Мыслительный процесс

Найдено 1 определение
Мыслительный процесс
При решении сложной проблемы обычно намечается путь решения, который осознается как гипотеза. Осознание гипотезы порождает потребность в проверке. Критичность – признак зрелого ума. Некритический ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение за окончательное. Когда заканчивается проверка, мыслительный процесс переходит к окончательной фазе – суждению по данному вопросу. Таким образом, мыслительный процесс – это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения, и т.п.). Выделяют четыре стадии решения проблемы: * подготовка; * созревание решения; * вдохновение; * проверка найденного решения. Структура мыслительного процесса решения проблемы: 1. Мотивация (желание решить проблему). 2. Анализ проблемы (выделение "что дано", "что требуется найти", какие недостающие или избыточные данные, и т.д.). 3. Поиск решения: 3.1. Поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное мышление). 3.2. Поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов. 3.3. Решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов. 3.4. Поиск принципиально нового решения (творческое мышление). 3.4.1. На основе углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключение и т. п.). 3.4.2. На основе использования аналогий. 3.4.3. На основе использования эвристических приемов. 3.4.4. На основе использования эмпирического метода проб и ошибок. В случае неудачи: 3.5. Отчаяние, переключение на другую деятельность: "период инкубационного отдыха" – "созревание идей", озарение, вдохновение, инсайт, мгновенное осознание решения некоторой проблемы (интуитивное мышление). Факторы, способствующие "озарению": a. высокая увлеченность проблемой; b. вера в успех, в возможность решения проблемы; c. высокая информированность в проблеме, накопленный опыт; d. высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке, при эмоционально положительной стимуляции). 4. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения. 5. Реализация решения. 6. Проверка найденного решения. 7. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2). Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия достигается результат, соответствующий предварительно поставленной цели, а результат, который не был предусмотрен в сознательной цели, является по отношению к ней побочным (побочный продукт действия). Проблема осознанного и неосознанного конкретизировалась в проблему взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Побочный продукт действия также отражается субъектом. Это отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, в форме сознания. Побочный продукт "складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но не существенны с точки зрения цели".  

Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии. 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
365.23 кб

Понимание как мыслительный процесс

Квасюк Татьяна Яковлевна
В статье дается определение, что такое понимание; описывается процесс понимания и четыре шага процесса понимания; определяются три горизонтальных и три вертикальных направления развития понимания; предлагается использовать комплек
Читать PDF
600.94 кб

Новые методы изучения мыслительных процессов

Спиридонов Владимир Феликсович
В статье рассматриваются современные методические тенденции развития психологии мышления. Обсуждаются ограничения существующих методов изучения мыслительных процессов.
Читать PDF
1.82 мб

К проблеме структурных уровней мыслительного процесса

Баранова Любовь Васильевна
The article proposes some additions to the level structure of creative thinking.
Читать PDF
1.93 мб

Сущность процессов мышления и мыслительной деятельности

Корниенко Александр Федорович
В статье рассматривается отличие мышления как познавательного психического процесса, протекающего в психике субъекта, от мыслительной деятельности, совершаемой человеком. Уточняются определения понятий «деятельность» и «процесс».
Читать PDF
797.69 кб

О соотношении понятия и суждения в мыслительном процессе

Лупандин В. Н., Магомедова З. Г.
Статья посвящена исследованию соотношения двух важнейших форм мышления понятия и суждения, которые находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга.
Читать PDF
504.74 кб

Развитие мыслительных способностей студентов в процессе обучения

Ермош Елена Николаевна
В исследовании проводится краткий теоретический анализ проблемы развития мыслительных операций.
Читать PDF
2.31 мб

Мыслительный процесс на лекции по математике в аудитории с обратной связью

Подскребко Эльвира Николаевна
В статье освещается опыт использования компьютерной технологии при чтении лекций по математике в Томском политехническом университете.
Читать PDF
335.69 кб

Роль мыслительных процессов в развитии профессиональной речи студентов-нефилологов

Дроздова И.П.
Исследована специфика мыслительных процессов. Обоснована теоретическая модель психического развития и саморазвития личности в процессе обучения профессиональной речи.
Читать PDF
985.48 кб

Развивающий потенциал мыслительных познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Шахбазова Масума Афизовна, Дашдиев Везирхан Ахмедович
В статье анализируется развитие мыслительных познавательных процессов, характеризующих умственное развитие как совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрас
Читать PDF
112.28 кб

Функционирование мыслительных процессов и специфика осознания субъектом смысловых связей

Персиянцев Сергей Алексеевич
Influence of functioning of thought processes on comprehension of semantic communications by the subject is under the analysis.
Читать PDF
720.21 кб

Взаимосвязь психических состояний и мыслительных процессов в учебной деятельности студентов

Прохоров Александр Октябринович, Юсупов Марк Геннадьевич
Статья посвящена изучению наиболее общих закономерностей взаимодействия состояний и мыслительных процессов в условиях учебной деятельности студентов.
Читать PDF
1,013.50 кб

Формирование приёмов мыслительной деятельности у студентов в процессе физического воспитания

Холмуратов Равшан Напасович
В статье рассматриваются проблемы, касающиеся методики целенаправленного формирования у студентов приемов мыслительной деятельности в процессе физического воспитания.
Читать PDF
273.74 кб

Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в процессе проблемного обучения

Цветкова Ирина Владимировна, Забугина Наталия Левоновна
В статье раскрыты теоретические основы проблемного обучения и обобщен опыт творчески работающих педагогов по созданию и применению проблемных ситуаций в работе с детьми для развития творческого потенциала личности.
Читать PDF
723.60 кб

Система формирования мыслительной активности в процессе биолого экологического образования учащихся

Колонтаев В. М., Дробышева Л. М.
Читать PDF
176.25 кб

Развитие мыслительных способностей у младших школьников в процессе обучения двигательным действиям п

Федорова Марина Юрьевна
Рассматривается воздействие развивающего обучения в формировании «школы мяча» по баскетболу на основе модульной системы обучения, включающей разучивание и запоминание основных опорных точек (ООТ), на уровень развития мыслительных