Наказание

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Наказание
Punishment) — Управление неблагоприятными последствиями, цель которого состоит в предотвращении нежелательного поведения.

Источник: Ньюстром Д., Дэвис К. Организационное поведение. 2000

Наказание
Punishment). Предъявление аверсивных стимулов, следующее за нежелательным поведением и уменьшающее вероятность повторения такого поведения.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

Наказание
(punishment) — неприятные меры воздействия, следующие вслед за нежелательным поведением ребенка или взрослого и преследующие цель искоренить это поведение.

Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.

Наказание
ситуация, в которой реакция либо порождает аверсивный стимул, либо устраняет позитивный. По Газри, для того чтобы наказание было эффективным, необходимо соблюдение двух условий: 1) наказание должно порождать поведение, которое несовместимо с нежелательной реакцией, и 2) наказание должно происходить в присутствии стимулов, которые вызывают нежелательную реакцию.

Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004

Наказание
прием воздействия, реализующий один из основных методов воспитания, имеющий целью принудить человека осознать совершенный им проступок. Н. осуществляется в различных формах: неодобрение, замечание, выговор, штраф, отстранение от работы и т. д. Действенность Н. определяется его справедливостью, выбранной мерой, учетом индивидуальных особенностей наказуемого. Н. не должно быть поспешным, не приводить к унижению человека и доводиться до конца.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

НАКАЗАНИЕ
юридическое) – мера государственного принуждения, применяемая по приговору суда к лицам, совершившим преступления. Заключается в лишении или ограничении прав и свобод осужденных. В российском праве основными видами Н. являются штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение свободы, арест, лишение свободы. Дополнительно может применяться, напр., лишение воинского или специального звания и др. Исключительная мера Н. – смертная казнь.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

НАКАЗАНИЕ
педагогическое понятие как способ воспитания личности или группы. Психологически Н. позволяет наказываемому понять недопустимость совершенного им; страх повторного Н., объединяясь с этим пониманием, становится чувством вины и психологическим барьером для повторного совершения подобных действий, теперь понимаемых как проступки. Но для этого в реакции на Н. компонент мышления должен преобладать и Н. не должно пониматься как месть. «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, уменье сопротивляться соблазнам и преодолевать их»,— писал А. С. Макаренко (Соч. М., 1958, т. V, с. 399). Взыскание — мера Н.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Наказание
Любая реакция, следующая за определенным событием и уменьшающая вероятность возникновения этого события в будущем. К примеру, если ребенка бранят каждый раз, когда он кормит собаку едой со стола, то, в конце концов, он прекратит это делать. Наказание может подразумевать запрет на определенную деятельность — например, когда ребенку запрещают играть на компьютере, если он плохо себя ведет. Если за определенным поведением не следует наказание, вероятность его повторения в будущем повышается до первоначального уровня. Дебаты о пользе или даже желательности наказания как метода коррекции поведения не привели к каким-либо определенным выводам. Ясно, что наказание само по себе не является эффективным способом выработки желательной реакции. Подкрепление, которое может сопровождаться наказанием, обычно увеличивает вероятность желательной реакции. Кроме того, наказание имеет нежелательные побочные эффекты, включая избегание и эмоциональные расстройства. В психологии важно проводить различие между наказанием (ослабляющим реакцию) и негативным подкреплением (усиливающим реакцию). В обоих случаях организм подвергается воздействию аверсивных стимулов, но в разных обстоятельствах и с различными последствиями.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

НАКАЗАНИЕ
мера воздействия на воспитанника или детский коллектив, допустивший проступок. Н. содержит элементы кары, но основная его задача – воспитательная. Н. может выражаться в форме словесного осуждения, ограничения в правах, изменения отношений и др. Применяя Н., необходимо учитывать, что оно воспитывает только тогда, когда справедливо. Н. требует от воспитателя большого такта. Справедливость Н. определяется также правильной его дозировкой. Различают мягкие, слабые Н. и Н. суровые, строгие, тяжелые. При выборе Н. в первую очередь учитывается серьезность самого проступка. Обилие Н., их суровость – зачастую признак беспомощности взрослого. Частое применение Н. ослабляет силу его воздействия, притупляет чувствительность ребенка, либо ожесточает его. После того как виновный понес Н., напоминать о нем не следует, т.к. такое напоминание будет воспринято как недоверие к его стремлению стать лучше. Воспитательный эффект наказания зависит от того, как далее будет восстановлен контакт, общение взрослого с ребенком, насколько взрослый поможет осознать причину конфликта и вызвать у ребенка стремление к самовоспитанию. Обычно помогает доверительная беседа с разбором ситуации и взаимное обещание воздерживаться от действий, провоцирующих конфликт.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

НАКАЗАНИЕ
1. Любое событие, которое действует противоположно подкреплению, то есть положительное наказание сокращает вероятность реакций, вызвавших его, а отрицательное наказание повышает вероятность реакций, его прекративших. См. отрицательное подкрепление, положительное подкрепление. 2. Применение некоторого вызывающего отвращение стимула непосредственно после определенного поведенческого акта. 3. Сам стимул, вызывающий отвращение. За этими формальными определениями термина стоит ряд вопросов, и точный смысл термина зависит от способа его употребления. А именно: (а) сам вызывающий отвращение стимул может быть коротким, простым и определенным, как в большинстве лабораторных исследований, где используется удар током, но это может также быть и более длительное, комплексное событие, как в случае, когда общество заключает в тюрьму нарушителя закона; (б) наказывающим событием может быть представление некоторого вызывающего отвращение стимула (удар током, шлепок) или лишение некоторого желательного или приятного предмета (родительское лишение любви); (в) наказание может быть за совершение какого-то действия (крыса нажала на неправильный рычаг, уголовное преступление) или за несовершение какого-то действия (не смогла нажать на рычаг, не подготовился к экзамену). Кроме того, некоторые авторы употребляют этот термин так, что угроза наказания считается наказанием. Это расширение значения обосновывается тем аргументом, что тревога, связанная с возможностью применения вызывающего отвращение стимула, сама по себе является наказанием. Ср и различайте с негативным подкреплением.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Наказание
1. в бихевиоризме – а) любое событие, которое действует противоположно подкреплению какой-либо реакции, повышающего вероятность ее повторения в ответ на определенный стимул. Положительное наказание сокращает вероятность появления реакции отвращения на стимул, вызывающего такую реакцию, отрицательное наказание, напротив, повышает вероятность реакции отвращения на стимул, ее прекращающего; б) применение вызывающего отвращение стимула после определенного поведенческого акта (или отказа от определенных действий), как, например, это происходит при аверсивной терапии; в) сам стимул, вызывающий отвращение. Согласно выводам некоторых сторонников бихевиоризма, наказания детей за провинности абсолютно неэффективны или даже оказывают обратный воспитательный эффект. Между тем в прессе время от времени поднимается неистовая шумиха, если учитель, доведенный малолетним садистом до потери самообладания или возмущенный проделками маленького наглеца милиционер накрутил ему уши. И это лицемерие происходит на фоне массового сиротства, беспризорности, нищенского существования, педофилии и беззащитности детей от дельцов наркомафии, игрового бизнеса и преступного мира, а во многих семьях жестоко обращаются с детьми, но это мало кого волнует. Некоторые психологи считают наказание детей вполне уместным, если такие дети не способны ощущать свою вину за предосудительные действия. Согласно Колбергу, физическое наказание, как и поощрение, суть источники нравственного сознания, без них последнее не формируется. Что касается бихевиоризма, то нравственность для него – такой же фантом, как сознание и самоосознавание; 2. узаконенная мера воспитального воздействия, применяемая к кому-либо за какое-то правонарушение с целью его нравственного исправления. Необходимые условия эффективности наказания таковы: а) неотвратимость; б) своевременность и в) адекватность природе и степени тяжести проступка или преступления. Неадекватно суровое наказание обычно воспринимается как месть, некоторые правонарушители, лишенные развитого нравственного сознания, любое справедливое наказание воспринимают как основание совершать правонарушения и в дальнейшем; 3. в более свободном значении – не только наказание, но и угроза применения вызывающего отвращения стимула, вызывая тревогу, сама может играть роль наказания; 4. наказанием может быть чувство вины индивида за собственный проступок или правонарушение, причем такое наказание без покаяния является иногда наиболее тяжелым для человека, нередко оно влечет самонаказание (самоповреждение, суицид).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Наказание
punishment) Н. является предметом, при обсуждении к-рого психологу столь же трудно удерживаться в рамках нейтральной и объективной терминологии, как и рядовому чел. Еще не так давно телесные Н. вызывали всеобщее одобрение. На Н. опирались как образовательная, так и правовая система. В настоящее время Н. оказалось в немилости. В рамках семьи то, что некогда одобрялось и рассматривалось как Н., сегодня может быть сочтено "жестоким обращением с ребенком" или "жестоким обращением с супругой". Однако, несмотря на общественную тенденцию к приобретению аттитюдами к определенным типам Н. отрицательной окраски, Н. или угроза Н. по-прежнему остаются повсеместным явлением в современном мире Люди, интересующиеся использованием Н., задаются следующими вопросами: действительно ли эффективно Н.? Если да, то когда, как и почему? Что такое Н.? Психологи определяют Н. как введение некоторого аверсивного последствия, к-рое приводит к уменьшению тенденции в проявлении определенного способа поведения; или как последствие поведения, к-рое снижает вероятность его повторного возникновения. Является ли наказание эффективным? Ранние работы по Н. с очевидностью показывали, что оно оказывается неэффективным в устранении нежелательного поведения. Однако более современные исслед. в этой области показывают, что Н. может подавлять или устранять поведение. Насколько действенным в этом отношении оказывается Н., зависит от целого ряда факторов, роль к-рых может изменяться от ситуации к ситуации; к числу таких факторов относятся характеристики наказывающего стимула, характеристики наказываемого поведения и характеристики наказываемого субъекта. Сила наказания. Исслед. силы Н. в целом свидетельствуют о том, что чем больше сила наказывающего стимула, тем больше происходит подавление наказываемого поведения. Слишком слабый стимул может скорее возбуждать и подкреплять, нежели наказывать. Близость по времени. В целом, для того чтобы Н. приводило к максимальному эффекту, оно должно осуществляться непосредственно за возникновением подавляемого поведения. То, как изначально вводится Н., может иметь решающее значение. Н., изначальная сила к-рого была низкой и со временем постепенно увеличивалась, оказывает значительно меньший эффект в сравнении с внезапно вводимым и достаточно сильным Н. В целом видится, что увеличение частоты Н. приводит к увеличению его эффективности и что последовательное наказание оказывается более эффективным, чем эпизодическое. Эффективность зависит от силы наказываемой реакции. Очевидно, что длительное подкрепление наказываемого поведения противодействует и препятствует подавляющим эффектам Н. Эффективность также зависит от того, формировалось ли наказываемое поведение изначально на основе вознаграждения или на основе Н. Характеристики субъекта. Существуют некоторые данные о том, что Н. постепенно утрачивает свою эффективность по мере того, как увеличивается мотивация субъекта к наказываемому поведению. Эффективность также изменяется в зависимости от степени знакомства субъекта с применяемым Н., категорий наказываемых, возраста и стадии развития внутри определенных категорий наказываемых. Челов. когнитивные способности (напр., мышление, воображение) могут тж оказывать влияние на эффективность Н. Словесная формулировка причин Н., по-видимому, облегчает дискриминацию и генерализацию его эффектов у людей. Словесное описание и припоминание поведения, к-рое подвергается Н., снижает влияние временных задержек между поведением и Н. В некоторых ситуациях, наблюдение людьми случаев Н. оказывает определенные эффекты, даже если такое Н. переживалось викарно. Наконец, Н. людей оказывается наиболее эффективным, если в их взаимоотношениях присутствует любовь. Теории наказания Предлагались различные теории для объяснения того, каким образом и почему Н. приводит к снижению частоты проявления наказываемого поведения. Динсмур объяснял эффекты Н. с т. зр. принципа образования простой S-R связи при научении избеганию. Согласно этому объяснению, частота возникновения наказываемых действий снижается вследствие увеличения частоты действий, к-рые вступают в конкуренцию или препятствуют наказываемой реакции. Др. теория объясняет эффекты Н. на основе выработки условно-рефлекторного страха и подкрепления любого действия или бездействия, к-рое позволяет устранять или контролировать такой страх. Релевантные вопросы. Почему некоторые люди, по-видимому, ищут Н. и испытывают удовольствие от него? Иногда процедура Н. в действительности не уменьшает, а скорее повышает частоту возникновения наказываемого поведения. Как отмечалось ранее, это может происходить, когда наказываемое поведение было изначально сформировано путем Н. Иногда оказывается, что родитель уделяет ребенку внимание лишь в случаях его дурного поведения и тем самым невольно превращает Н. в подкрепление. В результате может возникнуть ситуация, в к-рой Н. не только не оказывается эффективным, но в к-рой ребенок или подросток снова и снова стремится к нему. Вместо опровержения эффективности Н. такие феномены скорее доказывают эффективность подкрепления. Эксперименты на обезьянах отчетливо демонстрируют, что Н. может вызывать невротические или явно пагубные эмоциональные побочные эффекты. Несмотря на то что такие побочные эффекты действительно выглядят пугающими и их ни в коем случае не следует игнорировать, они проявлялись не во всех экспериментах. Н. может также приводить к прекращению соц. отношений, оперантной агрессии, направляемой на источник наказания, и/или вызывать агрессию против тех, кто не имел никакого отношения к источнику Н. Итоги Н. может оказываться эффективным в устранении или снижении частоты нежелательных действий. То, насколько эффективным в конкретной ситуации окажется Н., зависит от целого ряда факторов, включ. характеристики наказывающего стимула, наказываемого поведения и наказываемого субъекта. При любом применении Н., в особенности к людям, следует учитывать потенциальные побочные эффекты Н., такие как прекращение соц. отношений. См. также Приобретенные побуждения, Контробусловливание, Теории научения, Подкрепление, Вознаграждения Дж. Энджел

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
226.40 кб

Психологическое сопровождение женщин, отбывающих наказание

Федоренко Виктория Валерьевна
Рассматриваются основные направления по психологическому сопровождению правонарушительниц в процессе их трудовой деятельности.
Читать PDF
166.80 кб

Наказание и поощрение в семье: возрастная перспектива

Николаева Е. И., Шатц В. В.
Читать PDF
552.82 кб

Социально-психологическая характеристика межличностного взаимодействия женщин, отбывающих наказание

Котова Светлана Вениаминовна
Данная статья посвящена проблеме межличностного взаимодействия женщин, отбывающих наказание.
Читать PDF
253.06 кб

Особенности проявления одиночества у осужденных, отбывающих наказание в колонии-поселении

Худякова И. С.
В статье представлены результаты исследования особенностей одиночества в структуре личности осужденных, отбывающих наказание в колонии-поселении. Выявлено, что состояние одиночества занимает значительное место в жизни осужденных.
Читать PDF
110.47 кб

Психологические особенности чувства вины у лиц, отбывающих наказание, связанное с лишением свободы

Погонина Е. А.
Читать PDF
48.00 кб

Диагностика в ходе допроса осужденного, отбывающего наказание в виде лишения свободы

Лютынский А. М.
Читать PDF
505.33 кб

Врачебная ошибка и наказание несовместимы

Махамбетчин Мурат Максутович
Читать PDF
252.91 кб

"Тварь я дрожащая, или право имею?": "Преступление и наказание" Бориса Акунина

Черняк Мария Александровна
Читать PDF
549.67 кб

Специфика эмоциональных переживаний у осужденных женщин, отбывающих наказание в местах лишения свобо

Царева Е. В.
В статье представлены различные подходы психологической науки к феномену переживания. Изучены особенности эмоциональных переживаний осужденных женщин, впервые отбывающих наказание в местах лишения свободы и неоднократно судимых.
Читать PDF
327.35 кб

Коррекция переживания одиночества у женщин, отбывающих наказание в местах лишения свободы

Худякова Инна Сергеевна
в статье представлены результаты психокоррекционной работы с осужденными женщинами, отбывающими наказание в колонии-поселении, дан количественный и качественный анализ эффективности психокоррекции
Читать PDF
313.38 кб

Деформация смысловых конструктов несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения

Бобылева Лариса Александровна
в статье на основе эмпирического исследования анализируется деформация смысловых конструктов несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, представлена адаптация методики репертуарной решетки Келли, п
Читать PDF
212.94 кб

Особенности семейного воспитания и межличностного общения осужденных женщин, отбывающих наказание в

Молоствов Алексей Владимирович, Канчурина Александра Андреевна
В статье представлены результаты изучения особенностей семейного воспитания и межличностного общения женщин, чье насилие привело к тяжкому вреду здоровью или смерти близкого родственника.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности самоотношения осужденных женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы за насильст

Молоствов Алексей Владимирович
в статье содержатся результаты эмпирического изучения особенностей самоотношения осужденных женщин, совершивших насилие над близкими родственниками.
Читать PDF
261.51 кб

Чувство вины и стили межличностного поведения у заключенных, отбывающих наказание в исправительных у

Манхаева Ольга Михайловна, Кадыров Руслан Васитович
Представлен анализ результатов проведенной работы по исследованию соотношения переживания чувства вины со стилями межличностного поведения у заключенных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.
Читать PDF
0.00 байт

ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЖЕНЩИН, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Лукьянченко Наталья Владимировна, Новикова Елена Анатольевна
в статье показана возможность формирования позитивной семейной идентичности как составляющей психологических средств ресоциализации женщин, отбывающих наказание в местах лишения свободы и имеющих детей в Доме ребенка исправительно

Похожие термины:

  • НАКАЗАНИЕ ЭКВИВАЛЕНТНОЕ

    Наказание, которое принимает во внимание природу и серьезность правонарушения и логически связано с ним; наказание, которое "соответствует преступлению" и раскрывает правонарушителю суть просту
  • Поощрение и наказание

    методы влияния на партнера по О., направленные, прежде всего, на стимулирование и коррекцию его поведения. Наиболее часто применяются в управлении персоналом и педагогике. Поощрения (П.) условно ра
  • ИСКУПЛЯЮЩЕЕ НАКАЗАНИЕ

    См. наказание, искупляющее.
  • Негативное наказание

    negative punishment).
  • Педагогическое общение: наказание

    англ. punishment) - термин, широко используемый в обыденной речи, праве, педагогике, психологии Наказание (Н.) - это метод воздействия на человека, связанный с принуждением, сопровождающимся эмоционально
  • Позитивное наказание

    Positive punishment). Предъявление аверсивного стимула после реакции.
  • НАКАЗАНИЕ ИСКУПИТЕЛЬНОЕ

    (наказание, очищающее душу) (expiatory-англ. наказание)-наказание, мера угрозы которого соответствует серьезности трансгрессии, но не обязательно зависит от природы совершенного человеком проступка. М
  • НАКАЗАНИЕ ВЗАИМНО ОДОБРЯЕМОЕ

    (наказание на основе взаимопонимания) наказание, в котором принимают в расчет природу или силу трансгрессии (проступка, нарушения) и логически связано с ней; наказание, которое «соответствует тяже
  • МЕТОДИКА НАКАЗАНИЯ

    Относится к поведенческим приемам. Заключается в использовании отрицательного (аверсивного) стимула сразу же за ответной реакцией, которую стремятся погасить. В качестве отрицательного чаще все