особый вид творческой деятельности человека, опирающийся на словесно–логическое мышление, продуктом которого являются открытия общих закономерностей развития реальной действительности. Н.т., в отличие от художественного и технического, относится к теоретической стороне человеческого познания и преобразования мира, хотя и может носить не только теоретический, но и эмпирический характер. Это познание еще неведомых, ранее непознанных процессов в природе и обществе. Н.т.направлено на открытие ранее неизвестных явлений, их связей и отношений, логической цепи порождающих и порождаемых явлений, фактов, событий. Важнейшую роль в данном процессе играет мышление, которое путем сложнейших операций и порождает новое знание. Указанный вид творческой деятельности функционирует в такой форме общественного сознания, как наука. Эта область меньше связана с потребностями практики, чем техника, хотя и приводит иногда к получению практически значимого результата.
Общие особенности Н.т. В основе процесса Н.т. лежит преимущественно абстрактное, словесно–логическое мышление, хотя и образные, и наглядно–действенные компоненты мыслительных процессов также присутствуют в научном познании. Решение научно–исследовательской задачи опирается на основные мыслительные операции — анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация и т. д., используемые при обработке информации (теоретической или обобщенной эмпирической) в их наиболее абстрактном воплощении. Только таким путем и могли быть созданы теория относительности Эйнштейна, систематизация растений и животных К. Линнея, открыт закон всемирного тяготения И. Ньютона.
1. Продуктом Н.т., является новое знание, существующее в виде понятий, умозаключений, теорий и абстрактных идей. Наука оперирует именно понятиями и теориями, а не только образами, как искусство или образами–идеями как техническое творчество. Новизна и оригинальность полученного научного знания (объективная или даже субъективная, по мнению многих исследователей) является признаком творчества в данной области.
2. Для характеристики процесса и результата Н.т. используются термины исследование и открытие. Интересно, что то, что открывает наука, уже существовало и продолжает существовать в объективной действительности, независимо от нашего сознания (в отличие от создания художественного образа или изобретения в технике, которые приводят к возникновению объектов, объективно не существовавших ранее). До своего открытия найденная человеческим разумом закономерность существовала в непознанном, скрытом от нас измерении, в неотрефлексированном виде, она не была осознаваемой проблемой. И только в процессе своего открытия и в его результате она становится новым творческим знанием. Например, электрические и электромагнитные процессы в природе существовали всегда, но человечество начало догадываться о них, начиная с Нового времени. Или, другой пример: люди издревле разводили скот и даже выводили его новые породы, ничего не зная о закономерностях генетики, и только в ХХ веке стала возможна селекция на научной основе.
3. Процесс научного исследования может носить как эмпирический, так и теоретический характер. Эмпирическое открытие является результатом осмысления и обобщения непосредственной практической работы с изучаемым объектом в процессе наблюдения или эксперимента. Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на опосредованное познание объективной реальности в ее существенных связях и отношениях. Вместе с тем эти две указанные формы научного исследования органически взаимосвязаны и выступают также как его качественные уровни. Эмпирическое изучение объекта выявляет новую информацию о нем, а значит, дает материал для теоретического исследования и ставит перед ним новые задачи. Теоретическое исследование, развивая и конкретизируя абстрактное содержание науки, открывает новые перспективы и направления эмпирических исследований.
4. Процесс Н.т., как и любой творческий процесс, имеет эмоциональную окрашенность. Она не обладает особым самостоятельным значением, как в художественном творчестве, но вместе с тем связана с мотивацией научного познания. Основной стимул Н.т. — это исследовательская активность и познавательные потребности, именно они эмоционально окрашены и делают научное познание потребностью для человека
5. Для Н.т. свойственна не только «природная обусловленность», рассмотренная выше, но и специфическая историческая обусловленность. Достигнутый уровень информационного и теоретического развития общества способен обусловить содержание и форму научных открытий той или иной эпохи. Иногда говорят даже о «неизбежности» некоторых научных открытий. Еще в ХIХ веке Гальтон (1883) образно сказал об исторической детерминированности открытий в науке, что когда яблоки созрели, они готовы упасть. Некоторые науковеды утверждают, что одновременные открытия в истории науки скорее правило, чем исключение, и лишь 58 % открытий бывают уникальными. Интересна также и ситуация «опережения своего времени», свойственная некоторым научным открытиям, которые появляются как бы «вопреки» историческим условиям. Подобные продукты Н.т. редко оцениваются современниками. Обычно подобное открытие повторяется другими учеными через несколько поколений. Это показывает не только историческую, но и личностную обусловленность научной деятельности.
6. Н.т. связано со специфическими чертами личности ученых, которые и приводят к продуктивности их исследовательской деятельности. Для успешного решения научных задач необходимы не только склонность к теоретической и исследовательской деятельности и развитое абстрактное мышление. Высокий уровень Н.т. связан с особым типом мышления, который американским психологом Дж. Гилфордом (1950) был назван «дивергентным», то есть «расходящимся». Он позволяет вариативно и в разных плоскостях искать решение поставленной проблемы. При этом, мало успешно решать поставленные другими учеными проблемы, высокий уровень Н.т. предполагает умение самостоятельно подобные проблемы выдвигать. Таким образом, чувствительность к проблемам — неотъемлемая черта продуктивного ученого. (Тургель В. А.)
184.85 кб
Этюды о научном творчестве
Статья представляет собой эссе на тему о природе научного творчества и о субъективных усилиях и объективных обстоятельствах, необходимых для развития и реализации творческой личности.