Настойчивость
Категория. Характеристика личности.
Специфика. Способность преодолевать внешние и внутренние препятствия при достижении поставленной задачи.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
настойчивость
волевое качество личности, заключающееся в умении добиваться поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Настойчивость
волевое качество, характеризующее стремление к отдаленной цели, несмотря на периодически воз
никающие трудности. Часто в разговорной речи используется слово «целеустремленность» как синоним Н.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
НАСТОЙЧИВОСТЬ
положительное волевое свойство личности, а иногда и характера, проявляющееся в упорном достижении сознательно поставленной цели, содержание которой определяет моральный уровень личности и отличие Н. от упрямства.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
НАСТОЙЧИВОСТЬ
волевое качество личности, играющее положительную роль в упорном преодолении внешних и внутренних препятствий для достижения сознательно поставленной цели деятельности, содержание которой определяет и её направленность.
Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018
НАСТОЙЧИВОСТЬ
волевое качество, направленное на то, чтобы неуклонно, вопреки трудностям и препятствиям, добиваться осуществления поставленных целей. Положительное влияние на воспитание Н. оказывают занятия физической культурой и спортом
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
настойчивость
волевое качество личности, проявляющееся в решительности, целеустремленности при осуществлении деятельности по достижению намеченной цели, в преодолении трудностей и препятствий. Нецелесообразная, бессмысленная н. превращается в упрямство.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Настойчивость
волевое качество личности, заключается в умении добиваться поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние трудности. Н. отличается от упрямства тем, что желание достичь результата определяется разными мотивами, а не лишь мотивом самоутверждения, как при упрямстве. В.В. Мироненко
Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005
НАСТОЙЧИВОСТЬ
волевое качество личности, направленное на то, чтобы неуклонно, вопреки трудностям, добиваться осуществления цели. Настойчивый воин мобилизует силы для преодоления трудностей, добивается успехов даже при средних способностях. Н. развивается под влиянием воспитания и самовоспитания, стремления доводить начатое дело до конца, готовности приложить усилия, чтобы подчинить свое поведение будущему результату, иногда вопреки непосредственно действующим в настоящую минуту побуждениям. Положительную роль в развитии Н. играют значащие цели и осознание ответственности за порученное дело.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
НАСТОЙЧИВОСТЬ
По своему значению этот термин подобен персеверации в том, что он отражает поведенческую тенденцию упорно продолжаться или сохраняться, но с двумя важными различиями. Во-первых, обычно здесь отсутствуют негативные коннотации термина персеверация; настойчивость предполагает заслуживающую восхищение борьбу с противодействием. Во-вторых, настойчивость обычно относится кповедению, в то время как под персеверацией обычно понимается тенденция. В этом смысле настойчивость используется для обозначения процессов, которые продолжаются некоторое время после того, как инициировавший их стимул больше не присутствует, синоним – упорство.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
НАСТОЙЧИВОСТЬ
личностное волевое качество, характерное способностью преодолевать внешние и внутренние препятствия, - направленное на неуклонное, вопреки трудностям и препятствиям, достижение осуществления цели. Развивается у ребенка на основе воспитания, начиная с возраста дошкольного, умения доводить до конца выполнение посильных заданий, готовности приложить усилия, чтобы подчинить свое поведение будущему результату, иногда - вопреки текущим побуждениям. Большую роль в воспитании настойчивости играют значащие цели и осознание долга и ответственности за порученное дело.
Для воспитания настойчивости не подходят дела кратковременные, но требуются дела, выполняемые в длительные сроки.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Настойчивость
склонность добиваться осуществления цели вопреки трудностям и препятствиям, склонность к длительному противодействию. Типичная реакция – одобрение, но подчас настойчивость может раздражать и приводит к желанию противодействовать; во многих случаях уступают, лишь бы только настойчивый индивид отстал.
В высшей степени обладал он терпеливой, хладнокровной и уверенной настойчивостью и умел передавать ее своим унтер-офицерам (А. Куприн, Поединок).
Настойчивость изображалась в виде женщины с гирляндой из амарантов, держащей вазу; изливая из нее воду капля за каплей, она увеличивает углубление в скале. Ср. настырность, персеверация.
Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011
НАСТОЙЧИВОСТЬ
англ. insistence) - волевое качество личности, заключающееся в умении добиваться поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Не следует на основании внешнего сходства смешивать Н. с упрямством. И то и др. характеризуется упорным стремлением достичь желаемого, однако в отличие от Н. при упрямстве единственным мотивом поведения является самоутверждение, стремление настоять на своем.
Воспитание Н. необходимо начинать с раннего возраста. Самое главное - приучить ребенка не прекращать целенаправленных усилий при возникновении препятствий. Следует ставить перед ним достаточно трудные, но выполнимые задачи и неуклонно требовать, чтобы он доводил начатое дело до конца. Очень важно также выработать у ребенка умение самостоятельно ставить и разрешать объективно значимые задачи. В школьном возрасте важная роль в развитии Н. принадлежит коллективу уч-ся и самовоспитанию. См. также Ассертивность.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Настойчивость
поведенческая тенденция упорно продолжаться или сохраняться в течение неопределенного времени. Существует два важных отличия настойчивости от персеверации или компульсивности. Во- первых, в понятии о настойчивости отсутствуют негативные коннотации, обычно присущие упомянутым терминам. Как правило, настойчивость предполагает заслуживающую восхищения борьбу личности с неким внешним или внутренния противодействием своим целям, возникающим жизненным и психологическим трудностям. Во-вторых, термин «настойчивость» по большей части относится к поведению и является характеристикой волевых качеств на стадии реализации принятых личностью планов действий. Термины «персеверация» и «компульсивоность» относится преимущественно к однообразной дискретной реакции на определенный стимул, которая непроизвольно повторяется и некоторое время сохраняется при предъявлении иных стимулов. Синоним: Упорство. Не рекомендуется настойчивость смешивать с упрямством, качеством личности, характеризующем ее неспособность признавать свою неправоту и действовать под влиянием непосредственных желаний или ради сохранения самолюбия.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
НАСТОЙЧИВОСТЬ
НАСТОЙЛІВАСЦЬ / PERSISTENCE– волевое качество личности, направленное на то, чтобы неуклонно, вопреки трудностям, добиваться осуществления цели. Н. может проявляться в деятельности как умение и привычка доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия и затруднения на пути к ней, в этом случае Н. выступает в первую очередь как волевое качество личности. Н. проявляется и в общении в ситуациях, когда необходимо убедить других в своей правоте, уверенно и спокойно отказаться от неподходящих предложений, здесь помимо связи с волей Н. тесно связана с социальным интеллектом, коммуникативной компетентностью. Н. может проявляться ситуативно в случае, когда мотивы выполняемой деятельности очень сильны, а цели, которые поставил себе человек, имеют высокую личностную значимость. Если Н. является утойчивой сформированной личностной чертой, то она проявляется на протяжении всей жизни, такой человек способен к длительным (несклько месяцев, лет) планомерным усилиям по достижению своей цели. Как показывают результаты исследований Т. О. Гордеевой и О. А. Сычева, Н.– ключевая составляющая мотивации, являющаяся надежным предиктором академических достижений в вузе. Максимальная Н. является результатом наличия у субъек - та согласованной системы внутренних и продуктивных внешних мотивов деятельности, свидетельствующих как об интересе, так и об ощущении осмысленности деятельности в долговременной (практической) перспективе. Важным предиктором Н. выступают показатели волевой саморегуляции, а также оптимистический атрибутивный стиль и оптимистические ожидания относительно будущего. Н. развивается под влиянием воспитания и самовоспитания, стремления доводить начатое дело до конца, готовности приложить усилия, чтобы подчинить свое поведение будущему результату, иногда вопреки непосредственно действующим в настоящую минуту побуждениям. Положительную роль в развитии Н. играют значащие цели и осознание ответственности за порученное дело. Психодиагностика Н. может осуществляться различными способами. А. Дакворт и соавт. разработали методику (Grit Scale)диагностики специфической черты характера, предполагающей, с одной стороны, настойчивость в достижении целей, а с другой– устойчивость интересов человека во времени. Русскоязычный вариант опросника разработали Т. О. Гордеева и Е. Н. Осин в 2010 г. Помимо этого, для диагностики Н. можно использовать методики диагностики волевых качеств личности, в частности, для работы со школьниками может быть использована методика «Нерешаемая задача». Т. В. Разина
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.