Научающее направление в психологии НАУЧЕНИЕ БЕЗ ОСОЗНАНИЯ

НАУЧЕНИЕ

Найдено 15 определений термина НАУЧЕНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

НАУЧЕНИЕ

процесс и результат приобретения индивидуального опыта (знаний, умений и навыков).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь психологических терминов

Научение

learning). Основной, связанный с развитием процесс изменения индивидуума в результате тренировки (практики) или приобретения личного опыта.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге

НАУЧЕНИЕ

процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Н. отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами и целями. Н. выступает основным средством в развитии психомоторики

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

Научение

1. процесс усвоения знаний или фактического овладения ими, обучение; 2. в бихевиоризме – «относительно постоянное изменение потенциальной возможности реагирования, которое происходит в результате подкрепляемой практики» (Кимбл).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

научение (применительно к человеку)

процесс приобретения знаний, навыков, умений. Иногда н. понимается как результат учения, однако отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами тем, что способствует приобретению любого опыта и включает протекающее неосознанно уяснение материала и его закрепление.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Научение

Автор. Э.Л.Торндайк.

Категория. Приобретение индивидуального опыта.

Специфика. Широкий класс психологических процессов, обеспечивающих формирование новых приспособительных реакций.

Виды: - привыкание,

- импринтинг,

- запечатление,

- образование рефлексов,

- формирование сложных поведенческих реакций,

- социальное научение и др.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

Научение

в бихевиоризме - выработка связи между стимулом и реакцией. Три формы Н.: классическое обусловливание (И.П. Павлов), оперантное Н. (Б. Скиннер), Н. на основе подражания (А. Бандура). Законы Н. - закон проб и ошибок, закон готовности, закон упражнения, закон эффекта - действуют в поведении как животных, так и человека. Специфика Н. у ребенка отражена в теории социального Н. См. Бихевиоризм, Теория социального научения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

НАУЧЕНИЕ

процесс и результат приобретения индивидуального опыта Первоначально возникло в зоопсихологии в работах американского психолога Э. Л. Торндайка. Путем научения может приобретаться любой опыт животного как новые формы его поведения. Является основной формой приобретения опыта и происходит либо постепенно (в повторяющихся актах поведения), либо сразу (запечатление). Направленное учение у животных существует лишь в зачаточной форме (обследование новой ситуации впрок, подражание)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь справочник по зоопсихологии (сравнительной психологии)

Научение

1 . (применительно к человеку) - процесс приобретения знаний, умений, навыков. Иногда научение понимается как результат учения, однако отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами, тем, что способствует приобретению любого опыта и включает проникающую неосознанно, уяснение материала и его закрепление. 2. процесс приобретения знаний, который приводит к относительно стабильным переменам поведения или к предрасположенности вести себя определенным образом. Научение происходит в результате практики или другого сходного опыта в течение всей жизни организма. 3. Процесс и результат приобретения индивидуального опыта.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Материалы к курсу психология личности. В 2 ч.

Научение

Процесс приобретения знаний, который приводит к относительно стабильным переменам поведения или к предрасположенности вести себя определенным образом. Научение обычно отличается от других изменений поведения, обусловленных эволюцией (адаптацией при смене поколений) или созреванием. Оно происходит в результате практики или другого сходного опыта в течение всей жизни организма. Бихевиористская теория научения подчеркивает роль подкрепления в этом процесс; иными словами, научение рассматривается как результат подкрепления определенных реакций. Некоторые психологи считают, что организмы проявляют биологическую готовность учиться некоторым вещам, особенно тесно связанным с выживанием. Импринтинг считается характерным примером биологической готовности. Научение имеет жизненно важное значение для организмов, так как позволяет им приспосабливать свое поведение к изменяющимся требованиям окружающей среды.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

Научение

процесс приобретения индивидуального опыта человеком или животным в повторяющихся ситуациях поведения и деятельности; может быть как целенаправленным, специально организованным в процессах обучения, так и непроизвольным, стихийным. Понятие «Н.» возникло в зоопсихологии в работах американского психолога Э.Л. Торндайка и др. и в дальнейшем стало одним из центральных понятий в бихевиоризме и необихевиоризме. Возможности Н. обнаруживаются уже у дождевого червя и развиваются по мере продвижения вверх по эволюционной лестнице. Человек рождается лишь с несколькими врожденными рефлексами (сосательный, глотательный, мигательный и др.), в остальном развитие репертуара его поведения и деятельности, необходимого для жизни, полностью зависит от взаимодействия с физической и еще в большей мере — с социальной средой. Н. происходит на разных уровнях в зависимости от вовлекаемых в его процесс нейронных, психофизиологических и психических механизмов, важности и сложности участвующих в нем физиологических структур — от уровня рецепторов до коры головного мозга. Путем Н. человек может приобретать любой опыт практической и теоретической деятельности. У животных Н. является формой приобретения нового поведения и происходит либо при повторении поведенческих актов, либо сразу — по механизму запечатления (импринтинга). Концепции Н. можно разделить на физиологические и психологические. Естественнонаучной основой большинства физиологических концепций являются теория условных рефлексов (И.П. Павлов) и теория инструментальных условных реакций (Б.Ф. Скиннер). В более поздних концепциях предпринята попытка объединить отдельные типы Н. в единые схемы и объяснить более сложные типы Н.: теории «опосредования» (Ч. Осгуд), уравновешивания со средой (Ж. Пиаже) и др. Основным содержанием Н., согласно психологическим концепциям, является образование когнитивных, сенсомоторных и кинестетических структур, существенную роль в котором играют мотивация и эффекты достижения. А.А.Вербицкий

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология развития. Словарь. Психологический лексикон в 6 т.

НАУЧЕНИЕ

у животных) (англ. learning) - индивидуальное приспособление животных к среде обитания. Путем Н. животные приобретают и накапливают в ходе онтогенеза индивидуальный опыт. Этот процесс всегда совершается на инстинктивной основе и состоит в достройке, совершенствовании или переделке врожденных элементов поведения (видового опыта), в их приспособлении к конкретным условиям жизни особи. В результате в каждом случае формируется единый поведенческий акт, который содержит как врожденные, генетически фиксированные (инстинктивные, видовые), так и индивидуально-изменчивые, благоприобретенные компоненты.

В основной своей форме - навыке - Н. характеризуется выработкой путем упражнения автоматизированных операций, направленных на решение определенных биологических задач (см. Кривая упражнения, Плато). При этом устраняются мешающие и излишние движения, удачные же сохраняются, повторяются и закрепляются. Одновременно отдельные действия объединяются в единый целостный комплекс, а дистантный сенсорный контроль в большей или меньшей степени заменяется проприоцептивным. Длительное отсутствие упражнения ведет к разрушению навыков. Содержание навыков определяется характером преодолеваемых в процессе упражнения преград. Совершенство навыка существенно зависит от дифференцированности и генерализованности восприятия условий, в которых он формируется. С повышением общего уровня организации животного возрастает лабильность, вариативность навыков. В отличие от фиксированных навыков, характеризующихся строго определенной системой последовательных движений, в лабильных навыках фиксирована лишь общая схема действия. Последняя осуществляется в разных случаях разными приемами, причем движения выполняются в разных сочетаниях и в различной последовательности в зависимости от конкретных условий ситуации. Наиболее лабильные навыки приближаются к интеллектуальным действиям животных и составляют их основу.

В условиях общения животных Н. иногда происходит в форме подражания одних особей действиям других. Чаще всего такое Н. остается в рамках видотипического манипулирования и играет известную роль в формировании поведения молодых животных (путем подражания взрослым, присвоения их опыта). Особой формой Н. является запечатление, играющее важную роль в постна-тальном развитии многих форм инстинктивного поведения. См. Викарное научение, Законы научения, Инсайт, Латентное научение, Метод проб и ошибок, Моделирование, Учение.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой психологический словарь

НАУЧЕНИЕ

1. Процесс усвоения знаний или фактического овладения ими; обучение. Это значение очень свободное и используется подобным образом в различных дисциплинах, таких как педагогическая психология и когнитивная психология. Коннотации и способы употребления этого значения в специальной литературе по сути такие же, как и в неспециальной. Однако эта свобода считается неудовлетворительным явлением в более бихевиористски ориентированных подходах. Следовательно: 2. В терминах Кимбла – это "относительно постоянное изменение потенциальной возможности реагирования, которое происходит в результате подкрепляемой практики". Такое определение четко выделяет четыре основных проблемы, которые большинство теоретиков научения считает существенными для понимания процесса научения, (а) "Относительно постоянный": предполагается исключение временных изменений б поведении, вызванных утомлением, насыщением, привыканием и т.п. (б) "Потенциальная возможность реагирования" – эта фраза включена для различения научения и выполнения. Это допускает включение феноменов латентного научения и случайного научения, при которых изменения в поведении не сразу становятся заметны, и отражает трюизм, что научение в действительности представляет собой гипотетическое событие, распознаваемое исключительно через измеримые изменения в эффективности выполнения, (в) "Подкрепляемая": здесь заключается основная сложность этой проблемы, по крайней мере, большинство бихевиористов в этом убеждены. Возможно, без подкрепления будет происходить затухание этих "относительно постоянных изменений в потенциальной возможности реагирования" (подробнее см. подкрепление), (г) "Практика": суть здесь в том, что для того, чтобы произошло научение, рано или поздно должно осуществляться поведение, и повторяющиеся (подкрепляемые) действия улучшат научение. Эти рассуждения общеприняты в психологии, хотя еще должны быть сделаны некоторые допущения для эффектов имитационного научения, научения через моделирование и наблюдение. Представление о практике также предполагает исключение других поведенческих изменений относительно постоянного вида, которые, как считается, не являются образцами научения, таких как врожденные тенденции определенных биологических видов (например, имприн-тинг) и изменений, связанных со взрослением (например, полету птиц).

Странно, что определение и способ употребления термина научение вызвали небольшую дискуссию среди теоретиков, и он используется с относительно небольшими затруднениями психологами развития, педагогами, когнитивными психологами, бихевиористами и т.д. Трудности с его использованием обнаруживаются тогда, когда предлагаются теоретические процессы и механизмы для объяснения научения. См. несколько наиболее горячо дискутируемых теорий научения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

НАУЧЕНИЕ

процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Это понятие возникло в зоопсихологии. Научение отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами, или мотивами и целями. Путем научения может приобретаться любой опыт - знания, умения, навыки (у человека) и новые формы поведения (у животных).

Как всякое приобретение опыта, научение включает в себя протекающие неосознаваемо уяснение содержания материала и его закрепление (запоминание непроизвольное). У животных научение (-> животное: научение) - основная форма приобретения опыта. Направленное учение у животных существует лишь в зачаточной форме (обследование новой ситуации, подражание).

Способностью к научению обладают в основном виды, далеко продвинувшиеся в эволюционном развитии. Если поведение инстинктивное эффективно в обычной для животного среде и обычных обстоятельствах, то справляться с новыми ситуациями и непривычной обстановкой, формировать новые поведенческие акты могут, в сущности, лишь особи тех видов, у коих преобладает способность к научению и выработке навыков.

Начатки возможности научения обнаруживаются уже у дождевых червей. В средней степени оно проявляется у рыб, амфибий, рептилий. Эта способность развивается по мере продвижения по эволюционной лестнице, и у самых продвинутых форм (шимпанзе и человека) почти нет таких форм поведения, что позволяли бы с момента рождения без тренировки адекватно приспосабливаться к среде. У человека формы поведения, коим он не должен обучаться, - это врожденные рефлексы, дающие возможность выжить после появления на свет: рефлекс сосательный, глотательный, чихательный, мигательный и пр.

У человека роль и значение научения меняются в ходе онтогенеза. В возрасте дошкольном научение - основной способ приобретения опыта, затем оно отодвигается на второй план, уступая место учению - учебной деятельности, хотя и не теряет значения полностью. Важнейший фактор научения - место усваиваемого материала в соответственной деятельности. Человек лучше научается материалу, который занимает место цели деятельности.

Согласно одним теориям, существует единый механизм обучения (у человека и животных, у научения и учения); другие теории рассматривают эти механизмы как различные. В зарубежной психологии к первой группе относятся теории бихевиоризма, где научение трактуется как не связанный с психикой и познанием процесс случайного, слепого ассоциирования стимулов и реакций на основе готовности, упражнения, подкрепления или смежности во времени. Подобные теории противоречат позднее установленным фактам, говорящим о возможности научения без подкрепления, без упражнений и пр. К этой же группе нужно отнести теории, где научение рассматривается как процесс изменения отражения психического условий деятельности и поведения по принципу пассивного установления новых связей (ассоцианизм), реструктурирования исходно целостного опыта в виде образцов (гештальт-психология) или планов (необихевиоризм). Сюда же в большой мере относятся теория Ж. Пиаже (-> школа Женевская) и теории некоих представителей подхода информационного и психологии когнитивной.

Ко второй группе относятся теории отечественных психологов и ряда зарубежных авторов. У человека научение и учение рассматриваются ими как процесс познавательный усвоения социального опыта практической и теоретической деятельности. У животных научение трактуется как процесс изменения врожденного видового опыта и приспособления его к конкретным условиям.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь практического психолога

НАУЧЕНИЕ

Процесс и результат приобретения индивидуального опыта, знаний, умений и навыков, или Н., рассматривается как появление определенных способов поведения в условиях действия конкретных раздражителей; иными словами, Н. является систематической модификацией поведения при повторении одинаковой ситуации. Н. выступает в качестве основного методического принципа и главной задачи поведенческой психотерапии и важного фактора лечебного действия в других психотерапевтических системах, в частности в групповой психотерапии.

Поведенческая психотерапия по сути представляет собой клиническое использование теорий Н., сформировавшихся в рамках бихевиоризма. Центральное место в этих теориях занимают процессы классического обусловливания и оперантного обусловливания и обучение по моделям. В соответствии с этим выделяют три типа Н.: Н. типа S, Н. типа R и социальное Н. (или моделирование). Первые два типа Н. базируются на различных видах обусловливания. В основе Н. типа S лежит классическая парадигма И. П. Павлова. Здесь реакция возникает только в ответ на воздействие какого-либо стимула. Результатом Н. по такой схеме является респондентное поведение, т. е. поведение, вызванное определенным стимулом. Подкрепление в данном случае связано со стимулом, поэтому этот тип Н. обозначается как Н. типа S. H. типа R основывается на оперантной парадигме Скиннера (Skinner В. F.). В соответствии с этой схемой экспериментатор, наблюдая поведение, фиксирует случайное появление желательной, "правильной" реакции и сразу же подкрепляет ее. Результатом такого Н. является оперантное Н., или оперант. В этом случае подкрепляется не стимул, а реакция организма; именно она вызывает подкрепляющий стимул, поэтому такое Н. обозначается как Н. типа R. Скиннер, подчеркивая различия между респондентным и оперантным поведением, указывает, что первое вызвано стимулом, который предшествует поведению, а второе - стимулом, следующим за поведением. Иными словами: в классическом обусловливании стимул предшествует поведенческой реакции, которую необходимо изменить, а в оперантном следует за ней. Третий тип Н. - социальное Н., или Н. по моделям. Оно предполагает Н. посредством наблюдения и имитации социальных моделей поведения. Это направление связано прежде всего с именем американского психолога Бандуры (Bandura А.), представителя медиаторного подхода (сам Бандура называет свою теорию медиаторно-стимульной ассоциативной теорией). С его точки зрения, сложное социальное поведение формируется посредством наблюдения и имитации социальных моделей. Наблюдение модели способствует выработке у наблюдателя новых реакций, облегчает реализацию ранее приобретенных реакций, а также модифицирует уже существующее поведение. Бандура выделяет 3 основные регуляторные системы функционирования индивида: предшествующие стимулы (в частности, поведение других, которое подкрепляется определенным образом), обратную связь (главным образом в форме подкреплений последствий поведения) и когнитивные процессы (человек представляет внешние влияния и ответную реакцию на них символически в виде "внутренней модели внешнего мира"), обеспечивающие контроль стимула и подкрепления.

Обычно выделяют 3 основных вида поведенческой психотерапии, непосредственно связанных с тремя типами Н.:

1) направление, методически основанное на классической парадигме И. П. Павлова и использующее систематическую десенсибилизацию или другие приемы для редукции симптома;

2) направление, методически основанное на оперантной парадигме Скиннера и использующее различные виды подкрепления;

3) направление, методически основанное на парадигме социального Н. Бандуры и использующее моделирование.

Последнее включает разнообразные системы директивной психотерапии, целью которых является изменение многочисленных психологических параметров, рассматриваемых как промежуточные переменные.

В поведенческой психотерапии Н. осуществляется непосредственно, являясь целенаправленным, систематическим, осознаваемым как психотерапевтом, так и пациентом процессом. В других психотерапевтических направлениях Н. также играет определенную роль и осуществляется прямо и косвенно. Благоприятные условия для Н. создаются, в частности, в процессе групповой психотерапии. Группа является моделью реального поведения пациента, в которой он проявляет типичные для него поведенческие стереотипы и таким образом создает условия для исследования индивидом собственного поведения и межличностного взаимодействия, позволяет вычленить в нем конструктивные элементы, приносящие удовлетворение или вызывающие негативные переживания. В групповой ситуации многопланового реального эмоционального межличностного взаимодействия в значительной степени облегчается отказ от нежелательных поведенческих стереотипов и выработка навыков адекватного поведения и полноценного взаимодействия с другими людьми. Существенную роль в этом процессе играет наблюдение за участниками группы, теми реакциями, которые это поведение вызывает, а также имитационное поведение. Новые, более адаптивные формы взаимодействия положительно подкрепляются в группе, пациент начинает ощущать свою способность к изменениям, которые приносят удовлетворение ему самому и положительно воспринимаются окружающими. В современных направлениях недирективной психотерапии Н. осуществляется в рамках модели социального Н. скорее косвенным путем.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. 2-е издание

Найдено схем по теме НАУЧЕНИЕ — 0

Найдено научныех статей по теме НАУЧЕНИЕ — 0

Найдено книг по теме НАУЧЕНИЕ — 0

Найдено презентаций по теме НАУЧЕНИЕ — 0

Найдено рефератов по теме НАУЧЕНИЕ — 0

Вы можете заказать написание реферата: