Нарушение восприятия

Найдено 1 определение
Нарушение восприятия
При резком физическом или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям. Дневной свет вдруг ослепляет, окраска окружающих предметов делается необычно яркой. Звуки оглушают, хлопанье двери звучит как выстрел, звон посуды становится невыносимым. Запахи воспринимаются остро, вызывая сильное раздражение. Прикасающиеся к телу ткани кажутся шероховатыми и грубыми. Эти изменения восприятия называются гипертезией. Противоположное ей состояние – гипостезия, которая выражается в понижении восприимчивости к внешним стимулам и связана с умственным переутомлением. Окружающее становится неярким, неопределенным, утрачивает чувственную конкретность. Предметы словно лишаются красок, все выглядит блеклым и бесформенным. Звуки доносятся глухо, голоса окружающих утрачивают интонации. Все кажется малоподвижным, застывшим. Галлюцинациями обычно называют восприятия, возникшие без наличия реального объекта (видения, призраки, мнимые звуки, голоса, запахи и т.п.). Галлюцинации являются, как правило, следствием того, что восприятие оказывается насыщенным не внешними действительными впечатлениями, а внутренними образами. Человеком, находящимся во власти галлюцинаций, они переживаются как истинно воспринимаемое, т.е. люди во время галлюцинирования действительно видят, слышат, обоняют, а не воображают или представляют. Для галлюцинирующего субъективные чувственные ощущения являются такими же действительными, как и исходящие из объективного мира. Наибольший интерес вызывают обычно зрительные галлюцинации, отличающиеся необычным многообразием: видения могут быть бесформенными (пламя, дым, туман) или, наоборот, казаться более четкими, нежели образы реальных предметов. Величина видений также характеризуется большой амплитудой: бывают как уменьшенные, так и увеличенные, гигантские. Зрительное галлюцинации могут быть и бесцветными, но гораздо чаще у них естественная или крайне интенсивная окраска, обычно ярко-красная или синяя. Видения могут быть подвижными или неподвижными, не меняющегося содержания (стабильные галлюцинации) и постоянно меняющиеся в виде разнообразных событий, разыгрывающихся как на сцене или в кино (сценоподобные галлюцинации). Возникают одиночные образы (одиночные галлюцинации), части предметов, тела (один глаз, половина лица, ухо), толпы людей, стаи зверей, насекомые, фантастические существа. Содержание зрительных галлюцинаций оказывает очень сильное эмоциональное влияние: может пугать, вызывать ужас или, напротив, интерес, восхищение, даже преклонение. От галлюцинаций следует отличать иллюзии, т.е. ошибочные восприятия реальных вещей или явлений. Обязательное наличие подлинного объекта, хотя и воспринимаемого ошибочно, – главная особенность иллюзий, обычно разделяемых на аффективные, вербальные (словесные) и перейдолические. Аффективные (аффект – кратковременное, сильное эмоциональное возбуждение) иллюзии чаще всего обусловлены страхом или тревожным, подавленным настроением. В этом состоянии даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем, а случайный прохожий – насильником и убийцей. Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих; человеку кажется, что эти разговоры содержат намеки на какие-то неблаговидные поступки, издевательства, скрытые угрозы по его адресу. Очень интересны и показательны перейдолические иллюзии, обычно вызываемые снижением тонуса психической деятельности, общей пассивностью. Обычные узоры на обоях, трещины на стенах или на потолке, различные светотени воспринимаются как яркие картины, сказочные герои, фантастические чудовища, необыкновенные растения, красочные панорамы.  

Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии. 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
788.67 кб

Нарушение интеллекта: особенности восприятия детей

Кузнецов Алексей Петрович
Статья посвящена анализу особенностей восприятия детей с нарушением интеллекта. Дети с задержкой психического развития испытывают большие трудности в усвоении общеобразовательной программы.
Читать PDF
243.06 кб

Особенности восприятия детей с нарушением интеллекта

Кузнецов Алексей Петрович
Статья посвящена анализу особенностей восприятий детей с нарушением интеллекта. Дети с задержкой психического развития испытывают большие трудности в усвоении общеобразовательной программы.
Читать PDF
357.45 кб

Дети с нарушением интеллекта. Особенность восприятий

Кузнецов Алексей Петрович
Статья посвящена анализу особенностей восприятий детей с нарушением интеллекта. Нарушения интеллекта в педагогике еще называют умственной отсталостью.
Читать PDF
647.37 кб

Особенности ощущений и восприятий детей с нарушением интеллекта

Кузнецов Алексей Петрович
Статья посвящена анализу развития ощущений и их коррекционной роли при нарушенном интеллекте.
Читать PDF
454.15 кб

Восприятие детьми с нарушением интеллекта гендерного взаимодействия

Симановский Андрей Эдгарович, Воронина Светлана Николаевна, Климычева Марина Игоревна, Сиротина Надежда Сергеевна
В статье проанализированы особенности восприятия социальных (семейных) ролей дошкольниками и младшими школьниками с недоразвитием интеллекта.
Читать PDF
102.03 кб

Нарушения вкусового восприятия у больных сахарным диабетом 2-го типа

Фомина Елена Ивановна, Пожарицкая М. М., Давыдов А. Л., Будылина С. М., Старосельцева Л. К., Сейтиева А. С.
Цель. Изучить нарушения вкусового восприятия у больных сахарным диабетом (СД) 2-го типа. Методы. Обследованы 54 пациента среднего и пожилого возраста с СД 2-го типа и 19 пациентов без СД 2-го типа.
Читать PDF
705.10 кб

Восприятие, внимание, память и мышление у дошкольников с нарушением зрения

Бережкова Е.И.
В статье представлены результаты эмпирического исследования развития отдельных психических процессов старших дошкольников.
Читать PDF
117.44 кб

Клиника редких форм нарушения восприятия при височной эпилепсии у подростков

Филлипов Борис Федорович, Цоцонава Жужанна Мурмановна
При латеральной (неокортикальной) височной эпилепсии часто возникают «сновидные состояния» ощущения снов наяву с наличием грез и различных фантастических сцен, чувством нереальности и призрачности окружающего.
Читать PDF
521.86 кб

Особенности зрительного восприятия у детей с кортикальными нарушениями зрения

Марутян Марине Карленовна
В статье представлены некоторые особенности зрительного восприятия детей с кортикальными нарушени-ями зрения и предложены стратегии их обучения.
Читать PDF
140.30 кб

Нейрофизиологические механизмы нарушения зрительного восприятия при шизофрении

Симонова Наталья Александровна, Гарах Жанна Валерьевна, Зайцева Юлия Станиславовна, Шмуклер Александр Борисович
Обзор посвящен проблеме нейрофизиологических механизмов ранних стадий зрительного восприятия в рамках изучения интегративной перцепции при шизофрении.
Читать PDF
245.96 кб

Особенности смыслового восприятия слова детьми с нарушениями речевого развития

Валявко Светлана Михайловна, Шулекина Юлия Александровна
Целью настоящей статьи является разработка психологической платформы для систематизации специфических закономерностей развития детей с речевым дизонтогенезом.
Читать PDF
279.59 кб

Особенности развития фонематического восприятия у детей с нарушением интеллекта

Буслаева Елена Николаевна, Павлова Тамара Пантелеевна
Статья посвящена проблемам формирования речи детей с нарушением интеллекта, особенностям их фонематического развития, трудностям звукового анализа слов, типичным ошибкам дифференциации фонем и фонетико-фонематическим нарушениям, а
Читать PDF
125.45 кб

Особенности развитии восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Овчинникова Г. В., Корытченкова Н. И., Кувшинова Т. И.
Читать PDF
1.98 мб

Психофизиологический анализ зрительного восприятия детей 5–8 лет с нарушением зрения

Волокитина Татьяна Витальевна, Зотова Анна Александровна
Проведено обследование компонентов зрительного восприятия 85 детей 5–8 лет с нормальным и нарушенным зрением с использованием методики М.М. Безруких, Л.В. Морозовой.
Читать PDF
640.00 кб

Особенности зрительного восприятия у учащихся с нарушениями слуховой сенсорной системы

Белова Ольга Анатольевна, Сазонов Вячеслав Фёдорович
В статье рассматривается развитие и особенности зрительного восприятия у учащихся младшего школьного возраста (7-9 лет), имеющих нарушения слуховой сенсорной системы.

Похожие термины:

  • Нарушения восприятия

    см. Расщепление образов восприятия, Аллестезия, Иллюзии, Галлюцинации, Метаморфопсия, Нарушения ориентации в пространстве, Нарушения восприятия пространства и времени, Нарушения представления.
  • ВРЕМЯ: ВОСПРИЯТИЕ: НАРУШЕНИЕ

    нарушения восприятия времени) - потеря способности к временной ориентировке. Различаются: 1) общее дезориентирование во времени - обусловленное нарушением сознания при локальных поражениях мозга
  • Восприятие времени нарушения

    субъективное ощущение измененности принимаемого за норму восприятия реального времени. Различаются следующие нарушения восприятия чувства времени (Ясперс, Сумбаев, Бухановский и др.): 1. брадихро
  • ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ НАРУШЕНИЯ

    см. Восприятия времени нарушения.
  • ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА НАРУШЕНИЯ

    см. Восприятия пространства нарушения.
  • ПРОСТРАНСТВО: ВОСПРИЯТИЕ: НАРУШЕНИЕ

    нарушения восприятия пространства) - трудности ориентировки в пространстве из-за нарушений в работе анализаторов внешних (зрительного, слухового) или внутренних (кожно-кинестетического), кои возн
  • ПОСТГАЛЛЮЦИНОГЕННОЕ НАРУШЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ

    См. органическое психическое расстройство, характеризующееся появлением «обратных кадров», когда человек повторно переживает перцептивные нарушения, возникшие под действием галлюциногена посл
  • Острая интоксикация с нарушением восприятия

    Исключаются: — острая интоксикация психоактивными веществами с делирием (F1х.03х).