Мышления развитие

Найдено 1 определение
Мышления развитие
синоним: интеллектуальное развитие) — одно из важнейших направлений умственного развития ребенка: появление и совершенствование интеллектуальных операций, формирование умственных действий, позволяющих все более полно и адекватно осуществлять ориентировку в скрытых от непосредственного наблюдения отношениях между объектами. Различия между разными концепциями М. р. определяются, в первую очередь, ответами на три взаимосвязанных вопроса: 1) каково основное направление М. р.; 2) каковы этапы (стадии) развития; 3) каковы основные механизмы, обеспечивающие М. р. Бихевиористически и необихевиористически ориентированные исследователи рассматривают М. р. с точки зрения формирования у ребенка все более совершенных умственных навыков. В гештальтпсихологии на первый план выдвигается процесс расширения и структурирования психологического поля. В концепции Ж. Пиаже М. р. выступает как процесс прогрессивного уравновешивания со средой. Оно проявляется в постепенном преодолении присущего ребенку эгоцентризма (фиксации на собственной позиции, невозможности понять, что позиция другого человека может от нее отличаться). Отечественные психологи, вслед за Л.С. Выготским, в качестве основного направления М. р. выделяют овладение исторически выработанными психологическими средствами («психологическими орудиями»). К ним относятся: понятия, фиксированные в языке (Л.С. Выготский, Ж.И. Шиф); схема ориентировочной основы действия (П.Я. Гальперин); различные модели, отражающие связи и отношения между объектами (В.В. Давыдов, Л .А. Венгер); действия с предметами, соответствующие социально заданным способам их употребления (А.Н. Леонтьев). Стадиальность развития детского М. наиболее ярко подчеркнута в концепции Ж. Пиаже. Согласно его взглядам, в раннем возрасте, на стадии сенсомоторного интеллекта, М. неразрывно слито с восприятием и практическим действием. Позднее связанность ребенка наличной ситуацией ослабевает, у него появляется способность к рассуждению, не сопровождаемому практическим действием. Однако в М. ребенка дошкольного возраста решающую роль по-прежнему продолжают играть непосредственные впечатления, на стадии конкретных операций и это ограничение преодолевается, хотя и не до конца. В этот период М. ребенка освобождается от влияния непосредственных впечатлений, но его рассуждения продолжают опираться на наглядные представления. Только на уровне формальных операций, достигаемом в подростковом возрасте, ребенок становится способен к подлинно абстрактному М., высшей формой которого является гипотетико-дедуктивное рассуждение (правильно построенное рассуждение по принципу «что было бы, если бы...»). По достижении уровня формальных операций М. ребенка перестает нуждаться в опоре на наглядные представления. В отечественной психологии выделяются три этапа М. р. 1) В качестве генетически исходной формы (ранний возраст) рассматривается наглядно-действенное М. Оно характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. В отличие от аналогичных форм М. животных, наглядно-действенное М. ребенка опосредовано социально выработанными способами (образцами) практических действий и развивается под влиянием общения со взрослым (Н.Н. Поддьяков, С.Л. Новоселова). 2) К началу дошкольного возраста у ребенка складывается наглядно-образное М., осуществляющееся в форме оперирования с представлениями о ситуации и о ее возможных изменениях. Использование различных схем и моделей, которые в наглядной форме отражают различные (в том числе абстрактные) отношения между объектами, позволяет ребенку решать в образном плане чрезвычайно широкий круг интеллектуальных задач (Л.А. Венгер). 3) В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое М., которое функционирует на базе языковых средств и характеризуется использованием понятий, логических конструкций. Дальнейшее развитие словесно-логического М.связано с развитием понятийных структур — переходом от предпонятий к житейским, а затем и научным понятиям, теоретическим обобщениям (Л.С. Выготский, Ж.И. Шиф, В. В. Давыдов). Несмотря на сходство этих этапов со стадиями, выделенными Пиаже (сенсомоторный интеллект — наглядно-образное М.; дооператорный интеллект — нагляднообразное М.; операторный интеллект — словесно-логическое М.), имеется и существенное различие. Пиаже считал, что каждая из стадий, за исключением последней, высшей, является лишь промежуточной ступенью, отмирающей при переходе к следующей. В отечественной же психологии подчеркивается, что каждый из типов М., раз появившись, далее продолжает существовать и развиваться. У взрослого человека сосуществуют, выполняя свои специфические функции, все три типа мышления (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др.). Описывая механизмы развития М. на ранних стадиях, ведущую роль Пиаже отводит деятельности ребенка, практическому познанию мира, экспериментированию с разнообразными объектами. Интериоризация практических действий приводит к образованию познавательных схем интеллекта. На более поздних стадиях (особенно — в подростковом возрасте) важнейшим источником интеллектуального развития становится коммуникация, дискуссия между сверстниками, в ходе которой выясняются и согласовываются их точки зрения. Высшие формы М., по Пиаже, представляют собой подобную же дискуссию, но только интериоризированную («дискуссию с самим собой»). В отечественной психологии решающая роль в М. р. также отводится предметной деятельности и общению, однако подчеркивается, в первую очередь, значение общения со взрослым, которое обеспечивает усвоение общественного опыта. Ведущую роль в этом процессе играет как целенаправленное, так и стихийное обучение, осуществляемое окружающими ребенка людьми. А.Л.Венгер

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
426.60 кб

Мышление и развитие человека

Шагиахметов Марат Равгатович
В соответствии с системным подходом, который используется автором, процесс развития мышления рассматривается как часть системы развития человека, в основе которой лежит взаимодействие системы индивида и системы общества.
Читать PDF
63.08 кб

Как развить творческое мышление

Масакова Олеся Вячеславовна
Читать PDF
1.39 мб

О методах развития гибкого мышления

Семаков Никита Васильевич
В данной статье рассмотрены наработки иностранных школ, возможность и особенности применения этих наработок в российских школах, а также наблюдения и выводы автора после внедрения некоторых разработок.
Читать PDF
306.34 кб

Развитие мышления в процессе обучения

Леонтьев Алексей Алексеевич
Читать PDF
975.22 кб

Условия развития творческого мышления

Першина Кристина Владимировна
В статье анализируются условия развития творческого мышления. Особенно остро этот вопрос встает сейчас, в век научно-технического прогресса.
Читать PDF
3.19 мб

Развитие мышления на уроках математики

Золотая Ирина Георгиевна
В статье рассматривается понятие мышления, виды мыслительных операций, возможности развития мышления через применение задач в эмпирических, абстрактных и теоретических понятиях.
Читать PDF
225.11 кб

Развитие гуманитарного мышления педагога

Иванова Ольга Анатольевна, Колычева Зоя Ивановна
В статье обсуждается значимость и особенности гуманитарной парадигмы общественного развития, семантические характеристики и ценностно-смысловые основания гуманитарного мышления.
Читать PDF
263.72 кб

Развитие у студентов творческого мышления

Гордова Р.Л.
В статье рассматриваются вопросы развития творческого мышления у студентов.
Читать PDF
767.79 кб

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ

Турдиева Комила Усманкуловна
В статье раскрываются вопросы, связанные с развитием критического мышления у студентов. Названы умения, влияющие на этот процесс.
Читать PDF
11.90 мб

Развитие логического мышления у дошкольников

Бурлакова Ирина Анатольевна
Развитие умственных способностей (психологических качеств, позволяющих детям легко и быстро усваивать новые знания и использовать их при решении разнообразных задач) имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению.
Читать PDF
1.75 мб

Развитие творческого мышления у дошкольников

Шиян Ольга Александровна
Оправдание творчества Тема экспериментальной площадки детского сада № 1602 ЮВАО г. Москвы «Развитие творческого (диалектического) мышления у дошкольников».
Читать PDF
172.11 кб

Мышление и речь в их развитии и преобразовании

Тапбергенов С.О.
Принципиальные вопросы соотношения мышления и речи, первичности слова или идеи остаются открытыми. Путаница в разграничении и применении понятий сигнал и знак затрудняет понимание особенностей поведения высших животных.
Читать PDF
265.73 кб

Основные направления методики развития мышления

Цупикова Елена Викторовна
Задача данной статьи – на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть понятия «мышление», «аспекты мышления», «развитие мышления», «мыслительные операции», показать слитность процессов развития мышления с процессам
Читать PDF
381.06 кб

Развитие толерантного мышления на уроках физики

Бубликов Сергей Викторович, Красин Михаил Станиславович
В статье обоснована необходимость и показаны возможные методические приёмы развития толерантного мышления обучающихся на уроках физики.
Читать PDF
126.31 кб

Развитие критического мышления на уроках физики

Варлакова Марина Леонидовна
В работе показано, что критическое мышление эффективнее развивать на уроках физики, так как именно она вносит значительный вклад в умственное развитие человека.

Похожие термины:

  • Мышления уровни развития

    разграничение видов мышления в зависимости от возраста индивида. Многие исследователи указывают, что мышление не дано человеку в развитом состоянии от рождения и что оно проходит в своем формиро
  • МЫШЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

    Формирование М. представляет собой процессы двоякого рода. Прежде всего, это естественные процессы возникновения и прогрессивного изменения основных видов М., протекающие в обычных повседневных
  • Развитие мышления в персоногенезе

    Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, зате
  • Дооперациональная стадия или уровень развития мышления

    Пиаже) - вторая стадия когнитивного развития, следующая за первой, сенсомоторной. Начинается с понимания ребенком факта постоянства объекта и завершается появлением конкретных умственных операц