НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА

Найдено 1 определение
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА
синоним - этнопедагогика) - совокупность знаний и навыков воспитания, сохранившаяся в этнокультурных традициях,, народном этическом и художественном творчестве, национально-специфических устойчивых формах общения и взаимодействия представителей различных поколений друг с другом и являющаяся важнейшим средством обеспечения единства и преемственности поколений, целостности этноса. Н.п. сохраняет в себе общие черты национальной культуры, методы и навыки воспитания, накопленные собственным народом и традициями других этносов. Источниками изучения Н.п. является фольклор, этнографические и антропологические материалы, археологические находки, мемуарная литература и т. д. Нормативные требования Н.п. преимущественно извлекаются из народного творчества (фольклорной педагогики). Представленная в фольклорных текстах и обрядности Н.п. в совокупности составляет целостную воспитательную концепцию. Одним из определяющих компонентов воспитания в Н.п. выступает передача национальных традиций в процессе взаимодействия поколений. С древнейших времен сохранились традиции ухода за малолетними детьми, воспитания подростков и юношей, подготовки к семейной жизни, а также соответствующие устойчивые дидактические принципы. Особенно плодотворно идеи и опыт Н.п. присутствуют в дошкольном воспитании как общественном, так и в семейном. В народном сознании четко выражены идеи добра и зла, ценности, черты и качества, поощряемые и осуждаемые в народе (например, "трудолюбие - лень", "героизм - предательство"). Процесс воспитания человека основан на лучших: примерах и образцах поведения, наблюдениях за живой природой. В фольклорных текстах различных народов имеется много метафор, передающих конкретные педагогические представления: "цветок", "отросток", "побег", "поросль" и т. д. Произведения фольклора являются не только носителями педагогических идей, но и своего рода дидактическим материалом. Н.п. отличается логической стройностью и системностью. Многие педагогические понятия народной мудрости четко определены, напр. питание, вскармливание, уход, пестование, наставления и др. Традиционные представления о ребенке как субъекте воспитания реализовываются в Н.п. в особом внимании и заботливом отношении к детям, в том числе к сироте, приемышу, падчерице, пасынку, в попытках разумно регулировать взаимоотношения детей и взрослых, старших и младших. Достаточно полно представлены в Н.п. факторы воспитания: природа, мера, слово (мысль), труд (действие), быт, традиция, искусство, религия, общение, пример, идеал. Важнейшая роль отводится приобщению ребенка к языковой культуре. Словесному воздействию придается иногда особый смысл (поверье, просьба, совет, намек, пожелание, благословие, заклинание, зарок, клятва, исповедь, проповедь, упрек и др.). В традиционной педагогике всех народов последовательно проводится идея полного педагогического цикла (человек рождается внуком, умирает дедом). Конкретные цели воспитания представлены в виде совершенного человека. В истории Н. п. можно выделить особые этапы, связанные с формированием этнокультурных общностей, а также с изменениями в распределении воспитательных функций. Первым и главным лицом в воспитании первоначально была мать. На протяжении длительного времени старшие братья и сестры играли важнейшую роль в воспитании, значение отца как воспитателя утвердилось значительно позже. Взаимодействие воспитуемых и воспитателей достаточно сложно и в каждом конкретном обществе имеет свои особенности. В рамках родоплеменных отношений семья являлась главным сосредоточием народной педагогики - идей, традиций, опыта. В процессе формирования общественно-образовательных институтов Н.п. прочно сохраняла свои позиции. Введение массового обучения в государственных образовательных учреждениях несколько ограничило ее влияние, но в то же время ускорило взаимодействие Н.п. с педагогической наукой, школьной практикой, что дало толчок к обогащению народного опыта научными методами воспитания. Переход воспитательных функций в ведение государства оказывал одновременно разрушительное воздействие на Н.п.: утрачивались национальные педагогические традиции, самобытные формы воспитания. Задача педагогики состоит в выделении и систематизации элементов педагогической системы без изменения оригинального характера Н.п. Развитие педагогической науки во многом определялось содержанием Н.п., т.к. научная педагогика основывалась на достижениях других наук о человеке, сложившихся воспитательных традициях, опыте народного воспитания. Во второй половине XX века тенденции демократизации системы образования во всем мире способствовали возрождению многих традиционных форм воспитания. Н.п. находит отражение не только в устной традиции, но и в художественном творчестве, научно-просветительской деятельности, публицистике, что способствует обогащению общечеловеческой педагогической культуры. Одним из наиболее плодотворных направлений в истории педагогики становится изучение эволюции Н. п., зависимости ее от конкретных условий жизни народа, расшифровки забытых подтекстов, точного воспроизведения утерянного смысла педагогической культуры народа.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
324.49 кб

Игровое наследие народной педагогики

Опарина Н.А.
В статье рассматривается роль народной педагогики игры в воспитании детей. Исследуются игровые технологии в контексте традиций народной педагогики.
Читать PDF
414.18 кб

Малые жанры фольклора в народной педагогике

Шишмаренкова Г.Я.
Читать PDF
420.55 кб

Воспитательные средства народной педагогики

Мирдиянова Бибинур Мукатдисовна
В данной статье рассматривается воспитательный процесс на традициях народной педагогики, раскрывается значение народной педагогики. Автором приводятся воспитательные средства, методы, основные правила народной педагогики.
Читать PDF
1.95 мб

Этические традиции народной педагогики бурят

Лопсонова Зинаида Баторовна
Читать PDF
425.25 кб

Культурологический аспект народной педагогики

Тарасова С.И.
В статье исследуется культурологический аспект народной педагогики, анализ которого строится на осмыслении логической цепочки: культура народная культура народная педагогика.
Читать PDF
4.37 мб

Основные понятия тувинской народной педагогики

Ооржак Светлана Янчаповна
Основное понятие тувинской народной педагогики «кижизидилге» (в общепринятом переводе на русский язык воспитание) в корне имеет слово «кижи» (по-русски человек).
Читать PDF
151.97 кб

Идеи народной педагогики в формировании личности

Рудова А. И.
Народная педагогика это опыт и его описание, это средства и идеи народного воспитания, это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх,
Читать PDF
742.35 кб

Игра как уникальное наследие народной педагогики

Опарина Нина Александровна
Рассматривается роль игры в воспитании детей. Исследуются игровые технологии в контексте традиций народной педагогики. Приводится историко-культурологический взгляд на использование игры в различных сферах.
Читать PDF
200.76 кб

Феномен отцовства в арабской народной педагогике

Алмассуд Халед
Представлена точка зрения автора, связанная с необходимостью рассмотрения отцовства с позиций народной педагогики. Рассмотрены различные аспекты отцовства в арабской народной педагогике и культуре.
Читать PDF
176.12 кб

Гуманистические основы народной педагогики адыгов

Кубашичева Любовь Нануовна
На смену парадигме формирования личности с заданными свойствами приходит гуманистическая парадигма, в рамках которой образование рассматривается как личностно-ориентированный, культуросообразный процесс, направленный на формирован
Читать PDF
265.15 кб

Трудовое воспитание в русской народной педагогике

Шошин М. А.
В статье обобщен опыт трудового воспитания в русской народной педагогике. Рассмотрены разнообразные средства, источники приобщения к труду.
Читать PDF
710.03 кб

Конфуцианские идеи в народной педагогике китайцев

Васильева Мария Самсоновна, Намсараев Сергей Дашинимаевич
В статье рассматривается вклад конфуцианства в развитие народной педагогики китайцев, заключавшийся в разработке и популяризации теоретической модели идеальной личности «цзюнь-цзы» и его ценностных критериев, идей нравственного са
Читать PDF
176.54 кб

Идеи народной педагогики в трудах Я. А. Коменского

Калантарян Любовь Алексеевна
В статье дан анализ педагогических воззрений Я.А. Коменского. Особое внимание автор уделяет осмыслению важнейших параметров его педагогической теории, таких как демократизм, народность и гуманизм.
Читать PDF
166.62 кб

Физическое воспитание в народной педагогике хакасов

Кызласов Е. Г.
По результатам социологического исследования по проблемам развития хакасского этноса, проведенного в республике в 2001 г. большое беспокойство вызывает общее состояние здоровья хакасов.
Читать PDF
260.39 кб

Принципы воспитания в абхазской народной педагогике

Анкваб Марина Фёдоровна
Статья раскрывает содержание понятия «абхазская народная педагогика». Основное внимание автор акцентирует на вековых традициях, нормах и укладе жизни этноса, выраженных в понятии «апсуара» (абхазство).