МЫШЛЕНИЕ ОБРАЗНОЕ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Образное мышление
вид мыслительного процесса, в котором используются образы.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

Мышление образное
Мышление, оперирующее наглядными, чувственными представлениями.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ
вид мышления, сущность которого в оперировании образами бывших ранее восприятий. Оно лежит в основе воображения.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

образное мышление

вид мышления, связанный с оперированием образами и сочетающий в себе чувственные и логические компоненты. О.м. нередко бывает связано с интуицией, с воображением.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Образное мышление
мышление, совершающееся в форме связи и сочетания образов. Образное мышление – конкретное мышление, свойственное ребенку раннего возраста и вообще на примитивных ступенях развития, образное мышление является главной формой мышления. (12.1, 118) См. Мышление, Развитие

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

Мышление образное
форма умственной деятельности с участием речи и посредством оперирования мысленными образами или что то же самое, с конкретными и собирательными понятиями. Данная форма мышления, как указывают психологи, доминирует у детей в возрасте от 4-5 до 8-11 лет. Типичные признаки такого мышления представляют: а) недостаточное овладение абстрактными и общими понятиями; б) предпочтение ситуационных связей между мыслями логическим, а также в) то значительное влияние, которое оказывают на ход умственной деятельности эмоции. Другими словами, в этом возрасте возникают нормальные для указанного возраста варианты эмоционального и аутистического мышления, поскольку дети еще слабо дифференцируют реальность и плоды своего воображения, им всем свойственно желаемое принимать за действительное. Образное мышление присуще также большинству взрослых людей, однако у части из них оно находится под жестким контролем логики и абстрактного мышления, в той мере, разумеется, в какой и то, и другое у них развиты. Образное мышление в историческом плане дало возможность человеку придумывать и создавать нечто новое, поскольку он в значительной степени освободился от природных и ситуационных ограничений в умственном плане. Так, 6000 лет тому назад на территории теперешней Сербии был построено первое здание. Синонимы: Стадия конкретных операций, Конкретное мышление, Словесно-образное мышление.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ
один из основных видов мышления, выделяемый наряду с наглядно-действенным и словесно-логическим мышлением. Образы представления выступают как важный продукт О. м. и как одно из средств его функционирования. О. м. носит как непроизвольный (сновидение, грезы), так и произвольный характер. Последнее широко представлено в творческой деятельности человека. Весьма широко О. м. применяется в деятельности оператора, который; не имея возможности непосредственно воспринимать управляемый объект, вынужден создавать его модель в виде различных образов (см. Оперативный образ, Оперативное мышление). Функции О. м. связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет вызвать в результате своей деятельности, преобразующей ситуации, с конкретизацией общих положений. С помощью О. м. более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Очень важная особенность О. м.— установление непривычных «невероятФункции О. м. связаны с представлением ситуаций и изме нений в них, которые человек хочет вызвать в результате своей деятельности, преобразующей ситуации, с конкретизацией общих положений. С помощью О. м. более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Очень важная особенность О. нтекст, обобщение. О. м. составляет у взрослого человека самостоятельный вид мышления, получая особое развитие в техническом и художественном творчестве. Индивидуальные различия в О. м. связаны с доминирующим типом представлений и степенью развития приемов представления ситуаций и их преобразований. В ряде случаев понятие О. м. совпадает с понятием воображения.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

МЫШЛЕНИЕ ОБРАЗНОЕ
процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи. Значение М. о. связано с тем, что видение и понимание объектов и явлений окружающего мира обусловлено формами их познания и отражения. Эта зависимость раскрывается теорией познания, определением роли содержательно (предметно) функционирующих форм мышления и роли предметной логики генезиса знания. Из этих общих определений следует, что М. о. представляет собой единую систему форм отражения - наглядно-действенного, наглядно-образного и визуального мышления, - с переходами от означивания отдельных единиц предметного содержания отражения к установлению между ними конститутивных связей, обобщению и построению образно-концептуальной модели и затем на ее основе к выявлению категориальной структуры сущностной функции отражаемого. В данном типе мышления используются г. о. средства выделения, формирования, преобразования и обобщения содержания отражения образной формы. Эта форма присуща материально-чувственной основе отражения, организации мыслительных действий, а также их результату (см. Мышление наглядно-действенное, Мышление наглядно-образное, Мышление визуальное).
Когда речь идет о роли зрительных образов в отражении действительности, то чаще они рассматриваются только как чувственная основа, как результат созерцания отдельного индивида. Вплоть до XIX в. существовало представление о том, что в образной форме могут отражаться лишь единичные объекты, и не ставился вопрос о том, каким образом формируются понятия более высокого уровня отражения. Лишь иногда они сводились, напр, по Локку, к сумме образов, соединенных со словом на конвенциональной основе. Но позднее внимание привлекли образы взаимосвязей объектов и устойчивых между ними отношений, образы движений и действий, а затем кроме чувственных образов стали выделяться мыслительные, понятийные, приобретающие форму динамической модели, гносеологические. Теперь в свете системно-структурного подхода раскрываются состав и строение содержания образов и всего процесса М. о. в категориях элементов, связей, структуры. Основная задача такого подхода состоит в определении соответствия сформированного образа и выполняемых на его основе действий отражаемому объекту. Самое же широкое использование системного подхода потребовалось для определения взаимодействия с современными сложными системами (техническими, организационными, технологическими, информационными, а также природными, физическими, экологическими и др.). Системным строением отличаются объекты производства, организации и управления, научных исследований и проектных решений, сферы образования, различных областей искусства и культуры. Контакты с такими объектами превращаются в не менее сложные виды деятельности. Для их осуществления недостаточно знать лишь внешние признаки компонентов систем, здесь требуются более глубокие знания: определение состава, структуры и организации систем, внутренних интегральных свойств, генезиса системного строения, способов его развития. Особое значение имеет знание функциональных параметров системы и характеристик ее основных функций, которые должны проявляться при взаимодействии с ней. Знание функций служит главным ориентиром в деятельности, и поэтому его получение превращается в первоочередную задачу М. о.
Эти знания складываются постепенно на 3 уровнях обобщения, которые осуществляются средствами 3 видов М. о. В процессе наглядно-действенного мышления происходит выделение и отбор единиц предметного содержания отражения, определения в них существенных свойств и связей. Наглядно-образное мышление направляется на абстрагирование отражения и на построение из них образно-концептуальной модели. Средствами визуального мышления производится дальнейшее абстрагирование из концептуальной модели обобщенных отношений элементов и определение сущностных свойств функциональной структуры объектов отражения. (В. М. Гордон.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
323.76 кб

Образное мышление в сфере туризма

Белова Зоя Степановна
Раскрывается суть образного мышления в процессе осуществления человеком познавательной туристской поездки.
Читать PDF
203.14 кб

Художественно-образное мышление музыканта

Степанова С.В.
Читать PDF
812.72 кб

О ФОРМИРОВАНИИ ПРОСТРАНСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ

Тукеева Гулназ Еркеновна
в статье рассматриваются пути всестороннего обучения будущих специалистов и развития творческого мышления, развитие их умственных способностей на основе чертежно-графических задач, усиление реализации полученных знаний с помощью а
Читать PDF
249.35 кб

Развитие ассоциативно-образного мышления студентов

Филиппова Галина Станиславовна
Встатьерассматриваетсяобразно-ассоциативныйтипмышлениякакважнейшаякомпетенция, которойдолженобладатьпрофессионал, занимающийсяпроектнойдеятельностью.
Читать PDF
427.79 кб

Оппозиции и метафоры образного мышления в культуре

Скворцов Дмитрий Евгеньевич
В настоящей статье представлены результаты изучения различных форм образного мышления в культуре.
Читать PDF
3.72 мб

Роль образного мышления в процессах осмысления культуры

Скворцов Дмитрий Евгеньевич
Проведен анализ феномена образного мышления через сопоставление функционирования его составляющих – мышления и воображения. Исследованы функции образа как средства формирования культурных сред и идентичности человека.
Читать PDF
95.89 кб

Воспитательный потенциал образно-символического мышления

Потанина Лейла Тахировна
Читать PDF
293.62 кб

Специфика художественно-образного мышления педагога-музыканта

Румянцева Зоя Васильевна
Читать PDF
181.14 кб

Особенности образного креативного мышления в юношеском возрасте

Баранова Л. В.
различных специальностей. В ходе исследований было выявлено, что в мышлении креативных студентов интуиция выступает как самостоятельный высокозначимый компонент.
Читать PDF
863.22 кб

Развитие художественно-образного мышления школьников 4-5 классов

Борисов Владимир Юрьевич
Рассматривается структура художественно-образного мышления: компоненты [(творчество, эстетическое чувство, логика, волевые операции (самоконтроль, критика)], психические процессы (память, воображение, внимание, ассоциации, предста
Читать PDF
660.72 кб

Роль художественного метода в формировании образного мышления педагога

Ситникова Оксана Владимировна
Обозначается проблема кризиса в образовании и, наряду с существующими, предлагаются оригинальные пути выхода из него. Главным резервом выступает творческий потенциал личности.
Читать PDF
22.21 мб

Диагностика уровня развития композиционно-образного мышления подростков

Канунникова Татьяна Александровна
В статье поднимается проблема диагностики уровня развития композиционно-образного мышления учащихся детской художественной школы.
Читать PDF
1.09 мб

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Волгуснова Екатерина Андреевна, Васильева Евгения Александровна
В данной статье представлена теоретико-эмпирическое исследование общих, специфических и индивидуальных особенностей проявления образной креативности (творческого мышления) у младших школьников на материале теста креативности Е.П.
Читать PDF
249.80 кб

Традиции использования образно-символического мышления в истории человечества

Потанина Лейла Тахировна
В статье образно-символическое мышление рассматривается как знаковая система, концентрирующая в себе все человеческие и культурные достижения.
Читать PDF
23.10 мб

Формирование художественно-образного мышления учащихся на основе синтеза искусств

Бигус Наталья Владимировна, Цаль Наталия Николаевна, Бигус Анна Николаевна
Статья является актуальной, поскольку рассматривает недостаточно разработанную в теории и методике художественного образования проблему развития образного мышления учащихся на основе синтеза искусств.

Похожие термины: