МЫШЛЕНИЕ ПРОДУКТИВНОЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

МЫШЛЕНИЕ ПРОДУКТИВНОЕ
устаревшее название вида мышления человека, которое в современной психологической науке чаще называют творческим. Понятие М.п. одним из первых стал использовать М. Вертгеймер, который также явился одним из первых психологов-экспериментаторов в области творческого мышления. Результатом М.п., по Вертгеймеру, является получение нового «продукта», например новых знаний или новых решений задач. См. Вертгеймер Макс, мышление (виды), мышление репродуктивное.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Продуктивное мышление
productive thinking) М. Вертгеймер посвятил всю свою научную работу двум сферам: восприятию и мышлению. Он сформулировал ряд постулатов, к-рые определяли границы области "подлинных, красивых, ясных, чистых продуктивных процессов". Во-первых, внешними факторами, затрудняющими эти процессы, яв-ся слепые привычки, предубеждения, личные интересы и определенные виды школьной муштры. Во-вторых, эти процессы характеризуются тж определенными операциями, такими как группировка, центрирование и реорганизация. В-третьих, эти операции вполне естественны. Они логически определяются структурными требованиями проблемы и относятся к целостным характеристикам. В четвертых, более традиционные операции, к-рые тж вовлечены в эти процессы, функционируют сходным образом по отношению к характеристикам целого. В-пятых, эти процессы не носят характера простого суммирования, т. е. последовательности отдельных, случайных событий, в к-рых и возникают ассоциации или производятся операции. Мыслительные процессы отнюдь не произвольны по своей сути. Эти процессы обладают на удивление стройной, внутренней логикой развития, к-рая часто может быть обнаружена только ретроспективно. В-шестых, продуктивные процессы требуют не только частичных, кусочных фактических истин, но и "структурной истины". Одним из случаев, к-рый Вертгеймер использовал для иллюстрации П. м., была реальная история с Карлом Фридрихом Гауссом, с детства необыкновенно одаренным в области математики. В возрасте трех лет Гаусс уже исправлял счета отца. Наиболее широко известный случай, демонстрирующий гениальность Гаусса, произошел, когда тому было 6 лет. Его учитель устроил классу соревнование, с целью посмотреть, кто из учеников первым найдет сумму 1 +2 + 3 + 4 + 5 + 6 + + 7 + 8 + 9 + 10. Пока все др. ученики занимались сложением чисел, Гаусс обнаружил, что 1 + 10 = 11, и 2 + 9 = 11, и так далее. Он определил, что имеется 5 таких пар, и что 5 раз по 11 равно 55. Этот пример демонстрирует реорганизацию числового ряда в свете конкретной задачи. Реорганизация происходит, когда индивидуум начинает схватывать внутренние отношения между компонентами и их полной структурой. В сущности, мышление требует, чтобы а) все проблемные ситуации рассматривались структурно и чтобы с ними обращались соответственно, как со структурам"; б) чтобы производились операции структурной группировки и выделения; в) чтобы операции усматривались и применялись в своих местах в структуре; г) чтобы использовалась структурная транспонируемость (для отделения структурно периферических от фундаментальных характеристик) и д) чтобы осуществлялся поиск структурной (соответствующей целому), а не кусочной (соответствующей части) истины. См. также Абстрактный интеллект, Когнитивная сложность, Математически одаренные дети Р. А. Прентки

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

МЫШЛЕНИЕ ПРОДУКТИВНОЕ
стадии) (англ. productive thinking) - синоним "творческого мышления", связанного с решением проблем: новых, нестандартных для субъекта интеллектуальных задач. Самая трудная задача, стоящая перед человеческой мыслью, - это задача познать самого себя. "Я не уверен, - сказал А. Эйнштейн выдающемуся психологу М. Вертгеймеру, - можно ли действительно понять чудо мышления. Вы, несомненно, правы, пытаясь добиться более глубокого понимания того, что происходит в процессе мышления..." (Продуктивное мышление. - М., 1987, с. 262). Мышление сродни искусству, чудо которого также сопротивляется пониманию и познанию. В парадоксальной форме нечто подобное выразил Н. Бор. На вопрос "можно ли понять атом?" Бор ответил, что, пожалуй, можно, но сначала мы должны узнать, что означает слово "понимание". Великим ученым в большей степени, чем простым смертным, свойственно удивление перед Великим и сознание скромности своих сил. Склонялся перед чудом мышления и М. Мамардашвили: "Мышление требует почти сверхчеловеческого усилия, оно не дано человеку от природы; оно только может состояться - как своего рода пробуждение или правоспоминание - в силовом поле между человеком и символом". Несмотря на сомнения, Эйнштейн не только сочувствовал, но и содействовал Вертгеймеру в познании М. п. и, начиная с 1916 г., часами рассказывал ему о драматических событиях, которые завершились созданием теории относительности. Психолог представил "титанический процесс мышления" как драму в 10 актах. Ее "участниками" были: зарождение проблемы; стойкая направленность на ее решение; понимание и непонимание, вызывавшее подавленное состояние, вплоть до отчаяния; находки, гипотезы, их мысленное проигрывание; выявление противоречий и поиски путей их преодоления. Все это происходило на фоне осмысления, переосмысления и преобразования исходной проблемной ситуации и ее элементов и продолжалось до тех пор, пока не была построена картина новой физики. Процесс мышления занял 7 лет. Главным на протяжении этого периода было "ощущение направленности, непосредственного движения к чему-то конкретному. Конечно, очень трудно выразить это ощущение словами; но оно определенно присутствовало и его следует отличать от более поздних размышлений о рациональной форме решения. Несомненно, за этой направленностью всегда стоит что-то логическое; но у меня оно присутствует в виде некоего зрительного образа" (Эйнштейн). Исходящую от задачи направленность, упорядочивающую процесс мышления, представитель вюрцбургской школы психолог Н. Ах назвал детерминирующей тенденцией, а О. Зельц изучал роль интеллектуализированных (нечувственных) наглядных представлений - образов, играющих роль пластичных орудий М. п.
Рассмотрим собирательный образ мыслительного творческого процесса, т. е. представление о его основных стадиях.
1. Возникновение темы. На этой стадии возникает чувство необходимости начать работу, чувство направленной напряженности, которая мобилизует творческие силы.
2. Восприятие темы, анализ ситуации, осознание проблемы. На этой стадии создается интегральный целостный образ проблемной ситуации, образ того, что есть и предощущение будущего целого. Говоря современным языком, создается образно-концептуальная или знаково-символическая модель, адекватная той ситуации, которая возникла в связи с выбором темы. Модель служит материалом ("интеллигибельной материей"), в которой отыскивается ведущее противоречие, конфликт, т. е. происходит кристаллизация проблемы, подлежащей решению.
3. На 3-й стадии осуществляется (часто мучительная) работа над решением проблемы. Она представляет собой причудливую смесь осознаваемых и неосознаваемых усилий: проблема не отпускает. Возникает ощущение, что не проблема во мне, а я в проблеме. Она меня захватила. Результатом такой предваряющей решение работы м. б. не только создание, проверка и отвержение гипотез, но также и создание специальных средств для решения проблемы. Примером могут служить усилия в визуализации проблемы, создание новых вариантов образно-концептуальной модели проблемной ситуации.
4. Возникновение идеи (эйдоса) решения (инсайт). На решающее значение этой стадии имеется бесчисленное множество указаний, но сколько-нибудь содержательные описания отсутствуют и ее природа остается неясной.
5. Исполнительная, по сути, техническая стадия, не требующая особых пояснений. Она часто весьма трудоемка, когда для решения нет соответствующего аппарата. Как указывал И. Ньютон, когда задача понята, приведена к известному типу, применение определенной формулы не требует труда. Это делает за нас математика.
Выделенные стадии весьма условны, но подобные описания интересны тем, что в них как бы естественно перемежаются размышление, визуализация {воображение), рутинная работа, интуитивные акты и т. д.; все это сцеплено направленностью на решение проблемы, ее конкретизацию.
Приведенное аналитическое описание можно дополнить синтетическим. Гете видел в познании и мышлении "бездны чаяния, ясное созерцание данного, математическую глубину, физическую точность, высоту разума, глубину рассудка, подвижную стремительность фантазии, радостную любовь к чувственному". Попробуем на секунду представить себе, что всем этим Гете обязан школьному обучению, и тут же возникает вопрос, какой коллектив педагогов мог бы обеспечить подобное воспитание и развитие мышления? Столь же трудно представить себе ученого, который бы взялся изучать работу такого невероятного оркестра, каким было мышление великого поэта, мыслителя, ученого. Каждый исследователь мышления выбирает для изучения к.-л. один инструмент, неминуемо утрачивая целое. В этом нет большой беды до тех пор, пока исследователь не навязывает изученный им инструмент в качестве единственного или главного, напр., системе образования. (В. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
15.85 мб

ПРОБЛЕМА ПРОДУКТИВНОСТИ МЫШЛЕНИЯ И ОБУЧЕНИЕ

Матюшкина Анна Алексеевна
В работе представлено теоретическое исследование проблемы продуктивности мышления в контексте вопросов обучения.
Читать PDF
97.75 кб

О механизмах продуктивного творческого мышления

Леденева Галина Леонидовна
Читать PDF
108.10 кб

Психология продуктивного (творческого) мышления. .

Дункер (duncker) Карл
Читать PDF
334.35 кб

Философские основы проблемы развития продуктивного мышления

Глебова М. В.
В статье рассмотрены философские и психологические аспекты творческого (продуктивного) мышления.
Читать PDF
1.41 мб

Продуктивное и репродуктивное мышление: общность или антагонизм?

Гетманская Е. В.
Исследуется подвижность границ продуктивного и репродуктивного мышления, выявляются специфика обоих способов мышления и их взаимозависимость, а также операциональные инструменты (механизмы) продуктивного и репродуктивного мышления
Читать PDF
442.78 кб

Проектная деятельность как средство развития продуктивного мышления учащихся

Есенжанова Ардак Амангельдовна
Рассмотрено содержание понятий «мышление», «продуктивное мышление», «проектная технология», раскрыты особенности продуктивного мышления как процесса и как деятельности.
Читать PDF
261.72 кб

Взаимосвязь стиля педагогической деятельности учителя и продуктивности мышления младшего школьника

Дмитренко Т. А.
В статье выявлен факт расхождения показателей продуктивности мышления младших школьников в зависимости от организации педагогического взаимодействия по диалогическому или монологическому типу.
Читать PDF
107.46 кб

Актуальные проблемы формирования творческого продуктивного мышления педагога на основе инновационной

Никольская О. Л.
Проводится анализ психолого-педагогических особенностей освоения педагогом инновационных технологий. Предлагается авторская система учёта трудностей в процессе повышения квалификации педагогов и курсов специализации.
Читать PDF
985.84 кб

Проблема становления математического мышления у младших школьников в технологии продуктивного обучен

Востриков А. А., Фетисова Н. В.
By means of the analysis of results of international investigations the authors bring up the problem of changing the educational paradigm from «knowledge» approach to information-activity approach.
Читать PDF
102.19 кб

Формирование логического и интуитивного компонентов продуктивного мышления студентов художественных

Гусева Е. Г.
Статья посвящена исследованию логического и интуитивного компонентов в формировании продуктивного мышления студентов художественных специальностей.
Читать PDF
364.45 кб

Проектная технология как эффективное средство развития продуктивного мышления современного подростка

Есенжанова Ардак Амангельдовна
В статье рассматривается содержание понятий «мышление», «продуктивное мышление», «проектная технология».
Читать PDF
415.65 кб

Формирование продуктивного мышления будущего специалиста на базе системного подхода в процессе обуче

Ковалева Елена Адамовна
Читать PDF
290.79 кб

Продуктивность мышления в аспекте индивидуальных особенностей структурной организации когнитивной сф

Ахметова Л. В.
Индивидуальные особенности структурной организации когнитивной сферы личности находятся в тесной взаимосвязи с продуктивностью мышления учащихся.
Читать PDF
256.75 кб

Фоносемантическая этиология алфавитно-литерационной системы как фактор продуктивности мышления (на п

Островский В. А.