Нарушения социального интеллекта

Найдено 1 определение
Нарушения социального интеллекта
одна из форм патологии социального познания. В самом общем виде социальный интеллект (С. и.) можно определить как специальную когнитивную способность отражать и регулировать социальные связи и объекты в целях и задачах деятельности О. и социальной адаптации. Понятие «С. и.» в 1920 г. предложил Э. Торндайк, определив его как «общую способность понимать других и действовать или поступать мудро в отношении других». По Г. Оллпорту, С. и. есть некий социальный дар, обеспечивающий легкость (но не глубину) в межличностном О., а также успешную социальную адаптацию субъекта. По мнению Дж. Гилфорда, создателя первого надежного метода оценки рассматриваемой способности, С. и. представляет собой систему познавательных способностей, к-рая является относительно независимой от фактора общего интеллекта и связана с восприятием и переработкой информации о поведении человека. Понятие С. и. пересекается такими понятиями как социальные навыки, социальная компетентность, межличностный эмоциональный интеллект, «модель психического». В настоящее время наблюдается тенденция отхода от оперирования отдельными конструктами (С. и., социальные навыки) в пользу более общего понятия - «социальное познание», или «социальные когнитивные функции». Последние определяются как «способность выстраивать представления об отношениях между собой и другими и гибко использовать эти представления для управления социальным поведением». По R. Adolphs (2001) термин «социальные когнитивные функции» определяет ряд аспектов сферы познания, к-рые невозможно оценить с помощью традиционных психометрических и нейропсихол. тестов, но к-рые потенциально имеют независимую связь с социальным поведением и социальным функционированием. Осн. функции социальных когнитивных функций сводятся к получению информации, ее интерпретации и формированию ответа на намерения, мнения, поведение др. людей (Fiske, 1991), что, безусловно, лежит в основе О. и социальных отношений. Эффективность социальной когниции, однако, может быть связана с эффективностью «не-социального» когнитивного функционирования (внимания, памяти, рабочей памяти, регуляторных функций) (Russel & Green, 2009). Недоразвитие отдельных компонентов или аспектов социальных когнитивных функций (и С. и., в частности), их повреждение, или искаженное функционирование может быть связано с разл. заболеваниями. На сегодняшний день существуют многочисл. исследования, показывающие дефицитарность отдельных аспектов социального познания при шизофрении (Критская, Мелешко, Поляков, 1991; Corrigan & Penn, 2001, цит. по: Russel & Green, 2009; Левикова, 2009), расстройствах аффективного спектра (Kerr et al., 2003; Montag et al., 2009; Suslow et al., 2001 по Russel & Green, 2009; Плужников, 2010) и нек-рых расстройствах личности (Skodol et al., 2005). Эти и мн. др. данные являются крайне противоречивыми, даже при обсуждении какой-либо изолированной субструктуры или функции социального познания в условиях конкретной формы патологии. В нейропсихологии, при описании нарушений функционирования социальных когнитивных функций, возникающих при очаговых поражениях головного мозга, используются понятия «социальная агнозия» (трудности отражения социальных связей при сохранности отражения предметов физич. мира), «социальная апраксия» (нарушения действий, необходимых для социального взаимодействия), «эмоциональная агнозия» (нарушения распознавания эмоций, при относительной сохранности предметного восприятия) (Тонконогий, Пуанте, 2007). Возникают указанные нарушения, преим., при поражении лобных долей (чаще правой гемисферы и медио-базальных отделов) и амигдалярных структур. Лит.: Критская В. П., Мелешко Т. К., Поляков Ю. Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. М., 1991; Лоскутова В. А. Социальные когнитивные функции при шизофрении и способы терапевтического воздействия // Социальная и клиническая психиатрия, 2009, № 4; Тонконогий И. М., Пуанте А. Клиническая нейропсихология. СПб., 2007; Russell T. A., Green M. J. Neuropsychology of social cognition: implications for psychiatric disorders // The Neuropsychology of Mental Illness / Eds S. J. Wood, N. B. Allen and C. Pantelis. N. Y., 2009. И. В. Плужников

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
199.00 кб

Нарушения социального интеллекта у больных шизофренией

Рычкова Ольга Валентиновна, Сильчук Екатерина Петровна
Статья содержит обоснование выбора предмета исследования со ссылкой на зарубежные и отечественные работы.
Читать PDF
504.31 кб

Нарушения социального интеллекта у пациентов с рекуррентной депрессией

Пуговкина Ольга Дмитриевна
В работе представлены результаты эмпирического исследования нарушений социального интеллекта у пациентов с рекуррентной депрессией.
Читать PDF
257.06 кб

Нарушения социального интеллекта и клиническая симптоматика при шизофрении

Рычкова Ольга Валентиновна, Федорова Ангелина Петровна, Приймак Мария Анатольевна
Цель работы определение взаимосвязей между нарушениями социального познания и клиническими симптомами, наблюдаемыми у больных шизофренией.
Читать PDF
483.09 кб

Нарушения социального интеллекта и социального функционирования при шизофрении

Руденко Светлана Львовна, Рычкова Ольга Валентиновна
В статье представлены результаты изучения влияния нарушений социального интеллекта и социальной ангедонии на снижение уровня социального функционирования больных шизофренией.
Читать PDF
221.27 кб

Исследование социального взаимодействия обучающихся с нарушением интеллекта в процессе их трудовой д

Борис Викторович Белявский
Цель исследования — экспериментальная проверка эффективности педагогической технологии, направленной на обучение социальному взаимодействию детей с нарушением интеллекта в процессе трудовой деятельности.
Читать PDF
227.85 кб

Роль социального интеллекта в формировании нарушения поведения умственно отсталых подростков с девиа

Березина О. Н.
Статья посвящена апробации методики социального интеллекта Дж. Гилфорда в выявлении нарушения поведения у умственно отсталых подростков.