НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Найдено 4 определения термина НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Национальное самосознание

специфический национальный менталитет индивида, определяемый мироощущением его этноса. Ср. этноцентризм.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

совокупность взглядов и оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности индивидов - членов общности о своей истории, современном состоянии и будущих перспективах, а также о месте среди других общностей. Включает рациональные и эмоциональные компоненты. Ядро национального сознания, стержень оценочных отношений и рационально-ценностных представлений, необходимых для самоопределения человека. (Д.В. Ольшанский, с.324)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий по политической психологии. Авторский коллектив РУДН

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

один из основных компонентов социализации в условиях многонационального региона. Процесс формирования Н. с. как отдельного индивида, так и национального сознания представителей различных национальностей в целом, включает следующие этапы (Л. С. Рубан, 1997): 1) национальную самоидентификацию (осознание индивидом своей национальной принадлежности); 2) развитие национального и интернационального компонентов: а) формирование патриотического сознания индивида – осознание отношения к Родине, своему народу, усвоение определенной шкалы ценностей и установок, становление ценностных ориентаций, развитие патриотизма на основе национальной гордости, исторического самосознания, обычаев, традиций, нравов; б) формирование отношения к представителям др. национальностей на основе повседневного опыта, сложившихся национальных стереотипов, системы воспитания (под воздействием окружающей среды: семьи, родственников, сверстников, представителей своей национальности; воспитательное воздействие государственных институтов: детских дошкольных заведений, школы, внешкольных воспитательных учреждений, СМИ), цель действия которой – формирование культуры межнационального общения; 3) формирование политической культуры, в т. ч. и в сфере национальных отношений, включающей оценку политической ситуации, отношение к системе политической власти и ее институтам, формирование политических взглядов, симпатий и антипатий, убеждений и их реализацию в гражданской деятельности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь конфликтолога

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности и ее положения в системе общественных отношений. Н.с. проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и особенности представлений членов нации о своей определенной идентичности и отличии от представителей других общностей; о национальных ценностях и интересах; истории нации, ее нынешнем состоянии и перспективах развития; месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях. Отличают как рациональные компоненты Н.с. (собственно осознание своей принадлежности к нации), так и эмоциональные (напр. сопереживание своего единства с другими членами социально-этнической общности). Национальное самосознание является важнейшей составной частью, основой национального сознания. Национальное самосознание существует не только на уровне индивида, но и над личностью, в том числе в объективированных массовых формах общественного сознания: в языке, в произведениях народного творчества и профессионального искусства, научной литературе, нормах морали и права и т. д. Интенсивность проявления национального самосознания у отдельных представителей этнической общности далеко не одинакова. Частично или полностью им не обладают дети. У взрослых членов этноса, как правило, оно ослаблено в тех случаях, когда они не имеют контактов с представителями других этнических общностей. В таком положении чаще всего оказываются сельские жители, у которых может преобладать локальное или региональное самосознание. В политическом плане Н. с. может играть двоякую роль. Во-первых, это может быть прогрессивный процесс. Такое положительное развитие возможно лишь при условии того, что Н. с. не пойдет по пути собственной абсолютизации и не станет особого рода "сверхценностью", не закроет для представителей этой общности иных возможностей и перспектив развития сознания, не ограничит его только осознанием своей национально-этнической идентичности. В противном случае, развитие Н. с. может обернуться своей противоположностью - сведением ценностно-смысловых структур сознания к низшим уровням, отрицанием ценностей, принадлежащих общностям более высокого порядка -например, общечеловеческих, сведением сознания до узких рамок клановых, феодально-племенных, религиозно-националистических или расистских идейно-политических взглядов. Вспышки последней тенденции имеют место в различных регионах и республиках бывшего* СССР. Конфликты и вооруженная борьба в Нагорном Карабахе, Южной Осетии, в Грузии, Таджикистане, война в Чечне - подтверждение той же тенденции. Нельзя сбрасывать со счета и территориальные притязания. Особенно важно анализировать национальное самосознание правящей элиты и тех социальных групп, которые находятся у власти и которые оказывают влияние на других представителей этнической общности, используя их национально-психологические особенности. Вот как, например, один из руководителей фашистской Германии, Кейтель, писал в предсмертной записке в камере: "Традиция и особенно склонность немцев к подчинению сделали нас милитаристской нацией" (см. Полторак А. И. Нюрнбергский процесс. - М., 1969.-С. 232). Еще один военный преступник, Кранк, высказал мнение, что "...немецкий народ действительно женственен в своей массе. Он такой эмоциональный, такой непостоянный, так преклоняется перед мужеством и так зависит от настроения и окружения, что поддается внушению. Вот в этом... и заключается секрет гитлеровской власти" (см.: Полторак А. И. Нюрнбергский процесс. М., 1969. -С. 71). При анализе истоков проявления Н.с. часто прослеживается тенденция: искажения в национальном самосознании у правящих кругов имеют самые негативные исторические последствия. Причем, эти искажения предшествуют возникновению истерии национализма в стране. Это относительно точный признак прогнозирования социально-психологических и иных изменений в стране. В силу этого изучение национального самосознания является важной задачей тех сил, чьи усилия направлены на обеспечение бесконфликтного общественного развития. Установки, стереотипы национального самосознания не всегда совпадают с реальным положением дел. В настоящее время особенности национального самосознания (как составной части национального характера) стали предметом специальных исследований. Так, по мнению английского социолога Спотта В. И., англичане выделяют у себя такие черты национального характера и установки, как склонность к компромиссам, юмор, способность к организации. В то же время в национальном самосознании англичан как бы вытеснены такие качества, как склонность к традициям, комплекс превосходства над другими и другие черты, которые подмечаются представителями других наций. В национальном самосознании арабов нередко присутствует недоверие друг к другу. В силу этого европеец порой с большим успехом добьется взаимопонимания с арабом, чем арабы между собой, так как они друг другу доверяют меньше. В национальном самосознании американцев особое место занимает демократия, свобода, право на неподчинение. Национальное самосознание проявляется и в отношениях к другим нациям. Там, где между двумя этническими общностями складывались отношения сотрудничества, вырабатывалась в основном положительная установка в отношениях друг к другу, предполагающая терпимость к существующим национальным различиям. Если отношения между народами были далекими, не затрагивающими их жизненных интересов, эти народы могли быть не настроены враждебно друг к другу, но могли и не питать друг к другу особой симпатии. Иное дело, когда народы длительное время находились в состоянии конфликта и вражды. Тогда вырабатывалась в основном враждебная психологическая установка. Вот данные социально-психологических исследований на этот счет, опубликованные американским журналом "Тайме Мирроу Сентр" в 1991 году. По данным этого исследования, поляки ненавидят немцев, те отвечают им взаимностью и, в свою очередь, пренебрегают обществом турок. Французы не любят североамериканцев, русские и украинцы недолюбливают азербайджанцев. В Европе наиболее отвергаемой является этническая группа цыган: их активно не любят большинство чехов, венгров, немцев и испанцев. При этом разница в образовании респондентов, имущественное, классовое положение не играют особой роли. Все эти предубеждения предопределены историческими, психологическими факторами и прочно вошли в сознание и установки людей. В центральной и восточной Европе национальные предрассудки питаются возникшими в прошлом взаимной враждой и территориальными спорами. Самой непопулярной группой в Польше являются немцы. В то же время около половины немцев с неприязнью относятся к полякам. Венгры не любят румын и арабов, а в Словакии эти же чувства проявляют к венграм.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Этнопсихологический словарь

Найдено схем по теме НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ — 0

Найдено научныех статей по теме НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ — 0

Найдено книг по теме НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ — 0

Найдено презентаций по теме НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ — 0

Найдено рефератов по теме НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ — 0

Вы можете заказать написание реферата: