НАЦИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

НАЦИЯ
от лат. natio – племя, народ) – историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, этнических особенностей культуры и характера. В современной литературе ряд ученых связывают нацию с определенным народом и включают в число ее сущност ных принципов общность самосознания и социальной структуры. Др. предлагают рассматривать нацию как общность по принадлежности к определенному государству. Н. – основные субъекты межнациональных конфликтов. См. Этнос

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Нация
Нация (от лат. nation - племя, народ* - историческая устойчивая сплоченная многочисленная общность людей, сложившаяся в ходе осознания своего единства, общности своего происхождения, языка, традиций, ценностей, установок, верований, и обладающая определенной социальной памятью, т. е . исторической памятью, общей для всех представителей данной нации.
В мировой науке не существует общеразделяемой дефиниции нации, в связи с чем содержание терминов «национальность» и «нация» достаточно неопределенно. Причем, если отечественные исследователи в большинстве своем отождествляют данные понятия, то в зарубежном научном дискурсе они рассматриваются как различные по смысловому наполнению. Так, если следовать определению «Оксфордского словаря», где национальность рассматривается как народ, потенциально могущий в будущем стать нацией, термин «национальность» имеет менее законченный характер, чем «нация» [1].
К определению нации существует два основных подхода, которые можно условно классифицировать как «этнический» и «политический».
С точки зрения первого, нация - это исторически сложившаяся естественная общность людей, которая выражает «народный дух» (Volksgeist), опирается на культуру и общее происхождение (И. Г. фон Гердер). Таким образом, нация либо тождественна понятию «этнос» (см.), либо представляет собой высший тип существования этноса, который достигается в ходе его исторического развития. Данный подход особенно характерен для современной отечественной мысли.
С позиции второго подхода, нация определяется как согражданство, как коллективный суверенитет, основанный на общем политическом участии, на общности «морального сознания» (Э. Ренан). Здесь нация трактуется как новый тип государственности, как политическая общность. Данная трактовка имеет распространение в западной науке.
Особенности феномена нации, такие как способность формировать психологию солидарности между ее представителями, национальный характер, национальное самосознание, и создавать отличия от других, приводят к тому, что нации часто становятся источником массовых движений и крайних идеологий, которые, в свою очередь, нередко ведут к острым и длительным этнонациональным конфликтам.
Систематизированные представления о нации стали складываться три века назад, хотя само понятие появляется на рубеже XV-XVI веков, и определяется как языковая и культурная общность, сложившаяся в определенной местности. В начале ХУШ в. Д. Вико выдвинул концепцию развития наций, которая предвосхищала евроцентризм Просвещения.
Литература
1. Kann R.A. Das Nationalitatenproblem der Habsburgermonarchchie. Graz; Koln, 1964. Bd.l. S. 42.
2. Smith Anthony D. Nationalism and Modernism: A Critical Survey of Recent Theories of Nations and Nationalism. London: Routledge, 1998.
3. Benedict Anderson. Imagined Communities: Reflections on the Origins and Spread of Nationalism. Verso Books, 1991.
4. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780. СПб., 1998.

Источник: Словарь по конфликтологии. Справ. изд. -Красноярск. Сиб. федер. ун-т 2012.-234 с.

НАЦИЯ
от лат. natio - народ) - большая социальная группа, исторически возникающий тип этноса, представляющий собой определенную общность людей, характеризующуюся единством территории, тесными экономическими связями людей, общностью языка, культуры, черт психического склада. Главную роль в формировании и развитии нации играют социально-экономические факторы. Первые нации возникли в период распада феодализма и становления капиталистической государственности. Экономической основой возникновения наций явились частная собственность на средства производства, ликвидация феодальной раздробленности, укрепление экономических связей между отдельными этническими общностями, объединение местных рынков в общенациональные. Руководящей силой возникавших тогда наций была буржуазия, стремившаяся к объединению отдельных народов в рамках единого государства, обеспечению благоприятных условий для своего свободного развития. Хотя процесс формирования наций в Европе и Азии в основном завершен, однако в некоторых частях света он еще лродолжается. Чаще всего нации являются результатом этнического развития народностей, чье название они обычно сохраняют. Некоторые нации сформировались на основе нескольких народностей. Иногда одна народность дает начало формированию двух или нескольких новых социально-этнических образований. Однако многие народности не могут сформироваться в нации вследствие своей малочисленности. В западной политологии и социологии существуют различные теории Н. Психологические теории Н. сводятся к культурно-психологической общности людей, объединенных единой судьбой. Такая "психологизация" Н. нашла наибольшее воплощение в трудах О. Бауэра. Есть теории, сводящие национальную общность к простому продолжению в новых условиях родоплеменных связей. Но имеются и теории, в которых абсолютизируются государственно-политические особенности национальной жизни, что в конечном счете сводит ее к государственной общности. М. Вебер считал, что в сообществе людей, объединенных общностью языка, религии, обычаев или судьбой, преобладает стремление к собственному государственному существованию. Трудности в определении понятия нации связаны с тем, что она обладает рядом как существенных, так и несущественных признаков, различия между которыми не всегда четко установлены. Отсюда известная условность и ограниченность любого из существующих определений Н. В отличие от указанных подходов, этнологический выделяет как основные именно этнические признаки: оригинальный стереотип поведения, особенности происхождения, самосознания и т. п. Упомянутые теории являются довольно распространенными на Западе, а теперь уже и в России. В советской же научной литературе считалась единственно правильной историко-экономическая теория. Н.К. Каутский - основатель данной концепции называл признаками Н. общую территорию, общность экономической жизни, языка, традиций. Идеи Каутского легли в основу определения Н., которое дал в 1913 г. И. В. Сталин: "Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры". Данное определение с различными модификациям разделялось и разделяется многими авторами и по-национальной проблематике. Это объясняется его синтезированным характером. Специфика состояла в том, что советским обществоведам предписывалось относиться к определению, изложенному выше, как к теоретически незыблемому образцу. На самом же деле имеют право на существование различные подходы.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999

Нация
лат. natio - племя, народ) - социально-эконом., культурно-полит. и духовная общность людей. Формируется исторически, характеризуется единством территории, экономики, языка, культуры и психол. особенностей. Однако, в отдельных случаях Н. не обладают территорией проживания, как напр., цыгане. Н. - полисемантическое понятие, применяемое для характеристики крупных социокультурных общностей индустриальной эпохи, ее появлению предшествует народность, к-рая представляет собой исторически сложившуюся языковую, территориальную, эконом. и культурную общность людей. В юрид. практике понятие Н. соотносится с понятиями «государство», «общество» и «совокупность всех граждан». В межд. праве Н. чаще всего рассматривается как совокупность граждан. Существует 2 осн. подхода к пониманию Н. Одно связано с идеями К. Дойча, Э. Гелнера, Б. Андерсона и Э. Смита (Дойч, 1966). Н. определяется как форма группы, в пределах к-рой уровень коммуникативной активности значительно выше, чем за ее пределами. Э. Гелнер (1983) отмечал, что Н. есть результат потребности совр. общества в культурной гомогенности, обусловленной развитием индустриального производства. Становление Н. связано с распространением всеобщего образования и средств информации. По Э. Гелнеру, Н. - это целенаправленно создаваемые общности, в к-рых ведущая роль в принадлежит интеллигенции. Б. Андерсон (1991) считает, что в основе образования Н. лежит феномен «печатного капитализма» со свойственными ему газетами и романами, изображающими Н. как социокультурную общность. Э. Смит (1989) подчеркивает, что совр. Н. органично связаны с доиндуст риальными общностями, обозначаемыми им как этнии. Все их разнообразие может быть сведено к 2 типам: аристократическому и народному. Н. возникают на базе первого типа этний, создаются путем бюрократической инкорпорации низших социальных групп в рамках одного государства. Ведущую роль в формировании Н. из народных этний играет интеллигенция, борющаяся за сохранение этнич. традиций. В ряде работ по социологии и философии Н. трактуется как социально-эконом. и культурно-полит. общность людей, сложившаяся в результате становления государства и выработки надэтнич. культурной и полит. традиции. Н. может быть моноэтнич. и политэтнич. Поскольку Н. - категория историческая, многозначность ее определения зависит и от языковых традиций. В англоязычной традиции под Н. чаще всего имеется в виду общность, объединенная одним правлением, напр. государственным. А по М. Веберу Н. - человеческое сообщество, объединенное общностью языка, религии, обычаев или судьбы и стремящееся к созданию собственного государства. В отеч. этнологической теории 1960-1980-х гг. Н. рассматривается как этносоциальная группа, характеризующуюся неразрывной взаимосвязью социально-эконом. и этнокультурных свойств. Формированию Н. способствуют интенсификация эконом. связей и отношений и создание общенацион. рынка, к-рые сопровождаются активизацией взаимодействия и обмена информацией. В число сущностных признаков Н. включают общность самосознания и социальной культуры. Как этносоциальная общность Н. может толковаться и как более широкое и как более узкое понятие по сравнению с понятием национальность (этникос), что часто зависит от этнич. состава опр. территории и характера расселения этникоса. С позиции этногенеза Н. - это фаза развития этноса, идущего по ступеням: род-племя-народность-народ-нация, в к-рой данный этнос обретает суверенитет и создает собственную полноценную государственность. Согласно иной точке зрения под Н. понимается множество взаимосвязанных народов и народностей, к-рые, взаимодополняя друг друга, создают некий «суперэтнос». Этнологический подход не снимает проблем, связанных с критериями выделения Н. и ее существенных отличий от понятия народность. С т. зр. психологии важными результатами национ. процессов являются: однородная для всех культура; единый национ. язык, способствующий коммуникации; формирование национ. самосознания. Лит.: Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М., 1991; Гелнер Э. Нации и национализм, 1983; Дойч К. Национализм и социальная коммуникация. 1966; Смит Э. Происхождение наций. 1989; Сухарев В., Сухарев М. Психология народов и наций. Донецк, 1997; Философский энциклопедический словарь / Ред. кол. С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. И. Ильичев и др. М., 1989. С. 405-406. Т. И. Пашукова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
201.30 кб

Концептуальный смысл понятия «Нация» и идеология мультикультурализма

Плужникова Н. Н.
Читать PDF
330.13 кб

Народ. Этнос. Нация. Статья 1. Общество, население, этнос

Семенов Юрий Иванович
В статье анализируются проблемы, имеющие особую актуальность в современную эпоху. подчеркивается, что этнос есть осознающая себя культурно-языковая общность, а не общность вообще.
Читать PDF
268.49 кб

Нация и этнос как соотносительные теоретические конструкты и феномены социальной реальности

Трофимов Валерий Кириллович
В статье показано, что нация и этнос это пересекающиеся, но не тождественные социальные множества.
Читать PDF
1.38 мб

Нация и идентичность: к проблеме определения понятий

Батырев Д. Н.
Сложность и многогранность проблемы национальной идентичности сопряжена с серьезными понятийно-категориальными трудностями в современной гуманитарной науке, обусловленными неоднозначностью трактовок самого термина "нация".
Читать PDF
169.45 кб

Татарская нация и ислам в 90-е годы XX века и в настоящее время

Юзеев Айдар
"Религия и идентичность", М., 2003 г., с.169176.
Читать PDF
160.93 кб

Татарская нация и ислам в 90-е годы XX В. И в настоящее время

Юзеев Айдар
"Религия и идентичность в России", М., 2003 г., с. 169-175.
Читать PDF
1.44 мб

97. 01. 010. Нация и государство. (реферативный обзор)

Верченов Л. Н.
Читать PDF
402.85 кб

Нация как иллюзия

Фадеичева М.А.
Читать PDF
151.80 кб

Нация как субъект политической коммуникации: современный опыт России

Баранов Николай Алексеевич
Читать PDF
230.39 кб

О взаимодействии культуры и ценностей во фрейме «Нация-этнос»

Зыкин А.В., Арефьев М.А.
В работе рассматриваются понятия культуры и ценностей, а также проводится анализ их взаимодействия в рамках национальной и этнической культур.
Читать PDF
330.98 кб

Нация-государство и новые медиа: теоретические подходы

Ершов Юрий Михайлович
Интернет часто рассматривается как глобальная и наднациональная сеть.
Читать PDF
323.90 кб

Здоровая женщина — здоровая нация

Садыкова В.Б., Куанышбекова Р.Т., Мырзабекова Г.Т., Березовская С.Я., Имангалиева Л.Т.
В общей системе медико-социальных мероприятий, направленных на охрану здоровья детей, основное место занимает профилактическое направление.
Читать PDF
268.67 кб

Здоровые студенты - здоровая нация

Чумичева Ю.К., Парфенов Александр Сергеевич
В режиме дня должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий в школе и дома, прогулки, регулярность питания, сон.
Читать PDF
374.74 кб

ГРАЖДАНСКАЯ НАЦИЯ И ЭТНОНАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Колесников В. А.
Читать PDF
504.41 кб

96. 04. 030. Шван г. На какие вопросы дает ответ нация? Schwan G. was sind die Fragen, auf die natio

Гирко Л. В.