Мышление социальное

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Мышление социальное
мышление, ориентированное на познание социальной действительности, то есть людей и социальных групп и ситуаций, взаимоотношений людей. Определяется, как полагают, следующими факторами: (Аронсон, Уилсон, Эйкерт, 2002): 1. в своем социальном мышлении люди чаще всего руководствуются стремлением иметь позитивную самооценку, нежели потребностью быть объективными; 2. люди обычно реагируют не на социальную ситуацию, как таковую, а на то, как они себе ее предсталяют в соответствии с социальными когнитивными схемами; 3. социальное влияние на мысли, чувство и действия является обычно более значимым, чем индивидуальные детерминанты мышления и поведения; 4. восприятие и интерпретация социальной информации реализуется, в основном, посредством когнитивных структур автоматического мышления. По этой причине то, что первым приходит в голову индивиду относительно поведения людей, кажется ему наиболее правильным и значимым. По этой же причине последующие мысли оцениваются им как скорее сомнительные и менее значимые; 5. люди стараются не думать о том, что им неприятно, воспринимая социальные ситуации в более благоприятном для себя виде. Вытеснение неприятных мыслей происходит, предположительно, посредством двух процессов: а) мониторингового процесса, то есть отслеживания появления мыслей, готовых проникнуть сознание; 2. операционного процесса, позволяющего переключить внимание на что-то другое, более привлекательное всякий раз при получении сигнала о появлении неприятных мыслей; 6. люди стремятся трактовать социальные события преимущественно в угоду своей позитивной самооценке – явление, обозначаемого термином бенэффектанс (см.). Что касается конкретных моделей социального мышления, то их достаточно много. Из числа основных указывают на такие, как оценка внешности, длительное изучение кого-либо, наблюдение за чьим-либо невербальным поведением, тенденция оценивать личностные качества других людей невзирая на то, в каихм социальных обстоятельствах это происходит, склонность опираться на свой недавний опыт (прайминг), использование имплицитных личностных теорий, восприятие других людей с позиции собственной групповой идентичности и др. Нарушения социального мышления у пациентов с психиатрической патологией пока что не являются предметом систематических исследований, исключая социальное поведение психопатических личностей.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Мышление социальное
Проблема М. с. активно изучается как в отеч., так и в зарубеж. психологии. Мышление обусловлено бытием, что позволяет говорить о различиях в мышлении, соотносимых с разл. содержанием социальной реальности. Поэтому осмысление обществ. жизни выражается в М. с. Посредством М. с. человек познает окружающую действительность, социальные ситуации, систему социальных связей, вырабатывает систему взглядов на действительность, формирует свою мировоззренческую позицию, а так же познает субъекта социального взаимодействия - человека. Существует неск. определений понятия «социальное мышление». Д. Майерс рассматривает социальное мышление как способность оценивать себя и других, способность, обуславливающую социальные установки, объяснения и убеждения. В отеч. психологии термин «М. с.» был предложен К. А. Абульхановой-Славской, к-рая считает, что «М. с. личности зависит от ее социальной жизненной позиции, осуществляется в единстве с ее действиями и поступками, но в целом выражает обобщение найденного личностью способа жизни». Т. о., М. с. - это мышление личности о социальной действительности, к-рая является ее объектом. Предметом М. с. выступают люди, особенности их поведения и взаимоотношений, социальные процессы, в к-рых реализуются обществ. отношения, весь жизненный путь личности. Коммуникативность мышления личности, с т. зр. Абульхановой-Славской, имеет 3 качества или способности. Первое состоит в самой мыслительной адресованности к др. человеку, в оценке его позиции и учете его самого при мыслительном рассмотрении проблемы. Второе состоит в предвосхищении, т. е. в прогнозировании, в ожидании мнения др. человека, его оценок, понимания суждений. И третье качество М. с. состоит в степени развития способности и склонности к диалогу. Разл. аспекты исследования проблематики М. с. представлены в работах А. В. Брушлинского, В. А. Поликарпова, Г. Э. Белицкой, А. Н. Славской, В. Ф. Серенковой, Н. Л. Смирновой и др. Группа исследователей под рук. К. А. Абульхановой-Славской разработали целостную концепцию М. с., функц. структура к-рого включает в себя следующие процедуры. 1. Проблематизация - это творческая способность вычленять проблемы из противоречивой социальной действительности, способность их вербализовать, формулировать и решать. 2. Категоризация - способность определять социальную действительность в системе социально принятых понятий и значений, а также в форме новых обобщений, являющихся продуктом индивидуального сознания. 3. Репрезентация, или социальные представления, - это совокупность функций, к-рая обеспечивает личности степень субъективной определенности восприятия, понимания и воспроизведения социальной действительности и себя в ней. 4. Интерпретация - способность истолковывать, понимать и объяснять процессы, отношения, существующие в социальной действительности, т. е. способность составлять мнение о множестве ситуаций, о поведении др. людей, об их высказываниях. Г. Э. Белицкая исследовала особенности проблемного осмысления личностью социальной действительности. А. Н. Славская изучала интерпретацию как одну из важнейших процедур М. с. Имплицитные представления об интеллекте представлены в исследованиях Н. Л. Смирновой. Репрезентацию как одну из процедур социального мышления исследовали М. И. Воловикова, Е. В. Пащенко, О. П. Николаева и др. Выделяются след. осн. структурные компоненты социального мышления: решение жизненных задач на базе позитивного или негативного альтернативного выбора, диалогическое мышление, прогнозирование жизненного пути, выбор своей позиции в обществе. На М. с. влияют личностные качества, прежде всего ответственность, локус контроля, детерминирующий активность, способность преодолевать трудности, готовность к самост. планированию своей жизни, жизненная удовлетворенность, самоидентификация, профессиональная мотивация, коммуникативные качества. Необходимо отметить, что нек-рые авторы (И. Ф. Баширов, А. И. Савенков) считают М. с. структурным компонентом социального интеллекта, при этом полагают, что оно направлено на определение чувств, настроения, рефлексию поступков др. людей. Т. о., М. с. личности это мышление, направленное на познание как ситуации взаимодействия, так и участников этого взаимодействия, как социальной действительности в целом, так и собственной жизни в частности. М. с. зависит от способа жизни человека, при этом на основе М. с. формируется образ жизни человека, его мировоззрение, но в то же время оно выражает обобщенный образ жизни человека. Лит.: Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы, стратегии исследования // Психол. журн., 1994, Т. 14, № 4; Она же. Представление личности об отношении к ней значимых других // Психол. журн., 2001, № 5; Она же. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Ч. 3. Социальные представления и мышление личности. М., 2002; Славская А. Н. Личность как субъект интерпретации. М., 2002. Смирнова Н. Л. Исследование имплицитных концепций интеллекта // Психология личности в условиях социальных изменений. М., 1993. А. К. Белоусова, М. А. Вышквыркина

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
279.72 кб

Цикличность социального мышления

Казаков Евгений Фёдорович, Овчаров Александр Андреевич
В статье рассматривается абстрактная модель социальных циклов мышления.
Читать PDF
262.85 кб

Социальное мышление как человеческий капитал

Куклина Наталия Борисовна
Данная статья акцентирует внимание на проблеме социальной адаптации личности.
Читать PDF
201.53 кб

Социальная активность детей с разными уровнями мышления

Комкова Елена Ивановна
В статье обсуждается проблема умственного развития в процессе социальной активности.
Читать PDF
366.95 кб

Социально-психологические предпосылки мышления Нового времени

Юревич А.В.
Читать PDF
588.50 кб

О сущности понятия «Критическое мышление социального педагога»

Королева Анна Валерьевна
В статье проведен анализ ряда определений категории «критическое мышление». Выявлены и проанализированы основные характеристики критического мышления социального педагога.
Читать PDF
996.24 кб

Социальный аспект процесса развития критического мышления учащихся

Акрамова Гулбахор Ренатовна
В данной статье освещены подходы к формированию критического мышления школьников путем привития им навыков культуры общения, раскрыты принципы мотивации учащихся к выстраиванию взаимоотношений в обществе.
Читать PDF
452.44 кб

Об историческом опыте в современном социально-проективном мышлении

Антипов Георгий Александрович
Одна из особенностей всех современных обществ состоит в том, что мы сознательно выбираем и составляем проекты, которые призваны усовершенствовать наши социальные институты.
Читать PDF
231.82 кб

Мировоззренческая метаморфоза Н. В. Гоголя и социальность мышления

Прохоров М. М.
В статье раскрыт смысл понятия социальности мышления и её отрицания. Отрицание социального мышления автор статьи прослеживает путем исследования известной работы Н.В. Гоголя «Избранные места из переписки с друзьями».
Читать PDF
383.61 кб

Социально-психологические особенности российского научного мышления

Юревич А.В.
Читать PDF
115.39 кб

Социально-технологический стержень профессионального мышления менеджера

Бурмыкина И.
Читать PDF
364.32 кб

Роль критического мышления в формировании инновационной социальной среды

Калашникова Нина Александровна
Современное общество нуждается в конструктивных формах критики, направленных на совершенствование социальной системы, а не на ее разрушение.
Читать PDF
363.38 кб

АСПЕКТЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНО- ПРОЕКТИВНОМ МЫШЛЕНИИ

Антипов Г. А.
Читать PDF
168.78 кб

К определению основных приемов парадигмального мышления в социальном познании

Насиров Марат Нухбалаевич
Статья представляет собой введение в методологический проект, целью которого является создание нового метатеоретического метода социального познания парадигмального анализа.
Читать PDF
397.51 кб

Ян Амос Коменский как вдохновитель развития социально-педагогического мышления

Прохазка Мирослав
Статья представляет собой размышления по поводу точки зрения Я.А. Коменского на воспитание и на социальную реформу общества.
Читать PDF
1.21 мб

Показатели и уровни развития критического мышления будущего социального педагога

Макарова Людмила Николаевна, Королева Анна Валерьевна
В статье обоснованы и подробно рассмотрены показатели развития критического мышления студентов будущих социальных педагогов.