НАСТОЙЧИВОСТЬ

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Настойчивость
Категория. Характеристика личности.
Специфика. Способность преодолевать внешние и внутренние препятствия при достижении поставленной задачи.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

настойчивость

волевое качество личности, заключающееся в умении добиваться поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Настойчивость
волевое качество, характеризующее стремление к отдаленной цели, несмотря на периодически воз
никающие трудности. Часто в разговорной речи используется слово «целеустремленность» как синоним Н.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

НАСТОЙЧИВОСТЬ
положительное волевое свойство личности, а иногда и характера, проявляющееся в упорном достижении сознательно поставленной цели, содержание которой определяет моральный уровень личности и отличие Н. от упрямства.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

НАСТОЙЧИВОСТЬ
волевое качество личности, играющее положительную роль в упорном преодолении внешних и внутренних препятствий для достижения сознательно поставленной цели деятельности, содержание которой определяет и её направленность.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

НАСТОЙЧИВОСТЬ
волевое качество, направленное на то, чтобы неуклонно, вопреки трудностям и препятствиям, добиваться осуществления поставленных целей. Положительное влияние на воспитание Н. оказывают занятия физической культурой и спортом

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

настойчивость

волевое качество личности, проявляющееся в решительности, целеустремленности при осуществлении деятельности по достижению намеченной цели, в преодолении трудностей и препятствий. Нецелесообразная, бессмысленная н. превращается в упрямство.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Настойчивость
волевое качество личности, заключается в умении добиваться поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние трудности. Н. отличается от упрямства тем, что желание достичь результата определяется разными мотивами, а не лишь мотивом самоутверждения, как при упрямстве. В.В. Мироненко

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

НАСТОЙЧИВОСТЬ
волевое качество личности, направленное на то, чтобы неуклонно, вопреки трудностям, добиваться осуществления цели. Настойчивый воин мобилизует силы для преодоления трудностей, добивается успехов даже при средних способностях. Н. развивается под влиянием воспитания и самовоспитания, стремления доводить начатое дело до конца, готовности приложить усилия, чтобы подчинить свое поведение будущему результату, иногда вопреки непосредственно действующим в настоящую минуту побуждениям. Положительную роль в развитии Н. играют значащие цели и осознание ответственности за порученное дело.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

НАСТОЙЧИВОСТЬ
По своему значению этот термин подобен персеверации в том, что он отражает поведенческую тенденцию упорно продолжаться или сохраняться, но с двумя важными различиями. Во-первых, обычно здесь отсутствуют негативные коннотации термина персеверация; настойчивость предполагает заслуживающую восхищение борьбу с противодействием. Во-вторых, настойчивость обычно относится кповедению, в то время как под персеверацией обычно понимается тенденция. В этом смысле настойчивость используется для обозначения процессов, которые продолжаются некоторое время после того, как инициировавший их стимул больше не присутствует, синоним – упорство.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

НАСТОЙЧИВОСТЬ
личностное волевое качество, характерное способностью преодолевать внешние и внутренние препятствия, - направленное на неуклонное, вопреки трудностям и препятствиям, достижение осуществления цели. Развивается у ребенка на основе воспитания, начиная с возраста дошкольного, умения доводить до конца выполнение посильных заданий, готовности приложить усилия, чтобы подчинить свое поведение будущему результату, иногда - вопреки текущим побуждениям. Большую роль в воспитании настойчивости играют значащие цели и осознание долга и ответственности за порученное дело.
Для воспитания настойчивости не подходят дела кратковременные, но требуются дела, выполняемые в длительные сроки.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Настойчивость
склонность добиваться осуществления цели вопреки трудностям и препятствиям, склонность к длительному противодействию. Типичная реакция – одобрение, но подчас настойчивость может раздражать и приводит к желанию противодействовать; во многих случаях уступают, лишь бы только настойчивый индивид отстал.
В высшей степени обладал он терпеливой, хладнокровной и уверенной настойчивостью и умел передавать ее своим унтер-офицерам (А. Куприн, Поединок).
Настойчивость изображалась в виде женщины с гирляндой из амарантов, держащей вазу; изливая из нее воду капля за каплей, она увеличивает углубление в скале. Ср. настырность, персеверация.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

НАСТОЙЧИВОСТЬ
англ. insistence) - волевое качество личности, заключающееся в умении добиваться поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Не следует на основании внешнего сходства смешивать Н. с упрямством. И то и др. характеризуется упорным стремлением достичь желаемого, однако в отличие от Н. при упрямстве единственным мотивом поведения является самоутверждение, стремление настоять на своем.
Воспитание Н. необходимо начинать с раннего возраста. Самое главное - приучить ребенка не прекращать целенаправленных усилий при возникновении препятствий. Следует ставить перед ним достаточно трудные, но выполнимые задачи и неуклонно требовать, чтобы он доводил начатое дело до конца. Очень важно также выработать у ребенка умение самостоятельно ставить и разрешать объективно значимые задачи. В школьном возрасте важная роль в развитии Н. принадлежит коллективу уч-ся и самовоспитанию. См. также Ассертивность.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Настойчивость
поведенческая тенденция упорно продолжаться или сохраняться в течение неопределенного времени. Существует два важных отличия настойчивости от персеверации или компульсивности. Во- первых, в понятии о настойчивости отсутствуют негативные коннотации, обычно присущие упомянутым терминам. Как правило, настойчивость предполагает заслуживающую восхищения борьбу личности с неким внешним или внутренния противодействием своим целям, возникающим жизненным и психологическим трудностям. Во-вторых, термин «настойчивость» по большей части относится к поведению и является характеристикой волевых качеств на стадии реализации принятых личностью планов действий. Термины «персеверация» и «компульсивоность» относится преимущественно к однообразной дискретной реакции на определенный стимул, которая непроизвольно повторяется и некоторое время сохраняется при предъявлении иных стимулов. Синоним: Упорство. Не рекомендуется настойчивость смешивать с упрямством, качеством личности, характеризующем ее неспособность признавать свою неправоту и действовать под влиянием непосредственных желаний или ради сохранения самолюбия.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

НАСТОЙЧИВОСТЬ
НАСТОЙЛІВАСЦЬ / PERSISTENCE– волевое качество личности, направленное на то, чтобы неуклонно, вопреки трудностям, добиваться осуществления цели. Н. может проявляться в деятельности как умение и привычка доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия и затруднения на пути к ней, в этом случае Н. выступает в первую очередь как волевое качество личности. Н. проявляется и в общении в ситуациях, когда необходимо убедить других в своей правоте, уверенно и спокойно отказаться от неподходящих предложений, здесь помимо связи с волей Н. тесно связана с социальным интеллектом, коммуникативной компетентностью. Н. может проявляться ситуативно в случае, когда мотивы выполняемой деятельности очень сильны, а цели, которые поставил себе человек, имеют высокую личностную значимость. Если Н. является утойчивой сформированной личностной чертой, то она проявляется на протяжении всей жизни, такой человек способен к длительным (несклько месяцев, лет) планомерным усилиям по достижению своей цели. Как показывают результаты исследований Т. О. Гордеевой и О. А. Сычева, Н.– ключевая составляющая мотивации, являющаяся надежным предиктором академических достижений в вузе. Максимальная Н. является результатом наличия у субъек - та согласованной системы внутренних и продуктивных внешних мотивов деятельности, свидетельствующих как об интересе, так и об ощущении осмысленности деятельности в долговременной (практической) перспективе. Важным предиктором Н. выступают показатели волевой саморегуляции, а также оптимистический атрибутивный стиль и оптимистические ожидания относительно будущего. Н. развивается под влиянием воспитания и самовоспитания, стремления доводить начатое дело до конца, готовности приложить усилия, чтобы подчинить свое поведение будущему результату, иногда вопреки непосредственно действующим в настоящую минуту побуждениям. Положительную роль в развитии Н. играют значащие цели и осознание ответственности за порученное дело. Психодиагностика Н. может осуществляться различными способами. А. Дакворт и соавт. разработали методику (Grit Scale)диагностики специфической черты характера, предполагающей, с одной стороны, настойчивость в достижении целей, а с другой– устойчивость интересов человека во времени. Русскоязычный вариант опросника разработали Т. О. Гордеева и Е. Н. Осин в 2010 г. Помимо этого, для диагностики Н. можно использовать методики диагностики волевых качеств личности, в частности, для работы со школьниками может быть использована методика «Нерешаемая задача». Т. В. Разина

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
711.39 кб

Настойчивость как системно-функциональное свойство личности и пятифакторная модель личности

Воробьёва Александра Андреевна
В статье рассматриваются результаты исследования соотношения настойчивости как свойства личности, рассматриваемого в рамках системно-функционального подхода А.И.
Читать PDF
133.76 кб

Новая организационная форма оказания психиатрической помощи: отделение настойчивого (интенсивного) л

Гурович И. Я., Шмуклер А. Б., Уткин А. А., Степанова О. Н., Шеллер А. Д., Турушева Н. Б.
The article emphasizes the usefulness and describes the principles of a new organizational form of out-patient psychiatric care, specifically, assertive community treatment unit.
Читать PDF
365.93 кб

Наблюдение за творческим поведением детей дошкольного возраста: участие, включенность и настойчивост

Робсон Сью, Ро Виктория
В данной статье изучается творческое мышление детей младшего дошкольного возраста на основе анализа результатов ежедневных наблюдений за их поведением.
Читать PDF
534.86 кб

Факторная структура настойчивости студентов

Кожухова Ю. В.
В статье рассматриваются различия в факторной структуре настойчивости у студентов с более успешным и менее успешным освоением иностранного языка.
Читать PDF
513.64 кб

Особенности и психологическая структура настойчивости спортсменов подросткового возраста

Фомина Наталья Александровна, Голубева Виктория Андреевна
В статье представлены результаты системного исследования настойчивости подростков-спортсменов: выраженность и соотношения содержательно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, а также особенности корреляционной и факто
Читать PDF
515.26 кб

Соотношение различных переменных настойчивости со свойствами активности темперамента

Дронов В. М., Крупнов Александр Иванович
Статья посвящена изучению соотношений свойств активности темперамента с различными переменными настойчивости личности.
Читать PDF
107.82 кб

Психологическая структура настойчивости личности более успешных студентов

Кожухова Ю. В.
В статье рассматриваются результаты исследования корреляционной структуры настойчивости студентов с более успешным освоением иностранного языка, проведенного в русле системно-функционального подхода к изучению свойств личности.
Читать PDF
237.45 кб

Основные подходы к изучению настойчивости студентов высшей школы МЧС

Чуваткина Наталья Викторовна, Зиньковская Светлана Михайловна
В данной работе рассмотрены аналитический и системный подходы к изучению настойчивости. На основании полученных результатов сделаны выводы об особенностях реализации данного свойства у студентов высшей школы МЧС.
Читать PDF
456.86 кб

Связь настойчивости с эмоциональными и регулятивными свойствами темперамента

Крупнов А. И., Дронов В. М.
В статье анализируются связи эмоциональных и регулятивных свойств темперамента с различными составляющими настойчивости.
Читать PDF
492.35 кб

Психологические особенности проявления настойчивости у студентов с разными уровнями ее выраженности

Авдеев Николай Павлович
В статье представлен анализ выраженности переменных настойчивости у студентов. Соотносится количественный показатель у респондентов с высоким и низким уровнем проявления данного свойства личности.
Читать PDF
715.45 кб

Соотношение индивидуально-типических особенностей настойчивости и свойств темперамента студентов

Новикова Ирина Александровна, Шляхта Дмитрий Александрович, Баранова Светлана Васильевна
В статье рассмотрена проблема выявления индивидуально-типических особенностей настойчивости в рамках системно-функционального подхода А.И. Крупнова.
Читать PDF
549.03 кб

Коррекционная программа по развитию настойчивости у слабоуспевающих курсантов учебных заведений сист

Шнайдер Наталья Викторовна, Контобойцева Мария Георгиевна, Шнайдер Алексей Владимирович, Сафронова Ирина Геннадьевна
В работе дано определение настойчивости с точки зрения системного подхода. Представлена коррекционная программа по развитию настойчивости у курсантов учебных заведений системы МЧС.
Читать PDF
0.00 байт

Психологическая характеристика проявления настойчивости у студентов

Кудинов Станислав Сергеевич
В статье обсуждаются данные эмпирического исследования по выделению различных уровней настойчивости у студентов.
Читать PDF
0.00 байт

Психологическая специфика настойчивости студентов

Баранова Светлана Васильевна
В статье рассмотрена проблема выявления психологических особенностей настойчивости в рамках системно-функционального подхода А.И. Крупнова.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности самореализации студентов с высоким уровнем настойчивости

Кудинов Сергей Иванович, Кудинов Станислав Сергеевич, Авдеев Николай Павлович
В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования самореализации личности у студентов с высоким уровнем настойчивости.

Похожие термины:

  • НАСТОЙЧИВОСТЬ СУБЪЕКТА

    мобильно-волевое свойство индивида, спроецированное на то, чтобы стабильно, целеустремленно, вопреки различным эксремумам-трудностям-обструкциям-препятствиям достигать-реализовывать поставленную цель-задачу, его умение исполнять до конца посильную ил