Научное творчество

Найдено 1 определение
Научное творчество
особый вид творческой деятельности человека, опирающийся на словесно–логическое мышление, продуктом которого являются открытия общих закономерностей развития реальной действительности. Н.т., в отличие от художественного и технического, относится к теоретической стороне человеческого познания и преобразования мира, хотя и может носить не только теоретический, но и эмпирический характер. Это познание еще неведомых, ранее непознанных процессов в природе и обществе. Н.т.направлено на открытие ранее неизвестных явлений, их связей и отношений, логической цепи порождающих и порождаемых явлений, фактов, событий. Важнейшую роль в данном процессе играет мышление, которое путем сложнейших операций и порождает новое знание. Указанный вид творческой деятельности функционирует в такой форме общественного сознания, как наука. Эта область меньше связана с потребностями практики, чем техника, хотя и приводит иногда к получению практически значимого результата.
Общие особенности Н.т. В основе процесса Н.т. лежит преимущественно абстрактное,  словесно–логическое  мышление, хотя и образные, и наглядно–действенные компоненты мыслительных процессов также присутствуют в научном познании. Решение научно–исследовательской задачи опирается на основные мыслительные операции — анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация и т. д., используемые при обработке информации (теоретической или обобщенной эмпирической) в их наиболее абстрактном воплощении. Только таким путем и могли быть созданы теория относительности Эйнштейна, систематизация растений и животных К. Линнея, открыт закон всемирного тяготения И. Ньютона.
1. Продуктом  Н.т., является  новое  знание,  существующее в  виде  понятий,  умозаключений,  теорий  и  абстрактных идей. Наука оперирует именно понятиями и теориями, а не только образами, как искусство или образами–идеями как техническое творчество. Новизна и оригинальность полученного научного знания (объективная или даже субъективная, по мнению многих исследователей) является признаком творчества в данной области.
2. Для характеристики процесса и результата Н.т. используются термины исследование и открытие. Интересно, что то, что открывает наука, уже существовало и продолжает существовать в объективной действительности, независимо от нашего сознания (в отличие от создания художественного образа или изобретения в технике, которые приводят к возникновению объектов, объективно не существовавших ранее). До своего открытия найденная человеческим разумом закономерность существовала в непознанном, скрытом от нас измерении, в неотрефлексированном виде, она не была осознаваемой проблемой. И только в процессе своего открытия и в его результате она становится новым творческим знанием. Например, электрические и электромагнитные процессы в природе существовали всегда, но человечество начало догадываться о них, начиная с Нового времени. Или, другой пример: люди издревле разводили скот и даже выводили его новые породы, ничего не зная о закономерностях генетики, и только в ХХ веке стала возможна селекция на научной основе.
3. Процесс научного исследования может носить как эмпирический,  так  и  теоретический  характер. Эмпирическое открытие является результатом осмысления и обобщения непосредственной практической работы с изучаемым объектом в процессе наблюдения или эксперимента. Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на опосредованное познание объективной реальности в ее существенных связях и отношениях. Вместе с тем эти две указанные формы научного исследования органически взаимосвязаны и выступают также как его качественные уровни. Эмпирическое изучение объекта выявляет новую информацию о нем, а значит, дает материал для теоретического исследования и ставит перед ним новые задачи. Теоретическое исследование, развивая и конкретизируя абстрактное содержание науки, открывает новые перспективы и направления эмпирических исследований.
4. Процесс Н.т., как и любой творческий процесс, имеет эмоциональную окрашенность. Она не обладает особым самостоятельным значением, как в художественном творчестве, но вместе с тем связана с мотивацией научного познания. Основной  стимул Н.т. —  это  исследовательская  активность и познавательные потребности, именно они эмоционально окрашены и делают научное познание потребностью для человека
5. Для Н.т. свойственна не только «природная обусловленность», рассмотренная выше, но и специфическая историческая обусловленность. Достигнутый уровень информационного и теоретического развития общества способен обусловить содержание и форму научных открытий той или иной эпохи. Иногда говорят даже о «неизбежности» некоторых научных открытий. Еще в ХIХ веке Гальтон (1883) образно сказал об исторической детерминированности открытий в науке, что когда яблоки созрели, они готовы упасть. Некоторые науковеды утверждают, что одновременные открытия в истории науки скорее правило, чем исключение, и лишь 58 % открытий бывают уникальными. Интересна также и ситуация «опережения своего времени», свойственная некоторым научным открытиям, которые появляются как бы «вопреки» историческим условиям. Подобные продукты Н.т. редко оцениваются современниками. Обычно подобное открытие повторяется другими учеными через несколько поколений. Это показывает не только историческую, но и личностную обусловленность научной деятельности.
6. Н.т. связано со специфическими  чертами  личности  ученых, которые и приводят к продуктивности их исследовательской деятельности. Для успешного решения научных задач необходимы не только склонность к теоретической и исследовательской деятельности и развитое абстрактное мышление. Высокий уровень Н.т. связан с особым типом мышления, который американским психологом Дж. Гилфордом (1950) был назван «дивергентным», то есть «расходящимся». Он позволяет вариативно и в разных плоскостях искать решение поставленной проблемы. При этом, мало успешно решать поставленные другими учеными проблемы, высокий уровень Н.т. предполагает умение самостоятельно подобные проблемы выдвигать. Таким образом, чувствительность к проблемам — неотъемлемая черта продуктивного ученого. (Тургель В. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
184.85 кб

Этюды о научном творчестве

Толкачев Евгений
Статья представляет собой эссе на тему о природе научного творчества и о субъективных усилиях и объективных обстоятельствах, необходимых для развития и реализации творческой личности.
Читать PDF
260.72 кб

Интуиция в научном творчестве

Управителев Александр Федорович
В данной статье автор отмечает, что интуиция неосознаваемый, трудно рационализируемый процесс, но тем не менее интуицией можно управлять.
Читать PDF
137.01 кб

Акмеология научного творчества

Мухина Валерия, Хвостов Андрей
Читать PDF
4.89 мб

Научное творчество В. М. Бехтерева

Старкова E. B., Куковякин С. A.
Читать PDF
148.79 кб

Философские аспекты научного творчества

Клементьев Борис Семенович
Статья посвящена рассмотрению философских аспектов феномена научного творчества; показано, что творческое познание является активным творческим процессом, в результате которого появляются принципиально новые системы знаний, навыко
Читать PDF
10.80 мб

Философские аспекты научного творчества

Виноградова Светлана Михайловна
Вопросы творчества привлекают представителей многих сфер научного знания. Особое место эта проблематика занимала и занимает в философских трудах.
Читать PDF
983.67 кб

Философия научно-технического творчества

Пусько Виталий Станиславович
В статье рассматривается научно-техническое творчество как вид деятельности ученых, инженеров, изобретателей для получения новых результатов в развитии науки, техники, технологий в современных условиях.
Читать PDF
284.42 кб

Научное творчество как социальный феномен

Петров М.К.
Читать PDF
193.10 кб

Научное творчество как объект исследования

Кочергин Альберт Николаевич
Рассматривается сущность творчества, определяется специфика научного творчества как объекта междисциплинарного исследования, охарактеризовано соотношение логики и интуиции в научном творчестве.
Читать PDF
1.25 мб

Научные школы в истории научного творчества

Арпентьева Мариям Равильевна
В статье анализируются основные проблемы формирова-ния и развития научных школ, предлагается система описания научнойшколы, дающая представление об особенностях научного вклада и творче-ских процессов, происходящих внутри школы.
Читать PDF
482.81 кб

Воображение и его роль в научном творчестве

Изотов Максим Олегович
Статья посвящена анализу феномена воображения в научном творчестве. Автором вводится собственное определение данного понятия применительно к проблематике работы.
Читать PDF
769.01 кб

НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ОБЩЕСТВЕННЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

Егерев Сергей Викторович
Рассматриваются общественные стереотипы в отношении ученых и их деятельности с учетом известного факта: восприятие обществом науки в целом следует отличать от восприятия обществом собственно ученого.
Читать PDF
58.07 кб

Проблема творчества в контексте научного знания

Курасова Тамара Ивановна
В статье исследуется категория творчества в контексте философского, культурологического, исторического научного знания, дается анализ трактовки данного понятия в процессе эволюции культуры.
Читать PDF
594.70 кб

Научно-теоретические аспекты творчества учащихся

Читать PDF
369.35 кб

Магия и концепции научно-технического творчества

Степанов Александр Анатольевич
Проводится анализ концепций научно-технического творчества с целью выявления его взаимосвязи с магией.