Научное понятие
ПОНЯТИЕ НАУЧНОЕ
понятие, которое точно определено с использованием принятых в науке правил определения понятий, т. е. точно указаны его объем и содержание, описанные через другие научные понятия. См. понятие, понятие житейское.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Научное понятие
не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли. (1.2.1, 198) развитие научных понятий будет непременно опираться на известный уровень созревания спонтанных понятий. (1.2.1, 199) Научные понятия, с их совершенно иным отношением к объекту, опосредованные через другие понятия, с их внутренней иерархической системой взаимоотношений, являются той областью, в которой осознание понятий возникает прежде всего. (1.2.1, 220) Научные понятия развиваются сверху вниз, от более сложных и высших свойств к более элементарным и низшим. (1.2.1, 186, 262) отношение научного понятия к объекту характеризуется тем, что оно опосредовано через другие понятия и, следовательно, включает в себя одновременно с отношением к предмету также и отношение к другому понятию. (1.2.1, 222) до некоторой степени научное понятие оказывается противоположным по пути своего развития спонтанному или житейскому понятию ребенка . Однако, несмотря на противоположность, мне представляется, что оба процесса развития – спонтанных и научных понятий – внутренне глубочайшим образом связаны друг с другом. развитие житейских понятий ребенка должно достигнуть известного уровня для того, чтобы ребенок мог вообще усвоить научные понятия. (3.4, 418) научных понятий, складывающихся именно в процессе обучения ребенка определенной системе научных знаний. (26.1, 7) спонтанное [житейское] понятие переходит в новый участок своего развития. Оно осознается ребенком, оно изменяется в структуре, т.е. переходит к обобщению более высокого типа с функциональной стороны, и обнаруживает возможность тех операций, тех признаков, которые характеризуют деятельность научного понятия. (3.4, 426) См. Житейское (спонтанное) понятие, Мысль, Обобщение, Понятие, Развитие
Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004