НАУЧЕНИЕ

Найдено 24 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НАУЧЕНИЕ
процесс и результат приобретения индивидуального опыта (знаний, умений и навыков).

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

НАУЧЕНИЕ
приобретение человеком жизненного опыта, знаний, умений и навыков, развитие способностей.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

НАУЧЕНИЕ
результат обучения, зависящий как от методов обучения, так и от особенностей обучаемой личности.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Научение
learning). Основной, связанный с развитием процесс изменения индивидуума в результате тренировки (практики) или приобретения личного опыта.

Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005

научение
относительно устойчивое изменение в поведении или поведенческом потенциале, которое возникает из опыта и не может быть приписано преходящим физическим состояниям, как болезнь, усталость или воздействие лекарственных средств.

Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004

НАУЧЕНИЕ
процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Н. отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами и целями. Н. выступает основным средством в развитии психомоторики

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Научение
1. процесс усвоения знаний или фактического овладения ими, обучение; 2. в бихевиоризме – «относительно постоянное изменение потенциальной возможности реагирования, которое происходит в результате подкрепляемой практики» (Кимбл).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

научение (применительно к человеку)

процесс приобретения знаний, навыков, умений. Иногда н. понимается как результат учения, однако отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами тем, что способствует приобретению любого опыта и включает протекающее неосознанно уяснение материала и его закрепление.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Научение
Автор. Э.Л.Торндайк.
Категория. Приобретение индивидуального опыта.
Специфика. Широкий класс психологических процессов, обеспечивающих формирование новых приспособительных реакций.
Виды: - привыкание,
- импринтинг,
- запечатление,
- образование рефлексов,
- формирование сложных поведенческих реакций,
- социальное научение и др.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Научение
в бихевиоризме - выработка связи между стимулом и реакцией. Три формы Н.: классическое обусловливание (И.П. Павлов), оперантное Н. (Б. Скиннер), Н. на основе подражания (А. Бандура). Законы Н. - закон проб и ошибок, закон готовности, закон упражнения, закон эффекта - действуют в поведении как животных, так и человека. Специфика Н. у ребенка отражена в теории социального Н. См. Бихевиоризм, Теория социального научения.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

НАУЧЕНИЕ
процесс и результат приобретения индивидуального опыта Первоначально возникло в зоопсихологии в работах американского психолога Э. Л. Торндайка. Путем научения может приобретаться любой опыт животного как новые формы его поведения. Является основной формой приобретения опыта и происходит либо постепенно (в повторяющихся актах поведения), либо сразу (запечатление). Направленное учение у животных существует лишь в зачаточной форме (обследование новой ситуации впрок, подражание)

Источник: Филиппова В.П. Словарь справочник по зоопсихологии. 1998

Научение
1 . (применительно к человеку) - процесс приобретения знаний, умений, навыков. Иногда научение понимается как результат учения, однако отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами, тем, что способствует приобретению любого опыта и включает проникающую неосознанно, уяснение материала и его закрепление. 2. процесс приобретения знаний, который приводит к относительно стабильным переменам поведения или к предрасположенности вести себя определенным образом. Научение происходит в результате практики или другого сходного опыта в течение всей жизни организма. 3. Процесс и результат приобретения индивидуального опыта.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

НАУЧЕНИЕ
процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Н. у человека основывается прежде всего на высших психических функциях, сознании, самосознании, духовных потребностях. Опыт у человека представлен в виде теоретических и практических знаний, разнообразных трудовых умений и т. д. и приобретается в процессе целенаправленной учебной деятельности. У животных Н. является основным путем совершенствования и видоизменения врожденных форм поведения, а также формирования индивидуально-изменчивых и вариабельных его форм. Наиболее простым Н. является привыкание к новым условиям. Более сложное Н. – выработка навыка. При дрессировке животных формирование навыка происходит под воздействием человека в соответствии с его замыслом. Н. животных возможно благодаря наличию у них памяти, восприятия, мышления, эмоций, потребностей.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Научение
Процесс приобретения знаний, который приводит к относительно стабильным переменам поведения или к предрасположенности вести себя определенным образом. Научение обычно отличается от других изменений поведения, обусловленных эволюцией (адаптацией при смене поколений) или созреванием. Оно происходит в результате практики или другого сходного опыта в течение всей жизни организма. Бихевиористская теория научения подчеркивает роль подкрепления в этом процесс; иными словами, научение рассматривается как результат подкрепления определенных реакций. Некоторые психологи считают, что организмы проявляют биологическую готовность учиться некоторым вещам, особенно тесно связанным с выживанием. Импринтинг считается характерным примером биологической готовности. Научение имеет жизненно важное значение для организмов, так как позволяет им приспосабливать свое поведение к изменяющимся требованиям окружающей среды.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

НАУЧЕНИЕ
1. Процесс приобретение человеком знаний, умений и навыков в результате обучения и учения. В этом значении термин Н. используется в педагогической и когнитивной психологии. 2. В терминологии, принятой среди бихевиористов Н., это относительно устойчивое изменение в реакциях на стимул, наступающее в результате определенной системы подкреплений. Данное определение Н. чаще всего употребляется в бихевиористически ориентированной теории Н. См. бихевиоризм, научение ассоциативное, научение бегства (научение избежания), научение без осознания, научение вербальное, научение вероятностное, научение викарное, научение, зависящее от ситуации, научение избирательное, научение имплицитное, научение интенциональное, научение контекстно-специфическое, научение конфигурационное (обусловливание конфигурационное), научение латентное, научение случайное, обучение, психология когнитивная, психология педагогическая, учение.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Научение
Процесс и результат приобретения индивидуального опыта, знаний, умения и навыков. Н. рассматривается как появление определенных способов поведения в условиях действия конкретных раздражителей. Н. является систематической модификацией поведения при повторении одинаковой ситуации. Н. выступает в качестве основного методического принципа и главной задачи поведенческой психотерапии и важного фактора лечебного действия в других психотерапевтических системах, в частности в групповой психотерапии. Поведенческая психотерапия, по сути, представляет собой клиническое использование теорий Н., сформировавшихся в рамках бихевиоризма. Центральное место в этих теориях занимают процессы классического обусловливания и оперантного обусловливания и обучение по моделям. В соответствии с этим выделяют три типа Н.: Н. типа S, Н. типа R и социальное Н (или моделирование). Первые два типа Н. базируются на различных видах обусловливания. В основе Н. типа S лежит классическая парадигма И. П. Павлова. Здесь реакция возникает только в ответ на воздействие какого-либо стимула.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

НАУЧЕНИЕ
процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Понятие Н. первоначально возникло в зоопсихологии в работах амер. психолога Э.Л.Торндайка и др. Путем Н. может приобретаться любой опыт (знания, умения и навыки) у человека и новые формы поведения у животных. У животных Н. приобретается либо постепенно (в повторяющихся актах поведения), либо сразу (запечатление). Направленное учение у животных существует лишь в зачаточной форме (обследование новых ситуаций впрок, подражание). Одни теории считают, что существует единый механизм Н. у человека и животных; другие теории рассматривают их как различные. К первой группе относятся теории бихевиоризма (Э.Л.Торндайк, Дж. Уотсон и др.), в к–рых Н. трактуется как не связанный с психикой и познанием процесс случайного, слепого ассоциирования стимулов и реакций на основе готовности, упражнения, подкрепления или смежности во времени. К этой же группе следует отнести и теории, в к–рых Н. рассматривается как процесс пассивного установления новых связей (ассоцианизм), переструктурирование исходного целого опыта в виде образцов (гештальтпсихология) или планов (необихевиоризм). Сюда же относится в большей мере теория Ж.Пиаже, а также теории когнитивной психологии. Советские психологи и ряд зарубежных авторов исходят из разли чия механизмов Н. у человека и животных. Н. у человека, рассматривается как познавательный процесс усвоения социального опыта. Н. у животных – процесс изменения врожденного видового опыта и приспособления его к конкретным условиям.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

НАУЧЕНИЕ
НАВУЧАННЕ / LEARNING– обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой. А. К. Маркова обращает внимание на автоматизированный уровень навыков как результат научения. В. Д. Шадриковна основе работ Л. Б. Ительсона разработал классификацию различных типов научения. Все типы Н. можно разделить на два вида: ассоциативное (образование связей между определенными элементами реальности, поведения, физиологическими процессами или психической деятельностью на основе смежности этих элементов) и интеллектуальное (предметом отражения и усвоения являются существенные связи, структуры и отношения объективной действительности). Каждый вид Н. можно разделить на два подтипа: рефлекторный и когнитивный. В каждом подвиде В. Д. Шадриков выделяет несколько классов научения. Ассоциативно-рефлекторное Н. разделяется на сенсорное (усвоение новых биологически значимых свойств предметов и явлений окружающего мира), моторное (выработка новых биологически полезных реакций) и сенсомоторное (выработка новых или приспособление имеющихся реакций к новым условиям восприятия). Ассоциативное когнитивное Н. разделяется на Н. знаниям, Н. навыкам и Н. действиям. Н. у человека основывается, прежде всего, на высших психических функциях, сознании, самосознании, духовных потребностях. Опыт у человека представлен в виде теоретических и практических знаний, разнообразных трудовых умений и т. д. и приобретается в процессе целенаправленной учебной деятельности. Большинство психологических и физиологических концепций отражают подход к понятию Н. как к процессу формирования функциональной системы деятельности (поведенческого акта), обусловленному мотивационными, познавательными и исполнительными аспектами, а также способностями человека. Э. В. Самарина

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Научение
процесс приобретения индивидуального опыта человеком или животным в повторяющихся ситуациях поведения и деятельности; может быть как целенаправленным, специально организованным в процессах обучения, так и непроизвольным, стихийным. Понятие «Н.» возникло в зоопсихологии в работах американского психолога Э.Л. Торндайка и др. и в дальнейшем стало одним из центральных понятий в бихевиоризме и необихевиоризме. Возможности Н. обнаруживаются уже у дождевого червя и развиваются по мере продвижения вверх по эволюционной лестнице. Человек рождается лишь с несколькими врожденными рефлексами (сосательный, глотательный, мигательный и др.), в остальном развитие репертуара его поведения и деятельности, необходимого для жизни, полностью зависит от взаимодействия с физической и еще в большей мере — с социальной средой. Н. происходит на разных уровнях в зависимости от вовлекаемых в его процесс нейронных, психофизиологических и психических механизмов, важности и сложности участвующих в нем физиологических структур — от уровня рецепторов до коры головного мозга. Путем Н. человек может приобретать любой опыт практической и теоретической деятельности. У животных Н. является формой приобретения нового поведения и происходит либо при повторении поведенческих актов, либо сразу — по механизму запечатления (импринтинга). Концепции Н. можно разделить на физиологические и психологические. Естественнонаучной основой большинства физиологических концепций являются теория условных рефлексов (И.П. Павлов) и теория инструментальных условных реакций (Б.Ф. Скиннер). В более поздних концепциях предпринята попытка объединить отдельные типы Н. в единые схемы и объяснить более сложные типы Н.: теории «опосредования» (Ч. Осгуд), уравновешивания со средой (Ж. Пиаже) и др. Основным содержанием Н., согласно психологическим концепциям, является образование когнитивных, сенсомоторных и кинестетических структур, существенную роль в котором играют мотивация и эффекты достижения. А.А.Вербицкий

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

НАУЧЕНИЕ
у животных) (англ. learning) - индивидуальное приспособление животных к среде обитания. Путем Н. животные приобретают и накапливают в ходе онтогенеза индивидуальный опыт. Этот процесс всегда совершается на инстинктивной основе и состоит в достройке, совершенствовании или переделке врожденных элементов поведения (видового опыта), в их приспособлении к конкретным условиям жизни особи. В результате в каждом случае формируется единый поведенческий акт, который содержит как врожденные, генетически фиксированные (инстинктивные, видовые), так и индивидуально-изменчивые, благоприобретенные компоненты.
В основной своей форме - навыке - Н. характеризуется выработкой путем упражнения автоматизированных операций, направленных на решение определенных биологических задач (см. Кривая упражнения, Плато). При этом устраняются мешающие и излишние движения, удачные же сохраняются, повторяются и закрепляются. Одновременно отдельные действия объединяются в единый целостный комплекс, а дистантный сенсорный контроль в большей или меньшей степени заменяется проприоцептивным. Длительное отсутствие упражнения ведет к разрушению навыков. Содержание навыков определяется характером преодолеваемых в процессе упражнения преград. Совершенство навыка существенно зависит от дифференцированности и генерализованности восприятия условий, в которых он формируется. С повышением общего уровня организации животного возрастает лабильность, вариативность навыков. В отличие от фиксированных навыков, характеризующихся строго определенной системой последовательных движений, в лабильных навыках фиксирована лишь общая схема действия. Последняя осуществляется в разных случаях разными приемами, причем движения выполняются в разных сочетаниях и в различной последовательности в зависимости от конкретных условий ситуации. Наиболее лабильные навыки приближаются к интеллектуальным действиям животных и составляют их основу.
В условиях общения животных Н. иногда происходит в форме подражания одних особей действиям других. Чаще всего такое Н. остается в рамках видотипического манипулирования и играет известную роль в формировании поведения молодых животных (путем подражания взрослым, присвоения их опыта). Особой формой Н. является запечатление, играющее важную роль в постна-тальном развитии многих форм инстинктивного поведения. См. Викарное научение, Законы научения, Инсайт, Латентное научение, Метод проб и ошибок, Моделирование, Учение.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

НАУЧЕНИЕ
1. Процесс усвоения знаний или фактического овладения ими; обучение. Это значение очень свободное и используется подобным образом в различных дисциплинах, таких как педагогическая психология и когнитивная психология. Коннотации и способы употребления этого значения в специальной литературе по сути такие же, как и в неспециальной. Однако эта свобода считается неудовлетворительным явлением в более бихевиористски ориентированных подходах. Следовательно: 2. В терминах Кимбла – это "относительно постоянное изменение потенциальной возможности реагирования, которое происходит в результате подкрепляемой практики". Такое определение четко выделяет четыре основных проблемы, которые большинство теоретиков научения считает существенными для понимания процесса научения, (а) "Относительно постоянный": предполагается исключение временных изменений б поведении, вызванных утомлением, насыщением, привыканием и т.п. (б) "Потенциальная возможность реагирования" – эта фраза включена для различения научения и выполнения. Это допускает включение феноменов латентного научения и случайного научения, при которых изменения в поведении не сразу становятся заметны, и отражает трюизм, что научение в действительности представляет собой гипотетическое событие, распознаваемое исключительно через измеримые изменения в эффективности выполнения, (в) "Подкрепляемая": здесь заключается основная сложность этой проблемы, по крайней мере, большинство бихевиористов в этом убеждены. Возможно, без подкрепления будет происходить затухание этих "относительно постоянных изменений в потенциальной возможности реагирования" (подробнее см. подкрепление), (г) "Практика": суть здесь в том, что для того, чтобы произошло научение, рано или поздно должно осуществляться поведение, и повторяющиеся (подкрепляемые) действия улучшат научение. Эти рассуждения общеприняты в психологии, хотя еще должны быть сделаны некоторые допущения для эффектов имитационного научения, научения через моделирование и наблюдение. Представление о практике также предполагает исключение других поведенческих изменений относительно постоянного вида, которые, как считается, не являются образцами научения, таких как врожденные тенденции определенных биологических видов (например, имприн-тинг) и изменений, связанных со взрослением (например, полету птиц).
Странно, что определение и способ употребления термина научение вызвали небольшую дискуссию среди теоретиков, и он используется с относительно небольшими затруднениями психологами развития, педагогами, когнитивными психологами, бихевиористами и т.д. Трудности с его использованием обнаруживаются тогда, когда предлагаются теоретические процессы и механизмы для объяснения научения. См. несколько наиболее горячо дискутируемых теорий научения.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

НАУЧЕНИЕ
процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Это понятие возникло в зоопсихологии. Научение отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами, или мотивами и целями. Путем научения может приобретаться любой опыт - знания, умения, навыки (у человека) и новые формы поведения (у животных).
Как всякое приобретение опыта, научение включает в себя протекающие неосознаваемо уяснение содержания материала и его закрепление (запоминание непроизвольное). У животных научение (-> животное: научение) - основная форма приобретения опыта. Направленное учение у животных существует лишь в зачаточной форме (обследование новой ситуации, подражание).
Способностью к научению обладают в основном виды, далеко продвинувшиеся в эволюционном развитии. Если поведение инстинктивное эффективно в обычной для животного среде и обычных обстоятельствах, то справляться с новыми ситуациями и непривычной обстановкой, формировать новые поведенческие акты могут, в сущности, лишь особи тех видов, у коих преобладает способность к научению и выработке навыков.
Начатки возможности научения обнаруживаются уже у дождевых червей. В средней степени оно проявляется у рыб, амфибий, рептилий. Эта способность развивается по мере продвижения по эволюционной лестнице, и у самых продвинутых форм (шимпанзе и человека) почти нет таких форм поведения, что позволяли бы с момента рождения без тренировки адекватно приспосабливаться к среде. У человека формы поведения, коим он не должен обучаться, - это врожденные рефлексы, дающие возможность выжить после появления на свет: рефлекс сосательный, глотательный, чихательный, мигательный и пр.
У человека роль и значение научения меняются в ходе онтогенеза. В возрасте дошкольном научение - основной способ приобретения опыта, затем оно отодвигается на второй план, уступая место учению - учебной деятельности, хотя и не теряет значения полностью. Важнейший фактор научения - место усваиваемого материала в соответственной деятельности. Человек лучше научается материалу, который занимает место цели деятельности.
Согласно одним теориям, существует единый механизм обучения (у человека и животных, у научения и учения); другие теории рассматривают эти механизмы как различные. В зарубежной психологии к первой группе относятся теории бихевиоризма, где научение трактуется как не связанный с психикой и познанием процесс случайного, слепого ассоциирования стимулов и реакций на основе готовности, упражнения, подкрепления или смежности во времени. Подобные теории противоречат позднее установленным фактам, говорящим о возможности научения без подкрепления, без упражнений и пр. К этой же группе нужно отнести теории, где научение рассматривается как процесс изменения отражения психического условий деятельности и поведения по принципу пассивного установления новых связей (ассоцианизм), реструктурирования исходно целостного опыта в виде образцов (гештальт-психология) или планов (необихевиоризм). Сюда же в большой мере относятся теория Ж. Пиаже (-> школа Женевская) и теории некоих представителей подхода информационного и психологии когнитивной.
Ко второй группе относятся теории отечественных психологов и ряда зарубежных авторов. У человека научение и учение рассматриваются ими как процесс познавательный усвоения социального опыта практической и теоретической деятельности. У животных научение трактуется как процесс изменения врожденного видового опыта и приспособления его к конкретным условиям.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

НАУЧЕНИЕ
процессы и итоги-результаты освоения-осмысления субъектом апостериорно-индивидуального праксиологическо-теоретического опыта, это и приобретение эмпирических навыков в деятельности, кот. сынтенционированны познавательно-эпистемологическими мотивами-замыслами-проектами-идеями; посредством Н. и можно приобретать-осваивать любой опыт, любые знания, умения, навыки, ритуалы, традиции и приобретать т.о. новационные формы поведения, новационные паттерно-поведенческие реакции-навыки; Н. включает в свою модель: 1) дискурсосмысление со-держания материала; 2) усвоение-приобретение новых операционально-инструментальных действий, необходимых в программе Н.; 3) повторение и закрепление приобретенных знаний-навыков-умений, связанных с соответствующим видом деятельности. Некоторые иссл. считают, что необходимо рассматривать единый механизм Н. у человека и животных, тогда как согласно нашим концепциям, отождествлять Н. человека и Н. животных есть абсурд, поскольку индивид человеческого рода, руководствуется в своих актах, поведениях, чувственно-эмотивных реакциях, осознанно-интенционально-ментальной деятельностью базально осознавая модусы-приемы-инструменты имплицированные-пулизированные с мультиформами самой деятельности; тогда как животные, в основном, репродуцируют-воспроизводят свои адаптивно-витально-индивидуальные реакции к окружающей среде, на основе инстинктов, навыков, кои приобретают и накапливают по ходу эмпирическо-индивидуально-онтогенетического опыта, путем трансформации генетико-врожденных механизмов поведения, аккомодированных к конкретно-определено-достоверным условиям жизни, выживания, размножения самой особи-рода-вида: стор. бихевиористского направления в псих. Торндайк, Уотсон и их последователи трактуют-рассматривают процессы Н. как функции случайностно-онтологических ассоциативов в системе стимул — реакция, на основе готовности субъекта инструментировать-исполнять дифференциальные упражнения-подкрепления, тогда как давно доказано, что потенциальные формы-интерпретации Н. вполне могут осуществляться без всяких подкреплений, тренингов, упражнений; оригинальна концепция стор. гештальтпсихологии, кот. рассматривают Н. как ретектонизацию-реконституирование индивидуально-суммационного опыта субъекта уже в форме мультипарадигм-мультигештальтобразов, кот. кардинально-субстанциональны в процессе усвоение самим индивидом социологического опыта в практическо-теоретической деятельности, благодаря сочетанию гештальтмультипарадигм и интенциональных актов сознания, продуцирующих рационально-приемлемые конститутивы в когнитивно-познавательных процессах; необихевиористы эксплицируют-рассматривают социальные формы Н., как приобретение организмом новых мультиреакций, путем подражания актоповеденческим паттернам других индивидов, объясняя при этом, сами актоповеденческие реакции субъектов, в контексте базальной бихевиориальной концепции с понятиями-терминами реакция — мультиподкрепление— стимул, а в этих условиях, по их мнению, освоение новых паттернов-реакций, явл. более длительным процессом, чем фиксация-приобретение обычных навыков, поскольку не всегда само действие, кот. репродуцирует субъект должно получать подкрепление, а можно лишь подражать-имитировать, тому ранее, импритингоизированному действию, кот. и необходимо, по ситуации, воспроизводить определенно-операциональным образом, трансмоделирующим-ретектонизирующим интромодель и экстеромодель психофизиологических функций субъекта; верифицируем-отметим, что в процессе эволюции Н. у животных развиваются индивидуально-метаболизированные условно-временные ингредиенты актоповеденческих реакций, кои то лабильны, то стабильны, в зависимости от условий экстеросреды, и в результате у них эволюционизируются-формируются целостно-поведенческий акт-паттерн-реакция, содержащая врожденно-генетическо-спецификотипичные и средо-индивидуальные-трансформационные ингредиенты, как модусы-приемы привыкания животного к длительно-константно-действующим экстеросигналам-экстерораздражителям; свой субстанциональный навык животные вырабатывают, в основном, путем упражнений, кот. автоматизируют моторно-двигательные модусы-приемы их активности, ориентации в экстеросреде, обеспечивающие контрольно-регулятивные функции поведения, адаптированные для разрешения определенных биологическо-аккомодационных задач; сами моделе-структурные формы навыков животных дефиницируются модальностями-предикатами преодолеваемых ими барьеров-обструкций в процессе жизнедеятельности организма, генерирующего-осваивающего-репрезентирующего дифференциально-базальные навыки, имплицированные с целенаправленным поиском пищи, воды, с инстинктивно-витальными процессами выживания; в самих процессах освоения Н. — происходят дифференциальные фазы-этапы метаболизаций-переходов — молодые животные в подражательно-имитационной манере могут перенимать те или иные формы поведения, реакции у взрослых животных, воспроизводить функции имитационно-интерпретационного поведения и приобретать т.о, опыт взрослых особей данного вида животных.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

НАУЧЕНИЕ
Процесс и результат приобретения индивидуального опыта, знаний, умений и навыков, или Н., рассматривается как появление определенных способов поведения в условиях действия конкретных раздражителей; иными словами, Н. является систематической модификацией поведения при повторении одинаковой ситуации. Н. выступает в качестве основного методического принципа и главной задачи поведенческой психотерапии и важного фактора лечебного действия в других психотерапевтических системах, в частности в групповой психотерапии.
Поведенческая психотерапия по сути представляет собой клиническое использование теорий Н., сформировавшихся в рамках бихевиоризма. Центральное место в этих теориях занимают процессы классического обусловливания и оперантного обусловливания и обучение по моделям. В соответствии с этим выделяют три типа Н.: Н. типа S, Н. типа R и социальное Н. (или моделирование). Первые два типа Н. базируются на различных видах обусловливания. В основе Н. типа S лежит классическая парадигма И. П. Павлова. Здесь реакция возникает только в ответ на воздействие какого-либо стимула. Результатом Н. по такой схеме является респондентное поведение, т. е. поведение, вызванное определенным стимулом. Подкрепление в данном случае связано со стимулом, поэтому этот тип Н. обозначается как Н. типа S. H. типа R основывается на оперантной парадигме Скиннера (Skinner В. F.). В соответствии с этой схемой экспериментатор, наблюдая поведение, фиксирует случайное появление желательной, "правильной" реакции и сразу же подкрепляет ее. Результатом такого Н. является оперантное Н., или оперант. В этом случае подкрепляется не стимул, а реакция организма; именно она вызывает подкрепляющий стимул, поэтому такое Н. обозначается как Н. типа R. Скиннер, подчеркивая различия между респондентным и оперантным поведением, указывает, что первое вызвано стимулом, который предшествует поведению, а второе - стимулом, следующим за поведением. Иными словами: в классическом обусловливании стимул предшествует поведенческой реакции, которую необходимо изменить, а в оперантном следует за ней. Третий тип Н. - социальное Н., или Н. по моделям. Оно предполагает Н. посредством наблюдения и имитации социальных моделей поведения. Это направление связано прежде всего с именем американского психолога Бандуры (Bandura А.), представителя медиаторного подхода (сам Бандура называет свою теорию медиаторно-стимульной ассоциативной теорией). С его точки зрения, сложное социальное поведение формируется посредством наблюдения и имитации социальных моделей. Наблюдение модели способствует выработке у наблюдателя новых реакций, облегчает реализацию ранее приобретенных реакций, а также модифицирует уже существующее поведение. Бандура выделяет 3 основные регуляторные системы функционирования индивида: предшествующие стимулы (в частности, поведение других, которое подкрепляется определенным образом), обратную связь (главным образом в форме подкреплений последствий поведения) и когнитивные процессы (человек представляет внешние влияния и ответную реакцию на них символически в виде "внутренней модели внешнего мира"), обеспечивающие контроль стимула и подкрепления.
Обычно выделяют 3 основных вида поведенческой психотерапии, непосредственно связанных с тремя типами Н.:
1) направление, методически основанное на классической парадигме И. П. Павлова и использующее систематическую десенсибилизацию или другие приемы для редукции симптома;
2) направление, методически основанное на оперантной парадигме Скиннера и использующее различные виды подкрепления;
3) направление, методически основанное на парадигме социального Н. Бандуры и использующее моделирование.
Последнее включает разнообразные системы директивной психотерапии, целью которых является изменение многочисленных психологических параметров, рассматриваемых как промежуточные переменные.
В поведенческой психотерапии Н. осуществляется непосредственно, являясь целенаправленным, систематическим, осознаваемым как психотерапевтом, так и пациентом процессом. В других психотерапевтических направлениях Н. также играет определенную роль и осуществляется прямо и косвенно. Благоприятные условия для Н. создаются, в частности, в процессе групповой психотерапии. Группа является моделью реального поведения пациента, в которой он проявляет типичные для него поведенческие стереотипы и таким образом создает условия для исследования индивидом собственного поведения и межличностного взаимодействия, позволяет вычленить в нем конструктивные элементы, приносящие удовлетворение или вызывающие негативные переживания. В групповой ситуации многопланового реального эмоционального межличностного взаимодействия в значительной степени облегчается отказ от нежелательных поведенческих стереотипов и выработка навыков адекватного поведения и полноценного взаимодействия с другими людьми. Существенную роль в этом процессе играет наблюдение за участниками группы, теми реакциями, которые это поведение вызывает, а также имитационное поведение. Новые, более адаптивные формы взаимодействия положительно подкрепляются в группе, пациент начинает ощущать свою способность к изменениям, которые приносят удовлетворение ему самому и положительно воспринимаются окружающими. В современных направлениях недирективной психотерапии Н. осуществляется в рамках модели социального Н. скорее косвенным путем.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
156.47 кб

Имплицитное научение в зоне осознанного неразличения

Ворожейкин Илья Валерьевич, Агафонов Андрей Юрьевич
В данной статье представлено исследование, посвященное феномену имплицитного научения в условиях выполнения сенсорных задач в околопороговой зоне.
Читать PDF
272.01 кб

Имплицитное научение в условиях многовариантного выбора

Ворожейкин Илья Валерьевич
В данной статье представлено исследование, посвященное феномену имплицитного научения в условиях многовариантного выбора.
Читать PDF
206.29 кб

Имплицитное научение искусственным грамматикам: установка vs обратная связь

Агафонов Андрей Юрьевич, Крюкова Алена Павловна, Бурмистров Сергей Николаевич
В статье описан ход и результаты исследования эффектов имплицитного научения в условиях действия установки и обратной связи. Эксперимент проводился с использованием искусственных грамматик.
Читать PDF
136.60 кб

Конференция «Имплицитное научение: взаимодействие осознаваемого и неосознаваемого» (Санкт-Петербург,

Гершкович Валерия Александровна, Морошкина Надежда Владимировна
Статья посвящена прошедшей на факультете психологии СПбГУ конференции «Имплицитное научение: взаимодействие осознаваемого и неосознаваемого».
Читать PDF
126.99 кб

Викарное научение и подражание как факторы развития креативной личности

Савенков Александр
Читать PDF
137.23 кб

Сознание, научение и контроль: вперед к теории ( доклад)

Аллахвердов Виктор Михайлович
Автор лекции призывает искать природу сознания в логике познания, утверждая, что психика и сознание всего лишь инструменты познавательной деятельности.
Читать PDF
745.04 кб

Имплицитное научение в условиях диадного взаимодействия

Тихонов Роман Вадимович, Морошкина Надежда Владимировна
Изучалось влияние диадного взаимодействия на применение имплицитных знаний в задаче перцептивной категоризации.
Читать PDF
270.23 кб

НЕПРЕДНАМЕРЕННОЕ, ИМПЛИЦИТНОЕ и СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАУЧЕНИЕ В УСВОЕНИИ ВТОРОГО ЯЗЫКА: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ

Белова Софья С., Харлашина Галина А.
В статье представлен обзор современных зарубежных исследований, посвященных феноменам непреднамеренности и неосознанности в изучении второго языка.
Читать PDF
121.04 кб

Научение детей молитве в концепции религиозного воспитания М. М. Манасеиной

Урбанович Любовь Николаевна
В данной статье представлены взгляды педагога и общественного деятеля конца XIXначала XX вв. Марии Михайловны Манасеиной на обучение детей молитве.
Читать PDF
286.48 кб

Научение научному (критическому) мышлению и визуальная объективизация знаний: содержание, практика,

Волков Евгений Новомирович
Рассматривается необходимость улучшения научения в высшем образовании через изменение содержания и технологии двух базовых элементов: навыков мышления и форм представления знаний.
Читать PDF
211.01 кб

Усиление и ослабление эффекта Струпа при вероятностном научении

Уточкин И. С., Большакова К. Г.
В работе анализируется феноменология перцептивного внимания в условиях отвлечения стимулами-дистракторами. Выделяются два противоположных по направленности эффекта — эффект интерференции и эффект избыточности.
Читать PDF
228.64 кб

Знание «Как» без знания «Почему»: роль метакогнитивной чувствительности в научении искусственной гра

Иванчей Иван Иванович
Работа посвящена двум вопросам, связанным с метакогнитивными мерами осознанности, а именно тому, насколько сильно они различаются по своим характеристикам и в какой степени они отражают осознанность приобретаемого в ходе имплицитн
Читать PDF
411.10 кб

Континуальность типов научения: динамическое моделирование на основе теории катастроф

Гавриков Владимир Леонидович, Хлебопрос Рем Григорьевич
Статья посвящена формулировке теоретических подходов для моделирования и сравнительного изучения феноменов научения у человека и животных.
Читать PDF
272.51 кб

Две динамические модели научения типа «Кошка Торндайка»

Гавриков Владимир Леонидович, Хлебопрос Рем Григорьевич
В данной работе показана применимость методов качественной теории динамических систем для анализа экспериментальных данных по научению, полученных Э. Торндайком в экспериментах с кошками.
Читать PDF
187.89 кб

Сознательный контроль в мнемических задачах и задачах научения

Морошкина Н. В., Гершкович В. А.
В статье рассматриваются возможности сознательного контроля поведения при выполнении мнемических задач и задач научения. Дан обзор современных исследований имплицитного научения и запоминания.

Похожие термины: