. Современная Н. подразделяется на ряд направлений. Клиническая Н. изучает особенности нейропсихологических синдромов при поражении различных мозговых структур левого и правого полушария (коры больших полушарий и подкорковых образований), связь нейропсихологического синдрома с нейропсихологическим фактором, генезом заболевания (опухоль, травма, сосудистое поражение и др.) и преморбидом больного (пол, возраст, правшество-левшество и др.). Экспериментальная Н. исследует формы нарушения различных психических процессов, эмоциональных состояний и личности больного с помощью методов современной экспериментальной психологии. Реабилитационная Н. изучает механизмы восстановления высших психических функций и личности больного с помощью специальных методов восстановительного обучения. Психофизиологическое направление изучает физиологические механизмы нарушений высших психических функций и эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга методами психофизиологии (см. Психофизиология локальных поражений головного мозга). Н. детского возраста исследует особенности нарушений психических процессов и их компенсации у детей разного возраста с помощью специальных нейропсихологических методов, адаптированных к детскому возрасту. Н. индивидуальных различий (или дифференциальная Н.) анализирует особенности протекания психических функций и эмоционально-личностной сферы у здоровых лиц (детей, взрослых) на основании нейропсихологических представлений о мозге как субстрате психических процессов; изучает связь психологического статуса с межполушарной организацией мозга. Формируются и другие направления: Н. позднего возраста, Н. пограничных состояний, фармакологическая Н. и др. Н. имеет большое значение для разработки различных общепсихологических проблем ("мозг и психика", "биологические и социальные детерминанты психики", "уровневая организация психических функций" и др.) и практики (диагностической, реабилитационной и т. п.).

Источник: Клиническая психология. Словарь

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
НЕЙРАПСІХАЛОГІЯ / NEUROPSYCHOLOGY– отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга. Первые нейропсихологические исследования проводил еще в 1920-е гг. Л. С. Выготский, однако основная заслуга создания Н. как самостоятельной отрасли психологического знания принадлежит А. Р. Лурии. Существенный вклад в развитие Н. внесли клинический психолог Р. Я. Голант, психиатры М. О. Гуревич и А. С. Шмарьян, А. Л. Абашев-Константиновский, Б. В. Зейгарник и его сотрудники, неврологи Б. Г. Ананьев и его сотрудники, нейрофизиолог Г. В. Гершуни, физиологи Н. А. Бернштейн, П. К. Анохин, Е. Н. Соколов, Н. П. Бехтерева, О. С. Адрианов и др. В настоящее время отечественная Н. представляет собой интенсивно развивающуюся отрасль психологической науки, в которой выделилось несколько самостоятельных направлений. Основным направлением является клиническая Н., главная задача которой состоит в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга, и сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания. Другим направлением современной Н. является экспериментальная Н., в задачи которой входит экспериментальное (клиническое и аппаратурное) изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга и других заболеваниях ЦНС. Одним из важнейших направлений современной Н. является реабилитационное направление, посвященное восстановлению высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга. Центральным положением концепции нейропсихологической реабилитации является то, что восстановление сложных психических функций может быть достигнуто лишь путем перестройки нарушенных функциональных систем, в результате которой скомпенсированная психическая функция начинает осуществляться с помощью нового «набора» психологических средств, что предполагает и ее новую мозговую организацию. Еще одним направлением Н. является Н. индивидуальных различий (дифференциальная Н.)– изучение мозговой организации психических процессов и состояний у здоровых лиц, одной из важнейших проблем психологической науки. В настоящее время в Н. индивидуальных различий сложилось два направления исследований. Первое– это изучение особенностей формирования психических функций в онтогенезе с позиций Н., т. е. рассмотрение разных этапов развития психических функций как результата не только социальных воздействий, но и созревания соответствующих мозговых структур и их связей. Второе– это исследование индивидуальных особенностей психики взрослых людей в контексте проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, анализ латеральной организации мозга как нейропсихологической основы типологии индивидуальных психологических различий. Н. получила бурное развитие и за рубежом, в высокоразвитых странах. В США Н. интенсивно развивается с 70-х гг. XX в., в настоящее время нейропсихологическая ассоциация насчитывает более 150 тыс. членов. Стимулом для развития Н. явилась необходимость реабилитации нейропсихологическими методами ветеранов войн, локальных конфликтов и террористических актов. Согласно опросу нейропсихологов США в 1984 г., А. Р. Лурия является психологом номер один в развитии этой науки, т. е. и американские психологи признали его родоначальником Н. 1. Концепция динамической хроногенной системной локализации высших психических функций (ВПФ) в головном мозге, основывающаяся на принципах созревания мозга «снизу вверх», принципах иерархии и гетерохронности локализации, постепенной латерализации и системной локализации ВПФ. 2. Концепция фактора (Р. А. Лурия), лежащего в основе несформированности (или девиации, или дефекта) ВПФ. Понятие фактора является одним из наиболее важных в системе «инструментов» нейропсихологических исследований нарушений или несформированности тех или иных видов психической деятельности, позволяющих уточнить представления о развитии ВПФ у детей, об их структуре, взаимодействии и взаимовлиянии и, главное, о взаимодействии мозга и его определенных зон с психикой ребенка. 3. Концепция нейропсихологического синдрома и симптома. Нейропсихологический синдром представляет собой избирательное нарушение одной группы психических процессов, в состав которых входит нарушенный (несформированный) фактор при сохранности других ВПФ, в структуру которых этот фактор не входит. Симптом представляет собой нарушение той или другой ВПФ, имеющей определенный механизм. Содержание этой концепции раскрывается в принципах гетерохронности в развитии, компенсации дефекта ВПФ, принципе специфичности и изменений факторов, лежащих в основе синдромов несформированности ВПФ и динамики системы ВПФ в зависимости от возрастного этапа. Концептуальную основу Н. составляет созданная А. Р. Лурией теория системной динамической локализации психических функций. Е. Г. Баранов

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Нейропсихология
neuropsychology) Н. - это клиническая и эксперим. дисциплина, занимающаяся изучением, объяснением, оценкой и коррекцией форм поведения, непосредственно связанных с функционированием головного мозга. Несмотря на то что Н. преимущественно занимается людьми с поражениями головного мозга, эта дисциплина тж рассматривает индивидуальные различия между людьми с нормальным мозгом, обусловленные различиями в его структурно-функциональной орг-ции. Н. представляет собой область, образованную ветвями психологии и неврологии, и как таковая тесно связана с поведенческой неврологией. Мн. работающие в этой области люди вместо базовой подготовки по психологии получают специальность невролога, обучаясь в мед. ин-тах. Историческое развитие Связь между функционированием мозга и поведением документально зафиксирована в 3500 г. до н. э. в папирусе Эдвина Смита, причем есть нек-рые основания предполагать, что эта связь была замечена еще в эпоху верхнего палеолита. С незапамятных времен теоретики сходились в том, что мышление и интеллектуальные способности чел. связаны с головным мозгом, однако между ними существовали принципиальные разногласия по поводу того, какие структуры мозга ответственны за интеллект. Совр. концепции функционирования мозга начали развиваться лишь в XIX в. Галль был первым крупным исследователем, предположившим, что специфические психол. функции локализованы в специфических органах или участках головного мозга, - теория, в к-рую уверовал французский хирург П. Брока. Опираясь на рез-ты аутопсии двух больных, утративших способность пользоваться экспрессивной речью, Брока сообщил об обнаружении им зоны мозга, в к-рой локализован моторный центр речи. Воспринятая мн. как важнейшее достижение, работа Брока вызвала нескончаемый поток исслед., предпринимаемых для установления мозговой локализации специфических психол. функций. Несмотря на то что теории локализации пользовались особой популярностью в XIX в., мн. ученые их отвергали. Флуранс предпринял целую серию атак в защиту теории эквипотенциальности, согласно к-рой интеллектуальные и психол. навыки являются продуктом деятельности мозга в целом, а не его специфических отдельных участков. В начале XX в. мн. неврологи приняли эквипотенциальный подход. Хотя эти теоретики соглашались, что осн. моторные и сенсорные функции локализованы в определенных зонах мозга, высшие интеллектуальные функции, по их мнению, являются рез-том функционирования целостного мозга. Любое поражение мозга, независимо от локализации, будет нарушать эти высшие интеллектуальные навыки. Обе теории оказали существенное влияние на оценку поражения мозга в клинической Н. Специалисты, отстаивающие эквипотенциальную т. зр., сосредоточились на поисках теста или тестов, с помощью к-рых можно было бы измерять базовые высшие интеллектуальные навыки, страдающие при всех формах повреждения мозга. Психологи, занимающие позицию локализационизма, сосредоточились на поисках тестов, к-рые измеряют каждый психол. навык, опосредованный мозгом, позволяя т. о. оценивать не только психол. навыки, напрямую связанные с мозгом, но и их локализацию в специфических мозговых зонах. Роль нейропсихологов Начиная с 1960-х гг. Н. начала превращаться во все более и более специализированную область деятельности, в к-рой работали люди с подготовкой, выходящей за границы обычно получаемой клиническими психологами. Некогда участвовавшие только в выявлении больных с локальными поражениями мозга среди др. категорий пациентов, в настоящее время психологи привлекаются для точного определения характера и степени повреждения мозга, оценки терапевтических программ, прогнозирования исхода лечения и планирования программ реабилитации. Новые методики рентгеноскопии позволяют обнаруживать атрофию мозговой ткани без боли и существенного вреда для жизни пациента. Поэтому мн. диагностические услуги, запрашиваемые ранее от психологов, перешли в сферу компетенции нейродиагноста. А это, как доказывали мн., предполагает, что психолог должен выполнять др. роль в нейродиагностике. Одна альтернативная роль связана с проведением тщательного анализа мозгового синдрома в том виде, как он выражается у конкретного больного. Этот анализ включает оценивание таких качеств, как общий интеллект, перцептивно моторное функционирование, речь, гибкость, скорость реакции, внимание и концентрация. Направления нейропсихологии Принятие этой новой роли заставило поднять важные вопросы, касающиеся отношения Н. к традиционным моделям профессиональной подготовки в области психологии. Нек-рые нейропсихологи начинают считать, что они относятся к отдельной узкой специальности, по аналогии с тем, как клиническая психология признается узкой специальностью. Напротив, др. воспринимают нейропсихологию (особенно ее разделы, имеющие дело с оценкой и лечением) как специализацию клинической психологии. В этой модели подготовка в области клинической психологии дополняется специализацией по Н. Нейропсихологи, придерживающиеся разной ориентации, могут тж совершенно по-иному смотреть на популяции больных и практику. Психологи, получившие подготовку с ориентацией на неврологическую традицию, чаще всего наблюдают больных с явными дефицитами в мозговых функциях, особенно пациентов, страдающих афазией, вследствие того значения, к-рое мн. видные неврологи придают речевым расстройствам. Применяемые ими методы обследования яв-ся преимущественно качественными, ориентированными на выявление того, как больной выполняет то или иное задание, а не на использование показателей, полученных по более традиционным психол. тестам. Процедуры тестирования м. б. стандартизованы, но они часто изменяются в целях приведения в соответствие с воспринимаемыми нуждами конкретного пациента и впечатлениями специалиста, проводящего обследование. Напротив, др. психологи могут придерживаться скорее количественного подхода к этим проблемам, заимствованного из богатой традиции количественной психометрической оценки. Существуют разные варианты этого подхода, причем одни из них, такие как применение единственного теста, уходят в тень, тогда как др., напр., использование батарей тестов, завоевывают все большую популярность. В любом случае количественный подход придает особое значение установлению норм для тестовых показателей и обоснованию возможности объективного анализа демонстрируемых пациентом дефицитов, вместо того чтобы полагаться на чисто интуитивную оценку. Однако эффективность этого подхода все равно зависит от знаний и опыта клинициста, ибо паттерны тестовых показателей могут изменяться под воздействием большого числа переменных, включая область локального поражения мозга, скорость патологического процесса, характер поражения, преморбидный интеллектуальный уровень, степень восстановления функции и мн. др. Спорные вопросы в нейродиагностическом тестировании В Н. есть ряд важных дискуссионных вопросов, касающихся выбора между индивидуальным и стандартизованным тестированием, количественным и качественным тестированием, одноаспектным (с использованием одного теста) и многоаспектным (с применением тестовых батарей) тестированием, а тж роли клинического психолога и программ реабилитации. Индивидуальное тестирование против стандартизованного Сторонники индивидуализированного подхода обычно пропагандируют выбор тестов для пациента на основе рез-тов мед. обследования, анамнеза и клинической картины на начальном и последующих этапах лечения. Использующие этот подход нейропсихологи утверждают, что индивидуализированное обследование дает клиницисту возможность сконцентрировать усилия на тестировании тех областей, где данный пациент обнаруживает наибольшую дефицитарность. Теоретически такой подход позволяет клиницисту провести тщательное оценивание пациента за более короткое время. Противники этого подхода отмечают, что точность индивидуализированной оценки в значительной степени зависит от мастерства каждого отдельного клинициста. Когда субъективные суждения клинициста дают основание для выбора корректных тестов, такое обследование м. б. высокоэффективным. Если, однако, отобранные тесты не позволяют адекватно измерить дефициты функций пациента, индивидуализированное обследование может оказаться недостаточным, в лучшем случае, или вводящим в заблуждение - в худшем. Кроме того, утверждают оппоненты, этот подход не дает возможности собирать систематические данные как по категориям больных, так и по категориям нарушений; как следствие, возможности для выводов по рез-там обследования группы пациентов или, по крайней мере, для научного подтверждения достоверности таких выводов, существенно ограничиваются. Вследствие этих ограничений мн. клиницисты используют стандартные тесты или тестовые батареи, подбираемые в соответствии с тем, что они считают осн. измерениями, релевантными оценке предполагаемой дисфункции мозга. Все пациенты оцениваются по этим измерениям. Разумеется, стандартизованный подход имеет свои ограничения. Прежде всего, чем больше сторон затрагивает обследование, тем больше времени оно занимает; для проведения наиболее полных комплексных батарей тестов может потребоваться целый день или даже больше. Кроме того, входящие в стандартизованные батареи тесты, адресованные всем пациентам в целом, могут иногда не подходить для оценки областей, значимых для данного конкретного больного. Эффективное компромиссное решение для преодоления ограничений стандартизованного тестирования заключается в сочетании этого подхода с более гибким дополнительным тестированием. Количественное/качественное тестирование Количественный подход предполагает сведение всех особенностей выполнения теста к набору чисел, к-рые можно использовать для сравнения рез-тов пациента по данному тесту с рез-тами, полученными в нормативных группах здоровых людей и больных с поражениями мозга. На основе таких сравнений может приниматься диагностическое решение. Сторонники количественного подхода подчеркивают его доверие объективным показателям, к-рые характеризуются воспроизводимостью на множестве исследователей и клиницистов, и его акцент на н.-и. рез-тах, получаемых в контролируемых условиях. Качественный подход придает особое значение тому, как конкретный чел. пытается выполнить тест, а не набранному им в рез-те количеству баллов. Это дает клиницисту возможность понять важные базовые процессы, к-рые определяют качество выполнения теста пациентом. Как только эти лежащие в основе выполнения процессы становятся понятны клиницисту, он может идентифицировать причину мозговой дисфункции и оценить ее значение для восстановительного лечения и реабилитации пациента. Эти подходы не нужно рассматривать как взаимоисключающие. Эффективно работающие клиницисты чаще всего сочетают оба подхода. Одиночные тесты/тестовые батареи Традиционно мн. психологи использовали только какой-то один тест для оценивания расстройств, связанных с локальными поражениями мозга. Однако в настоящее время признается, что подход к оценке на основе использования единственного теста в общем оказывается неэффективным. Поэтому мн. клиницисты приняли мультитестовый подход, при к-ром диагностические решения принимаются на основе совокупного выполнения тестов пациентом. В идеале входящие в состав батареи тесты должны представлять различные способности, затрагиваемые при поражениях мозга. Использование тестовых батарей тж оставляет больше возможностей для комплексных интерпретативных подходов. Рез-ты теста, рассчитанного на правополушарное выполнение, можно сравнить с рез-тами теста, рассчитанного на левополушарное выполнение. Вербальные тесты и тесты правосторонних моторных и сенсорных функций считаются отображающими левополушарное выполнение, тогда как невербальные тесты и тесты левосторонних моторных и сенсорных функций считаются отображающими правополушарное выполнение. При работе с тестовыми батареями тж может использоваться анализ конфигураций. Анализ конфигураций, вероятно, представляет собой один из наиболее мощных инструментов, имеющихся в распоряжении клинических нейропсихологов, к-рым они могут воспользоваться для анализа более трудных, тонких случаев органического мозгового синдрома. В нейропсихологическом оценивании применяется широкое множество тестов, как отдельных, так и в виде тестовых батарей. Среди отдельных тестов, часть к-рых представлена в составе др., можно назвать Гештальт-тест Бендер, Память на рисунки (Memory for Designs), Тест символов (Token Test), Тест визуальной ретенции Бентона, субтесты из Шкалы интеллекта взрослых Векслера, Бостонскую диагностическую экспертизу афазии (Boston Diagnostic Aphasia Examination), Наборную доску Пердью (Perdue Pegboard), Словесно-цветовой тест Струпа (Stroop Color and Word Test) и Тест штата Висконсин на сортировку карточек (Wisconsin Card Sort Test). Кроме того, существует целый ряд тестовых батарей, но большинство из них используются только в одном или относительно малом числе контекстов. Две батареи - Нейропсихологическая батарея Халстеда-Рейтана и Нейропсихологическая батарея Лурии-Небраска - привлекли к себе наиболее широкое внимание. Батарея Халстеда - Рейтана была создана раньше батареи Лурии-Небраска и применяется с 1950-х гг. Пожалуй, эта батарея больше, чем что-либо др. ответственна за возросшую популярность клинической Н. Нейропсихологическая батарея Лурии-Небраска яв-ся более новым тестом, введенным в употребление в 1978 г. Эта батарея представляла собой отступление от стандартных тестов в том, что сочетала качественный, поведенческий, неврологический подход Лурии со стандартизованным, количественным подходом Рейтана. Данный тест появился как уникальный подход для нейропсихологической оценки и потому вызвал горячую и широкую полемику. Несмотря на бурные споры вокруг его применения, он стал одним из осн. тестов, используемых в этой области, и в настоящее время ему обучают во все большем числе программ. Интерпретация производится на основе анализа конфигураций, дополняемого наблюдениями за тем, как пациент выполнял входящие в батарею задания. Эти качественные наблюдения в настоящее время организуются в форме, позволяющей проводить частотный анализ, и т, о. тж формализуются. Сильная сторона батареи Лурии-Небраска заключается в интеграции качественного и количественного подходов и в более широких возможностях для проведения научных исслед., предоставляемых системой количественных показателей. Реабилитация Область планирования и реализации реабилитационных программ, осн. на нейропсихологических данных, находится еще в "младенческом" состоянии. Систематических научных исслед. в этой области практически не проводилось, несмотря на растущий интерес к проблемам пациентов с церебрально-васкулярными расстройствами и с травмами головы. Гораздо больше было сделано для инвалидов с периферическими нарушениями. Работы таких ученых, как Диллер, Бен-Ишей, Гертсман, Гудкин, Гордон и Вайнбергер, указывают на потенциально высокий уровень помощи, к-рую можно предложить на основе методик когнитивного восстановительного обучения даже людям с относительно тяжелыми расстройствами. Теоретические позиции В Н. есть ведущие теорет. школы. Основу этих ведущих школ нейропсихологической мысли образуют локализационистская и эквипотенциальная теорет. позиции. Эквипотенциальная теория Эквипотенциальная теория, как уже упоминалось, связана с предположением, что все области мозга вносят равный вклад в общую интеллектуальную функцию. Т. о., конкретная область поражения мозга не важна, и только степень его повреждения определяет дефицитарность поведения. Мн. представители эквипотенциального подхода придают особое значение дефицитам в абстрактной или символической способности, к-рые предположительно сопровождают все формы поражений головного мозга. Эквипотенциальная теория оказала сильное влияние на разраб. психол. тестов. Хотя уже были созданы тесты, по к-рым лица с поражениями мозга получали устойчиво более низкие рез-ты, чем лица без таких поражений, эти тесты не обладали достаточной различительной способностью, чтобы использоваться в текущей клинической работе. Теория локализации Теория локализации предполагает, что каждая область головного мозга отвечает за специфические психол. навыки. Поэтому главной заботой в оценивании органических поражений мозга становится выяснение того, где у конкретного чел. локализовано поражение. Степень повреждения важна лишь постольку, поскольку более обширное повреждение затрагивает больше областей мозга и, следовательно, нарушает больше навыков. Но примерно одинаковые по размеру очаги поражения в разных частях мозга вызывают существенно отличающиеся эффекты. При оценивании конкретного пациента психолог, работающий в рамках этой теории, вынужден признать, что очень немногие повреждения действительно ограничены специфической областью. Опухоли, напр., могут вызывать повышенное внутричерепное давление, поражая т. о. области мозга, находящиеся на значительном удалении от самой опухоли. Травмы головы нарушают функции не только того полушария, к-рое непосредственно пострадало от удара, но и функции противоположного полушария, получившего вследствие смещения косвенный удар от столкновения с костями черепа. Жертвы инсульта часто обнаруживают нарушение мозгового кровообращения в целом. Почти при любом повреждении мозга имеет место ухудшение мн. навыков, связываемых с удаленными от очага поражения областями, особенно в острой фазе расстройства. Альтернативы Ни эквипотенциальная теория, ни теория локализации не получают полного подтверждения в психол. исслед. Эквипотенциальная теория не может объяснить специфические, ограниченные дефициты, возникающие у нек-рых пациентов без к.-л. общего ухудшения абстрактных способностей или др. сходных навыков. Теории локализации испытывают серьезные затруднения при объяснении того, почему специфический недостаток, такой как дисграфия, может появляться почти при любых очаговых поражениях левого полушария и при мн. поражениях правого полушария. Не имея оснований окончательно принять одну из этих двух теорий, мн. обратились к поиску альтернативы. Создание одной такой модели приписывают Дж. X. Джексону, английскому неврологу. Джексон заметил, что большинство психол. функций не яв-ся унитарными способностями, а собраны из более элементарных навыков. Согласно Джексону, даже если сами эти элементарные навыки м. б. локализованными, все наблюдаемое поведение представляет собой сложное взаимодействие многочисленных элементарных навыков, и потому в большинстве форм актуального поведения участвует мозг как целое. Т. о., его теория объединяет локализационистскую и эквипотенциальную т. зр., приобретая способность объяснять эксперим. данные, собранные в поддержку обеих т. зр. Наибольшее развитие взгляды Джексона получили в теориях российского нейропсихолога А. Р. Лурии. В представлении Лурии всякое поведение осн. на функциональных системах, и конкретные конфигурации взаимодействия между локальными участками мозга необходимы для того, чтобы породить определенное поведение. Любое повреждение мозга, разрушающее любую часть функциональной системы, будет приводить к нарушению всех форм поведения, осн. на этой системе. Следовательно, самые сложные интеллектуальные навыки, такие как способность к абстрагированию, будут наиболее чувствительны к повреждению мозга, так как в порождении такого поведения должно участвовать большое множество функциональных систем. Факторы, влияющие на нейропсихологическую оценку Нейропсихологическая оценка имеет целью дать картину изменений в поведении, происходящих вследствие изменений головного мозга. В идеале выводы из используемых тестов не должны зависеть от факторов, к-рые не относятся к аспектам функционирования мозга. К сожалению, это не всегда так, ибо множество внешних факторов может влиять на рез-ты тестов. В их число входят такие переменные, как возраст, образование, физ. расстройства, интеллект и психич. статус. Возраст Тесты, чувствительные к повреждению мозга, тж обнаруживают в целом высокую чувствительность к эффектам взросления и старения. Нек-рые считают, что возрастные эффекты вызываются изменениями мозга, сопутствующими старению; тем самым подводится теорет. основа под наблюдаемую чувствительность нейропсихологических тестов к таким эффектам. Эта чувствительность обязывает нейропсихологов учитывать эффекты возраста при анализе выполнения теста. Важно тж тщательно анализировать рез-ты с т. зр. паттернов выполнения теста, указывающих на поражение мозга, но маскируемых скорректированными по возрасту показателями. Паттерны, наблюдаемые при различных условиях, не видоизменяются возрастом. Выполнение нейропсихологических тестов детьми сильно зависит от возраста. Кроме того, повреждения мозга вызывают у детей совершенно разные последствия в зависимости от возраста. Болл на основании собственных наблюдений пришел к выводу: чем раньше поражается мозг ребенка, тем тяжелее нейропсихологические последствия. Др. важная задача в отношении детей заключается в отделении проблем, обусловленных задержкой развития и умственной отсталостью, от проблем, вызванных действительным повреждением мозга. Во мн. случаях такое разграничение невозможно провести, и на практике оно часто не имеет значения в плане лечения. Образование Роль уровня образования в рез-тах теста спорна. При ближайшем рассмотрении становится очевидным, что мн. тесты требуют минимального уровня образования. Наблюдаемые эффекты образования м. б. связаны с общим IQ, так как люди, переходящие на каждый последующий уровень образования, имеют, по-видимому, более высокий средний IQ. Эта связь, так же как и влияние уровня образования на широко используемые тесты, требует более широкого исслед. Физические расстройства Периферические нарушения, к-рые ухудшают моторику, особенно движения рук и рта, могут во мн. случаях существенно влиять на точность и валидность целого ряда нейропсихологических тестов. При работе с такими пациентами часто приходится заменять широко используемые в Н. тесты др. тестами, нечувствительными к уровню моторной координации. Интеллект Люди со сниженным уровнем интеллекта выполняют нейропсихологические тесты менее адекватно, чем это делают люди, чей уровень интеллекта считается нормальным. Интерпретация рез-тов должна корректироваться на основе ожидаемого уровня выполнения теста пациентом. Эмоциональные проблемы Серьезной проблемой при оценке органической мозговой дисфункции всегда было отделение дефицитов, вызванных поражением мозга, от дефицитарности, обусловленной функциональными расстройствами. Во мн. случаях уровень выполнения теста, демонстрируемый индивидуумом с хроническим функциональным расстройством, неотличим от такового у пациента с расстройством органического генеза. Поэтому для разграничения таких случаев часто приходится использовать альтернативные диагностические процедуры. Одно важное различие между пациентами с органическими поражениями мозга и больными шизофренией касается постоянства выполнения тестов. Пациенты с органическими расстройствами показывают высокую согласованность рез-тов в тех областях, где они имеют дефициты. Пациенты с функциональными расстройствами, напротив, могут демонстрировать высокую вариабельность рез-тов. Др. важная стратегия состоит в изучении рез-тов теста на предмет наличия паттернов выполнения, согласующихся с поражением мозга. Хотя шизофреник может демонстрировать сниженное выполнение теста, редко случается, что такое сниженное выполнение будет указывать на специфическое органическое расстройство, как это обычно бывает в случае пациента с определенным органическим мозговым синдромом. Последняя стратегия заключается в том, чтобы попытаться минимизировать снижение выполнения теста у пациентов с функциональными расстройствами за счет орг-ции более коротких сеансов тестирования, чтобы максимизировать мотивацию выполнения и минимизировать утомление. Вдобавок ко всему изменения в медикаментозном лечении таких пациентов могут существенно повышать уровень выполнения теста. Экспериментальная нейропсихология Клинической Н. уделяется значительное внимание, но не менее важной областью яв-ся эксперим. Н., к-рая занимается изучением и людей, и лабораторных животных, пытаясь выявить отношения между головным мозгом и поведением. Там, где дело касается исслед. на людях, между эксперим. нейрофизиологией чел. и клинической нейрофизиологией проходит очень тонкая граница. Однако цели этих двух областей существенно различаются. В то время как клиническая нейропсихология пытается найти правила и процедуры, эффективные в работе с большим числом пациентов, часто с неопределенными (и неопределимыми) расстройствами, эксперим. нейропсихология чел. систематически изучает больных с точно установленными и ограниченными расстройствами в целях пополнения наших знаний об отношениях между мозгом и поведением. См. также Афазия, Повреждения головного мозга, Латерализация головного мозга, Расстройства психики и поведения при поражениях ЦНС, Батарея Халстеда-Рейтана, Нейропсихологическая батарея Лурии-Небраска, Органические синдромы Ч. Голден

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
238.44 кб

Нейропсихология и школа

Пылаева Наталия Максимовна, Ахутина Татьяна Васильевна
Цель статьи - ознакомление широкого круга психологов, педагогов, дефектологов и воспитателей (в том числе работающих в группах и классах инклюзивного обучения) с основами нейропсихологии детского возраста и нейропсихологического п
Читать PDF
137.39 кб

Психогенетика и нейропсихология: анализ источников индивидуальных различий когнитивных функций в зре

Шварц Анна Юрьевна, Обухова Ольга Борисовна, Ахутина Татьяна Васильевна
В статье обсуждается возможность использования нейропсихологического метода анализа в психогенетических исследованиях.
Читать PDF
531.34 кб

Кросскультурная нейропсихология и исследование высших психических функций хакасских дошкольников

Фотекова Т.А., Барашкова В.Н.
Читать PDF
649.88 кб

Нейропсихология: эпоха Л. С. Цветковой

Шипкова Каринэ Маратовна, Цветков Андрей Владимирович, Семенович Анна Владимировна, Сергиенко Алексей Анатольевич, Селявко Леонид Евгеньевич
Статья посвящена научному наследию и личности выдающегося отечественного нейропсихолога Л.С. Цветковой. Показано, что, став «наследником» одного из ключевых направлений луриевской нейропсихологии, нейропсихологии речи, проф.
Читать PDF
494.69 кб

Нейропсихология внимания и «Задача Струпа»

Корсакова Наталия Константиновна
Связывая интеллектуальное внимание с активностью лобных долей мозга, Е.Д.
Читать PDF
404.46 кб

Нейропсихология на службе профилактической медицины и стандарт диспансеризации

Кузина Наталья Владимировна
Предлагаются практические приемы проведения нейропсихологического исследования и рекомендации к содержанию заключений, оформленных на пациентов амбулаторного приема возраста старости, а также условно здоровых граждан при диспансер
Читать PDF
141.70 кб

Нейропсихология дошкольного детства

Шишова О.А.
Статья посвящена методу замещающего онтогенеза, являющегося основой нейропсихологической коррекции, позволяющего специалисту «разбудить» находящиеся в спячке системы детского организма.
Читать PDF
99.51 кб

Динаміка змін каріозного процесу у взаємозв'язку з вегетативним та нейропсихологічним станом у вагіт

Петрушанко Т. О., Островська Л. Й., Пурденко Т. Й.
Читать PDF
226.70 кб

Проблема кадрового обеспечения кабинета клинической нейропсихологии в поликлинике востановительного

Фролова А. А.
Читать PDF
379.80 кб

Неврологическая и нейропсихологическая феноменология в кардиохирургии

Постнов В. Г., Караськов A. M., Ломиворотов В. Н., Зельман В. Л.
Читать PDF
506.46 кб

Взаимосвязь цитокинов в цереброспинальной жидкости и сыворотке крови с неврологическим, нейропсихоло

Кулеш Алексей Александрович, Куклина Е.М., Шестаков В.В.
Воспаление является ключевым процессом, связывающим сердечно-сосудистые факторы риска с повреждением сосудов и нейронов, и выявление механизмов этой взаимосвязи имеет высокую актуальность. Материал и методы.
Читать PDF
145.38 кб

Нейропсихологическая оценка качества жизни в отдаленном периоде аневризматических интракраниальных к

Герцев В. Н., Сон А. С.
Читать PDF
0.00 байт

Нейропсихологические механизмы временной перцепции при алкогольной зависимости

Селиванова Дарья Сергеевна
Читать PDF
0.00 байт

Клинико-анамнестические и нейропсихологические особенности больных цереброваскулярной патологией

Горшкова Н. С.
Читать PDF
0.00 байт

Клинико-анамнестические и нейропсихологические особенности периферической нервной системы (ПНС)

Иванова А. А., Иванова М. А.

Похожие термины: